Солнце восходит на востоке |
Японская культурная традиция имеет свои собственные подходы к ядерной тематикеМилитаристская Япония наравне с Германией первой возжелала иметь собственное ядерное оружие. Получилось по-другому. Неизбежность "социального эксперимента" с народившимся и первоначально предназначавшимся для употребления против Германии ядерным оружием, его первое тщательно подготовленное и назидательное "явление народу" планеты реализовались в Японии. Вызовами Азии опять объясняют "второй ядерный век".Япония в связи с Хиросимой и Нагасаки, испытаниями в Тихом океане, близостью оружия Китая, России, США (постоянное базирование атомных авианосцев и АПЛ) и Северной Кореи, дефицитом ресурсов и опасностью природных катастроф, но и с развитием АЭС, ITER и научных ядерных программ, особенно чувствительна к ядерной энергии.Япония - первая страна, которая более шестидесяти лет назад жизнями людей заплатила высокую цену ядерному джинну. Более двадцати лет назад ядерное жертвоприношение повторилось в Чернобыле. Отмечают изменение менталитета японцев с послевоенных годов прошлого века. При целенаправленной политике государства, в том числе в сфере образования. Когда нация отказалась от милитаристских и колониальных устремлений в пользу научно-технического и экономического прогресса. Буддизм - изначально самая терпимая и миролюбивая религиозная идеология. Напомню его постулаты: "Избегай зла, культивируй добро, очищай ум"…и "спасай всех существ", "Сосредоточенная осведомленность". Буддизм наиболее последователен в отрицании ядерного оружия на базе принципа ненасилия. Большинство жертв ядерного оружия были японскими буддистами. Поэтому для буддизма данная тема - не просто теоретическая. Как и для японских католиков, чьи предшественники составили значительную долю жертв Нагасаки. Несомненно, что японская культурная традиция имеет свои собственные подходы к ядерной тематике. Примеры: первым физиком, получившим Нобелевскую премию за исследование ядерных сил, был - H. Yukava, а идея планетарной модели атома совместно с Э. Резерфордом принадлежит Х. Нагаоке. И еще в 1946г. I. Mansaku предлагал гуманитарное осмысление ядерной ситуации, а не полное отчуждение от нее в пользу военных и политиков. H. Yukava, продемонстрировав высокие человеческие качества, подписал знаменитый манифест Рассела-Эйнштейна и явился одним из основателей Пагуошского движения ученых за мир. Пятьдесят лет в стране действует The Japan Atomic Industrial Forum. Главный редактор журнала Atoms Japan (2001, 45, № 12) считает, что основная задача человечества в XXI веке - разрешение противоречий и налаживание связей между различными культурами и цивилизациями мира. Автор пытается найти место ядерной энергетики в решении этой задачи, рассматривая ее вклад в устойчивое развитие общества. И интересное совпадение: глава Японской Православной Церкви владыка Даниил является автором книги о св. Серафиме Саровском, весьма почитаемом в среде православных Японии. Профессор физики Т. Кавабе в рамках ассоциации ArTech (Bio High Tech Center, Art Center, Plasma High Tech Center) сочетает многогранную деятельность: физика и биология в науке, образование, коммуникация и продвижение в жизнь искусства и творчества. Ему же принадлежит мысль об аналогии и взаимозависимости между проектом ITER (международный термоядерный реактор) и процессами синтеза нового человечества, хотя бы потому, что ни одной стране отдельно решение такой проблемы не под силу. В Hiroshima Peace Institute, университетах, мемориальном комплексе и других учреждениях Хиросимы международные и междисциплинарные исследования направлены на интегрирование опыта Хиросимы и Нагасаки в стратегии глобального мира. О таком общечеловеческом потенциале Японии писали многие. В частности, еще R.J. Lifton вскоре после второй мировой войны. Возможно, так распорядилась история, чтобы Япония в будущем имела право активно и в качестве лидера осмысливать социальные последствия применения ядерной энергии и побуждать к этому другие страны, другие народы разного вероисповедания. Согласно буддистскому календарю, середина августа – время, когда духи мертвых совершают свое ежегодное возвращение. Оно совпадает с поминальными церемониями, посвященными Хиросиме и Нагасаки. В августе во всех парках Хиросимы обычно круглые сутки слышен громкий треск цикад, напоминающий звуковой сигнал счетчика радиоактивности. Выжившее в эпицентре после ядерного взрыва в Хиросиме, широко почитаемое на Востоке, неуязвимое дерево гинкго стало символом жизнестойкости и надежды на будущее, олицетворяя вызов атомной бомбе со стороны жизни. На сайте Нагасаки размещены фотографии различных деревьев вблизи эпицентра ядерного взрыва, которые также пережили взрыв и символизируют ныне возрождение надежды страдавших и страдающих людей. Символизм этих растений широко используют и физически (через распространение семян) укореняют по миру различные молодежные движения Японии, протестующие против ядерного оружия с позиций просвещения. Во всем мире известна и традиция антиядерного протеста с помощью передачи людьми друг другу бумажных журавликов и приумножения их числа. Пожалуй, лишь Россия имеет примеры в какой-то мере аналогичного японскому сопряжения. Когда огромные территории страны подверглись воздействию радиоактивного загрязнения из-за ядерных испытаний на Новой Земле и в Семипалатинске, вследствие аварий на ПО "Маяк" и в Чернобыле. Известный журналист В. Губарев, в разных жанрах освещавший трагедию Чернобыля, стал почетным гражданином Хиросимы. Когда вторые в мировой истории ядерные военно-социальные испытания были осуществлены на Тоцком полигоне, но уже на собственных военнослужащих. Когда в Сарове совмещены религиозная святыня и национальный ядерный центр. Говорят о церковно-государственном, ядерно-духовном "сплаве" здесь. Когда на Северо-Западе России Русская Православная Церковь все больше берет военных под свое духовное покровительство. В частности - базы атомных подводных лодок. Особенно после гибели АПЛ "Курск". В ноябре 2005 г. Мурманск стал местом проведения конференции "Церковь и вооруженные силы". Ждет окормления Церкви и все расширяющееся международное сотрудничество здесь в сфере радиационной экологии. В частности, - усилия по изоляции от человека ненужных вообще или длительно в течение десятков и сотен лет ядерных материалов. Со временем, например, международное подземное хранилище ядерных материалов в Печенге может стать проектом не дешевле Штокмана, Yucca Mountain или ITER. И объектом попечительства не только российских, но и разных культурных, научных и религиозных традиций (как минимум - соседствующих с Мурманской областью стран - Швеции, Финляндии и Норвегии). Формирование модели отношения к ядерной энергии на примере Японии плодотворно и в связи с высоким валовым продуктом производства этой страны при относительно малом потреблении природных ресурсов и при эталонном отношении к экологической безопасности технологий. В определенной мере Япония при высоком уровне жизни, который невозможен без высокого энергопотребления, подсказывает позитивные пути решения нынешних глобальных проблем, грозящих планетарным кризисом.
Пример Японии особенно важен, поскольку в Азии, да и в Европе (этнические, с исламской подоплекой по мотивации террористические акты в Великобритании и бесчинства во Франции - "мягкий вариант одиннадцатого сентября"), налицо и совсем другие процессы, которые могут "замкнуться" на интерес к ядерной энергии, но не так миролюбиво. Не случайно европейские "варианты" 2005 г. в евроазиатской России многочисленные аналитики активно проецировали на возможное будущее страны. Например, программа "Тем временем" (14.11.05) задалась вопросом: "Как сочетать или переплавлять разные культуры и уровень жизни в XXI веке при начавшемся новом переселении народов?" Если нефти нет или она в перспективе кончится на всем белом свете? Что делать? Ответ у Японии. Почему Япония, имея мало ресурсов, живет хорошо? Потому, что 60 лет назад переключила сознание на мирную жизнь. И потому, что 50 лет назад начала развивать гражданскую ядерную энергетику. Один из путей, если оставить непродуктивные споры, создания энергетической базы - ядерная энергетика. Вполне возможно, что главный. Если не единственный реально. Многие страны Азии сейчас объединены в мирное ядерное сообщество (FNCA). Россия и Япония внесли большой вклад в идею и проект реактора ITER. Последуем совету мудрецов - посмотрим на небо. ITER сродни небесному явлению. И люди тоже "от неба". С точки зрения науки (ожившая звездная пыль). И с точки зрения религии. Создать термоядерный реактор - зажечь солнце на Земле. ITER по латыни означает путь. Все это ассоциирует с понятиями "солнце", "путь", “небесный путь солнца”. Солнце - главный символ, объединяющий человечество. Но солнцу угодно всходить на востоке. И страна восходящего солнца в контексте своих культурно-исторических корней имеет не мало предпосылок, чтобы не оставить ITER и другие ядерные объекты без контроля душой, чтобы делать дело разумно, но и гуманно. В высшем смысле, делать по-человечески. А, может быть, чтобы первое рукотворное мирное солнце уже непосредственно для нужд людей зажглось на японской земле. Памятуя и то обстоятельство, что Япония уступила Франции в споре за право быть страной размещения опытной термоядерной установки. Промышленный ITER в Японии или России мотивировал бы дополнительно на богатой культурной базе и противоречивом, разнородном ядерном опыте усиление столь необходимой для ядерного мира в целом многоплановой, зачастую нелицеприятной и в ракурсе сомнений и беспокойства, духовно-гуманитарной дискуссии как предтечи выверенных и эффективных действий. Франция, несомненно, - достойный претендент на важные ядерные новинки и страна великой культуры. Но ядерный опыт Франции, к счастью для нее, но не адекватно для мировой истории, в целом исключительно успешен, В этой стране ядерная эра не приводила к катаклизмам национального и международного уровня. В военной сфере Франция была в качестве догоняющих, когда “правила игры” уже устоялись. И этот этап не сопровождался трагически столь ярко выраженными примерами тяжелого морально-нравственного выбора, как было в истории других стран. Все вместе, в сочетании с классической национальной чертой облегченного отношения к жизни, может способствовать автоматически крену “термоядерного курса” в сторону упрощения и меркантилизации проблемы. Что такое, например, Юго-Восточная Азия? Это перенаселенность тропических и субтропических стран с плодовитым по части рождаемости населением. Это дефицит средств жизнеобеспечения. Не такой страшный, как в Африке - упаси Бог. Но все же в массовом проявлении - это серьезная "бомба замедленного действия". В силу пока своей относительной научно-технической отсталости, регион не имеет потуг к ядерному оружию. Но на его флангах по периметру расположены тоже неспокойные страны с ядерным оружием или ядерными амбициями - Индия, Пакистан, Иран (президент которого напомнил слова религиозного идеолога о том, что Израиль должен быть уничтожен), Северная Корея, Китай. Недалеко и Россия. С юга - Австралия (лидер в сфере добычи урана) и Океания с базами АПЛ и полигонами испытаний ядерного оружия США, Англии и Франции. Да и Япония может теоретически изменить свое "мнение" в сторону имперских замашек. Или “просто” ядерных, что не является более фантазиями – после северокорейских ядерных испытаний. Недаром ее соседи (Китай, Южная Корея) так болезненно реагируют всякий раз на, казалось бы, давно прошедшее, если оно затрагивается нынешними политиками. Вспомним свежие протесты официальные и со стороны простых людей после посещения премьером Японии храма, где похоронены военные преступники. "Остальная Азия" генетически помнит зверства японцев времен хотя бы последней мировой. Как и еврейский мир - зверства нацистов. Не случайно идеология ядерного оружия, как оружия "последней надежды", родилась в Азии - в Израиле и Индостане. Где гарантия, что она не найдет последователей в Юго-Восточной Азии с ее колоритным и кровавым недавним прошлым и настоящим? Со всех ракурсов устойчивого развития, таким образом, для Азии и Японии, если смотреть социально-обобщенно, комплексно и, хотя бы, на несколько шагов вперед, никак не безразличны новые ядерные темы. В Японии достоевсковедение нашло благодатную почву. Эта страна располагает одной из лучших зарубежных научных школ, изучающих наследие Достоевского. Мир перешагнул эпохальную грань 60-летия ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. По буддистским поверьям шестидесятый день рождения несет особый смысл. После него жизнь, и без того бесценная, приобретает значение великого дара. Который необходимо понять и бережно хранить. Эти установки имеют значение и применительно к человечеству, заново рожденному и выжившему после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
Может быть, России и Японии суждено совместно “выковать” хотя бы контуры морально-нравственных и политических ориентиров ядерной жизни, сверяясь, в том числе и по Достоевскому? Создатели фильма “В Японию на поиски… России” (координатор К. Юка, студия Дальневосточного университета при поддержке МИД Японии) уверены, что Япония и Россия могут помочь друг другу в познании самих себя и мира. И, вероятно, не случайно В. Путин объявил в 2005 г. о грядущей коренной трансформации ядерной отрасли России, возвращаясь из насыщенной поездки по Азии, завершившейся в Японии. Он же шутливо “поправил” общественное мнение (ответы на вопросы телезрителей 25.10.06), что страной восходящего солнца нужно было бы называть и Россию. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЯДЕРНОГО СОЦИУМА Еще статьи на тему "ядерной":Вопросы ядерной и радиационной безопасности региона Сосуществование человечества и ядерной энергии: социоядерный антропный принцип Мы - дети солнца, а значит - ядерной энергии? Феномен ядерной энергии и пространство символических форм Проверка ядерной и радиационной безопасности на Кольской АЭС Финансирование проектов в сфере ядерной и радиационной безопасности
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4611 |