Мужчины, влюбленные в море - 2 |
...Мастера лова М. П. Мазок и его помощник П. В. Белуха продолжали ночевать в своей каюте, но бывали там от случая к случаю, спали урывками, похудели, осунулись. Большую часть суток проводили на неводной площадке: прикидывали, примеряли, экспериментировали. В следующий замет, как и во все последующие, невод выбрали из океанской пучины целехоньким. Даже не верилось, что матросам не надо было с неводом возиться часами, сшивая порванные места. Утром ничего не предвещало плохой погоды. Весь день в поднебесье, словно вырвавшиеся на волю жеребята, резвились перистые облака. Подгоняемые северным ветром, к вечеру они стабунились в огромные грязно-черные тучи, вскоре заслонившие весь небосвод. Отяжеленные влагой, они прижались к океану и начали поливать его теплым тропическим дождем. Быстро темнело: над океаном вспыхнули зарницы надвигающейся грозы. Подобно сдираемой с крыши жести, с оглушительным треском раздались грозовые разряды. Не прошло и часа, как все это необузданное буйство природы слилось воедино, и над спящим до этого океаном заходили гривастые Потом на какое-то время установилось затишье. Но вот прибежал с севера озябший ветер и жалобно захныкал в вантах. Затем он наспех обшарил палубу, сделал безуспешную попытку проникнуть через задраенные двери в рулевую рубку, с воем умчался догонять бушующую у экватора грозу. Капитан перевел на одно деление ручку телеграфа, траулер ходко пошел вперед, куда, по данным промысловой разведки, произвели миграцию рыбные косяки. Как бывает у людей, творчески относящихся к работе, капитан Владимир Михайлович Кравченко всегда в поиске совершенствования промысловой работы. Вот он стоит на мостике сосредоточенный, углубленный в себя, обеспокоенный. До восхода солнца осталось чуть больше часа. Известно, что с первыми лучами солнца прекращается рыбалка - косяки рассыпаются на мелкие стайки или же косячные скопления резко увеличивают глубину и не подлежат облову. Он подошел к карте, внимательно с полминуты смотрит на нее и отдает команду рулевому: - Курс 90 градусов! Теперь становится все на свои места. Выйти в рекомендованный район нам помешала штормовая погода. И вот как только угомонился ветер, Владимир Михайлович решил проследовать на банку Сильвия. Шестидесятиметровая мелководная банка, носящая это название, пользуется среди рыбацких командиров дурной славой. Густо разросшие на ее дне кораллы уже "прикарманили" не один десяток дорогостоящих капроновых неводов. Банку перекрестили в "Кровавую Сильвию" и стараются от нее держаться поодаль. -Глубина 62 метра!- доложил капитану акустик. Влади-мир Михайлович стал у пульта гидролокатора, а акустик превратился в его ассистента. Капитан искал место, где океанское дно не было захвачено коралловыми колониями. - Здесь и будем метать! Согласен со мной, Семенович? -капитан вопросительно посмотрел на акустика. - А вот и она, голубушка! - Владимир Михайлович заметно повеселел при виде мощных импульсов на световом экране прибора. - Ну, что будем харчить? - снова вопрос к Кононенко. - Михайлович, для "завтрака" эта стайка слишком велика, за пару сот тонн тянет, - заключает специалист, прослушав обнаруженный косяк. - Из-за отсутствия черного хлеба будем кушать пирожное! Капитан больше не подходил к поисковой аппаратуре. Теперь его внимание было сосредоточено на действиях палубной команды. Предупрежденные о мелководье, мастера предельно внимательны. Быстро выполняют команды с мостика матросы. Траловая лебедка на предельно больших оборотах наматывает на барабан стяжной конец. Сейчас главное - не дать 140-метровой стенке невода опуститься на грунт. Если при обычных условиях кольцевание невода занимает полчаса, то сейчас с этой работой справились в два раза быстрее. Бурлит, кипит, бьется белым серебром рыба, ее там много - определение Кононенко оправдалось. Медленнее обычного следует к нам на швартовку производственный рефрижератор "Сергей Василисин". С борта базы поспешно подают нам свои швартовые концы и осторожно прижимают к своему борту. Настроение у всех нас растет пропорционально поднятой из океанской пучины ставриды. На мостике остается один капитан, в машине - вахтенный механик, на камбузе - повар, остальные вышли на подвахту. Одновременно со сдачей улова занимаемся изготовлением пресервов. Работа спорится. У закаточного станка рыбмастер Леонид Дмитроченко. Он собран и сосредоточен, его движения отработаны до автоматизма. Закаточный станок старый и капризный. Пробовали работать другие моряки - не получилось. Говорят, что станок В повседневной жизни рыбмастер выделяется серьезностью, всегда находит себе работу. Ну, а если бывает и вспылит, то быстро отходит, не помнит зла. Такие люди очень нужны флоту, особенно если речь идет о дальнем плавании. Когда вечерние сумерки начали обволакивать океан, "Дуббе" уже вспарывал своим форштевнем волны, а из штурманской рубки доносились характерные шумы рыбопоисковой аппаратуры. Мы ищем косячное скопление рыбы. Сегодня после утреннего чая я задержался в салоне и молча стал наблюдать за игрой в домино. За столом сидели игроки "высшей лиги", именитые "козлятники": старший мастер Мазок, рыбмастер Дмитроченко, матрос Забарный, везде успевающий боцман Куралесин. За мной тоже водится сия страстишка: выбрав свободное время, с удовольствием принимаю приглашение на очередную партию в домино. Играют темпераментно, кости ложатся на стол с прихлопом и неизменной соленой фразой, которой далеко до изящной словесности. Особенно этим грешит Мазок. Витиеватая брань срывается порой и у других играющих. Пытаюсь урезонить матерщинников, напомнив, что здесь в салоне мы принимаем пищу, проводим свой досуг. Пригрозил, что злостных любителей площадной брани придется лишить права посещения салона и тогда принимать пищу им доведется в обществе Паниковского и Матильды. Больше других удручен таким поворотом событий Михаил Павлович. - Молча играть неинтересно, - изрек он, и, напустив на себя озабоченность, вдруг вспомнил, что у него накопилось невпроворот дел и молча направился к выходу. Вскоре салон опустел. На общесудовом собрании высказываю мысль, что есть опасения - нецензурщина может перекочевать из салона в жилые каюты и пойдет гулять по судну подобно гриппу. Все мы понимали, что на морских судах никакими "декретами" нельзя изжить господствующую десятилетиями на промысловых судах брань. Горячо обсуждаем пути противоборства, предлагая и тут же отвергая один за другим варианты, но теперь нас объединяет общность интересов. До конца рейса администрация вместе с общественными организациями самоотверженно искореняли "наследие прошлого". И были уверены, что все рыбаки, бывшие в этом рейсе, почти избавились от словесной скверны, по крайней мере до конца рейса. Расходимся по своим рабочим местам. В коридоре жилой палубы я обнаружил валяющиеся под ногами бумажки. Взглянул на график уборки: там значилась фамилия уборщика на эти сутки. От огорчения я даже поперхнулся. До этого момента я готов был биться об заклад, что это был примерный матрос. Ходит в море около двадцати лет. За столь долгий срок привык к швабре, как старый солдат к своему ружью. Вначале я подумал, что после бессонной ночи, когда приходилось сдавать рыбу на базу, его забыли разбудить, но потом вспомнил, что видел его в салоне. Из многолетней старпомовской практики я твердо усвоил, что малейшее попустительство со стороны старшего помощника капитана непременно приведет к расхлябанности. Если уборка не будет произведена немедленно, то на карту будет поставлен мой престиж администратора. С самым решительным видом я направился в матросский кубрик. Из оправдательного бормотания моряка я понял, что многие моряки сейчас отдыхают, поэтому он решил воздержаться от уборки, чтобы поднятая им пыль не проникла через открытые двери в каюты и не осела на спящих людей. Я молча вручил ему швабру и потребовал, чтобы в течение ближайшего полчаса мокрая приборка жилого коридора была произведена непременно. Допускаю, что матрос про себя чертыхался, но к указанному сроку палуба отсвечивала белизной. Рыбмастеру, как и остальным морякам, под командованием капитана дальнего плавания В. М. Кравченко, посчастливилось тогда установить рекорд вылова рыбы и по изготовлению пресервов из сардины. Много тогда пришлось пережить, многие вопросы решали сообща, всем судовым коллективом, о многом переговорили. После этого столь удачного рейса Владимир Михайлович учился в высшей мореходке, получил диплом инженера-судоводителя, стал начальником нашего флота. На рыбном промысле Владимир Михайлович был удачлив, находчив и обладал завидной работоспособностью. В должности начальника флота - находчив и тверд в достижении поставленной цели. Счастлив ли был Владимир Михайлович в жизни? Думаю, что да. У него была прекрасная жена, которая подарила ему сына и дочь. Он многого достиг, работая в должности капитана промыслового судна. Был награжден орденом "Знак Почета". Вспоминая его в бытность совместной работы, могу утверждать, что на рыбном промысле сомнения ему были чужды. Когда-то я вычитал, что один писатель назвал рыбацкий труд каторгой. Но ведь она добровольна. Значит, сладостна. Но в то же время и тяжка, когда заканчивался рейс, как тогда было принято называться большой трудовой победой, то капитан и большинство рыбаков начинали уже думать о следующем рейсе, более удачном, хотя он еще и не начался. Владимир Михайлович обладал необычайно развитым чувством долга. Сам он всегда старался быть точным, обязательным. Он не забывал сегодня, что обещал вчера. Он не был безгрешен. Случалось ему и ошибаться, как в условиях напряженной работы, так и в общении с другими вне службы. Но так как он начисто был лишен вздорности, то допущенные им ошибки он преодолевал решительно, не жалея на это нисил, ни времени. А самое главное - пустая словоохотливость были ему всегда чужды. Все задуманное по реорганизации флота Владимиру Михайловичу не удалось осуществить - помешала неизлечимая болезнь и последовавшая за ней преждевременная смерть. ...Несмотря на плохую видимость, рейсовый катер от причальной стенки морского вокзала отошел точно по расписанию. С завидным мастерством капитан поспешно развернул суденышко в тесном ковше и проложил курс через залив к нависшим над водой лобастым утесам, неподалеку от которых у пирсов плавмастерской "Фреза" отстаиваются находящиеся в ремонте траулеры Беломорской базы гослова рыбы. Над заливом висит туманная мгла, рыхлая и тяжелая, до предела насыщенная влажностью, настоянная зимней стужей. Издалека кажется, что ошвартованные суда застыли намертво. Но это обманчивое впечатление исчезает, стоит лишь вступить на палубу. Поскрипывая кранцами, траулеры мерно покачиваются. Сегодня залив заметно зыбится, и волны виновато стараются зализать раны, нанесенные суровым морем. В машинных и рефрижераторных отделениях, на главных и промысловых палубах идут напряженные судоремонтные работы. Безусловно, каждый ремонт промыслового судна на морозе достается людям куда труднее, чем ремонт того же траулера в теплое время года. Зима как бы определяет оценки стараниям судоремонтников. Плавмастерская "Фреза" держит нелегкий экзамен. И уже сегодня можно с полным на то основанием выставить коллективу плавмастерской что ни на есть самый высокий балл. Судоремонтники успешно борются за своевременный и качественный ремонт промысловых судов и делают многое, чтобы траулеры выходили в очередной рейс на промысел. Что помогает этому? Беседуем с радиомонтажником Михаилом Григорьевичем Фоминым. Он потомственный помор, родился и вырос в селе Нюхча на берегу Белого моря. После окончания курсов много лет трудился на промысловых судах, в плавмастерской - с шестьдесят девятого года. За высокие производственные показатели награжден орденом "Знак Почета", имеет множество поощрений, занесен в Книгу трудовой славы. Среди многочисленного коллектива связистов флота вряд ли найдется человек, который бы не знал его лично и не обращался к нему за помощью или за советом. Михаил Григорьевич - человек скромный и не числит за собой каких-либо особых заслуг. Но я не мог с ним согласиться, ибо уже располагал сведениями, что бригада монтажников, как правило, всегда перевыполняет планы по ремонту. Фомин так же является автором ряда рационализаторских предложений. А если говорить о признанных лидерах соревнования, то в числе первых следует назвать укрепленную бригаду слесарей, которой руководит Семен Михайлович Галтелов. Именно этой бригаде доверяются самые ответственные участки работы. Со стороны может показаться, что слесари-дизелисты работают не спеша. Но еще не было случая, чтобы по их вине судно своевременно не вышло из ремонта. Мастер, он же бригадир, Семен Михайлович Галтелов трудился судоремонтником много лет подряд. Человек авторитетный и уважаемый, орденоносец. Дело знает и с людьми ладит. Когда начинал бригадирствовать, под его началом было всего восемь человек. Теперь возглавил комплексную бригаду ремонтников, в составе которой шестьдесят один человек. Галтелов не рвался к власти, но об укреплении бригады подумывал часто. Год назад было три мастера - два на слесарном и один на трубопроводном участке. Теперь же их заменил один Семен Михайлович. Время показало, что на "Фрезе" требуется руководитель такого склада, как Галтелов. С созданием комплексной брига- Каждое утро Семен Михайлович делает записи в рабочем журнале, знакомится с дислокацией судов, сверяется, все ли сделано из того, что было намечено, расписывает перечень ремонтных работ на предстоящий день. Звеньевые получают задания и приступают к делу. Не уходит драгоценное время на расспросы, какие-то согласования, потому что костяк бригады составляют опытные ремонтники со стажем по десять и более лет. Бригада Галтелова первая на Северном бассейне освоила ремонт судов типа "Атлантик-333". Пришлось практически переучиваться заново, ибо подобные рыболовецкие траулеры сходили с немецких стапелей, были сложны в обслуживании, при ремонте требуют от слесарей хороших практических навыков и прочных знаний. "Фреза" хотя и именуется базой производственного обслуживания, но все равно находится на балансе флота. Значит, интересы флота прежде всего. Не может быть и речи о четком графике работ. Судов у причалов плавмастерской бывает то с избытком, то фронт ремонта небольшой, а то вдруг траулер возвращается с поломкой или по "зеленой". И вновь без помощи судоремонтников никак не обойтись. Приходится оставаться и во внеурочное время. Особенно вызывает тревогу у бригадира Галтелова снабжение этой серии судов запасными частями. Такими, как мотылевые и рамовые вкладыши. Самым важным для себя он считает заботу о людях. Например, много пришлось повозиться бригадиру с одним молодым рабочим. На первых порах новичок старался выполнить производственные задания, по своим суждениям имел зрелость. Но вот последовал первый срыв: без объяснения причины опоздал на работу, потом совершил прогул, надерзил мастеру. Нависла угроза увольнения. И тогда Семен Михайлович отправился к парню на квартиру. Все стало на свои места. Оказывается, он попал под влияние любителей спиртного, пристрастился к картежной игре. Взял тогда бригадир оступившегося под свою личную опеку: старался уезжать домой вместе с ним, благо они оказались соседями. Найдя подход к его сердцу, Галтелов помог рабочему прочно стать на ноги. Сейчас это добросовестный рабочий, не допускает опозданий на работу, не говоря уже о прогулах. Добрую славу заработал и бригадир электромонтажников Роман Данилович Теплюк, с детства привыкший к труду. В бригаде к нарушителям трудовой дисциплины и выпивохам относятся непримиримо, постоянно ведется антиалкогольная компания. Здесь к лицам, замеченным в употреблении в рабочее время спиртного, принимаются самые строгие меры вплоть до автоматического отстранения от работы. Право на легенду Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1641 |