Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Философские основания ядерного социума
Философские основания ядерного социума Печать E-mail

в последние годы интеллектуально - мировоззренческая оценка ядерного мира находится не на высших уровнях активности


Елена Комлева
Институт философии и политологии, Технический университет, Дортмунд, Германия

Еще Левкипп, Демокрит и другие античные философы задумывались о строении материи, об атомах - ее "кирпичиках". От древнего человека прослеживается рефлексия феномена энергии в разных ракурсах и с разных философских платформ. В том числе, - энергии солнца и звезд. Косвенно человечество осмысливало феномен ядерной энергии (допустима, видимо, такая интерпретация) уже тогда, когда не существовало еще и понятия "атомное ядро". И с тех давних пор оно познает и формирует социальные проявления этого, трансцендентного до времени относительно прямого познания, феномена, узнав непосредственно о нем сравнительно недавно. Вспомним об “астрономической религии” инков и их предшественников. Когда космологическими параметрами фатально определялись и быт, и бытие цивилизации. Возможно, попытка Эхнатона ввести культ солнца и единобожие была первым стремлением на государственном уровне непроизвольно и неосознанно заставить общество попутно с прочим "смотреть в корень бытия".

После создания атомной бомбы светские и религиозные философы активно интерпретировали значение и возможные последствия этого. Все же, следует признать, осмысление ядерного феномена в связи с существованием мощной и опасной ядерной техносферы как явление еще молодо. Кроме того, в последние годы интеллектуально - мировоззренческая оценка ядерного мира находится не на высших уровнях активности.

Ядерный пример послужит формированию человеческого и государственного менталитета, созданию цивилизованных мировоззренческих и социально-гуманитарных оснований мудрого развития других амбивалентных технологий, число которых впредь будет лишь множиться.

2.1 ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Философы во второй половине XX века актуализировали проблему ядерной энергии. Но по вполне понятным причинам и в силу относительно небольшого "времени жизни" конкретных явлений философская рефлексия была большей частью светской и весьма политизированной, сводилась в основном к ядерному оружию. Кроме того, преобладала позиция однозначного отрицания ядерного оружия. У. Гэй в своем обзоре преимущественно западноевропейской и американской соответствующей истории философской мысли выделяет, например, пять этапов осмысления морали ядерного оружия именно в таком контексте. И приводит характеристику мнений наиболее видных участников дискуссий. Позволю себе длинное цитирование - нечто вроде исторической справки из этого обзора в авторской редакции У. Гэя. 

подробнее... 

2.2 АРЕАЛ НЕМЕЦКОЙ ТРАДИЦИИ 

При поиске источников информации по теме обращает на себя внимание одна особенность. В этических, политологических, исторических, теологических, экологических и публикациях других жанров выделить доминирующую национальность авторов сложно. При многоплановом же философском осмыслении ядерного феномена, на мой взгляд, более представлены исследователи немецкоязычного генезиса, напрямую или косвенно связанные с немецкой культурой. Это собственно философы К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Пихт, Э. Фромм, В. Хесле, K.-O. Apel, G. Ropohl, D. Henrich, а также физики-философы А. Эйнштейн, М. Борн, В. Гейзенберг, К.Ф. Вайцзеккер, Р. Оппенгеймер и другие. Хотя некоторые из них, в силу известных событий 1930 -1945 г.г., исследовали социоядерную тематику за пределами Германии.


При многоплановом философском осмыслении ядерного феномена более представлены исследователи немецкоязычного генезиса


Дополнительно к общеизвестным достоинствам немецкой философии, ситуацию сформировали, видимо, также традиции ядерной физики (немецкие исследования в этой области в первой половине XX века являлись ориентиром для мировой науки) и трагический опыт нацизма в этой стране. М. Рогожа также отмечает интересные различия в сфере философских исследований аналогичной тематики. Этот автор связывает более глубокое и комплексное осмысление кризисных экологических явлений с традициями немецкой философской школы, нежели англо-американской. Общеизвестно, что и другая близкая философская проблематика - философия техники - обязана своим появлением и развитием немецкой культуре (см., например, В. Розин, В. Горохов).

ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПОДХОДА КАРЛА ЯСПЕРСА

Идеологический фундамент: тотальность, целое и полнота

Пример гуманистически-гуманитарного и одновременно комплексного соосмысления феномена ядерной энергии и других важных социальных явлений (для конкретных исторических условий и по многим на то время существенным связям явлений) – брошюра (первоначальный вариант работы) и книга К. Ясперса "Атомная бомба и будущее человека". Исходя из концепции моей работы, следует заключить, что он не потерял своего значения и сегодня. В этой книге поставлен вопрос о “новом состоянии” человечества. Книга К. Ясперсом (более 500 страниц) разделена на три части: “Во-первых, всеобщие рассуждения, которые ведут к ограничениям. Во-вторых, изложение настоящего положения в мире. В-третьих, раскрытие человеческого бытия в охвате”. Доминантой своего исследования К. Ясперс выбрал категорию “целое”: “атомная бомба как целое”, “целый/цельный человек, способный увидеть феномен бомбы как целое”, “целый/цельный человек не только как субъект, но и как объект рефлексии”, “рефлексия феноменов бомбы и человека в целом”. Весьма плодотворно и показательно изучение уже и лишь оглавления книги.

подробнее... 

Политическое и “надполитическое”

Начиная от категории "политика", К. Ясперс переходит к необходимости "измерять" феномен в иных мерках "надполитического". Анализирует ограниченность поля действия политических законов, исторические примеры взаимодействия политики и духовно-нравственных начал в обществе, его последствий. А также, - примеры “делания политики от надполитического”. Стремление к синтезу целого у К. Ясперса проявлено и здесь: “Политическое зависит от надполитического, но и также, что это надполитическое неоднозначно. Если оно рассматривается нами как этос, дух самопожертвования, разум, то, однако, каждая из этих трех составляющих привязана к другим или является единым с ними. Разделение – это только способ сделать передаваемым”. Причем он считает, что без независимого и постепенно изменяющегося "надполитического этоса" человечество будет потеряно. Предполагает необходимость надполитической власти нравственной идеи тогда, когда обычная политика становится бессильной или использует нравственную тему лишь как камуфляж и обязательное “общее место” в публичных речах.

“Сам политический путь нуждается в изменении. Тот, кто на этом пути действует, основываясь на длительном времени (и в состоянии крайнего), тот всегда руководствуется большим, чем только политическими мотивами. Политика, где она была соразмерна человеку, никогда не была достаточной сама по себе” (выделено мной, - Е.К.).


К. Ясперс дал пример методологии и потенциала рефлексии ядерного феномена


Разве гражданское общество, например, вне ядерных забот? Тем более, как отмечал К. Ясперс, в ядерном мире права человека, которые фактически действуют менее, чем когда либо, стали одновременно неотложнее, чем когда-либо.

Экономика и техника

Одна из альтернатив, обозначенных К. Ясперсом для человечества: “Либо внезапное начало атомной войны, может быть через годы, десятилетия, либо создание миропорядка без атомных бомб с новой, экономически основанной на атомной энергии жизнью”. Он вводит в рамки “ядерного глядения” неравномерность развития стран и эксплуатацию одних другими, помощь развивающимся странам, мировые противоречия, экономику и технику, супертехнизацию при ядерном истреблении людей, динамику роста населения.

подробнее... 

Разум и религия

К. Ясперс дал пример методологии и потенциала рефлексии ядерного феномена, “работая” в пограничной области “философия – религия”. Вот их контуры и доминанта. Сначала он фиксирует абзац, констатирующий религиозную догму о взаимоотношении религии и разума. Это шире нашей темы, поэтому нам не столь интересно. А вот дальше – интересно и методологически поучительно. К. Ясперс не спорит с догмами, не “копается” в их деталях. Он находит неожиданный собственный постулат, не связанный с тем, как “работают” или не “работают” религиозные догмы. Позитивный постулат, который позволяет двигаться в нужном ему направлении: все религиозные коды несут отпечаток сознания людей и, в этом смысле, принадлежат им.

подробнее...

Потенция к развитию

Книга К. Ясперса - это, пожалуй, первая крупная и эффективная попытка не только этически, не только исходя из расширенной философской проблематики, но и в ином гуманитарном ракурсе, из гуманистических побуждений, соосмыслить человечество и военный аспект феномена ядерной энергии. Замечу, - важную, но всё же лишь часть проблемы соосмысления и управления ядерным миром в целом. И эта часть ныне уже требует корректировки в связи с новыми условиями "второго ядерного века". Одновременно видны другие "недостатки" книги: она написана давно, нет анализа многих общецивилизационных связей, не отражено появление ядерной энергетики и новых вызовов обществу, не было еще эпохального Чернобыля, многие социальные процессы с тех пор существенно трансформировались или породили новые (в частности, - сепаратизм, экстремизм, терроризм). Подъем человеческого в человеке в 50-е годы прошлого века, как контрастная реакция на античеловеческое в годы второй мировой войны, когда по К. Ясперсу, “совесть просыпается во всем мире” и “человек отвечает на событие как человек”, вряд ли сейчас, не для фазы общечеловеческих потрясений, присутствует. По крайней мере, - человеческий позитив сейчас воспринимается не столь эмоционально, выражен не столь ярко и бурно, “внедряется” в общественное сознание не столь активно, слабо противостоит (особенно в России) целенаправленной пропаганде безнравственности, насилия, безудержного потребительства, эгоизма и других не самых лучших свойств человека. Ко времени работы К. Ясперса над книгой не успел еще сформироваться многогранный, во всей необходимой для исследований полноте, общекультурный отклик как конгломерат мнений различных слоев общества на ядерное бытие. Кроме того, время работы над книгой вообще не могло позволить, как требуется для объективности и по принципу “большое видится на расстоянии”, смотреть на феномен в исторической ретроспективе, как бы со стороны. Поэтому сейчас и в будущем необходимы дополнительное осмысление и многократный возврат к тематике.


К. Ясперс впервые, после демонстрации военно-политического ядерного потенциала, комплексно попытался осмыслить феномен


Сто лет назад началось понимание ядерной энергии, трансформировавшееся сразу в проекты бомб и энергетики, хотя по началу и несовершенные. Пятьдесят лет назад К. Ясперс впервые, после демонстрации военно-политического ядерного потенциала, комплексно попытался осмыслить феномен. Давно, похоже, не было новых крупных подобных шагов. А зря.

Тезисы и путь других исследователей

Мартина Хайдеггера

Именно в связи с характеристикой “атомного” века М. Хайдеггер подробно и образно рассматривает такие негативные аспекты, как вычисляющее мышление, а не осмысляющее, утрата человеком духовных корней, чрезмерный оптимизм относительно возможностей науки и техники, их влияния на прогресс человечества. Оценивая "атомный" социум, …"мы остаемся максимально далеко от осмысления нынешнего века…подумать-то мы и забыли". Не химия или атом, а восприятие человеком научно-технических новшеств "не думая", - вот по М. Хайдеггеру главная причина надвигающейся на человечество опасности. Решительно и непрерывно осмысливать явления в комплексе факторов, а не только высчитывать пользу - в этом он видел путь спасения.

подробнее...

2.3 АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ И ДРУГИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Приведенные примеры философской рефлексии феномена ядерной энергии в немецкой традиции являются примерами из прошлого, 50-60-х годов XX века, когда закладывался фундамент такой рефлексии. Позже в разных странах развивается дальше понимание того, что ядерные материалы и технологии открыли новую эпоху. Обозначили новые пространственные, временные, энергетические параметры (J. Garrison). Опыта выработки адекватной изменившимся условиям модели социального поведения мало. Старые рефлексивные подходы могут оказаться неэффективными.

Фундаментальные религиозно-ядерные аспекты

Библейский Апокалипсис многие образно отождествляют с Хиросимой, Нагасаки и Чернобылем. Существует, кроме того, частное мнение, что Хиросима повторила судьбу Содома и Гоморры. Военное и гражданское применение ядерной энергии породило массу морально-этических проблем. По O. O’Donovan (цитирую по N. Biggar) “человеческая претензия на суперчеловеческий контроль”, попытка владеть ядерным оружием вне моральных рамок сопоставимы с библейским устремлением стать равным Богу и понятием первородного греха.

подробнее... 

Ядерные проблемы социального сосуществования и природы

Ядерные социальные проблемы и задачи гуманитарных наук связаны в речи К. Аннана на конференции "The Second Nuclear Age and the Academy" (Нью Йорк, 2000 г.). По его словам, необходимо обеспечить "критическую массу политической, интеллектуальной и народной поддержки" решения этих проблем.

подробнее... 

2.4 СОВЕТСКО-РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Для философов России и стран СНГ тема стала доступной, в основном, лишь в 90-е годы прошлого века. Что не могло не сказаться, как минимум, на количестве соответствующих публикаций. Отсутствуют монографии русскоязычных авторов, отдельные ядерно-философские аспекты затронуты лишь в разрозненных статьях и тезисах докладов. Философы на постсоветском пространстве сейчас, похоже, большей частью в стороне от ядерных проблем социума, "держат паузу". Практически нет и переводов на русский язык зарубежной литературы по теме. Только на базе русскоязычных публикаций мне трудно было бы выполнять исследования - это стало ясно уже на первых этапах работы. Тем не менее, изучать русскоязычное информационное пространство плодотворно.

Рефлексия ядерного оружия

Накопление стихийных последствий человеческой деятельности С. Крымский сопоставляет с неизбывностью демонической силы. Он говорит и о “бездне космического масштаба, разверзшейся ходом использования термоядерной энергии”, и о восприятии А. Эйнштейном ядерного оружия как “проклятия человеческого рода”, и о бездне “атомного Армагеддона”, в которую заглянул А. Сахаров.

подробнее...

Философская поэтика

Н. Кормин и Е. Турлак, М. Ойзерман с соавторами ассоциируют ядерную техносферу с кентавром. Если в контексте ядерных образов развивать тему "человек и конь", то, думаю, по сравнению с мифами о кентаврах более уместен как база совершенно великолепный этюд Г.К. Честертона. По Г.К. Честертону, человек на коне - самое прекрасное зрелище в мире. Конь и человек могут ладить. Не конь седлает человека, а наоборот. Хотя в свое время коня весьма трудно было объездить. "Конь и человек, вместе, добры и мудры…и могут стать символом чего-то высшего, скажем, св. Георгия". Конь поражает воображение, как и человек, покоривший его. Добавлю, что и сюжет о Вещем Олеге, как некий вариант развития событий во взаимосвязи человека и ядерного феномена, тоже "в тему". Но, все же, надо помнить, что ядерная энергия не так близка человеку и, совершенно точно, не так может быть подвластна ему, как конь.

подробнее... 

Сопряжение ядерного, светской и религиозной русскоязычной культуры

Большое значение при формировании такого подхода к рефлексии ядерного феномена могут иметь философские взгляды В. Степина. Он развивал их от философских оснований науки (начиная с физики), социокультурной детерминации научного познания, связи философских оснований науки с культурной традицией, взаимодействия науки с философией, искусством, религиозно-мифологическим и обыденным сознанием. До понимания, что к науке не сводятся все формы познания мира, понимания прогностической функции философии и культуры по отношению к науке, программирующей роли культуры в жизни общества и необходимости согласования западных и восточных культурных традиций при выработке стратегии развития общества в предкризисной ситуации. Одновременно он видит и тем большую возможность манипуляции общественным сознанием, чем дальше развивается информационное общество.

подробнее... 

Стремление к всеобъемлющему синтезу

Пока на практике существуют две схемы получения людьми ядерной энергии – деление и синтез ядер. Причем наиболее эффективно (например, при взрыве) – сочетать обе схемы. В микромире царят двойственность и неопределенность (в вероятностном смысле) явлений. В ядре (в глубине известной нам материи) энергии гораздо больше, чем на уровне атомов и молекул. И эта же, ядерная, энергия формирует космологические процессы в известном нам мегамире. Анализ и интегрирование разных социальных граней комплексного ядерного феномена и его связей, поли- и междисциплинарный духовно-гуманитарный подход – попытка новой методологии рефлексии. Сам феномен подталкивает к пути его познания.

подробнее... 

Человеческий фактор

Есть свидетельства, что Ю. Харитон в конце жизни высказывал мнение о неадекватности свойств человечества проблеме владения ядерной энергией. "Сознавая свою причастность к замечательным научным и инженерным свершениям, приведшим к овладению человечеством практически неисчерпаемым источником энергии, сегодня, в более чем зрелом возрасте, я уже не уверен, что человечество дозрело до владения этой энергией. Я осознаю, - писал он, - нашу причастность к ужасной гибели людей, к чудовищным повреждениям, наносимым природе нашего дома - Земли. Слова покаяния ничего не изменят. Дай Бог, чтобы те, кто идут после нас, нашли пути, нашли в себе твердость духа и решимость, стремясь к лучшему, не натворить худшего".

подробнее... 

Безопасность и перспективы

Приведены определения понятий “безопасность” и “обеспечение” с точки зрения философии, а также методологический принцип определения и обеспечения безопасности ядерного объекта (С. Неудахин). Социально-философские категории “риска” и “приемлемого риска” неразрывно связаны с проблемой ядерной безопасности. А развитие высоких ядерных технологий придало им и мировоззренческое звучание. С сущностью риска ассоциируются такие философские понятия, как “жизнь”, “биосфера”, “социосфера”, “человек”, “цивилизация”, “ценность”, “целесообразность” и т.д. Понятие “риска” также тесно связано с философскими категориями “скачка”, “меры” и рядом других. Количественная и качественная мера учитываемой вероятности отражается в категории “приемлемый риск” (А. Ярошинская, 2006).

подробнее...

2.5 Потенциал России и Японии: особенности бытия – философским основаниям

Прошлое для будущего: сверяясь с Достоевским

Рискну в качестве варианта, ещё одной внешней меры человечности ядерной энергии и ядерного социума, более полно попытаться предложить рассмотрение философской позиции Ф. Достоевского и исследователей его творчества.


Большое значение при формировании такого подхода к рефлексии ядерного феномена могут иметь философские взгляды В. Степина


Творчество крупных писателей-философов, в частности Достоевского, хотя по времени и не совпало с освоением ядерной энергии людьми, создало базу для дальнейшего серьезного анализа проблем ядерного человечества через глубокое понимание фундаментальных, вне времени и пространства, свойств человека и общества. А. Керенский, например, сравнивал аналитику Достоевского с таблицей Д. Менделеева, поскольку книги этого писателя позволяли предугадать неизвестные на тот момент социальные типы людей (привожу по А. Доброхотову).

подробнее... 

Солнце восходит на востоке

Милитаристская Япония наравне с Германией первой возжелала иметь собственное ядерное оружие. Получилось по-другому. Неизбежность "социального эксперимента" с народившимся и первоначально предназначавшимся для употребления против Германии ядерным оружием, его первое тщательно подготовленное и назидательное "явление народу" планеты реализовались в Японии. Вызовами Азии опять объясняют "второй ядерный век". Япония в связи с Хиросимой и Нагасаки, испытаниями в Тихом океане, близостью оружия Китая, России, США (постоянное базирование атомных авианосцев и АПЛ) и Северной Кореи, дефицитом ресурсов и опасностью природных катастроф, но и с развитием АЭС, ITER и научных ядерных программ, особенно чувствительна к ядерной энергии. Япония - первая страна, которая более шестидесяти лет назад жизнями людей заплатила высокую цену ядерному джинну. Более двадцати лет назад ядерное жертвоприношение повторилось в Чернобыле. Отмечают изменение менталитета японцев с послевоенных годов прошлого века. При целенаправленной политике государства, в том числе в сфере образования. Когда нация отказалась от милитаристских и колониальных устремлений в пользу научно-технического и экономического прогресса.

подробнее... 

Полюс как философско-ядерный символ

В начале сентября 2005 г. в Мурманск из очередного туристического рейса к Северному полюсу вернулся атомный ледокол "Ямал". Но на этот раз пассажиры на его борту были необычные. Благодатные творческие условия полюса - "центра времени" и безмолвных просторов уединенной Арктики "эксплуатировали" любители философии. Обсуждая в режиме лекций, семинаров и бесед суть фундаментальных категорий "время", "вечность" и других. На борту были лишь граждане разных регионов России. Рейс осуществлен за счет мецената, пожелавшего остаться неизвестным. Отсутствие спиртных напитков, табачных изделий и увеселительных мероприятий в работе и быту пассажиров, столь характерных для обычных туристов, изменение по просьбе гостей стандартного графика движения, дабы медитация была наиболее успешной, темы бесед между хозяевами и гостями окончательно шокировали экипаж ледокола.

Вот и интересующихся проблемами ядерной энергии философов кто-нибудь бесплатно свозил бы на полюс! На ледоколе или АПЛ! Поразмышлять о "насущном хлебе" общества на макушке планеты. Там, где необходимость в нем проявляется особенно остро. Нынче в район полюса люди добираются преимущественно с помощью ядерной энергии, а не физической силы собственной или собак. Среди льдин и белых медведей, видимо, должен сформироваться новый импульс для интенсификации понимания ядерных проблем. Кроме того, возможно, все вместе было бы с помощью "философско-атомного камня" или “философского ледокола (АПЛ)” одновременно поддержкой и расширением осуществленной недавно попытки в России зародить символизм и познавательные функции "философского парохода" и “философского поезда”. Попытки, когда философы “идут в народ”, с неожиданного ракурса вглядываются в теоретические вопросы. А также укреплением статуса атомоходов как культурно-исторического достояния России. Пока официально таким статусом обладает лишь "Ленин", которому в 2009 г. исполняется 50 лет. Приравняем полюс в философском и культурно-эстетическом смыслах к Фудзияме, восхождение на которую есть элемент духовной культуры. Эта культовая "яма" хотя и находится в теплой Японии, около 10 месяцев в году прикрыта чарующим и бодрящим снегом.

---

Благодарю за поддержку исследований EU Program “Gateway Education”, Research Council of Norway, Canon Foundation in Europe, Deutscher Akademischer Austauschdienst и World Nuclear University, профессоров B. Falkenburg, N. Witoszek, D. Macer, R. Thakur, A.H. Zakri, P. Masterson, M. Taeb, T. Kawabe, P. Lakkala, L. Kurppa, V. Ryabev, V. Masloboev, T. Meyer, Z. Fadeeva и многих-многих других, а также научных сотрудников Института философии и политологии Дортмундского технического университета и моих многолетних надежных информационных партнеров – коллективы журналов Урала во главе с профессором О. Ивановым. 

ЭНЕРГЕТИКА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Еще статьи на тему "ядерного":

Рефлексия ядерного оружия

Сопряжение ядерного, светской и религиозной русскоязычной культуры

Пример нацеленной в будущее прагматики ядерного символизма и социоядерного антропного принципа

Философские основания ядерного социума

Субъектно-объектное разнообразие символики ядерного феномена


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.145.122.109

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD