Интеграция рыбодобывающих предприятий - путь к повышению эффективности освоения морских биоресурсов |
Увеличение численности добывающих предприятий в 17 раз привело к распылению квот, недостаточному обеспечению судов промысловыми ресурсами, возникновению ННН-промыслаВасильев А.М., д.э.н., заведующий отделом экономики морской деятельности в Арктике ИЭП КНЦ РАН, заслуженный экономист РФТрадиционная встреча губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова с рыбопромышленниками региона прошла 6 декабря 2008 г., на которой были подведены итоги 2008 года и определены задачи на будущее. В частности, стратегическим направлением развития для всех рыбопромышленников названо создание объединений, производственных холдингов.Эта проблема в полной мере сформировалась в 90-х годах, когда рыбопромышленный комплекс Северного бассейна претерпел большие структурно-институциональные изменения и как интегрированная структура перестал существовать. Динамика субъектов хозяйственной деятельности в рыбной отрасли Мурманской области является одним из результатов этих преобразований. Увеличение численности добывающих предприятий в 17 раз (океанических – в 11 раз) привело к распылению квот, недостаточному обеспечению судов промысловыми ресурсами, возникновению ННН-промысла. Проводимые реформы привели к распаду внутриотраслевой кооперации. Единая технологическая цепочка «добыча – перегрузка, хранение и транспортировка – переработка рыбы» до сих пор остается разорванной, как в организационном, так и в экономическом плане. В создавшихся условиях реализация интеграционной стратегии становится исключительно значимым перспективным направлением на пути преодоления структурной раздробленности предприятий рыбопромышленного комплекса, налаживания устойчивых хозяйственных связей между ними, полного задействования внутриотраслевого потенциала. Анализ ситуации в рыбной отрасли Мурманской области свидетельствует, что в ней сложились следующие факторные ограничения, оказывающие дестабилизирующее влияние на уровень конкурентоспособности комплекса как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном:1. Недостаток квот донных гидробионтов и их распыление между многочисленными хозяйствующими субъектами, не позволяющие вести эффективный промысел.2. Низкая капитализация отрасли (стоимость основных фондов рыбной отрасли Мурманской области составляет всего 8577 млн. руб., в том числе рыболовства – 8244 млн. руб. и они на 60 % амортизированы), отсутствие долгосрочных программ развития снижают инвестиционные возможности как на внутреннем рынке капитала, так и на внешнем [1].3. Незначительные объемы выпуска высокотехнологичной продукции с большой долей добавленной стоимости формируют низкий уровень конкурентоспособности и неустойчивое финансовое положение в долгосрочном периоде, которое усугубляется слабым менеджментом на рынках рыбных товаров.4. Изменения в цикле движения денежных средств в рыбной отрасли негативно сказываются на эффективности работы рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий в краткосрочном периоде. Прибыль производителей перераспределяется в пользу предприятий оптовой и розничной торговли, на долю которых приходится более 1/2 отраслевого дохода. Основной объем денежных потоков концентрируется у логистических и торговых посредников, что в целом снижает не только инвестиционные возможности отрасли, но и резко ухудшает текущие показатели деятельности.Анализ возможных вариантов развития рыбохозяйственного комплекса свидетельствует, о наличии трех базовых сценариев, которые по сути своей не противоречат общим тенденциям развития отрасли в Российской Федерации и в мире (сценарии автора). 1. Ресурсный. Связан с сохранением условий обеспечения добычи и переработки в отрасли на данном уровне. Основным объектом приложения инвестиций является обновление флота, а также производств ориентированных на внутренний рынок.2. Производственный. Связан с возможностями развития отрасли за счет производства более широкого ассортимента продукции, в т.ч. с высокой добавленной стоимостью. Основным объектом приложения инвестиций является нахождение некоторого баланса между обновлением флота и производств готовой продукции ориентированной, как на внутренний рынок, так и на внешний рынок.3. Комплексный. Связан с формированием производственно-сбытовых цепочек в отрасли, формирование предпосылок создания отраслевого кластера. Основным объектом приложения инвестиций является не только прогнозный баланс обновления флота и производств готовой продукции, но и формирование сбытовых сетей, сервисных компаний, отраслевых брэндов, обеспечивающих долгосрочные конкурентные преимущества на мировых рынках.Существующее положение является тормозом, для реализации любого из вариантов, так как каждый из них предполагает концентрацию всех ресурсов. Создание вертикально интегрированных промышленно-финансовых структур - необходимый этап в развитии рыбной отрасли Мурманской области. К важнейшим предпосылкам формирования вертикальной интеграции компаний относятся следующие: - необходимость обеспечения бизнеса контролируемыми источниками сырьевого обеспечения в долгосрочном периоде развития отрасли (за счет формирования «портфеля» ресурсов); - необходимость обеспечения контроля над рынками сбыта конечной продукции (больший контролируемый объем – более высокая цена для всех участников); - возможность экономии на масштабах производства благодаря концентрации капитала и производства, единой инфраструктуре и возможности маневра капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции для всех участников проекта; - необходимость создания эффективно управляемой организации добычи, производства и сбыта готовой продукции, обусловленная природными, технологическими и экономическими факторами; - обеспечение инновационной модели развития всех участников; - формирования долгосрочной инвестиционной модели обеспечения развития организаций. Для оценки ситуации с возможным развитием интеграционных процессов в рыбной отрасли, по нашему мнению, необходимо рассматривать отдельно промысел донных гидробионтов, добычу и производство продукции из пелагических видов рыб, прибрежный промысел. По донным видам рыб наблюдается наименьшая обеспеченность промысловыми квотами, излишний промысловый потенциал, низкая эффективность использования промысловых запасов. Около 70 % судов, занимающихся добычей донных видов рыб, в соответствии с имеющимися нормативами находятся за пределами срока службы и еще большая часть их морально устарела; 36 организаций (48 % их общего количества) имеют 1 судно, 28 организаций (37,3 %) имеют 2 траулера. Приведенные данные объективно свидетельствуют о необходимости укрупнения добывающих организаций. Целесообразно, чтобы на океаническом донном промысле функционировали 20-25 крупных и средних организаций, которые и в настоящее время добывают около 60% общего улова, а промысловые мощности соответствовали бы объему доступной сырьевой базы. Следствием такого укрупнения должно стать лучшее обеспечение квотами, использование более производительных траулеров, повышение производительности лова и снижение затрат. Для стимулирования процесса целесообразно увеличить квоту биоресурсов, разрешающую выход на промысел в 1,5 – 2,0 раза. В Мурманской области ~30 рыбозаводов (~60 % общего количества) работают на пелагическом сырье. С переходов в 2004 г. на новые принципы распределения квот биоресурсов, эти предприятия испытывают значительный дефицит рыбного сырья по эффективным ценам (эффективными считаем цены, позволяющие вырабатывать ликвидную и рентабельную продукцию глубокой переработки). Загрузка производственных мощностей действующих рыбозаводов составляет 15-20 %. Основной причиной этого являются высокие цены на мороженую рыбу, поставляемую траулерами в Мурманск. С точки зрения судовладельцев она считается готовой продукцией и продается по соответствующим рыночным ценам, которые не позволяют рыбозаводам изготавливать ликвидную и рентабельную конечную продукцию высокой степени переработки. Оптимальным выходом из создавшегося положения явилось бы создание интегрированных (комплексных) предприятий по добыче и переработке пелагических рыб. Однако следование по этому пути маловероятно по следующим причинам: 1. Все суда, добывающие пелагические виды рыб, являются морозильными и судовладельцы не заинтересованы в промежуточном рыбоперерабатывающем звене.2. Большая часть судов малопроизводительные и высокозатратны, что ограничивает маневр ценами.3. Владельцы береговых заводов также пока не видят выгоды в этих предприятиях.Таким образом, создание нормальных условий для работы береговых предприятий в нынешнем правовом поле рыночными методами весьма проблематично. Экономический рычаг в руках государства один – владение биоресурсами. Владельцы заводов добиваются у Правительства РФ выделения им квот на добычу морских биоресурсов, что маловероятно. Региональные власти стимулируют береговое производство путем субсидирования кредитных ставок продукции, призывают обе стороны к созданию интегрированных предприятий, что, как показано выше, тоже пока бесперспективно. В создавшихся условиях целесообразно внесение изменений в законодательные и нормативные акты, направленных на стимулирование поставок рыбного сырья в Мурманск по эффективным ценам и заключающиеся в следующем: - Стимулировать дополнительными квотами владельцев морозильных судов, продающих часть своей продукции береговым предприятиям по договорным эффективным ценам; - Путем перераспределения выделять квоты, по возможности бесплатные или по пониженным тарифам, судовладельцам, приобретающим сейнер-траулеры с RSW-танками (суда такого типа, как показывают расчеты и подтверждает практика могут эффективно работать в составе комплексных предприятий по добыче и переработке рыбы). Рыболовство в прибрежье, как свидетельствует мировой опыт, должно быть полностью интегрировано с береговой рыбообработкой. Это обусловлено как предназначением этого вида промысла, так и материально-технической базой. Эффективное освоение биоресурсов в прибрежье, по нашему мнению, должно происходить на основе использования принципов Закона вертикальной интеграции, сформулированного С.Губановым [2]. В противном случае различные действия государственных органов направленные на развитие глубокой переработки рыбы, не дадут должных результатов. Суть Закона вертикальной интеграции в прибрежном рыболовстве – использованием рыбного сырья должны распоряжаться рыбоперерабатывающие предприятия, а не наоборот, как это наблюдается в настоящее время. Механизмом претворения Закона вертикальной интеграции в жизнь, по нашему мнению, может стать государственно-частное партнерство. Функция государства – обустроить места приемки и переработки уловов на побережье, частного капитала – добыча гидробионтов и переработка их в конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. В основе деятельности интегрированных структур должен быть экономический интерес входящих в них предприятий, связанный с получением системного эффекта от объединения и распределением синергетического эффекта. Системный эффект (синергия) возникает по разным причинам, в частности благодаря общему маркетингу, лучшему использованию производственных факторов, объединению инвестиционных ресурсов, росту масштабов производства, системному управлению, более широкому распределению риска, а также созданию предпринимательского духа в подразделениях [3]. В последнем случае процесс координации деятельности подразделений и компании в целом идет через стратегические вопросы. Социально-экономический эффект от интеграции в рыбной отрасли достигается, в первую очередь, от использования судов с незаконченным циклом и переноса глубокой переработки рыбы и морепродуктов на береговые предприятия. Это связано с тем, что рыбообработка в море обходится дороже, чем на берегу по всем составляющим по этому переделу: по заработной плате, амортизации и материальным затратам. Общий эффект работы комплекса «суда - береговая обработка» особенно ощутим при промысле на небольших расстояниях, что характерно для прибрежного рыболовства. Именно этот принцип используют Норвегия, Исландия, Дания и многие другие страны, перерабатывая основную часть улова на береговых фабриках, и получая здесь основную часть добавленной стоимости [4]. На Северном бассейне с 1992 года наблюдаются различия в подходах к развитию рыболовства со стороны рыбодобывающих организаций, с одной стороны, и с точки зрения региональных властей, береговых рыбообрабатывающих предприятий и общества - с другой стороны. Судовладельцы стремятся не зависеть от береговой рыбообработки и в этих целях - иметь в составе своих флотов суда-фабрики, или, по крайней мере, траулеры, оборудованные морозильными установками. Такая политика проводится для повышения экономической эффективности эксплуатации траулеров за счет оптимизации рейсооборотов и продажи рыбопродукции на наиболее выгодных рынках. В то же время она вступает в противоречие с необходимостью развития береговой рыбообрабатывающей базы в целях увеличения занятости и улучшения питания населения рыбопродукцией по доступным ценам. Кризисная ситуация в рыбной отрасли и, наоборот, многолетний успешный опыт работы её в дореформенное время в России и в странах с развитым рыболовством свидетельствуют о необходимости комплексного развития промыслового флота и береговой рыбообработки. Как показывают наши бизнес-разработки по долгосрочным инвестиционным решениям, наиболее эффективными организационными формами в рыбной отрасли являются комплексные предприятия в составе высокопроизводительных добывающих судов с незаконченным циклом обработки рыбы и береговых рыбообрабатывающих фабрик. Максимальный срок окупаемости инвестиций в создание таких предприятий, при соответствующем обеспечении рыбными ресурсами, составляет 3-5 лет. В то время как современные суда-фабрики, как показывает практика, окупаются за 8 - 12 лет [4]. При создании интегрированных организаций из добывающих судов с незаконченным циклом обработки рыбы и рыбообрабатывающих заводов весь улов поставляется на российский берег и образуется длинная цепь занятых от обработки сырья на заводе до потребителя. Объемы добавленной стоимости и налоговых поступлений, а также численность занятых, достигают значительных размеров. Кроме того, суда и рыбообрабатывающие фабрики закупают материально-технические ресурсы, осуществляют ремонты основных средств, нуждаются в различных сервисных услугах. Финансовые затраты на эти цели служат основой для развития обслуживающих рыбную отрасль производств. В результате объемы добавленной стоимости, налоговых поступлений и численность занятых ещё возрастают. При эксплуатации биологических морских ресурсов судами-фабриками социально-экономический эффект будет зависеть от места выгрузки продукции: на российский берег или на зарубежный. При экспорте рента присваивается судовладельцами, а большая часть добавленной стоимости будет получена в стране-импортере. Там же будут совершены затраты на материально-техническое снабжение, ремонт и сервисные услуги. Мультипликатор экспорта также сработает слабо, так как все затраты для добычи и обработки рыбы судовладельцы осуществляют в странах-импортерах рыбопродукции [4]. Интегрирование предприятий – горизонтальное и вертикальное - приведет к росту производительности труда, так как будут использоваться, преимущественно, более современные суда и освоение равновеликих объемов будет осуществляться меньшей численностью работающих.Себестоимость добычи и производства рыбопродукции должна снизиться, так как состав флота интегрированных реорганизаций будет менее энергоемким и более производительным. Повышение рентабельности производства произойдет также вследствие улучшения ассортимента рыбопродукции и снижения трансакционных издержек. 1. Рыболовство и производство рыбной продукции в Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области - Мурманск, 2008 – 32 с.2. Губанов С. Индустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России) // Экономист. -2008. -№9. –С. 3-27.3. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. -2-е изд. -СПб.: Питер, 2004. -416 с.4. Васильев A.M. Интеграция в рыбной отрасли как фактор роста социально-экономической эффективности // Сборник научных трудов «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера». –Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2003. -С. 92-95.
"СЕВЕР ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ", МАРТ 2009 Еще статьи на тему "Предприятий":Новые национальные стандарты для предприятий общественного питания Финансовое оздоровление дорожных предприятий Мурманской области Встреча губернатора Марины Ковтун с руководителями теплоснабжающих предприятий Мурманской области Актуальная проблема: Почему так много убыточных предприятий? Совещание с руководителями предприятий агрокомплекса Мурманской области Интеграция рыбодобывающих предприятий - путь к повышению эффективности освоения морских биоресурсов на основе 5000 оценок. 350 обзоров пользователей.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 20162 |