Море на вкус соленое - 3 |
...В разговоре со мной 13 июля семьдесят четвертого года директор базы гослова Александр Семенович Масленников сказал, что созданная двадцать три года назад Беломорская база за сравнительно короткий срок превратилась в значительное рыбодобывающее и обрабатывающее предприятие. Рыбаки освоили промысел не только в Баренцевом море, но и далеко от родных берегов - на просторах Северной и Западной Атлантики, а также у берегов Африки. Если по количеству занятых на промысле траулеров флот базы остается прежним - сорок семь единиц, то мощность главных двигателей увеличилась на 174 тысячи лошадиных сил. Вылов рыбы на одно среднесписочное судно с 8200 центнеров вырос до 23000 центнеров. База гослова продолжала развиваться, выросли собственные опытнейшие кадры капитанов и механиков, мастеров лова и обработки. Имея собственный флот и порт, надо было решать вопрос дальнейшей обработки уловов. И в 1964 году нам был передан Беломорский рыбокомбинат, который положил начало созданию собственной рыбообрабатывающей базы. Приобретая одну, вторую, третью плавучие мастерские, мы создали первыми из предприятий "Севрыбы" собственную судоремонтную базу, в состав которой влилась и Беломорская судоверфь. Было создано также хорошее сетеснастное хозяйство. За годы становления базы были достигнуты успехи за счет механизации многих трудоемких процессов, освоения новых промысловых районов, применения прогрессивных орудий лова и, безусловно, за счет возросшего мастерства наших промысловиков. Поэтому неуклонно с каждым годом повышалась производительность труда. За два с лишним десятилетия многие десятки наших передовиков за высокие трудовые показатели награждены орденами и медалями, а передовому капитану Юрию Алексеевичу Осташкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Орденами Ленина были награждены: передовой капитан, непревзойденный мастер высоких уловов Марк Исаакович Любовский, один из передовых капитанов Анатолий Степанович Тарабукин, старший механик Леонид Васильевич Семибратов. Орденами Трудового Красного Знамени было награждено двадцать три человека, в том числе: наставник по обработке рыбы Александр Федосович Азаренко, капитаны Лев Альфредович Шверст, Иван Степанович Куроптев, Василий Трофимович Захаров, Анти Юханович Юнолайнен, Константин Николаевич Сафонов, мастер по обработке рыбы Евгений Тимофеевич Зелянин, старшие механики Михаил Дмитриевич Савельев, Анатолий Тимофеевич Мельник, Виктор Степанович Сушкевич, Владимир Кузьмич Парамонов, старший мастер лова Козлов Константин Михайлович, бригадир Богданова Клавдия Андреевна и другие. 21 июня мне выпала честь вручить орден Трудового Красного Знамени старшему механику СРТР "Беллятрикс" Евгению Логиновичу Маркову, а 9 июля - воспитаннику Беломорской базы гослова, одному из самых удачливых промысловиков капитану Вениамину Васильевичу Шереметьеву. Экипаж СРТМ "Волоколамск" под его командованием с момента включения судна в состав нашей базы, за два года образцовой работы выловил шестьдесят пять тысяч центнеров рыбы. Особенно важно то, что весь период этого времени "Волоколамск" проработал без ремонта, причем в советских портах находился менее сорока суток. Летняя пора - время интенсивного рыбного промысла. Один за другим швартуются в Беломорском рыбном порту промысловые суда. На промысловых судах никогда не прекращались поиски резервов максимального использования сырья на пищевые цели. Экипаж СРТ-4113 под командованием капитана Марка Михайловича Толчинского освоил производство консервов из печени трески. Кстати, это судно в прошлом году было списано из состава действующего флота и поставлено на переоборудование. Нынче этот траулер вновь выходит в море. На переоборудование в связи с прямой экономической выгодой решено поставить и СРТ-4155. Резервы выпуска пищевой продукции имеются и их успешно реализуют. Одним из таких резервов является переоборудование носового трюма рефрижераторного СРТ под консервный цех. Только экспериментальные рейсы двух судов в Центрально-Восточную Атлантику показали их большое будущее. Экипажи этих судов первыми в базе освоили выпуск пресервов из собственного улова сардины. И теперь на прилавках магазинов появились пресервы с фабричной маркой СРТР "Дуббе" и СРТ "Суоярви". За три года пятилетки базой гослова сверх плана выловлено 108 тысяч центнеров рыбы и реализовано товарной продукции более, чем на четыре миллиона рублей. Весомый вклад в общее дело внесли судоремонтники плавмастерской "Фреза", рыбообработчики и сетевязы Беломорска, рабочие водорослевого цеха, рыбаки прибрежного лова. База гослова - многоотраслевое предприятие. Это своеобразный и единственный "гибрид" в системе Министерства хозяйства страны, имеющий в своем составе рыбообработку и судоремонт, порт и водоотраслевое хозяйство, сетевязальное производство и другие службы, обеспечивающие необходимую работу этого сложного предприятия. В будущем почти полностью обновится флот базы, мы получим самые современные траулеры. Улов будет полностью перерабатываться на борту судов в готовую мороженую продукцию, консервы и пресервы, в рыбную муку и жир. Планируется заметное развитие береговой рыбообрабатывающей базы, значительно улучшится положение с жильем, так как на это запланировано более одного миллиона рублей. Создание собственной строительной группы позволит еще интенсивнее продолжать реконструкцию цехов, приведение в надлежащий порядок рыбопунктов. В конце пятьдесят первого года ответственный работник управления рыбной промышленности Карелии Семен Михайлович Ломов был направлен на должность заместителя директора вновь созданного предприятия - Беломорской базы государственного лова рыбы. В управлении ему сказали: "Поработайте три года, потом вернетесь обратно в Петрозаводск". Не думал и не гадал тогда Семен Михайлович, что задержится в Беломорске на целых одиннадцать лет. Директором базы гослова в то время работал Ф. В. Балагуров. Шуерецкий рыбак, он всю свою жизнь до этого был на руководящей хозяйственной работе. Но опыта в рыбной промышленности не имел, к тому же через год он уехал в Петрозаводск и С. М. Ломову пришлось возглавить предприятие. Тогда в базе уже было пять СРТ (средний рыболовный траулер), которые сделали по одному летнему рейсу в Северную Атлантику. Добыв первые тысячи центнеров сельди, они стояли в порту на отстое, так как лов в зимний период в ту пору еще не был освоен. Первые карельские траулеры повели в море капитаны-ленинградцы, но они нанялись на один рейс и не закрепились в кадрах базы гослова. Так как предполагалось дальнейшее пополнение флота Карелии траулерами немецкой постройки, встала задача подбора постоянного состава кадров, и в первую очередь, командных: капитанов, механиков, радистов. Эта работа была развернута широко: в Ленинграде база гослова имела уполномоченного по набору кадров, приглашались специалисты из Архангельска, Прибалтики, Астрахани и других мест. Даны были заявки в мореходные школы. И в результате из Ленинграда пришли в базу и закрепились на долгие годы опытные капитаны: Л. А. Шверст, П. Р. Пельтонен, Е. М. Ми-хельсон, В. И. Кузьменков, А. В. Воробьев, Н. Г. Макаров, В. Н. Аскалонов, старшие механики: А. М. Румянцев, Э. Н. Пеккер, А. А. Литвинов, 3. Б. Борисов и другие. Из Архангельска прибыли старшие механики Н. В. Бурмагин, A. С. Носницин. Из Сортавальской мореходной школы прибыл в базу гослова Ю. А. Осташков, выросший в опытного промысловика, руководителя рыбного промысла, которому было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Многие из поступивших на работу в базу впоследствии выдвинулись в руководящий состав базы. М. Н. Никифоров, B. И. Кузьменков руководили флотилией. Старший механик Э. Н. Пеккер стал главным инженером, работая на этой должности в Мурманске, "тянул" на себе тяжелый участок ремонта флота. Старший механик А. С. Носницин был назначен на должность начальника Мурманского филиала (позже опергруппы) базы гослова и двадцать два года работал на этом хлопотливом и ответственном посту. Нельзя не отметить многолетнюю и безупречную работу в базе гослова М. И. Любовского, передового капитана, руководителя флотилии, начальника отдела эксплуатации флота, награжденного за свой самоотверженный труд орденом Ленина. Большую роль в дальнейшем пополнении кадрами флота сыграла Беломорская мореходная школа, из которой вышла целая плеяда молодых капитанов, в дальнейшем составивших костяк командного состава. Это капитаны: В. В. Шереметьев, В. И. Агарков, В. А. Комиссаров, М. Я. Смирнов, В. В. Шмонин, И. С. Павлов, И. С. Куроптев, В. Т. Захаров, А. С. Тарабукин и многие другие. Перешли работать на траулеры поморы-рыбаки, стали судоводителями, дрифмейстерами, боцманами, рыбмастерами. В числе их Г. П. Постников - один из передовых капитанов. Первыми дрифмейстерами (старшими мастерами лова) пришли и успешно работали нюхотский рыбак К. М. Козлов, шуерецкий рыбак Я. В. Устинов. Широко развернутая работа по подбору кадров позволила базе гослова уже в пятьдесят втором году вывести на промысел восемнадцать траулеров, в пятьдесят четвертом году - двадцать четыре и так далее. Флот ежегодно увеличивался. Росли и объемы добычи рыбы. Возглавлял эту строительную бригаду опытный строитель-практик А. Е. Гордеев, впоследствии бригаду принял его сын П. А. Гордеев. Она-то и построила, в основном, береговое хозяйство базы гослова. Были построены здание управления и складское хозяйство в Беломорске, контора и целый поселок, состоящий из девяти двухэтажных домов в Мурманске, прирельсовый склад в Коле, причал в Териберке и другие объекты. Дополнительные трудности составило неумелое планирование штаба базы гослова, когда оказалось, что в Мурманске на первых порах не был предусмотрен филиал, не был своевременно открыт счет в банке. Но все в жизни скоро встало на свои места. Создали филиал базы гослова в Мурманске, который возглавил Дмитрий Алексеевич Поташов, и работа стала налаживаться. Да, то было нелегкое время создания и развития предприятия, превратившегося в механизированное управление флота рыбной промышленности Карелии... ...Механик и рыбак. Такое сочетание не является странным, если механик трудится на рыбопромысловом судне: каждый механик там - рыбак. А ведь Любик Селиверстович Ларченю ходил на промысел всю свою сознательную жизнь. В суровые годы войны пятнадцатилетним пареньком пришел он мотористом на Белое море после окончания курсов, да так и остался верен своей профессии. Совершенствовал свои профессиональные знания в Беломорской мореходной школе, стал третьим механиком, а через некоторое время - вторым. Ходил на больших промысловых судах, а потом вернулся на свое Белое море. Когда поинтересовался я у ветерана, где интересней работать: механик признался: - Где рыбы много. - Особенно нравилось работать с беломорской селедкой. Высыпаешь на палубу - серебро под ногами. В конце семидесятых годов трудился он в бригаде К. С. Миронова в должности моториста МСТБ-129, себя же он считал, как все члены экипажа, рыбаком. Кроме судовых механизмов, надо было знать мережи, трал, секреты рыбного промысла. Любику Селиверстовичу помогал тогда богатый опыт, накопленный за годы работы в море. В равной степени он умел управляться как с ловом рыбы, так и с заготовкой водорослей. Общеизвестно, что заготовка водорослей - дело не простое. Если брали фукус, бот стоял на якоре. Команды заготовителей собирали фукус, сушили его, нагружали карбаса и следовали в порт. Анфельцию тоже собирали по берегам в моторные лодки. А вот ламинарию брали прямо с судна - находили ее залегание, драгировали, сушили и прессовали в кипы. Дел хватало. У рыбаков нет выходных дней, в летнее время использовали каждый погожий день. И, конечно, было бы стыдно механику, если б судно простояло по его причине. Поэтому во время непогожей погоды Ларченко старался повозиться с двигателем, что-то прочистить, подтянуть, исправить какую-либо неисправность в движке, одним словом, всегда держать его в порядке. На дело выходило, что механик Ларченко всегда поддерживал вверенную бригаде технику в хорошем состоянии, чем способствовал своевременному выполнению производственных заданий и принятых на себя обязательств. За долголетний примерный труд Л. С. Ларченко неоднократно поощрялся морально и материально, а за успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки, был награжден медалью "За трудовую доблесть". Когда стали интересоваться, в чем секрет трудовых успехов бригады К. С. Миронова, то выяснилось, что трудовые достижения достигнуты огромным трудом всех четырех членов этого коллектива. И, конечно, профессиональное мастерство механика Любика Селиверстовича Ларченко. ...Рассматривая перспективы развития промыслового флота, главный инженер базы Леонид Петрович Сероносов подчеркнул, что в первую очередь надо исходить из того, какой флот планирует иметь база гослова. В связи с активным списанием в конце семидесятых годов устаревших судов судоремонтный цех не может быть обеспечен на ближайшее время достаточным объемом ремонтных работ. Но даже запланированные деньги семьсот двадцать тысяч рублей освоить будет сложно из-за несвоевременного снабжения запасными частями, материалами, а также в силу причины физически изношенного станочного парка механического участка. Нет необходимости говорить, что иметь солидную судоремонтную базу - веление времени. За пять лет было списано одиннадцать средних траулеров. Пополнение флота происходило за счет судов, построенных на судоверфи в ГДР. Тогда подошло время ставить вопрос о создании судоремонтной базы прямо в рыбном порту, планировалось заключение договора с Архангельским судостроительным заводом на строительство дополнительных секций, чтобы можно было проводить докование судов всех типов, имеющихся в базе гослова. Все проводимые и запланированные мероприятия были призваны способствовать повышению производительности труда, сокращению сроков обработки и ремонта судов. Право на легенду Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2786 |