Нас объединит Министерство регионального развития? |
Министерство регионального развития отвечает за реализацию закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»Древние мудрецы очень сочувствовали тем, кому довелось жить в «эпоху перемен». Нам, нашим родителям, и дедам выпала на долю именно такая. эпоха, лишенная стабильности. Население уже почти перестало следить за реорганизационной чехардой, не ожидая никаких положительных влияний на жизнь государства, а следовательно, и каждого его гражданина. Но последние изменения в структуре управления всколыхнули если и не всех, то тех, кто каким-либо образом участвует в процессе управления или, по крайней мере, зависит от его результатов. 13 сентября 2004 г. была образована новая структура управления государством — Министерство регионального развития Российской Федерации. Главой нового министерства стал Владимир Анатольевич ЯКОВЛЕВ, бывший губернатор Санкт-Петербурга, в последнее время занимавший пост полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. Министр, потратив некоторое время на организационные проблемы, активно взялся за претворение в жизнь задач, стоящих перед ним. Чтобы понять и вовремя прореагировать на ситуацию, следует разобраться в политике министерства. Итак, начнем.Министерство создано для оперативного решения вопросов федеративных и национальных отношений, разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, осуществления приграничного сотрудничества, развития районов Крайнего Севера и Арктики, защиты прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей. В круг его обязанностей входят вопросы развития региональной экономики, национальной и региональной политики. Как уже можно прогнозировать, новая структура в российском правительстве в скором времени станет одной из наиболее влиятельных государственных структур, ведь ведомству Яковлева отведена роль посредника между регионами и федеральным центром. Его роль еще более возрастает в связи с введением новой системы выборов губернаторов. Не исключено, что позиция министра будет играть не последнюю роль при утверждении или снятии губернаторов. По словам помощника президента Игоря Шувалова, именно Министерство регионального развития является органом, ответственным за реализацию закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 16 сентября 2003 года Государственной думой была принята новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законе предлагается введение новых принципов территориальной организации местного самоуправления, предусматривающих формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Кроме того, предусмотрено усиление контроля и ответственности органов местного самоуправления за выполнение полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, безопасности граждан. Закон должен вступить в силу с января 2006 года. К сегодняшнему дню стала проясняться политика нового министерства: оно приступило к апробированию новых региональных формаций. Красноярский край станет полигоном эксперимента. Именно там, как видится, будут проясняться проблемы, с которыми столкнутся Министерство регионального развития и Правительство РФ при реорганизации системы управления государством. Когда Яковлев вернулся с референдума в Красноярском крае, он заявил в интервью СМИ, что вместо 89 в Российской Федерации должно остаться не более 60 полноценных регионов, то есть, в условиях реформы государственной власти будет проводиться укрупнение российских территорий, объединение слабых территорий с сильными. Мурманская область, по заключению аналитиков Кольского научного центра Российской академии наук, представленному на конференции строителей 23 марта, о которой наш журнал информировал своих читателей в 1-м номере, находится далеко не на первом месте, и в последний ряд зачислять ее не следует. Период стагнации позади. Строительный комплекс Мурмана помалу «набирает обороты». По многим показателям мы вышли на уровень 1999 года. Решается основная проблема — повышение инвестиционной привлекательности региона. Но каким быть нашему региону? Какие мысли о судьбе Севера бродят по коридорам Министерства регионального развития?.. Посмотрим на примере Красноярского края — региона-донора, каким образом планируется реорганизовать управление промышленными районами Сибири, а может быть, и Севера. Чем отличается "красноярский вариант" от прежних укрупнений? Какие реальные импульсы можно дать депрессивным территориям России? Владимир Яковлев, будучи в Красноярске, заявил о новой региональной политике, пояснил ее отличие от политики 1990-х годов и отметил, что региональная политика отсутствовала в России многие годы, а на сегодняшний день отсутствует закон об основах регионального развития. «Только с созданием нашего министерства, — заявил министр, — начинает разрабатываться подход к региональной политике».Министр привел в пример Европу, которая во времена распада Советского Союза активно объединялась, создала пространственную схему развития и действует в рамках этой схемы. «Россия, — заметил с сожалением Владимир Яковлев, — имея расстояния с востока на запад 11 тысяч километров, 89 субъектов Федерации, — единого плана развития не смогла представить». Целью объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром является создание новой схемы управления, основанной на экономическом принципе эффективности. Результаты ожидаются через два-три года. В начале периода становления новой формации Федеральный центр будет активно участвовать в ее развитии, и президент уже подписал указ о выделении средств на ряд важнейших объектов, прежде всего, инфраструктурных и энергетических. В министерстве много предположений о следующих в очереди на укрупнение регионах, но, как заявил министр, для некоторых из них еще не подошло время объединения. Одновременно со стартом новой региональной политики началась реформа местного самоуправления. Как сделать успешной и эту составляющую модернизации страны? Министр осветил и эту деятельность. Отметив, что первый этап реформы - нарезка новых границ - уже завершен, он назвал среди основных проблем, которые необходимо быстро решить, «кадровый голод». При сокращении число муниципалитетов, тем не менее, вырастет вдвое — до 24 300, число их работников увеличится на 150-200 тысяч человек. А по закону до 1 ноября должны состояться выборы руководителей, а к 1 января — составлены бюджеты. Дефицит профессиональных кадров, специалистов, владеющих современными методами управления, не позволяет надеяться, что этот второй этап реформы будет проходить гладко. Ведь в федеральном и региональном бюджетах не заложены средства на обучение. Однако реформу, напутствовал министр, надо продолжать. Но возникает вопрос: кто, в таком случае будет управлять государством — опять «кухарка»? По материалам интернета подготовила Валентина ЕГОРОВА Журнал "СЕВЕР строительный" № 2 2005 г. Еще статьи на тему "регионального":О производстве и использовании валового регионального продукта Мурманской области Западные теории регионального развития Изменение критериев и факторов регионального развития Итоги регионального конкурса профессионального мастерства по профессии «Сварщик» Марина Ковтун участвует в работе Регионального Совета БЕАР
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5047 |