Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Новое в законодательстве о лицензировании
Новое в законодательстве о лицензировании Печать E-mail

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии


Предоставлено юрисконсультами Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»

То, что законодательное регулирование строительной деятельности должно было измениться, все участники этого сегмента промышленности знали достаточно давно. Информация распространялась в различных видах и версиях. На страницах печатных изданий выступали как сторонники отмены лицензирования, так и защитники сохранения прежнего порядка. Сторонники отмены отстаивали право быть свободными от бюрократических препонов в работе строительных организаций, защитники лицензирования говорили, что в результате отмены этой системы наступит хаос и нарушится стройная система государственного надзора в этой сфере.

И вот наступило долгожданное завтра — 2 июля Президентом России подписан федеральный закон № 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях." В силу специфики нашего издания, в рамках этой статьи мы опубликуем ту часть закона и краткие комментарии к нему, которые затрагивают лишь строительную деятельность(изыскания, проектирование и строительство) и изменяет закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ в части касающейся.

СТАТЬЯ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

"лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;"


К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов  — для юридического лица 


Понятие лицензирования в новой редакции Закона несколько расширено, в него дополнительно включены мероприятия по ведению реестров лицензий и предоставлению заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

СТАТЬЯ 6. ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦЕНЗИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

С учетом изменений эта статья выглядит так:

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
"приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;";
"прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;";
"ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;";
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
"обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.";

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

"2. Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.";

В новой редакции закона уточнены полномочия лицензирующих органов. Приостановление действия лицензий будет возможно только на основании соответствующего судебного решения. Полномочия лицензирующих органов дополнены. Их обязанностью предоставить заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иную информацию о лицензировании.

Понятие лицензирующих органов осталось прежним, к ним, как и прежде, относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установленные в настоящей статье полномочия принадлежат как федеральным лицензирующим органам, так и органам исполнительной власти субъектов РФ. При этом виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливает Правительство РФ. Предлагается предоставлять полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключительно решением

Правительства Российской Федерации. При этом при передаче полномочий субъектам Российской Федерации у федеральных органов исполнительной власти сохраняются только правоустанавливающие функции по вопросам, отнесенным к их ведению (разработка положений о лицензировании, методическое руководство и т.д.).

Полномочия лицензирующих органов в новой редакции дополнены формированием информационных ресурсов, содержащих сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.


Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи


СТАТЬЯ 9. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

С учетом изменений:

1. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона;


Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом


2. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

"Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.";

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

"В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.";

"Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату, размер которой составляет десять рублей";

3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

4. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

5. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.";


 

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах недостоверной или искаженной информации


7. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении действия лицензии или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.";

Комментарий:

Цель осуществления процедуры предоставления лицензии - принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии. Задачи, которые решает лицензирующий орган на этапе лицензирования, - выяснение вопроса о достоверности информации, содержащейся в документах, представленных соискателем лицензии, и разрешение вопроса о соответствии соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. В соответствии с новой редакцией закона Правительство РФ вправе установить в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности обязанность соискателя лицензии представить лицензирующему органу документы, как предусмотренные, так и не предусмотренные федеральными законами или принятыми в их исполнение иными нормативными правовыми актами. В этом отличие новое редакции закона от предыдущей, которая ограничивала эти правомочия, указывая, что "в положении о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление только тех документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами."

Наиболее существенные изменения в процедуре предоставления лицензии, в сравнении с действующими, относятся к Изменено содержание заявления о предоставлении лицензии, в котором помимо места нахождения соискателя необходимо указать адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель. При этом понятие - "адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности" в новой редакции закона не раскрыто, что, несомненно, приведет к различному толкованию указанного термина при применении настоящего закона участниками отношений;

1) Из числа обязательных к подаче в лицензирующий орган документов исчезло упоминание о необходимости представлять сведения о квалификации работников соискателя. Но применительно к строительной деятельности это требование остается в положении о лицензировании строительной деятельности, на которое идет ссылка по дополнительным требованиям к конкретному виду деятельности;

2) Новая редакция закона в отношении представления соискателем лицензии не предусмотренных законом дополнительных документов, которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, указывает на право Правительства РФ определить перечень таких документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действующая редакция закона ограничивала это право Правительства РФ тем условием, что наличие таких документов должно быть предусмотрено иными федеральными законами;

3) Сокращаются максимальные сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии с 60 до 45 дней. При этом соответствующее решение оформляется не приказом, как в предыдущей редакции, а актом;

4) В новой редакции закона обязанность проводить проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий возложена на лицензирующий орган;


Цель осуществления процедуры предоставления лицензии - принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии


5) Проверка лицензирующим органом возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в соответствии с новой редакцией закона оформляется актом. В целях повышения обоснованности заключения лицензирующих органов, в случае отказа в предоставлении лицензии по причине невозможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, в уведомлении об отказе должны быть указаны реквизиты данного акта проверки.

6) Уточнены основания и порядок получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии. Вводится норма, позволяющая лицензиату получать копию лицензии в лицензирующем органе. В соответствии с новой редакцией закона только в случае утраты лицензиатом документа, подтверждающего наличие лицензии, он вправе на основании письменного заявления получить дубликат указанного документа.

Заверенные лицензирующим органом копии документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат вправе затребовать в случае возникновения у него такой необходимости без каких-либо ограничений. И дубликат и копия предоставляется лицензиату за плату, размер которой составляет десять рублей.

7) Устанавливается дополнительная обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

Установлена дополнительная обязанность лицензирующего органа обо всех принимаемых им решениях о предоставлении, переоформлении, приостановлении (возобновлении) действия, прекращении действия или аннулирования лицензии уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, путем направления ему копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, и сопроводительного письма к нему в течение пяти рабочих дней со дня принятия им такого решения.

"СТАТЬЯ 12. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

1.Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2.Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".";

Комментарий:
Как и ранее осуществлять лицензионный контроль вправе только лицензирующие органы и только в пределах их компетенции. Отличие новой редакции в том, что осуществление контроля теперь предполагается не только за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, но и в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах, а также возможности выполнения им лицензионных требований и условий. Такие проверки должны проводиться в соответствии с положениями закона № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". При этом предусмотрен единственный способ осуществления проверок - путем сопоставления представленных соискателем сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученных лицензирующим органом от соответствующего органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензирующий орган не вправе осуществлять контроль в иной форме.

При этом необходимо отметить, что новая редакция закона устраняет существующие ограничения в части применения к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". При проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и подведомственные им государственные учреждения обязаны будут руководствоваться положениями вышеуказанного закона, который формулирует принципы защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), устанавливает порядок проведения мероприятий по контролю и ограничения при их проведении, определяет полномочия, обязанности и ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении таких мероприятий. К примеру, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. А в отношении субъекта малого предпринимательства такое мероприятие может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации

"СТАТЬЯ 13. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

1. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2.В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

3.Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении

физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.";

Комментарий:
В новой редакции закона уточнены положения, касающиеся приостановления действия лицензии. Введена норма, в соответствии с которой приостановление действия лицензии осуществляется судом в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Согласно новой редакции закона только в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган на основании этого решения вправе приостановить действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Привлечение лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. По результатам рассмотрения заявления лицензирующего органа суд принимает соответствующее решение. на основании судебного решения лицензия аннулируется, при этом действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

СТАТЬЯ 14. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ ЛИЦЕНЗИЙ

Новая редакция:

"1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и срок приостановления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении действия лицензии или прекращении действия лицензии либо получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий в порядке, установленном положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы обязаны предоставить бесплатно соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, представляемыми для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.";

2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Комментарий:
В целях обеспечения открытости информационной составляющей процедур лицензирования в новой редакции закона вводится норма о размещении открытой информации в области лицензирования в информационной сети общего пользования лицензирующих органов.

Ведение лицензирующими органами реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, представляет собой специальный учет нормативно определенных данных, позволяющий осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиата. В новой редакции установлены основания и сроки внесения записей в реестр лицензий. Вводится норма о ведении сводных реестров лицензий по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дополнительная обязанность лицензирующих органов бесплатно предоставлять соискателям или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, представляемыми для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

СТАТЬЯ 17. ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЦЕНЗИИ

"1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

103) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

104)строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

105) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.";

"2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

3) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

4) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 5) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Комментарий:
Анализируя действующее законодательство, регулирующее лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации, а также практику его применения можно выявить ситуации, когда в целом ряде случаев установлена необходимость получения хозяйствующим субъектом нескольких лицензий при осуществлении одного вида деятельности, а также факты, когда многие из видов деятельности попадали под процедуру лицензирования необоснованно, поскольку они наравне с лицензированием регулировались иными методами (государственный контроль и надзор, системы государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательного страхования ответственности, иные методы государственной разрешительной политики). В связи с чем, в новой редакции закона предусмотрено упразднение 49 лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, подлежащие исключению из перечня лицензируемых, определены исходя из критериев избыточности лицензирования отдельных видов деятельности.

Кроме того, предусмотрено уточнение наименований ряда лицензируемых видов деятельности. Например, в отношении видов деятельности в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий исключено их разделение на уровни ответственности и ссылки на государственные стандарты. Проектирование, строительство и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений сезонного или вспомогательного назначения в соответствии с новой редакцией закона не подлежат лицензированию. Перечень работ и услуг, выполняемых при осуществлении проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений за исключением зданий и сооружений сезонного или вспомогательного назначения, устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новой редакции закона добавлена новая статья:

"Статья 171. Ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности

1. Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.";

Комментарий:

В предыдущих редакциях закона были определены обязанности и ответственность исключительно соискателя лицензии и лицензиата. В новой редакции введена норма, определяющая ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительно установлена обязанность лицензирующих органов сообщать лицам, права и законные интересы которых были нарушены действиями должностных лиц лицензирующих органов, виновных в нарушении законодательства РФ, о мерах, принятых в отношении этих должностных лиц.

СТАТЬЯ 17. ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЦЕНЗИИ

6. С 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность.";

проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

*Опубликовано: Вестник строительного комплекса Северо-Запада, - 2005, - №6-7, - С.61-76.
 

Еще статьи на тему "лицензии":

Лицензии пока не потеряли актуальность

Московский арбитраж лишил лицензии ЧОП Гудкова-старшего

"Роснефть" получила лицензии на 12 участков шельфа

"Роснефть" рассчитывает до конца января получить лицензии на разработку 12 участков шельфа в Арктике

С чего начинается... строительная лицензия?


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.156.67.122

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD