К положению на архипелаге Шпицберген и в прилегающих водах |
Остановить экономическое и иное развитие российских владений на ШпицбергенеЮ.А.Квицинский, Государственная Дума Федерального собрания РФ, Москва Шпицберген и о-в Медвежий, а также прилегающие морские акватории традиционно являются объектами особого интереса - хозяйственного, политического, стратегического и иного - России и Норвегии как главных прибрежных континентальных государств этого региона.Это находит свое отражение не только в интенсивном сотрудничестве друг с другом и стремлении оградить регион от вмешательства и чрезмерного влияния третьих стран, но также в спорах и конкуренции между обеими странами.Важнейшим событием в последние годы стало закрепление в совместном заявлении Президента РФ и Премьер-министра Норвегии от 12 ноября 2002 года положения о том, что «норвежская сторона приветствует продолжение российской экономической деятельности на Шпицбергене как естественной и важной части общей деятельности на архипелаге, а также новые виды такой активности». Данное обязательство Норвегии имеет принципиальное значение для сохранения и развития российского присутствия на архипелаге в условиях взаимопонимания и сотрудничества с Норвегией. Как известно, норвежцы ведут линию на расширение своих позиций в арктических регионах Севера. Это хорошо видно на примере Шпицбергена, который был отдан под норвежский суверенитет Парижским договором от 9 февраля 1920 г. однако при условии, что суда и граждане договаривающихся стран (а их сейчас 39) будут допущены на одинаковых с норвежцами основаниях к осуществлению экономической, транспортной, научной и иной деятельности на архипелаге, будут иметь свободный доступ туда для любой такой цели и задачи, а сам Шпицберген никогда не будет использован в целях войны. Но норвежцы настойчиво хотят превратить свой условный суверенитет в безусловный. Фактически архипелаг закрыт для хозяйственной, научной и иной деятельности государств-участников Парижского договора. 60% территории Свальбарда давно было объявлено заповедными землями, а в 2001 году с помощью нового закона об охране природы архипелага была практически закрыта и его остальная часть. В этой связи у российской стороны возникла тревога, что с помощью этого нового закона норвежцы пытаются, по сути дела, остановить экономическое и иное развитие российских владений на Шпицбергене. Россия предложила Норвегии провести двухсторонние консультации по вопросам обеспечения прав юридических лиц на Шпицбергене, а когда получила отказ из Осло, то предупредила, что оставляет за собой право не принимать во внимание ряд положений закона об охране окружающей среды на Шпицбергене. Многолетние споры идут вокруг вопроса об односторонних действиях Норвегии по распространению своей компетенции на прилегающие к архипелагу обширные акватории. Норвегия не может присваивать эти участки открытого моря своими внутренними законодательными актами, либо же она должна подчинить режим этих участков тому режиму, который установлен для архипелага Парижским договором. Однако наши практические действия в возникшей ситуации должны включать в себя не только заботу о чистоте правовых принципов, но также учитывать совместный с Норвегией интерес в сохранении и рачительном управлении биоресурсами Баренцева и Норвежского морей, как это определено советско-норвежскими договорами о рыболовстве 1975 и 1976 гг. Открытие этого участка моря в соответствии с Парижским договором для неограниченного доступа туда третьих государств не соответствовало бы российским, как и норвежским, интересам. Именно исходя из этого, и была заключена советско-норвежская договоренность от 16 марта 1978 г. (коммюнике Ишков-Эвенсен). Однако её реализация в последнее время оставляет желать лучшего. Последний пример этого - нашумевший инцидент с траулером «Электрон». Если наш капитан совершил браконьерские действия, то он подлежит ответственности перед российским судом. Но ответственности подлежали и норвежские должностные лица, пытавшиеся незаконно захватить наше судно. Детонатором обострения споров могут стать попытки взять под исключительный норвежский контроль континентальный шельф Шпицбергена. Большое волнение вызвало заявление норвежского министра иностранных дел Стёре, сделанное накануне встречи в прошлом году на Шпицбергене премьер-министров Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии без участия России. «Если в районе Шпицбергена, - сказал Стёре, - найдут нефть, только Норвегия имеет право определять, когда, кто и на каких условиях станет ее добывать». Исход нефтегазового конфликта вокруг Шпицбергена может сложиться отнюдь не в пользу Норвегии. В нефтегазовом вопросе Норвегии пришлось бы выйти на ринг против таких тяжеловесов, противостоять которым с помощью обычных юридических и прочих уловок было бы весьма затруднительно.Рыболовство в Северной Атлантике: реальность и перспективы Еще статьи на тему "Шпицберген":Проблематика и международно-правовые аспекты промысла в районе Шпицбергена (Свальбард) Заседание правительственной комиссии по Шпицбергену Дежурство судна-спасателя в районе Шпицбергена
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5417 |