Главная Траулеры уходят в океан - 20
Траулеры уходят в океан - 20 Печать E-mail

А однажды он преподнес своим товарищам по работе и всем его знающим предметный урок стойкости и личного мужества. Тяжелый недуг надолго уложил ветерана войны Зорина на больничную койку. Лечащие врачи неопределенно качали головами, глядя как больной Зорин возится с гирями. Лишь главный врач больницы поддержал своего пациента: "Дерзай, катерник!".

Начав с элементарных упражнений, Иван Павлович все увеличивал нагрузки, к концу тренировок в испарине и в изнеможении валился на койку. На следующий день он опять брал гири и, стиснув зубы, начинал опять весь комплекс упражнений. И болезнь отступила: ветеран вернулся на работу. По мнению своих сослуживцев, Иван Павлович преодолел недуг и один из самых крутых моментов в своей жизни. Тогда рыбаки и судоремонтники еще больше прониклись чувством уважения к ветерану войны и труда, его личному мужеству.

Иван Павлович Зорин после неизлечимой болезни скончался 12 июня 1988 года и был похоронен на аллее героев городского кладбища.

В суровой Северной Атлантике вот уже несколько лет, вместе с другими промысловыми судами Беломорской базы гослова рыбы бороздит океан средний рыболовный траулер 4461, названный в честь питерского рабочего, отважного героя гражданской войны на Севере Ивана Спиридонова.

Капитан этого прославленного своими трудовыми делами траулера Марк Исаакович Любовский был награжден орденом Ленина.
СРТ-4461 "Иван Спиридонов" из года в год перевыполняет план добычи рыбы. К примеру, за семилетку коллектив судна выполнил десять годовых планов.

Не раз экипаж судна выступал инициатором соревнования среди судов Карельского флота за высокие уловы, принимал повышенные обязательства и всегда выполнял их.

Немногим более ста суток полагается судну находиться в очередном промысловом рейсе. Один из таких рейсов в шестьдесят пятом году траулер закончил 6 ноября. Годовой план к этому времени был успешно выполнен. Но весь экипаж волновала судьба принятых обязательств. Решили продлить рейс. Под руководством механика Владимира Кузьмича Парамонова к ремонту судового оборудования приступила вся машинная команда. За несколько дней все судовые механизмы были приведены в полную готовность. Рейс тогда закончился в канун Нового года. Пятьдесят дополнительных суток в промысловом рейсе позволили экипажу добыть еще более четырех тысяч центнеров рыбы.

Не только длительными рейсами объясняются успехи экипажа. Главная причина столь больших трудовых побед - правильное и умелое использование промыслового времени, хорошо продуманная организация труда на судне, отличное содержание главного двигателя и вспомогательных механизмов, разумная их эксплуатация.

На судне тщательно изучали результаты не только прошлого дрейфа с сетями своего судна, но других траулеров, работающих в одном промысловом районе. Это обогащало опыт, предостерегало от возможных ошибок. Большое значение придавал капитан траулера организации поиска скопления рыбы и безаварийной выметке сетей.

Слаженность в работе судового коллектива, взаимная товарищеская помощь, хорошо организованный досуг экипажа -все это создавало отличный рабочий настрой, обеспечивало ударную работу экипажа.

На траулере "Иван Спиридонов" рыба сдавалась на плавбазы, в основном, первым сортом. Рыбмастер Николай Максимович Куралесин строго соблюдал все требования технологии и санитарии, подробно изложенные в должностных наставлениях и инструкциях, видя в этом залог получения рыбопродукции высокого качества. Конечно, при этом всегда исходил из конкретных условий и всегда искал способы для устранения выявленных практикой недостатков.

Экипаж траулера "Иван Спиридонов" - народ сознательный, всегда болел за общее дело.

Словом, весь экипаж прилагал максимум усилий к тому, чтобы рыба, добытая и обработанная этим передовым экипажем, всегда ложилась на прилавок магазинов в своем наилучшем виде.

На судне умели беречь сети. Их тщательно просушивали перед укладкой в трюм, вовремя ремонтировали. Заботы о судовом хозяйстве давали свои результаты. Только за один рейс сберег тогда экипаж государству тридцать пять тысяч рублей.

Опыт работы передового экипажа пригодился многим промысловым судам Карельского флота. Из сорока восьми судов в том году шесть не справились с рейсовыми заданиями по вылову рыбы и недодали двадцать тысяч центнеров рыбы.

На передовой экипаж старались равняться все промысловые суда!

Работники рыбной промышленности уже привыкли отмечать День рыбака новыми трудовыми успехами.

В семьдесят первом году коллектив Беломорской, в то время базы гослова рыбы, вел упорную борьбу за досрочное выполнение первого года девятой пятилетки.

Результаты работы говорили о том, что свое слово коллектив базы сдержал с честью. За первое полугодие перевыполнили план рыбодобычи, было выловлено сверх плана 12736 тысяч центнеров рыбы. Был перевыполнен план по пищевой рыбопродукции: по балычным изделиям, по копчености, по пресервам. Справились со своими обязательствами коллективы коптильного цеха, цеха приемки и обработки рыбы, участок по изготовлению орудий лова, а также рыбаки прибрежного лова и промысловых судов. Бригады С. Н. Панфилова и И. М. Дементьева значительно перевыполнили свои планы и заготовили необходимое количество морепродуктов. Ударным трудом встретили тогда свой праздник многие экипажи судов. Экипаж СРТ-М "Севск" (капитан М. И. Любовский) выступил инициатором в соревновании за выполнение плана девятой пятилетки в четыре года. Отлично трудились экипажи СРТ-Р "Дуббе" (капитаны Ю. А. Осташков и Н. С. Абрамченков), СРТ-3182 (капитан И. С. Павлов), СРТ-359 (капитан В. Ф. Листов), СРТ-3180 (капитан А. С. Мерзенюк) и многие другие. Хорошо потрудились рабочие береговых участков В. Н. Мельничук, Д. Ф. Ярмош, Р. М. Быкова, В. И. Пере-возчикова и другие.

С каждым годом происходили тогда большие изменения в оснащении промысла новыми судами, освоении новых районов и способов лова, заметно расширилась география промысла. Помимо Северо-Западной Атлантики был освоен район Центрально-Восточный, как более перспективный для кошелькового промысла.

В район ЦВА (Центрально-Восточная Атлантика) планировалось направить девять промысловых судов для лова рыбы
кошельковыми неводами. Планировалось увеличить количество судов на кошельковом лове жирующей мойвы. Впервые считали необходимым направить пять СРТ в район Северо-Западной Атлантики для лова атлантической сайры на электросвет бортовыми ловушками.

Увеличение мощности промысловых судов внесло изменения в конструкции орудий и способы лова. Размер кошелькового невода по сравнению с первым вариантом значительно увеличился. Если длина обмета была раньше 560 метров, то позже достигла 711 метров.

Большой перспективой в увеличении добычи рыбы явилось внедрение в промысел разноглубинного лова, дающего возможность ловить рыбу около грунта и в толще воды. При таком лове трал не задевает грунта и менее подвергается порывам. Он изготовляется из более тонкой дели, что облегчает его вес и дает возможность увеличить его размеры. Для организации этого лова будут изготовлены новые типы тралов с большим вертикальным раскрытием, изменены траловые доски, планировалось установить приборы контроля параметров трала.

Впервые в базе гослова предусматривалось изготовление непосредственно в море пресервов из тресковой печени. Для этой цели планировалось переоборудовать один средний рыболовный траулер.

...Если идти по Северному молу Беломорского рыбного порта, то прежде всего в глаза бросаются стоящие у причальных стен промысловые суда. Стрелы портальных кранов поспешно описывают дугу, выгружая из трюмов траулеров рыбу, или опускают на палубу судна промысловое вооружение, судовое снабжение или продукты.

Этот напряженный ритм работы подчинен лишь одной задаче - как можно быстрее переправить рыбу из трюмов в цех.

- Рыба в море заловилась, - радостно сообщает начальник рыбного порта В. В. Зубов, - следовательно и у портовиков прибавилось работы.

Тогда одновременно в порту оказалось десять судов. Некоторые из них уже сдали свой груз в рыбцех и занимались междурейсовым ремонтом.

Одним словом, на причале "жарко", хотя с моря дует весьма прохладный ветер. С палубы траулера вахтенный матрос командует "вира", и крановщица Люба Маркова поднимает большую стампу, до краев наполненную зубаткой. Тогда шла выгрузка рыбы, которую доставил в порт СРТ-4123 "Помор". На видном месте судовой рубки висит доска объявлений, на которой написано, что вахту несут штурман Виктор Степанович Миненко, механик В. Лучкин и матрос В. Ляльков. Они следят за выгрузкой рыбы, а также соблюдением техники безопасности.

Здесь же постоянно находятся судовой рыб-мастер А. Утин и его помощник Сергей Дюженко.

В трюмах матросы заполняют поспешно снующую на берег и обратно стампу. Зубатка лежала ровными рядами, немного спрессованная за время нахождения в чердаках.

- Без малого месяц были в море, - говорит Сергей Дюженко. - В экипаже все "старики", не один год знаем друг друга. Во время рейса каждый из нас стремился сделать все от него зависящее, чтобы как можно больше выловить рыбы.

Круглые сутки шла обработка уловов - шкерка рыбы и посол. На всю посолку ушло тридцать пять тонн соли, как раз хватило. Кроме зубатки в прилове была камбала. Всю выловленную рыбу, после шкерки, укладывали в бочки.

Успешная промысловая работа по-настоящему волновала весь экипаж. А между вахтами - отдыхали. Второй штурман Александр Васильевич Лагунов, по совместительству судовой киномеханик, демонстрировал кинофильмы. С удовольствием свободные моряки играли в нарды, некоторые - в шахматы. Кок попался отличный, повар пятого разряда Семен Удод. Раньше он в ресторане работал, а теперь плавает, кормит вкусно и питательной пищей. Так что жить было можно, особенно, если благоприятная промысловая обстановка и рыба хорошо ловится.

Судя по вылову, промысловая обстановка была нормальной.

Из судового трюма рыба поступала в цех первичной обработки. Ее встречала рабочая В. Смирнова и направляла на ленту транспортера, по которой рыба шла в барабаны, где промывалась, очищалась от соли и поступала в приемные бункера. Ловкие женские руки А. Сидоренко, М. Котриховой и А. Абрамовой укладывали зубатку.

- Рыба красивая, - говорит Сидоренко, - обработана чисто. Мы ее немного подсаливаем, доводим до товарного вида, укладываем в бочки стандартным весом по сто килограммов в каждую.

- И сколько получается таких бочек?

- Если работа идет нормально, то наша бригада Г. И. Ларионовой за смену по сто пятьдесят штук затаривает.

Бочки по ленте плывут под пресс, потом на весы, забондариваются и рыба готова к отправке потребителю.

В тот день смена мастера Л. Крестьяниковой переработала 19 тонн зубатки. Как подсчитали, экипаж "Помора" (капитан Василий

Трофимович Захаров) привез тогда около 80 тонн рыбы.

...А вот рассказ о приходе в Беломорский рыбный порт траулера накануне зимы.

...Чайки продолжали упорно парить над стылой, но не замерзшей водой залива. На дворе конец ноября, а чайки все еще продолжают летать над морем. Накануне зима, а через все Белое море без всяких осложнений прошел рыболовный траулер.

В Беломорском рыбном порту судов уже не ждали: навигация была завершена, сельдяная путина тоже. Но удивительно теплая осень внесла свои коррективы. И Беломорск был рад встретить с промысла траулер, который привез сырье для коптильного цеха и икорного участка.

Поэтому нежданный гость в виде промыслового судна оказался на редкость желанным. Портовики постарались и в кратчайшие сроки выгрузили с траулера "Обнинск" 192 тонны мороженой рыбы. Особенно отличилась бригада В. Боровского, которая за одну смену сумела поднять из грузового трюма и перевезти в холодильник восемьдесят тонн рыбы.

...Почти два месяца находился траулер на промысле в северных морях. Погодные условия, естественно, менялись, но старший помощник капитана Николай Алексеевич Пазавин утверждает, что они были на редкость плохими: шторма, обледенение. Даже постачивались траловые ролики, пришлось их заменять прямо в море. Спасла положение команда, которая не первый рейс ходит в море в таком составе.

По итогам рейса капитан Виктор Антонович Наенко объявил благодарность второму механику В. Л. Дворянскому, старшему мастеру лова Г. В. Кутейникову, электромеханику В. П. Хлопцеву, старпому Н. А. Пазавину, рыбмастеру А. И. Балакшину, молодому матросу С. Мишуку. Кстати, для Степана Мишука это был первый рейс в его жизни. И капитан так высоко оценил труд молодого моряка! Степан родом с Украины, сагитировал в рыбаки своих приятелей Анатолия Зайца и Василия Грогуля. У всех троих в экипаже самая лестная характеристика.

А имя В. А. Грогуля занесено на судовую Доску почета рядом с именами бывалых рыбаков М. Ахадова, В. Лабезникова, Н. Родькина.

Не подвела в рейсе и машинная команда во главе со старшим механиком Виктором Николаевичем Рыбаковым. Работали механики на саморемонте, делали чистку вспомогательных механизмов, во время работы старались сэкономить дизельное топливо.

Слаженная работа экипажа сделала рейс победным: были выловлены последние тонны рыбы в счет годового плана того года.

...Заканчивая работы в морском порту, рыбаки посматривали в сторону моря, где на горизонте север собирал тяжелые, лохматые тучи.

Наступающая зима неумолимо брала свое.

Траулер СРТМ-1418 "Обнинск" своевременно покинул причал Беломорского порта и взял курс в открытое море, чтобы продолжить траловый лов.

Право на легенду  Владимир Бабуро


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.10.207

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .