Главная Мужчины, влюбленные в море - 5
Мужчины, влюбленные в море - 5 Печать E-mail

Как же добивался успеха экипаж? В первую очередь залог успеха капитану виделся в том, чтобы каждый рыбак проникся обостренным чувством ответственности за судьбу плана. И ему удалось при помощи общественных организаций создать на судне рабочий настрой, обстановку товарищества и доброжелательности.

Большую роль во всех добрых делах на судне капитан отводил своему первому помощнику Владимиру Павловичу Мелентьеву, о любви которого к морю может засвидетельствовать такой факт. В своем прошлом Владимир Павлович - старший штурман нашего рыбопромыслового флота. По состоянию здоровья сошел на берег, работал директором Беломорской мореходки и заочно учился в Петрозаводском университете. Казалось, что все ладно складывается у него в жизни.

Но вот появилась возможность окунуться в суматошную рыбацкую жизнь, и Мелентьев не стал мешкать с решением своей дальнейшей судьбы.

С присущими ему энергией и темпераментом В. П. Мелентьев отдался работе, показывая при этом незаурядные способности организатора.

Он обладал способностью - страстно увлекать окружающих его людей, прививать им любовь к рыбацкой профессии. Живой и беспокойный характер Владимира Павловича словно заряжал рыбаков энергией.

За время нахождения на промысле были сделаны сотни тралений: ни одного аварийного, и трал почти всегда приходил с рыбой. Нужно ли объяснять, какой высокой квалификацией должны были обладать судоводители. Лов рыбы велся практически круглосуточно. Старались организовать промысловую работу без суеты и авралов. В своем промысловом хозяйстве старший мастер лова Николай Левинский, что называется, мастер из мастеров. И если случались порывы, то он быстро организовывал ремонт трала. Не считаясь со временем, в рейсе безупречно трудились матрос Сергей Ложкин, машинист РМУ (рыбомучная установка) Владимир Сережкин.

Большой похвалы заслуживала работа рыбмастера Александра Яковлевича Ролдухина, уделяющего много внимания качеству рыбопродукции и душой болеющего за работу. Он сумел организовать непрерывный контроль за качеством рыбопродукции. Рекламаций со стороны потребителей быть не должно - это была главная заповедь его труда.

Судовая администрация и общественные организации добились такого положения, что все судовые службы работали творчески, что в конечном итоге обернулось дополнительными к плану тоннами добытой, замороженной рыбы.

Прошло почти полтора месяца шестьдесят девятого года. Рыбаки Белого моря выполнили план первого квартала и продолжали трудиться в счет апреля. Наибольших успехов добились бригады И. Н. Крупина, П. К. Кравченко, П. И. Андронова, А. П. Ушакова, Н. Ф. Федорова. Они значительно перевыполнили квартальные задания.

Прошедший год был ознаменован хорошими результатами. Вылов рыбы и сбор водорослей оказался выше нормы. При годовом задании на рыбака 68 центнеров выловлено рыбы и собрано морских водорослей по 80 центнеров. За год всего было выловлено 390 тонн рыбы и собрано морепродуктов 300 тонн, что значительно больше, чем в предыдущем году. Значительно перекрыли свои годовые обязательства (по 10 тонн на рыбака): И. М. Дементьев, М. И. Богданов, Л. В. Пашков, П. В. Фомин, Т. П. Попов, А. П. Попов из бригады М.И. Попова, П. И. Попов, И. М. Попов, А. П. Пономарев, Н. А. Филатов, А. А. Панфилова из бригады С. Н. Панфилова, рыбаки Т. П. Истрашкин и А. Я. Пайкачев.

Правительство постоянно уделяло внимание рыбакам. В текущую путину было принято и вступило в силу снижение промысловой меры наваги, увеличены расценки на сданную государству рыбу. Все это обязывало наших рыбаков трудиться еще лучше, как можно больше давать рыбы государству. Промысел наваги успешно продолжался.

...У участкового врача-терапевта первой поликлиники "Севрыба" Ирины Вильямовны Крыжановской счастливая трудовая биография. Она выбрала сама профессию врача и не ошиблась. Удалась ей работа с первых шагов. И коллективу, в котором она трудится без малого тридцать лет, в известном смысле повезло. Такие люди, как врач Крыжановская, умеют не только лечить пациентов, но и заражать своей энергией и настойчивостью в достижении поставленной цели коллег.

Время показало, что Ирина Вильямовна не зря выбрала свою профессию.

Общеизвестно, что успешное лечение больных немыслимо без участия врачей-терапевтов, таких как врач первой квалификационной категории Крыжановская. По мнению ее коллег в коллективе всегда видели в ней прекрасного доктора, самозабвенно влюбленного в свою специальность.

С самого начала своей трудовой деятельности и по настоящее время Ирине Вильямовне приходится лечить преимущественно людей, для которых местом работы является малый замкнутый круг - судно. Жизнь показала, что продолжительное пребывание людей в рейсе, который, как правило, длится месяцами, заметно сказывается на их нервно-эмоциональном состоянии.

С постепенным приобретением профессионального опыта Ирина Вильямовна пришла к выводу, что к основной профессиональной группе, больше других подвергающейся нервно-эмоциональному напряжению, относятся судоводители, механики, палубная команда и рыбообработчики. Как бы много ни отдавала Ирина Вильямовна себя работе, но было у нее еще одно важное и ответственное дело - вырастить детей. Ведь в ее понятии, как у любой женщины, у любой матери не может быть человек счастлив одним трудом. Счастье - понятие гармоничное. Работа всегда забирала много времени и сил, но она умела с такой же энергией и любовью отдаваться дому, детям.

Дочь Ольга с успехом работает фельдшером в Мурманском среднем мореходном училище, а сын Михаил трудится врачом в Кольской районной больнице. Вот уже и внуки родились - самые лучшие внуки на свете, четырехлетняя Лиза и двухлетний Ярослав. В шутку и всерьез любую замужнюю женщину Ирина Вильямовна называет двужильной. Да, так оно и есть: после основной работы женщину еще ожидает неизменная напряженная работа по дому. Подсчитано, что в будничные дни свободное время женщины не превышает 2-3 часов, а в выходные дни 7-8 часов.

Общеизвестно, что у женщины большая, в несколько раз занятость трудом в домашнем хозяйстве по сравнению с мужчиной.

За счет чего же этой обаятельной женщине удавалось, да и сейчас она не пасует перед домашними занятиями, выдерживать такие нагрузки. Полагаю, что не ошибусь, если скажу, что прежде всего, за счет привитой в свое время родителями любви к труду.

Со многими ее пациентами говорил я о нашем участковом враче Ирине Вильямовне Крыжановской. И у каждого нашлось доброе слово о ней. Наш диспетчер в настоящем, в недавнем прошлом известный капитан тралового и нашего флота Геннадий Александрович Шанин сказал буквально следующее: "Благодаря доктору Крыжановской я "лишних" двадцать лет отходил в море. Поднялось у меня тогда давление.

Обратился к врачам, а те, без всякого разбирательства, пригрозили закрыть мне выход в море. И вот тогда мне посчастливилось в полном смысле этого слова. Нашим участковым врачом была назначена Ирина Вильямовна. Она строго потребовала от меня мобилизации всех сил для восстановления организма. Эта женщина в белом халате вкладывала всю свою душевную энергию на возвращение меня в строй. По ее настоятельному совету пришлось бросить курить, стал воздерживаться от спиртного, строго выполнял все ее другие предписания. Это дало мне возможность еще двадцать лет трудиться на промысловом судне, быть его капитаном.

Полный искреннего дружелюбия человек... Таким может быть пациент, но непременно должен быть врач. Об этом никогда не забывает доктор Крыжановская на протяжении почти тридцатилетней деятельности. Особенно важным она считает вежливость и внимательность врача, способность и умение держать себя в присутствии больного, а главное - твердое знание болезни, особенность ее лечения (что составляет по словам Гиппократа) "начало, середину и конец". Эти требования сформулированы много веков назад.

С полным на то основанием она посетовала на трудности времени. Трудно лечить потому, что не хватает лекарств, потому что на их приобретение нет денег. Зная новые способы лечения, мы порой оказываемся беспомощными. К примеру, для лечения язвенной болезни пациенту требуются лекарства стоимостью 500-600 рублей. К большому сожалению, большинство такими средствами не располагает.

Анализ заболеваемости плавсостава показал, что оптимальный срок рейса должен быть не больше 3-4 месяцев, при этом отпуск плавсоставу должен предоставляться не реже двух раз в год продолжительностью три-четыре месяца. По мнению же командного состава единовременный непродолжительный отдых приводит к ухудшению ряда профессиональных навыков, не говоря уже о сохранении здоровья.

Сплошь и рядом наблюдаются случаи, когда моряки после продолжительного рейса вместо заслуженного отдыха идут наниматься в другую морскую "контору", чтобы уйти опять на заработки. Спрашивается, на сколько времени хватит у него в дальнейшем сил и здоровья для работы в море? Безусловно, все это не способствует укреплению здоровья моряка. При очередной медицинской комиссии стало появляться значительно больше, чем в прошлом, моряков с запущенными болезнями. Причина одна - моряк панически боится, что ему закроют выход в море, и терпит до тех пор, пока болезнь не приобретает необратимый характер.

Я уверен, что все, знающие Ирину Вильямовну, согласятся со мной, что она женщина необыкновенная, прекрасная жена инженер - капитана Олега Григорьевича Крыжановского, первоклассного специалиста, недаром она аттестована по первой квалификационной категории по специальности "терапия". Как на работе, так и в обществе, умеет быть элегантнейшей женщиной, находить время каждое утро делать гимнастику, сохранять вечную молодость, никуда и никогда не опаздывать, ко всем, как к пациентам, так и к массе добрых знакомых относиться со вниманием, говорить обо всех только хорошее, с улыбкой выслушивать комплименты в свой адрес, ложиться поздно, вставать рано, являть собой образец упорного труда и строгой самодисциплины. И с каждым годом выглядеть моложе!

И вот еще что. Главным делом всей своей жизни для Ирины Вильямовны остается ее ответственная и нелегкая работа, коллектив которой она считает свои родным. Вот за все это все, знающие ее, любят и ценят.

..Хлопнула дверь в кормовой части корпуса судна и на палубу вышел рослый детина в закатанной по локоть тельняшке. Ни дать, ни взять бывалый морячина, а он даже до этого рейса и моря не нюхал. Ведет Иван себя на судне как заправский моряк. Он сдает вахту и после утреннего туалета направляется в столовую, где подобно рою шмелей гудят матросы. Вот вваливается в столовую быстрый в движениях боцман. У него хорошо накаченные бицепсы, покрытая шерстью грудь и внушительный живот.

Его понять нетрудно: пришел в столовую, когда здесь многолюдно, чтобы новеньких матросов посмотреть и себя показать, чтобы эти салажата представляли себе, кто ими будет руководить.

Боцман пристально оглядел новичков и без обиняков брякнул:

- Ну, что, романтики, какую матросскую работу, кроме как подметать палубу, вам можно доверить?

На палубе парни молчали, потупившись, словно были в чем-то виноваты. А боцман размешивал в ведре краску и словно не замечал новых матросов. Новичок Петр Молчанов постоял несколько минут, а потом не выдержал, присел на корточки рядом с боцманом, кашлянул в кулак и стал внимательно наблюдать за его действиями. Боцман с неодобрением взглянул на новичка, а тому откуда знать, что сегодня утром старпом выговорил боцману, что тот мало уделяет внимания молодым матросам, не учит их уму-разуму. Вот и сейчас смотрят они как бараны на новые ворота, таращат на все глаза, а спросить не отважатся. И боцман решил снизойти до объяснения:

- Эта приготавливаемая краска пойдет на покрытие бортов судна, каждый из вас получит у меня банки с краской. Прошу вас не мешать друг другу и соблюдать осторожность во время работы, чтобы не оказаться за бортом.

Матросы быстро разобрали банки с краской, и снова боцман неодобрительно хмыкнул: "Не суетитесь, всем работы хватит. Можете быть уверены, что я вас без работы никогда не оставлю. Успевайте только пошевеливаться".

У боцмана с утра было плохое настроение, да другим оно и не могло быть. Его вызвал к себе в каюту старпом и твердо произнес:

- Можете брать себе в помощь сколько считаете необходимым матросов, но к утру следующего дня брашпиль должен быть в рабочем состоянии. И я вам советую, боцман, впредь выполнять мои распоряжения качественно и своевременно. Почему-то мне кажется, что мы скоро будем понимать друг друга.

Теперь на старпома смотрел не человек с бегающими глазами и хитрым выражением лица, а солидный мужчина с умными и пытливыми глазами. Это был моряк, повидавший много начальников за свою многолетнюю работу на флоте. В сжатой форме боцман доложил старшему помощнику о своем плане подготовки боцманского имущества для предъявления инспектору Регистра.

Сегодня старпом с интересом следил за ходом мысли этого человека. Если бы кто-нибудь сумел заглянуть в его душу, то там обнаружил бы целый букет всевозможных неосуществленных планов, одним словом, полную сумятицу... Почему-то вспомнилось посещение склада и нелицеприятный разговор с его заведующим.

Слова, произнесенные боцманом, не пропали для молодых матросов даром: теперь их не надо было приглашать на работу, едва покушав, они спешили на палубу в надежде, что боцман своевременно обеспечит их занятием.

Новые матросы довольны, что попали на отходящее на промысел судно. В отделе кадров вместе с ними в ожидании получения направления на судно толкались человек двадцать в гимнастерках без погон. Они заметили, что кадровики направляли демобилизованных в первую очередь, так как знали, что капитаны берут их охотно с собой в рейс, справедливо полагая, что демобилизованные будут стараться познать матросскую работу и добросовестно трудиться на палубе. Ясность во взаимоотношения боцмана с матросами внес бывалый моряк Иван Тропин: "Наш боцман не может спокойно смотреть, когда в рабочее время матрос слоняется по палубе руки в брюки. Породу таких боцманов я изучил основательно. Выйдем в море, тогда власть боцмана временно прервется. Нам придется вкалывать под руководством мастеров лова и рыбмастера. Так что пока вам: ежедневно надо показывать свое рвение...

Иван Тропин в свои двадцать пять успел основательно потереться среди бывалых моряков. Довелось ему работать и на берегу, но со временем он понял, что его призвание трудиться в море, на палубе промыслового судна. На первых порах Иван внимательно присматривался к вчерашним солдатам, пытаясь понять, что их привело на борт траулера. Говорил он с парнями вполне серьезно, даже назидательно поднял палец:

- Пройдет еще много времени, пока вы по праву будете себя считать заправскими моряками. Появятся и у вас большие деньги, что это такое... за вещь, сами поймете. Вместе с деньгами пропорционально возрастут и требования. Одним словом, впереди у вас работа в море и жизнь моряцкая: рестораны, женщины, сочинский пляж и другие соблазны в период отпуска. Я же хочу вас от всего этого предостеречь.

Безусловно, я не призываю вас быть жмотами, экономить каждый рубль, но бережливость тоже никому в жизни не мешает.

Право на легенду  Владимир Бабуро


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.17.79.60

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .