Главная Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?
Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития? Печать E-mail

Ирьё Мюллюла, доктор географических наук

Университет Йоенсуу, факультет социальных наук (Финляндия), Консалтинговое агентство регионального прогнозирования

Олег Андреев, профессор
Балтийский институт экологии, политики и права, Баренц-центр социальных исследований, Мурманск (Россия),

Наталья Соловьёва, исполнительный директор
Кадровое консалтинговое агентство «Андреев и партнёры»

В настоящей статье рассматриваются сценарии будущего экономического, социального и логистического развития Мурманской области как составной части Российской геоэкономики на основании результатов опроса экспертов по Дельфи-методу. 

Целью данного исследования является оценка экономической структуры области, особенно в сфере промышленности, логистики и социальной сфере. Отправной точкой анализа является утверждение, что достоверное планирование будущей инфраструктуры с учетом логистических потребностей невозможно без обоснованной оценки будущих экономических условий региона и структуры населения. Это исследование являлось частью финляндско-российского научного проекта «Действительно ли изменяется периферия Российского Севера?», завершившегося в декабре 2008 года.

Учитывая вышеупомянутые цели и отправные точки исследования, основными вопросами исследования являются:

1. Какова будущая экономическая структура Мурманской области к 2025 году исходя из анализа отраслей экономики?

2. Каковы будущая структура населения и развитие Мурманской области?

3. Какие логистические потребности будут формировать в будущем структуру промышленности и создавать условия для развития отраслей?

4. Как работает Дельфи-метод для прогнозирования развития отраслей, логистического сервиса и развития населения Мурманской области, и каким путем должно происходить развитие?

Выводы, сделанные в данной статье, основаны на опросе экспертов с целью проведения анализа развития Мурманской области и факторов, которые будут оказывать влияние на ее развитие в период до 2025 года. Исследование основано на использовании теорий футурологических исследований, а также на концепции регионального развития. Цель исследования состоит в том, чтобы определить возможные сценарии будущего развития Мурманской области с учетом изменяющихся факторов, которые, возможно, будут оказывать влияние на ее развитие.

Анализ полученных результатов основан на опросе группы экспертов, состоящей из представителей Мурманской области, анализе предыдущих данных по развитию области, а также на опросе экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, и группы зарубежных экспертов, представленной, главным образом, специалистами из Финляндии. В статье представлены три упрощенные сценария развития Мурманской области, а также наиболее вероятный путь развития области с учетом мнений опрошенных экспертов, отраженных в резюме обратной связи.

Сценарии развития содержат описание опрошенных экспертов, их деятельности, а

Рисунок 1. Населенные пункты Мурманской области

также описание сценария принятия решений и их последствий. Оценка возможных сценариев развития и выбор наиболее вероятного пути сценария развития Мурманской области произведены на основании применения Дельфи-метода: использование резюме обратной связи экспертов при оценке фактических результатов опроса, именуемую методом обратной связи Дельфи.

СУЩНОСТЬ ДЕЛЬФИ-МЕТОДА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ

Дельфи-метод является широко распространенным методом, используемым в футурологии, основанным на опросе группы экспертов.

Отличительными признаками данного метода являются два или более этапа опроса, между которыми составляются промежуточные резюме обратной связи для респондентов, а также его анонимность (Sackman 1975: 9; Kuusi, 1999: 74). При использовании данного метода мнение может быть выражено анонимно. Таким образом, главную роль будут играть аргументы, приведенные в ответах, поскольку участники оценивают ответы других участников. Данная особенность является одним из преимуществ Дельфи-метода. Данное применение этого метода, при котором основное внимание уделяется анализу мнений респондентов, основано на традиционном его применении (Murray, 1975), и таким образом, отличается от способа его применения, при котором главным является достижение взаимопонимания между респондентами. Использование мнений экспертов, полученных из резюме обратной связи при оценки результатов опроса, подтверждает правильность применения термина обратная связь Дельфи.
Рис 2

Рисунок 2. Причинные связи. Влияние движущих сил и участников экономического процесса на основные перспективные тенденции и развитие отраслей

В рамках данного исследования было проведено два этапа опроса группы экспертов из Мурманской области. В дополнение, были определены две сравниваемые группы для проведения 2-го этапа опроса. Одна группа получила название Московской, другая группа была представлена зарубежными экспертами. Для проведения опроса использовался метод снежного кома (Kuusi 2002: 218; Metsаmuuronen 2006: 55). Выбор участников группы, а также формулировки вопросов были определены после проведения пилотного опроса.  

Выбор круга респондентов проводился на основании критериев компетентности и заинтересованности в теме исследования. В исследовании мы выделяем девять кластеров (отраслей) на основании компетенции и интересов участников группы. (таблица 1). Производственные компании, финансовые институты и банки и относящаяся к ним сфера обслуживания, научные и образовательные институты и органы власти – рассматриваемые нами участники экономического процесса. Интерес к ним основывается на том факте, что эксперты обычно работают в соответствующем секторе. Так называемые независимые эксперты образуют отдельную группу. Например, к этой группе принадлежат представители общественных организаций. Международная группа представляет самостоятельную группу участников с независимыми интересами, так как в настоящее время доход участников данной группы не зависит от экономической ситуации в Мурманской области. В ходе пилотного опроса участникам было предложено определить круг респондентов исходя из критериев интересов и компетенции.

Участники экономических процессов / Кластеры

Производственные компании

Финансовые институты и банки

Научные и образовательные институты

Органы власти

Другие/независимые

Всего:

Мур-

манск

Мо-

сква

За-

граница

Мур-

манск

Мо-

сква

За-

граница

Мур-

манск

Мо-

сква

За-

граница

Мур-

манск

Мо-

сква

За-

граница

Мур-

манск

Мо-

сква

За-

граница

Мур-

манск

Мо-

сква

За-

граница

Энергетика

3

 

1

2

 

2

     

3

     

2

 

8

2

3

Горная промышленность

3

 

1

1

 

1

1

   

5

         

10

 

2

Транспорт и логистика

3

 

1

1

 

1

   

1

1

 

1

 

1

 

5

1

4

Пищевая промышленность

5

               

1

 

1

     

6

 

1

Туризм

2

 

1

           

1

 

2

     

3

 

3

Информационно-коммуникацион-
ный кластер

3

 

1

2

 

2

2

               

7

 

3

Экология

2

                     

2

1

 

4

1

 

Социальное обеспечение

2

         

1

 

1

1

   

2

   

6

 

1

Безопасность

                       

1

   

1

   

Другое

                       

4

2

 

4

2

 

Итого

23

 

5

6

 

6

4

 

2

12

 

4

9

6

 

54

6

17

Таблица 1. Данные опросов, основанных на компетентности и интересе экспертов 

В контексте данного исследования 'компетентность' означает специальный опыт работы в кластере (отрасли). Результаты опроса Мурманской группы включают: пилотный (пробный) опрос (10 чел.), 1-й этап (25 чел.), 2-й этап (19 респондентов); Результаты опроса Московской группы включают: 2-й этап (6 респондентов) и результаты опроса Международной группы включают: 2-й этап (17 респондентов).

РАЗВИТИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЕТЕ ТРЕХ ОСНОВНЫХ СЦЕНАРИЕВ

Логическое обоснование основных сценариев развития. Подчеркивая наиболее важные различия между группами участников экономического процесса при сравнении результатов опроса, можно уделить внимание основной концепции, лежащей в основе данных различий и, наряду с ними, объясняющей феномен движущих сил, которые часто действуют согласованно (Geist и Lambin 2002: 146). Развитие тенденций, основанных на ценностях, или изменение данных ценностей сформировало существенные различия во мнениях между и внутри групп респондентов. При опросе наблюдались различия во мнениях по вопросу о том, на каком уровне должны приниматься решения, касающиеся развития экономики Мурманской области - в Москве в правительстве или, в большей степени, на международном или региональном уровне.

Если допустить предположения о существовании феномена движущих сил, можно было бы предложить другие изменения в сценариях при использовании результатов опроса участников по Дельфи-методу. Например, мега-проекты и график их реализации влияют на развитие Мурманской области. Например, график ввода в эксплуатацию Штокмановского газоконденсатного месторождения и проект строительства нефтепровода через поселок Индига может быть связан с феноменом движущих сил. Сценарии 1 и 2 обрисовывают наиболее вероятные границы развития Мурманской области без наступления экономического упадка. Сценарий 3 представляет неглубокий, но все еще возможный регресс мировой экономики и падение цен на нефть. Ниже приведено логическое обоснование указанных сценариев:

Сценарий 1 - " Усиление рыночных сил и развитие демократических ценностей"

- Рынок и демократические силы также как и гражданское общество обладают энергией принятия решения, Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО).

- Основное влияние приобретают тенденции, основанные на ценностях, увеличивается важность окружающей среды, которая в большей степени учитывается при проектировании и развитии кластеров.

Сценарий 1 отражает комментарии зарубежных экспертов. Основополагающим критерием и основными мерами являются: экономическая ситуация в Баренц- регионе является столь же активной, как и ситуация в Персидском заливе, откуда происходит экспорт нефти и газа.

Регион будет являться морским портом мирового значения на протяжении следующих 200 лет. Было принято много других дополнительных мер. Необходимым условием является изменение российского законодательства. Наиболее серьезное препятствие развитию - невозможность осуществления инвестирования зарубежными участниками экономического процесса в регионе - будет оказывать влияние на законодательный процесс в России в сторону либерализации движения капитала.

Сценарий 2 - "Усиление власти до авторитаризма и доминирование регулируемой экономики"

- Принятие решений сконцентрировано в Кремле, и влияние олигархов ослаблено

- Слабое развитие демократических сил и гражданского общества.

- Зарубежные компании играют роль поставщиков технологий для российских предприятий.

- Россия не является членом Всемирной торговой организации (ВТО)

- Влияние тенденций, основанных на ценностях, значение окружающей среды очень слабо принимается во внимание.

В соответствии с этим сценарием развитие происходит медленнее, чем по предыдущему сценарию. В рамках благоприятного развития мировой экономики Россия борется за возможность самостоятельного освоения Штокмановского месторождения и других крупномасштабных проектов энергетического кластера. Проекты имеют замедленные темпы развития, и оказывают меньшее влияние на развитие региона, чем в соответствии со сценарием 1.

Сценарий 3 - "Накопление проблем – падение цены на нефть"

- Проблемы накапливаются в силу реализации по крайней мере одной угрозы (непредвиденные факторы риска), которые рассматриваются как не оказывающие влияния и, по существу, не оказывают влияния на развитие.

- Падение цены на нефть ниже 18,5 долларов США за баррель.

В рамках данного сценария происходит реализация непредвиденных факторов риска или части таковых, которые отмечаются участниками опроса как возможные, но нежелательные. Сценарий, главным образом, основывается на предположении, что цена на нефть составляет менее 18,5 долларов США за баррель (с учетом инфляции) в условиях усиления власти. Падение цены на нефть может произойти вследствие спада роста мировой торговли, Ближневосточного кризиса, внезапного перемирия на Ближнем Востоке или пандемии. Также существуют другие непредвиденные факторы риска, такие как экологическая катастрофа и волнения в среде молодежи, но они являются ограниченными и даже могут способствовать выходу из кризиса.

Сценарии отражают картину будущего развития Мурмана в виде функции основных изменений. Содержание событий, происходящих в рамках данного сценария, отражено в таблице 2. Основными участниками и зонами экономических процессов являются следующие:

1. Основные изменения движущих сил или так называемого феномена движущих сил (ДС).

2. Усиление будущих тенденций или второстепенных перспективных тенденций (ВПТ), которые являются результатом феномена движущих сил.

3. Развитие отраслей, осуществляемое через второстепенные перспективные тенденции (ВПТ) и процесс принятия решений.

4. Уровни принятия решений.

5. Проекты по развитию логистического комплекса, связанные с поддержкой развития кластеров.

6. Социально-экономическое положение и миграция населения.

Причинно-следственная взаимосвязь данных факторов и процессов показана на рис. 2. Сценарии развития представлены в значительно упрощенном виде. Любой сценарий не может быть реализован в чистом виде, возможно использование в будущем различных компонентов представленных сценариев для определения основных компонентов сценария будущего развития Мурманской области. Сценарии 1 и 2 могут быть желательными в соответствии с интересами определенных групп, но сценарий 3 является наиболее нежелательным для всех групп респондентов. Однако в наиболее долгосрочной перспективе возможно обнаружение положительных факторов. 

Сценарий 1, возможно, получит наибольшую поддержку среди населения Мурманска ввиду признания важности таких мега-проектов, как эксплуатация Штокмановского газоконденсатного месторождения и проведение нефтепровода к Мурманску, получивших высокую оценку среди опрошенных экспертов. Реализация таких проектов может иметь положительное влияние на рост доходов населения. Реальное развитие Мурманской области может также происходить при первоначальной реализации некоторых тенденций других сценариев, например, сценарий 2 может быть реализован на основании событий сценария 1. Эта модель была обозначена некоторыми зарубежными экспертами, принимавших участие в опросе по методу обратной связи.

Феномен движущих сил

Экспертам, участвующим в опросе, было предложено высказать мнение относительно основополагающих факторов движущих сил, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Данные факторы оказывают влияние на формирование основных перспективных тенденций (ОПТ), которые рассматриваются в качестве ведущих (приложение 1). Некоторые особые факторы ДС, такие как рост мировой экономики и нестабильность ситуации в Ближневосточном регионе вызывают рост мировых цен на нефть, влияющие, в свою очередь, на ситуацию в Мурманской области. Выделяются 14 основных групп процессов, происходящих в ДС, от A до N, затем на первый план выдвигаются восемь наиболее важных процессов по принципу их роли в формировании Основных перспективных тенденций (ОПТ), имеющих наибольшее значение для Мурманской области. Сценарии созданы на основании предположения относительно состояния указанных важнейших восьми факторов движущих сил. На основании ответов участников опроса были выделены следующие факторы движущих сил: исторические факторы, временной и материальный факторы коррозии (защитные покрытия для ядерных отходов, расположенных на морском дне, для предохранения их от ржавчины, угроза терроризма, связи Мурманской области, факторы неблагоприятного воздействия на окружающую среду (например изменение климата), степень коррупции и экономических рисков. Косвенно эти факторы могут присутствовать. Типичным примером является угроза экологической катастрофы, влияющая на экономические риски или прогнозирование политической ситуации. Движущие силы сконцентрированы во внешних или внутренних процессах, на основании объема непосредственного влияния России на них в процессе принятия решений. При изучении материала было сделано удивительное наблюдение: Россия сама имеет множество возможностей оказания влияния на основополагающие факторы динамики экономического развития Мурманской области посредством факторов движущих сил.

Таблица 2. Основные изменения и их положение в различных сценариях развития 1-3 –  феномен движущих сил и предполагаемые основные перспективные тенденции (ОПТ)

Сценарий 1:

Усиление рыночных сил и развитие демократических ценностей

Изменения

Сценарий 2:

Усиление органов власти и доминирование регулируемой экономики

Изменения

Сценарий 3:

Накопление проблем –

падение цен на нефть

Изменения

Феномен движущих сил (ДС)

(см. также факторы ДС-Приложение 1)

Внешние:

F: Велика важность природных ресурсов

D: Значительный рост мировой экономики

J: Ископаемое топливо является важным источником энергии, развитие новых форм энергии , способствующее значительному развитию, больщое значение Северо-Запада России для ЕС

K: Ситуация на Ближнем Востоке остается нестабильной, выходит из-под контроля.

Внутренние:

I: Свобода действий олигархов

N: ЕС и Россия имеют общую энергетическую политику, отношения между ключевыми державами благоприятные

G: Важность прогнозирования образовательных потребностей, поддержка развивающихся отраслей со стороны образовательного и научно-исследовательского кластеров

H: Главную роль играют малые и средние предприятия

Феномен движущих сил (ДС) (см. также факторы ДС-Приложение 1)

Внешние:

F: Велика важность природных ресурсов

D: Средние темпы роста мировой экономики

J: Ископаемое топливо является важным источником энергии, развитие новых форм энергии , способствующее значительному развитию, значение Северо-Запада России для ЕС меньше, чем в сценарии 1.

K: Нестабильная ситуация на Ближнем Востоке, контролируемая нестабильность также представляет интерес для России.

