Главная Право на легенду
Право на легенду Печать E-mail

Владимир Бабуро  Право на легенду

Владимир Бабуро  Право на легенду

Мурманск 2001

Всем, кто работал в Беломорской базе гослова рыбы, живым и памяти ушедших, посвящаю.

ПРИКАЗ

по Министерству рыбной промышленности КФ ССР

г. Петрозаводск № 110 26 апреля 1951 г.

"Об организации Беломорской базы государственного лова рыбы"

На основании Распоряжения Совета Министров Союза ССР от 16 марта 1951 года № 3237-р организовать на базе Государственного лова Беломорского рыбокомбината Беломорскую базу государственного лова рыбы как самостоятельное предприятие на хозяйственном расчете с непосредственным подчинением Министерству рыбной промышленности КФ ССР с местом нахождения в г. Беломорске.

Выделить из Беломорского рыбокомбината весь промысловый флот и береговые бригады гослова, работающие на Белом и Баренцевом морях со всем промснаряжением и орудиями лова, сетевязальную мастерскую и другие материальные ценности, обслуживающие гослов рыбокомбината.

Министр рыбной промышленности КФ ССР М. Мелентьев

Вот и еще одна моя книга о карельских рыбаках.

В свое время меня упрекали, что я годами вспахиваю одну ниву - рыбацкий труд. По моему разумению в работе на промысле рыбы есть нечто чарующее, и человек, попадающий под неотразимое притяжение "рыбацкого магнита", становится на долгие годы, если не навсегда, подданным его величества мори, ибо для мужчины первая встреча с морем дорога так же как первая в жизни любовь. Из моей памяти многое не уходит, хотя фамилии некоторых своих соплавателей успел забыть.

До сих пор томит меня чувство собственной вины, что навсегда уходит в забвенье пережитое на рыбном промысле, а я так и не удосужился рассказать о всех своих товарищах по нелегкому рыбацкому труду.

Ведь как ни крути, а лично у меня рыбацкая дорога протянулась на долгих тридцать лет.

Не боюсь громких слов, когда утверждаю, что работа на промысловых судах закалила нас как физически, так и морально, научила ценить мужскую дружбу, стоически переносить как радость, так и печаль. Лично я всегда радуюсь, когда получаю косточку, что бывшие рыбаки, даже находясь, как принято говорить, на заслуженном отдыхе, ведут активный образ жизни.

Думали ли мы, что доживем до полувекового юбилея нашего флота? Что мы встретимся за праздничным столом и помянем навсегда ушедших, и по-доброму вспомним тех, кого сегодня нет среди нас.

Возвращаясь ко времени дрифтерного промысла пятидесятых годов, считаю необходимым заметить, что не было, как в период зарождения Карельского океанического флота, так и позже, одинаковых рейсов. Каждый выход на дрифтерный промысел содержал в себе что-то новое, доселе еще неизвестное экипажу, и поэтому являлся очередной ступенькой в постижении рыбацкого мастерства. Вместе с тем работа карельских рыбаков на промысле была похожа на подвиг своей самоотверженностью, находчивостью, одержимостью в достижении выполнении плана вылова сельди. И в этом смысле рейсы у всех рыбаков были схожие...

Конечно, можно было бы подсчитать, сколько каждый экипаж выловил за год рыбы. У передовых экипажей эти цифры получились бы впечатляющими. Они убедительно засвидетельствуют сложность работы на рыбном промысле, особенно в осенне-зимних условиях Северной Атлантики, и являются важным критерием в оценке рыбацкого труда.

Каждый рейс был встречей с затяжными штормами, иногда в условиях плохой видимости, что из-за отсутствия на судне локатора ведение поиска рыбы, переходы к плавбазе и обратно приобретали в известной степени элементы риска.

Хотя риск и был оправдан необходимостью заниматься промысловой работой, но, по моему разумению, явно содержал элементы пусть небольшого, но подвига.

Может быть, для каждого рейса это несколько громко - элементы подвига. Ведь подвиг отдельного человека или целого коллектива - это поступок исключительный, необыкновенный. Если хотите, это озарение, момент истины. Так, по крайней мере, можно объяснить существо подвига. Но согласитесь со мной, что участие в полугодовом рейсе, на сравнительно небольшом промысловом судне, это ведь не поездка сельского бухгалтера в соседнюю деревню с целью проведения очередной ревизии...

После долгих раздумий я назвал книгу "Право на легенду". Тем самым в какой-то степени подчеркиваю и объясняю суть рыбацкой работы, зачастую в экстремальных условиях открытого моря, которая непременно требовала мужества, умения, воли и настойчивости в достижении поставленной цели:.

К сожалению, автор не имел возможности охватить многие совершенные нашими рыбаками рейсы, рассказать обо всех участниках рыбацкой страды на морских и океанских просторах, а пришлось сосредоточить свое внимание на показах рыбацкой работы отдельных экипажей и рассказать о людях, с которыми мне довелось работать или общаться в разное время и при различных обстоятельствах.

Многое из рыбацкого дела мы не знали и не умели, но уверенность в постижении рыбацких наук у нас тогда была большая и никогда не покидала надежда на успех, даже в самые тяжелые минуты рыбного промысла.

Славные дела первооткрывателей рыбацких дорог на просторах Мирового океана и сегодня могут служить примером для подражания.

Лично я благодарен судьбе, что она дала мне возможность быть участником эпохальных событий в истории Карельского рыбопромыслового флота, в его становлении. В конце пятидесятых годов (время начала моей работы) промысловый флот продолжал уверенно расти и тогда нетрудно было предположить, что у него впереди столь необычные, поражающее воображение достижения, которыми карельские рыбаки будут достойно гордиться.

Весь этот долгий путь мне посчастливилось пройти с теми, кто покрыл свое имя заслуженной славой: открывали промысловые районы и осваивали новую рыбопромысловую технику, кто устанавливал рекорды вылова рыбы, воспитал десятки первоклассных специалистов рыбацкого дела и кому еще предстоят новые рейсы в отдаленные районы Мирового океана.

Писал я эту книгу с таким же радостным волнением, какое человек испытывает в молодости. В этом моем волнении есть и полынный привкус. К сожалению, жизнь не проходит без горечи. Многих людей, которые создавали наш рыбопромысловый флот, уже нет. Навсегда ушли первые из поколения рыбаков прибрежного лова на Белом море и многие из покорителей морских и океанских просторов.

Холодно на душе не оттого, что мы уходим: закон природы не изменить, обидно, что об этих людях не будут знать всего, что нам надо знать и помнить...

Поэтому я и принял предложение написать книгу о зарождении и становлении Карельского флота.

Ярких личностей и прекрасных образцов для подражания как сегодня, так и в те времена было предостаточно.

Со многими из них мне довелось работать на промысле, с другими приходилось общаться в береговых условиях. Они были рядом со мной, трудились годами на промысловых судах, не подозревая, кем они в действительности станут для меня.

Лично я счастлив, что жизнь свела меня с ними. Судьба моя могла сложиться иначе, менее интересно, но, возможно, не так опасна и трудна, не стань я рыбаком.

Многим из персонажей этой книги я был товарищем по нелегкому рыбацкому труду, одним словом, не сторонним человеком. Говорю об этом смело потому, что причина нашей общности крылась не в моих личных качествах, а в отзывчивости и чуткости этих людей, которые были опалены войной. Нет, они не были ангелами во плоти. Бывали "крутыми", когда требовала обстановка на промысле, но почти никто из них не был злопамятен. Я не знаю, как у кого, а у меня цепко сидит пережитое. Иной раз смотришь на залив, - и вот невесть откуда возникает зыбкое видение - море, картины из рыбацкой жизни, люди, забытые, казалось, настолько, что будто их не было совсем. Принесет облако воспоминания и уплывет вдаль, и станет мимолетным видением.

Или всплывут в памяти минуты прошлого, и ты зальешься запоздалой краской стыда за необдуманный свой поступок, совершенный в молодости. А у кого из нас не было в жизни хоть одного, пусть самого маленького деяния, которым мы вправе гордиться. И разве у нас не встречались на жизненном пути бескорыстные люди, сделавшие тебя неоплатным своим должником.

Людям моего поколения уже больше не будут моря и океаны солонить губы, и от этой мысли становится грустно вдвойне. Частично утешают вести, что продолжают работать на промысле те, кто начинал свои первые шаги под приглядом бывалых моряков, носящих сегодня почетное звание - ветеран.

Рыбный промысел, при всей своей привлекательности, щедро снабжает работающих там людей экстремальными ситуациями, где в полной мере раскрываются человеческие качества, сильные и слабые стороны характера.

Одержимые в своем стремлении выполнить рейсовые задания по вылову рыбы, они не считались порой с невероятными трудностями, напрочь забывая о такой капризной вещи, как слава.

В свое время мне посчастливилось трудиться в экипажах, которые в большинстве своем состояли из преданных морю и рыбацкому делу мужчин, и лишь как эпизоды появлялись и быстро исчезали ситуации, созданные людьми отвергнутыми, как чужеродные и случайно оказавшиеся в рыбацких коллективах.

Принято считать, что многомесячная близость людей, их круглосуточное общение друг с другом могли породить неприязнь и отчуждение.

Но в силу родства душ и общих устремлений возникала морская дружба и взаимное уважение на долгие годы.

Голубые океанские дороги! Пусть рыбакам иногда бывает очень тяжело. Но они гордятся выбранными в жизни рыбацкими профессиями, ибо нет для них большей радости, чем чувствовать себя причастными к большому делу, которое выпало на их долю.

Припоминаю слова поэта:

Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не желал!

Содержание

Немного истории

Траулеры уходят в океан - 1

Траулеры уходят в океан - 2

Траулеры уходят в океан - 3

Траулеры уходят в океан - 4

Траулеры уходят в океан - 5

Траулеры уходят в океан - 6

Траулеры уходят в океан - 7

Траулеры уходят в океан - 8

Траулеры уходят в океан - 9

Траулеры уходят в океан - 10

Траулеры уходят в океан - 11

Траулеры уходят в океан - 12

Траулеры уходят в океан - 13

Траулеры уходят в океан - 14

Траулеры уходят в океан - 15

Траулеры уходят в океан - 16

Траулеры уходят в океан - 17

Траулеры уходят в океан - 18

Траулеры уходят в океан - 19

Траулеры уходят в океан - 20

Море на вкус соленое - 1

Море на вкус соленое - 2

Море на вкус соленое - 3

Море на вкус соленое - 4

Море на вкус соленое - 5

Море на вкус соленое - 6

Море на вкус соленое - 7

Море на вкус соленое - 8

Море на вкус соленое - 9

Море на вкус соленое - 10

Море на вкус соленое - 11

Море на вкус соленое - 12

Море на вкус соленое - 13

Море на вкус соленое - 14

Море на вкус соленое - 15

Мужчины, влюбленные в море

Мужчины, влюбленные в море - 1

Мужчины, влюбленные в море - 2

Мужчины, влюбленные в море - 3

Мужчины, влюбленные в море - 4

Мужчины, влюбленные в море - 5

Мужчины, влюбленные в море - 6

Мужчины, влюбленные в море - 7

Мужчины, влюбленные в море - 8

Мужчины, влюбленные в море - 9

Мужчины, влюбленные в море - 10

Мужчины, влюбленные в море - 11

Мужчины, влюбленные в море - 12

Мужчины, влюбленные в море - 13

Мужчины, влюбленные в море - 14

Рыбное хозяйство


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.91.116

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .