Сотрудничество предприятий с ВУЗами — способ решения кадровой проблемы |
Из первой группы специалистов по водоснабжению, 15 были бюджетниками, остальные 15 обучались по целевым направлениям от предприятийНаша промышленность, пережив острый период разброда, ощущает нехватку квалифицированных кадров. Обеспокоенность состоянием кадрового вопроса звучит на всех конференциях всех отраслей промышленности. Строительная отрасль не осталась забытой. Как решается проблема подготовки кадров для строительного комплекса в Мурманске, какие строительные специальности могут получить молодые мурманчане, рассказывает декан естественно-технического факультета МГТУ Зайцев Александр Павлович.— Каких специалистов строительных направлений готовят на естественно-техническом факультете? — Согласно существующему в стране стандарту строительных специальностей у нас на факультете готовят по двум: первая — водоснабжение и водоотведение, вторая — промышленное и гражданское строительство. Срок обучения по этим специальностям — пять лет с присвоением квалификации «инженер». Виды профессиональной деятельности по специальностям: эксплуатационно-технологическая, производственно-управленческая, научно-исследовательская, проектно-конструкторская. Обучение проводится на госбюджетной и договорной основах. — Относится ли к строительной отрасли специальность «Инженерная защита окружающей среды»? — Выпускники, получившие эту специальность, прямого отношения к строительству не имеют. В основном, они занимаются оценкой воздействия промышленного влияния на окружающую среду. В настоящее время на каждом предприятии должен быть специалист этого профиля. Однако всем студентам нашего факультета даётся блок инженерных дисциплин, и, при необходимости, выпускник может работать инженером в строительстве, скажем, в проектном институте, если у него такое желание появится. — Часто приходится слышать, что в настоящее время на многих предприятиях существует нехватка грамотных инженерных кадров. В какой мере это относится к строительной отрасли? — После введения налога на приглашение специалистов из-за пределов области для предприятий стало очень накладно приглашать иногородних работников. Уговорить человека сменить тёплые края на Заполярье нелегко, но если это удаётся, ему нужно обеспечить соответствующую зарплату, решить квартирный вопрос, обеспечить жену работой, а детей детским садиком. Эти расходы плюс налог часто оказываются неподъёмными для предприятия, поэтому приглашение специалистов из других областей стало не всегда возможным. Казалось бы, АМНГР — богатое и сильное предприятие, однако и у них ощущается нехватка инженерных кадров, особенно среднего, самого трудоспособного, возраста. Столкнувшись с этой проблемой, мы решили начать подготовку кадров по ряду профессий в своём университете. Сначала взялись за водоснабжение и водоотведение. Обучение этой специальности началось с 1998 года, так как возникла нужда в специалистах этого профиля. На «Горводоканале» дожились до того, что некого было ставить на должности мастеров, начальников участка, прорабов. Руководители «Горводоканала» обратились к нам с просьбой начать обучение студентов по интересующей их специальности. Заявка в Министерство пошла совместная: университет плюс водоканал. «Горводоканал» участвовал и участвует в оснащении лабораторий, предоставляет базу практики. При таком подходе мы можем успешно развивать преподавание по специальности. Совместно с водоканалом и другими строительными предприятиями решили проблему с преподавательскими кадрами, привлекая специалистов-практиков с богатым опытом работы для чтения лекций и проведения занятий. В том году состоялся первый выпуск. — Каким образом происходит трудоустрйство молодых специалистов? — Трудоустройство молодых специалистов происходит следующим образом. Распределения по направлениям, как это было в Советском Союзе, как такового не существует. Согласно заявкам, поданным предприятиями данного профиля, мы направляем туда своих выпускников, которые после всестороннего ознакомления с предложением сами решают, принимать его или нет. Я знаю, что ни один водоснабженец — На какой основе, бюджетной или договорной, происходит обучение? — Из первой группы специалистов по водоснабжению, выпущенной нами, 15 были бюджетниками, остальные 15 обучались по целевым направлениям от предприятий. Выпустили мы 19 человек, остальные, к сожалению, во время учёбы отсеялись. —Какова причина отсева? — Причина такого плачевного состояния, во-первых, в том, что школа дает очень низкий уровень подготовки даже тем, кто имеет в аттестате «4» и «5». Во-вторых, будущие студенты совершенно не владеют навыками самостоятельного овладения знаниями. Учёба в вузе предполагает получение как минимум 50% знаний в процессе самостоятельного обучения в библиотеке, работая дома с первоисточниками. Студенты к этому не готовы. В западных вузах только одна треть учебного времени отводится на обзорные лекции, остальное дорабатывается в процессе самостоятельной работы в библиотеке. В этом году мы набрали 32 человека на обучение специальности ПГС «Промышленное и гражданское строительство». После первой сессии осталось 17 человек. - На обучение по специальности «Промышленное и гражданское строительство» студенты поступают по направлению строительных — На ПГС таких студентов нет. В то же время, на специальность 090200 - «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» - комбинат Печенганикель» постоянно присылает 5-10 человек на договорную форму обучения. Для зачисления по направлению предприятия достаточно иметь проходной балл, соответствующий положительной оценке (тройке). Все иногородние студенты обеспечиваются общежитием. Таким же образом обучает специалистов АМНГР. Кроме того, так как АМНГР оказывает нам огромную помощь в предоставлении базы для производственной практики студентов, что требует немалых средств, мы предоставляем им 40% бюджетных мест для обучения специалистов по направлению предприятия. Нами, согласно Закону о высшем образовании, разработана форма трёхстороннего Договора. Одна сторона — это университет, другая — человек, который обязуется учиться, третья — лицо, которое оплачивает обучение. Это может быть как физическое лицо, так и предприятие, принявшее на себя соответствующие обязательства. В этом году впервые за три года я иду в отпуск с 20 июня, но до этого постоянно буду находиться на рабочем месте. Все заинтересованные лица могут обратиться непосредственно ко мне и получить необходимую информацию. Распределение бюджетных и договорных мест станет известно где-то после 15 мая, можно позвонить в приёмную комиссию и узнать там. - Готовите ли вы только инженеров-строителей, или же строительных дизайнеров, архитекторов тоже? — ПГС предполагает выпуск только инженеров-строителей. Для подготовки архитекторов, строительных дизайнеров нет необходимой базы — соответствующих лабораторий и оборудования. — Каким образом и где ваши студенты проходят производственную практику? — Наш первый набор будущих строителей занимается сейчас на первом курсе. Прохождение практики студентами на предприятиях начинается с третьего курса. На первом курсе проводится геологическая и геодезическая ознакомительная практика, на втором, скорее всего, также будет какая-нибудь ознакомительная практика, будут просто водить по предприятию, знакомить с технологией строительства. После третьего курса мы распишем студентов по строительным организациям, после 4-го будет подготовка к диплому, а на 5-м уже будет преддипломная практика. Место практики определяет выпускающая кафедра. В случае, если студент сам выберет предприятие как место прохождения практики, он заранее должен согласовать свой выбор с кафедрой, так как план прохождения практики должен быть выполнен в полном объёме. Предприятие, на котором студент проходит практику, не только даёт будущему специалисту необходимые навыки, но и само может присмотреться к нему, оценить знания, деловые качества и в дальнейшем пригласить на постоянную работу. Так, студентам, направленным на комбинат «Печенганикель», предоставляют рабочее место (на 1 -2 курсах они получают допуск к подземным работам), на третьем они уже работают в проходческой бригаде, после 4-го они уже могут работать в должности мастера, а после завершения обучения в должности инженера. — Получается, что прохождение практики полезно не только будущему инженеру, но и предприятию? — Я бы рекомендовал всем строительным организациям подобную схему подбора кадров для своего предприятия. — Занимается ли ваш факультет переподготовкой кадров, повышением их квалификации? — Переподготовкой кадров и повышением квалификации мы не занимаемся и, скоре всего, не будем заниматься. Нет «лишних» преподавателей, особенно молодых, тридцатилетних. К тому же, нам потребовались бы для этого дополнительные аудитории, оборудование. По этой лее причине мы не планируем в ближайшее время обучение каким-нибудь другим строительным профессиям. — Каким образом организовано обучение специальности «Промышленное и гражданское строительство»? — Обучение мы предполагаем реализовать следующим образом: два с половиной года в Мурманске и два с половиной года в нашем филиале в городе Апатиты на базе бывшего строительного комбината, имеющего прекрасные помещения и всё необходимое для обучения оборудование. Город и область очень заинтересованы в том, чтоб студенты обучались все пять лет в Мурманске. Во-первых, создать хорошую лабораторную базу, а это — помещение, оборудование. Во-вторых, решить вопрос со зданием, учебными аудиториями. Возможно, следует пойти по пути создания института, объединяющего все специальности, необходимые городу, в том числе ПГС и водоотведение. В-третьих, нужно заключать договоры о взаимодействии. Университет в одиночку решить этот вопрос не в состоянии. Нужно решать кадровую проблему, возможно, из Питера пригласить кого-то. Обеспечение жильём, трудоустройство супруга или супруги, устройство детей всё это вопросы, которые следует решать совместно с администрацией и промышленными предприятиями. Оказать помощь в решении финансовых вопросов может Попечительский совет, созданный на базе заинтересованных организаций. Благотворительная деятельность не запрещена, к тому же члены Попечительского совета вправе вмешиваться в учебный процесс. Есть дисциплины федерального компонента, мы их обязаны вычитать в полном объёме, утверждённом Министерством. Но существуют также дисциплины национально-регионального компонента, выбор которых предоставляется университету. Члены Попечительского совета могут активно влиять на этот выбор, в соответствии с потребностями их собственных предприятий. Часть часов, предназначенных для факультативных занятий тоже можно использовать для преподавания дисциплин, специфических для нашего региона, скажем, «Гражданское строительство в условиях вечной мерзлоты». На сегодняшний день всё ограничивается констатацией фактов нехватки строительных кадров, пора приступать к конкретным делам. До тех пор, пока в Мурманске эта проблема не будет решена, мы будем работать в Апатитах. Мы имеем возможность готовить не только инженеров, но и специалистов строительно-технических и рабочих направлений на базе нашего Колледжа, если строители проявят заинтересованность и помогут в решении проблем, о которых я уже говорил. Если наши строители заинтересованы в обеспечении своих предприятий грамотными добросовестными специалистами, они должны подумать о сотрудничестве с нами, как это делают АМНГР и КМК.Беседовала Ольга МАКСИМОВА Журнал "СЕВЕР строительный" № 2 2005 г. Еще статьи на тему "предприятий":Интеграция рыбодобывающих предприятий - путь к повышению эффективности освоения морских биоресурсов Новые национальные стандарты для предприятий общественного питания Финансовое оздоровление дорожных предприятий Мурманской области Встреча губернатора Марины Ковтун с руководителями теплоснабжающих предприятий Мурманской области Актуальная проблема: Почему так много убыточных предприятий? Совещание с руководителями предприятий агрокомплекса Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7127 |