Внутренние:

I: Олигархи отстранены, Кремль контролирует деятельность компаний

N: ЕС стремится уменьшить зависимость от России в энергетическом аспекте, важность сотрудничества между Россией и Китаем.

G: Важность прогнозирования образовательных потребностей, поддержка существующих отраслей со стороны образовательного и научно-исследовательского кластеров

H: Ситуация в сфере малых и средних предприятий – слабое развитие малых и средних предприятия.

Феномен движущих сил (ДС) (см. также факторы ДС-Приложение 1)

Внешние:

F: Снижена важность природных ресурсов

D: Рост мировой экономики не происходит, рэгресс

J: Важность ископаемого топлива уменьшается вследствие уменьшения спроса в связи с кризисом.

K: Гражданская война на Ближнем Востоке, военная интервенция.

Внутренние:

I: Спорная ситуация в отношениях между олигар-

хами и Кремлем

N: Отношения между великими державами становятся более напряженными.

G:Кризис в системе образования, миграция значительной части населения, потенциального субъекта образовательного кластера.

H: Политика в отношении малых и средних предприятий ослабевает вследствие недостатка ресурсов, однако считается важной.

ОПТ, способствующие улучшению экономической ситуации в Мурманской области (Приложение 1)

Доминирование технологического развития, логистических потоков, глобализации и тенденций, основанных на ценностях

ОПТ, способствующие улучшению экономической ситуации в Мурманской области (Приложение 1)

Доминирование технологического развития, логистических потоков, глобализации

ОПТ,, способствующие улучшению экономической ситуации в Мурманской области (Приложение 1) Реализация неблагоприятных факторов: цена на нефть ниже 20 долл. за баррель, экологическая катастрофа. Выход из процесса технологического развития и изменение ценностей.

Даже факторы движущих сил, относящиеся к внешним факторам, обладают такими свойствами, что с их помощью Россия может оказывать влияние на свою международную политику. В особенности, ситуацию на Ближнем востоке можно рассматривать в качестве такого фактора.

Отношение правительства России к изменениям ценностей и принятию решений оказывает основное влияние на различные сценарии, так как оно оказывает непосредственное и косвенное влияние на многие факторы движущих сил. Однако некоторые процессы движущих сил могут происходить без влияния власти России (например, снижение цены на нефть может также произойти по причинам, неконтролируемым Россией).

Основные сценарии развития ограничивают условия развития (рис. 3).  По мнению мурманских экспертов желательная и вероятная картина развития может располагаться где-нибудь между сценариями 1 и 2 . Мурманские эксперты считают, что возможная, но до некоторой степени более маловероятная и менее желательная картина развития может располагаться между сценариями 2 и 3.

Таблица 3. Сценарии 1-3. Основные изменения и их положение в основных сценариях развития - кластеры, уровни принятия решений, развитие логистического комплекса и населения.

Сценарий 1:

Усиление рыночных сил и развитие демократических ценностей

Изменения

Сценарий 2:

Усиление органов власти до авторитаризма и преобладание регулируемой экономики 

Изменения

Сценарий 3:

Накопление проблем – падение цен на нефть

Изменения

Кластеры

рассматриваемые как функциональная демонстрация

Положение энергетического, логистического, горно-металлургического кластеров улучшается с поступлением инвестиций. Структуры военной отрасли направлены на борьбу с терроризмом.

-Ведутся работы по освоению Штокмановского месторождения

Кластеры

рассматриваемые как функциональная демонстрация

Энергетический сектор, горно-металлургическая промышленность, а также логистический кластер являются центральными. Военные

структуры усилены.

- Работы по освоению Штокмановского месторождения не ведутся.

Кластеры

рассматриваемые как функциональная демонстрация

Позиции энергетического и горно-металлургического кластеров ослабевают. Попытки развития экологического кластера, ноу-хау и информационных технологий. Неспособность усилить военные структуры.

- Работы по освоению Штокмановского месторождения не ведутся.

Уровни принятия решений

как отношения

уровней власти

Международный, федеральный

и региональный, также местный уровень представляет важность для некоторых кластеров, предприятия являются основными участниками экономического процесса на

всех уровнях.

Уровни принятия решений как отношения

уровней власти

Федеральный уровень имеет наибольшее значение, региональный и местный испытывают недостаток

ресурсов и возможность

влияния.

Уровни принятия решений как отношения

уровней власти

Федеральный уровень был важным. Выход из кризиса характеризуется усилением полномочий по принятию решений на региональном и местном уровнях.

Развитие логистических структур

как условие развития кластеров

Порты и железные дороги, сети электропередачи, ноу-хау и информационные сети, дороги и авиалинии являются важными объектами логистического развития. Новые инновационные транспортные решения активно развиваются и реализуются в сотрудничестве между Россией и иностранными государствами.

– Построен нефтепровод к Мурманску.

Развитие логистических структур

как условие развития кластеров

Порты и железные дороги, сети электропередачи являются важными объектами логистического развития. Новые инновационные транспортные решения и технологии приобретены у иностранных предприятий.

-Построен нефтепровод к поселку Индига.

Развитие логистических структур

как условие развития кластеров

Инвестиции в инфраструктуру не работают. Попытка развития инфрастуктуры для начала нового этапа развития.

- Нефтепровод не построен.

Население

Численность населения меньше по сравнению с сегодняшней, но существует баланс с точки зрения рынка рабочей силы. Население молодеет. Существенное увеличение уровня доходов, средний уровень различия в уровне доходов по группам населения и по районам сокращается. Хорошие темпы развития системы социальной защиты.

Население

Численность населения меньше по сравнению с сегодняшней, но баланс с точки зрения рынка рабочей силы, меньше, чем при пути развития 1. Численность населения продолжает медленно уменьшаться, старение населения. Уровень доходов не уменьшается значительно, различия в уровне доходов сильно увеличиваются. Система социального обеспечения оправдывает политику и органы власти.

Население

Численность населения меньше по сравнению с сегодняшней, отсутствие баланса с точки зрения рынка рабочей силы. Численность населения быстро уменьшается. Количество трудоспособного населения уменьшается. База доходов разрушается, увеличивается уровень миграции. Лишь небольшое количество работающего населения имеет хорошее материальное положение.

5. Мнения экспертов относительно основных сценариев развития, отраженные в резюме обратной связи

В данном исследовании Дельфи-метод был применен таким образом, что после опросов, проведенных с его использованием, и анализа полученных результатов, экспертам, обладающим глубокой компетенцией по вопросу развития экономической ситуации Мурманска, было предложено прокомментировать результаты опроса. Вследствие этого Дельфи-метод, использованный в рамках данного исследования, можно назвать обратной связью Дельфи. Было учтено мнение экспертов из Мурманской области, а также зарубежных участников опроса, представленных экспертами из Финляндии. В резюме обратной связи, полученных из Мурманска, были представлены результаты опроса групп респондентов (Myllylа 2006; Myllylа и Andreev 2006b). Зарубежные участники опроса в своих резюме обратной связи представили разработанные ими упрощенные основные сценарии развития, которые вкратце представлены в их законченной форме в данной статье.

Были получены резюме обратной связи от восьми экспертов из Мурманска и от десяти экспертов из Финляндии.

Согласно мнению некоторых мурманских экспертов большее внимание следует уделить комплексу логистических услуг для обслуживания газового и морского сектора. Здесь велика важность Штокмановского месторождения. Введение в эксплуатацию Штокмана может создать угрозу для богатых природных ресурсов Сибири. В дополнение к этому, были сделаны следующие комментарии: вследствие существующей коррупции наука дает хорошее объяснение ситуации в регионе, но только теоретически. Необходимо увеличить влияние государственных компаний в таких сферах, таких как начинающаяся конкуренция за освоение Северного полюса, а проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году могут оказать значительное негативное влияние на инвестиционные возможности от компаний, находящихся в государственной собственности.

В комментариях зарубежных экспертов основное внимание было уделено следующим аспектам: безопасность - интересы политических и военных организаций определяют политику использования природных ресурсов на Севере; введение в эксплуатацию Штокмановского месторождения не представляет столь значительной важности для развития региона, как решение о том, в какие сроки будет начато использование ресурсов Баренцева, Печорского и Карского морей и как будут приниматься решения по данным вопросам, и какие действия будут предприняты на основании данных решений.

Если они станут основой для развития логистического сервиса, т.е. строительства нефтяных терминалов для хранения нефти, добытой из моря, до последующей перегрузки в крупные танкеры, и обслуживающими сооружениями, расположенными в Мурманске, влияние их на развитие Мурманской области будет большим, чем в случае отсутствия наземного нефтепровода или если бы обслуживающие сооружения находились на территории других областей. Готовятся первые систематические правила транспортировки нефти. Независимая политика России в области пищевой промышленности вызовет рост производства в рыбной промышленности Мурманска. Концепция существования олигархов устарела, ситуация нормализуется, и было бы более уместно говорить, к примеру, о владельцах крупного капитала. Олимпийские игры в Сочи могут привести к большей открытости в политике, потому что Россия не хочет быть бойкотированной, подобно тому, как это произошло в ходе проведения Олимпийских игр в Москве в 1984 году. С точки зрения представителей малых и средних предприятий, важные решения принимаются в отношении, например, инвестиций в энергетический сектор (заключение субподрядных договоров с судостроительными верфями). Развитие переживает кризис. Большинство опрошенных зарубежных экспертов считают направление перспективного развития 2 наиболее вероятным. Вышеупомянутые комментарии в значительной степени учтены в окончании сценариев и в будущем видении, которое описано в следующих главах.

6. Концепция наиболее вероятного сценария развития Мурманской области

Наиболее вероятная картина будущего экономического развития Мурманской области отражена в сочетании ответов различных групп респондентов и путь будущего развития невозможно предсказать или обрисовать в специальных символах. Возможно, ни один из сценариев развития 1-3 не будет реализован в представленной форме. На основании мнений экспертов, полученных из резюме обратной связи сценарий развития 2 (названный "Усиление органов власти до авторитаризма и преобладание регулируемой экономики") отражает наиболее вероятную картину будущего развития, или является наиболее соответствующей ей. Вначале наиболее вероятное развитие происходит в соответствии с концепцией сценария развития 1, но может произойти поворот в сторону сценария развития 2, поскольку существующая элита власти стареет, или через принятие возможных решений, таких как вступление в ВТО или укрепление сотрудничества ЕС-Россия, или через непредвиденный кризис. В этом случае реализованный сценарий развития может получить название сценарий развития 2 + применительно к нашей нумерации сценариев развития 1-3 (рис. 3).

Будущее Мурманска может рассматриваться в соответствии с желательной и возможной картиной на основании, в особенности, использования и развития во-первых, логистического сервиса в регионе, во-вторых, горно-металлургической промышленности и в-третьих, энергетического комплекса. Группы респондентов разделяют выделение данных отраслей в качестве основных. Ноу-хау и информационно-коммуникационный сектор также могут играть важную роль в развитии региона. Предпосылки работы данных кластеров (отраслей) в этих регионах основаны на естественной конкуренции, усиленной влиянием исследовательского и образовательного секторов. Курс развития прежде всего зависит от принятия решений крупными предприятиями и федеральной политики. На региональном уровне необходимо обеспечить наличие общих условий для их деятельности, таких как образование и инфраструктура.

Однако в более долгосрочной перспективе важность принятия решений на местном уровне может увеличиваться, и можно содействовать этому процессу путем внедрения значительных изменений в тенденциях, основанных на ценностях, которые могут быть до некоторой степени предсказаны независимыми экспертами Мурманской области и группой зарубежных экспертов. Возникнет необходимость в принятии  большого количества решений практического характера на федеральном уровне в связи с крупными проектами энергетического сектора в регионах, где возможно осуществлять деятельность малых и средних предприятий в сотрудничестве с зарубежными партнерами (обратная связь экспертов). Порты и железные дороги всегда будут представлять важнейшие объекты логистического развития. Также трубопроводы и информационные сети будут важнейшими объектами инвестирования, и этот факт особенно подчеркивался некоторыми группами респондентов. Если рассматривать проекты в сфере логистики только с точки зрения энергетического комплекса, возможно представить важность строительства линий электропередачи от Мурманской области до Республики Карелия и, возможно, к скандинавским странам, - этот вопрос был поднят группами мурманских и московских экспертов.

Очевидно, что запланированный в силу причин экономического, военного и политического характера нефтепровод будет проложен к поселку Индига, и будет проведено обсуждение вопроса о строительстве нефтепровода к Мурманску (рис. 4). Штокмановское месторождение вероятно будет введено в эксплуатацию в 2020-2025 годах. Условием ввода его в эксплуатацию может служить привлечение иностранного капитала и технологий к региону через приход на рынок иностранных компаний (cp. Роль компании Shell в реализации проекта по производству энергии на Сахалине, Bradshaw 2005; см. также Roberts 2003b: 31). Условием может стать соглашение о сотрудничестве между ЕС и Россией, или долгосрочное соглашение по использованию энергетических ресурсов, которое обеспечит с одной стороны, инвестиции, с другой - наличие рынков. Возможно заключение соглашений между государствами вместо соглашений с ЕС, например, между Россией, Францией и Германией, достаточных для начала инвестиционного процесса. Благодаря этому инвестиции в энергетический комплекс северного региона могли бы получить высокий приоритет в энергетической политике России по сравнению с Китаем и Азией.

Однако данная картина не будет достоверной, если учитывать только мнение экспертов, принявших участие в опросе по Дельфи-методу. Представители группы зарубежных экспертов заявляют об увеличении роли международного рынка в принятии решений, но это представление не разделяют эксперты, входящие в состав Московской группы. По вопросу освоения Штокмановского месторождения взгляды, полученные на основании обратной связи экспертов, различались. Однако все эксперты указали на непосредственное и косвенное влияние Штокмановского месторождения на развитие Мурмана. Если мнение зарубежных экспертов будет определяющим, то возможна реализация сценария развития Мурманской области, обусловленного разработкой Штокмановского месторождения, и началом производства сжиженного газа. Наиболее важным при обсуждении будущей картины развития и экономической ситуации в Мурманской области явилось заключение о том, что область занимает центральное положение в логистическом аспекте применительно к сфере производства энергии независимо от того, какой будет ситуация с разработкой Штокмановского месторождения в 2025 году и от того, будет ли осуществлено строительство нефтепровода к поселку Индига или к Мурманску.

В тоже время вновь принятые и систематические решения в сфере транспорта частично обрели форму и инфраструктуру, и участники экономических процессов, осуществляющие деятельность в Мурманске, являются часть этих транспортных систем. Эксплуатация месторождения Приразломное, расположенного в Печорском море, при поддержке инфраструктуры Мурманска служит этому хорошим примером. Транспортировка нефти из района месторождения Приразломное до Мурманска начнётся к 2010 г.(Bambulyak и Frantzen 2007: 43).

Ситуацию в Мурманске в 2007 году можно сравнить с ситуацией в Ставангере, Норвегия в 1968 году, когда в Северном море был начат цикл производства нефти в открытом море. Вследствие развития производства газа и нефти в Баренцевом море может возникнуть основа для производства нефти в открытом море, напоминающего современное производство в Ставангере. В качестве иного объекта для сравнения можно назвать Абердин, являющийся морской базой для нефтегазовой промышленности Северного моря в Шотландии. Федеральная политика оказывает влияние на скорость развития. Увеличение относительного и абсолютного веса энергетического кластера будет происходить главным образом в регионе при условии реализации инвестиционного процесса применительно к Штокмановскому месторождению и строительства нефтепровода к Мурманску. Участники экономических процессов в регионе расценивают их как желательные проекты. Особенно инвестиции в Штокмановское месторождение могут управлять численностью населения.

Путь к будущему развитию может проходить таким образом, что на первом этапе развитие Мурманской области будет проходить по сценарию 2. Центральные политические выборы в ближайшем будущем, такие, как выборы президента в 2008 году, могут влиять на сценарий развития. Вопрос о членстве России в ВТО будет решен в ближайшие годы, и это окажет частичное влияние на выбранный сценарий развития. Также другие события могут иметь влияние на открытость России и её демократическую политику, органы власти и демократию западного типа, и, наряду с этим, на развитие и рост активности индивидуального предпринимателя (мнение экспертов международной группы, полученное в результате обратной связи). Европейский Союз имеет собственные значительные возможности воздействия на Россию и через это воздействие, - на развитие Мурманска через его собственную непрерывную политику в области энергетики - и политику России. Судьба соглашений, определяющих предмет соглашений о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией и соответствующие аспекты экономического и политического сотрудничества - является важным индикатором направления развития (см. также например. Juntunen 2002:86-89). Вместо соглашений между Россией и экономическими блоками, такими как ЕС, развитие может также осуществляться через соглашения между Россией и крупными государствами. В этой ситуации, маленькие страны, такие как Финляндия, смогут обеспечивать большую безопасность их энергетических ресурсов и политических интересов, если Европейский Союз будет играть центральную роль по отношении к отдельным Европейским государствам. Поэтому Финляндия должна подчеркивать важность Европейского Союза в своей политике по отношению к России.

Рисунок 4. Основной нефтегазовый трубопровод в Северо-Западном регионе России и нефте- и газопроводы, запланированные к постройке, отражающие расширение основного трубопровода и развитие сети портовых сооружений. Перепечатан из: Tykkylainen (2003) с разрешения автора.

Возрастает значение северных территорий, являющихся источником энергии и производителем продовольственных товаров. Значение Мурманска, расположенного на Севере России, все более возрастает в аспекте использования энергии, полезных ископаемых и также с учетом продовольственного потенциала моря, даже если интересы энергетического комплекс и рыбной промышленности время от времени входят в противоречие друг с другом, все возникающие споры должны быть урегулированы. Производство энергии, требующее привлечения крупного капитала, расположено в портовых районах, используемых рыболовными судами, в то время, когда рыбная промышленность все еще испытывает существенный недостаток капитала. Мурманский регион будет иметь стратегическую важность для экономики и военной политики России, и в любом случае будет наблюдаться экономический рост региона в местном масштабе. Поскольку военная промышленность России переживает процесс перевооружения, рассчитанный на долгосрочную перспективу (Forsstrоm 2002), этот аспект также отразится на разработке некоторых районов добычи полезных ископаемых (резюме обратной связи зарубежных экспертов). В лучшем случае рост будет наблюдаться во всех существующих промышленных городах. Ресурсы минералов и полезных ископаемых Мурманской области еще не использованы в полном объеме, минералы и полезные ископаемые, добываемые в регионе и необходимые для энергетического комплекса, могут служить основой для создания новых производственных линий горно-металлургической промышленности. Например, существуют полезные ископаемые в районе Салла в Финляндии, между границей Салла и поселком Аллакурти (бывшая территория Финляндии) в районе, носящем название Саллалатвa, и эти минералы необходимы для проведения буровых работ в районах илистого дна (Roberts 2003a: 26). Какой бы из двух возможных сценариев 1 или 2 не получил развитие, наиболее возможными представляются сценарии развития 1 или 2, но развитие региона создает также возможности для расширения деятельности иностранных компаний в течение рассматриваемого периода.

Весьма вероятно, что численность населения в будущем уменьшится по сравнению с сегодняшним днем. Начало инвестиций в разработку Штокмановского месторождения будет иметь такое значительное влияние, что направление изменения численности населения будет медленно изменяться в любом случае. Существующие районы, центральное место в которых занимает горно-металлургическая промышленность, специализирующаяся на крупномасштабном производстве, не могут способствовать поддержанию существующей численности населения, даже если бы величина объема промышленного производства превышала сегодняшние показатели.

7. Выводы

7.1 Потребность в инновационных мерах

Природные ресурсы Мурманской области и прилегающих районов требуют развития инфраструктуры и их разработки для того, чтобы их эксплуатация была выгодной. Это подчеркивается существующей общей концепцией местных и федеральных участников экономических процессов, управляющих инфраструктурой, касающейся разделения инвестиционной прибыли. Нахождение решений, приносящих экономическую выгоду, играет главную роль в этих инвестициях, которые должны иметь эффект снижения себестоимости, например, транспортных технологий. Нахождение новых экономически выгодных транспортных и производственных решений для Арктического региона, характеризующегося высокими производственными издержками, подчеркивает важность деятельности по внедрению инновационных подходов, и здесь особенно возрастает важность сотрудничества между научно-исследовательскими институтами и предприятиями транспортного и логистического сектора, энергетическим сектором и предприятиям горно-металлургического кластера. До настоящего времени инновационные решения, касающиеся развития новых транспортных и логистических технологий, которые принимались применительно к предприятиям региона, сводились к покупке технологий у иностранных компаний, в частности, финских компаний.

В целях стимулирования регионального развития Мурманской области в будущем необходимо уделить внимание нестабильной ситуации в нефтедобывающей отрасли, а также соответствию федеральной политики распределению экономической мощи. В дополнение к этому, должны быть учтены аспекты международной политики, предоставление возможностей получения соответствующего образования и ситуация, существующая в области в сфере деятельности малых и средних предприятий в качестве основных факторов, оказывающих влияние на развитие Мурманской области.

7.2 Критические замечания по применению Дельфи-метода

Ожидаемые прогнозы развития в перспективе до 2025 года явились весьма оптимистическими по сравнению с существующей экономической ситуацией в Мурманской области. Было очевидно, что эксперты не выражали пессимизма, говоря о долгосрочной перспективе, и оптимизма применительно в ближайшей перспективе, что часто является результатом применения Дельфи-медода при проведении опросов. Поскольку Россия обогатилась за счет экспорта энергии, понятно, что наибольшую важность среди групп респондентов получила оценка проектов, связанных с энергетическим комплексом. В результате применения Дельфи-метода, как правило, происходит выдвижение наиболее разумной, необходимой и экономически выгодной идеи для ее последующего осознания и оценки в целях предотвращения возникновения кризиса в отдаленной перспективе, такого, например, как изменение климата.

Недавние события имеют большее значение для оценки будущей ситуации, чем события далекого прошлого. Анализ этих событий помогает предотвратить потенциальный кризис, а также подчеркивает важность определения стоимости энергии. В этом отношении метод привязан к временным рамкам его применения. Метод должен развиваться в таком направлении, чтобы циклические явления в экономике могли быть устранены уже на стадии реагирования. В реальности катастрофы не происходили. Было признано, что экономика развивается, и вопросы охраны окружающей среды находятся под контролем. Респонденты, как правило, отдавали предпочтение важности обеспечения безопасности человека и считали, что реализация будущих сценариев развития произойдет в направлении, некоторым образом напоминающем существующую ситуацию. Поэтому в будущем необходимо уделять внимание анализу незначительных признаков и сигналов. Участники опроса по Дельфи-методу в своем мнении часто склонялись к тому, что может наблюдаться сочетание желательных и вероятных факторов. Была высказана уверенность в положительном развитии экономики, разумеется, с учетом значительного риска.

7.3 Рекомендуемые меры политического характера

Результаты исследования показывают, что в перспективе Мурманск будет являться важным логистическим выходом в мировое экономическое пространство на Северо-Западе России в области транспортировки природных ресурсов и их продуктов на мировой рынок.

Развитие логистических ворот, главным образом, зависит от развития мировой экономии, а также от развития ситуации на ценовом рынке сырья, такого как нефть и минералы (Brunstadt ym. 2004). Логистическое положение оказывает положительное влияние на развитие региона. Влияние носит частично местный характер и сконцентрировано на объединении предприятий логистического комплекса. Однако, небольшое количество рабочей силы задействовано только в транспортном секторе и связанных с ним сферах строительства и обслуживания инфраструктуры по сравнению с существующей численностью населения. Поэтому представляется важным обсудить возможность дальнейшего экономического развития. Например, транспортировка нефти может создать возможности для промышленности по производству пластмасс, а транспортировка газа может, в свою очередь, создать возможности для развития электротехнической промышленности.

Развитие требует принятия содержательных решений на федеральном и региональном уровнях, однако также увеличивается значимость решений, принимаемых на местном уровне. Монопромышленные регионы в большей степени могут испытывать сокращение численности населения, если не будет принято никаких действий для всестороннего развития структуры промышленности данных регионов и улучшения состояния окружающей среды путем внедрения новых технологий. Сокращение численности населении может также создать препятствия для традиционной промышленной деятельности в регионе. В этих регионах необходимо уделить внимание дополнительным возможностям, которые могут быть созданы в связи с модернизацией промышленного производства или выходом его на внешний рынок в целях всестороннего развития структуры промышленности. Научно-исследовательская и образовательная деятельность, а также развитие должны быть направлены прежде всего на удовлетворение новых потребностей развивающихся отраслей, таких как логистика, энергетика, туризм и информационные технологии. Во многих случаях будет положено начало новым подходам к деятельности данных отраслей, когда традиционная промышленность расширит сферу своей деятельности в целях усиления конкурентоспособности путем концентрации на основных направлениях деятельности. Поддержка разнообразия экономических структур на региональном и федеральном уровнях может иметь большое значение для городов, в которых существует одна отрасль промышленности. Новые идеи, поддерживающие разностороннее развитие структуры промышленности, могут исходить от зарубежных участников экономического процесса, которые не зависят от интересов местных групп, а также местных участников экономического процесса. Создание нового общественного капитала должно иметь важнейшее значение для регионального развития.

Результаты исследования показывают, что структура экономического срока эксплуатации ресурсов Мурманской области в будущем может значительно отличаться от существующей ситуации, даже если существующая структура, особенно в горно-металлургической промышленности, все еще играет главную роль в экономике региона. В будущем потребуется рабочая сила и инфраструктура, адаптированные к условиям арктического Севера. Поэтому необходимо развитие существующих местных городов-объединений путем реализации местной политики управления, так как. существенная часть населения хотела бы жить и работать в своем регионе. (Rautio 2003; Henkel 2000; Kari Vuorinen). В противном случае возможный быстрый рост инвестиций в газовую и нефтедобывающую промышленность и логистический сектор может быть приостановлен или стать нерентабельным, так как привлечение рабочей силы из других регионов в Мурманскую область и строительство новой инфраструктуры обойдется очень дорого. Поскольку основная область нефте- и газодобывающей промышленности перемещается на Север, возникнет потребность в проведении углубленного исследования по вопросу привлечения рабочей силы и меняющихся ценностей и образа жизни.

Расположенная на Севере России Мурманская область обладает особенными возможностями. Плотность населения, проживающего в регионе, довольно высока по сравнению с другими северными промышленными регионами. Это население является мощным ресурсом, который, будучи использован должным образом, может играть значительную роль в превращении Мурманской области в значительный промышленный регион России и, в более широком смысле, в базу для реализации мировых потребностей в исследовании и использовании арктических природных ресурсов для обеспечения глобальных долгосрочных энергетических и экологических потребностей.

Статья "Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?" 18 из 20 на основе 500 оценок.196 обзоров пользователей.

Литература

Приложение 1

ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 5 2008

Еще статьи на тему "Развития":

Проблемные аспекты и перспективы устойчивого развития американской Арктики

Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области методом дельфи

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Предпринимательство - основа развития муниципального образования

Западные теории регионального развития


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.239.59.193

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .