Мурманская область: экономические и социальные процессы в период рыночных преобразований |
Обзор тенденций и особенностей экономических и социальных процессов в Мурманской области в период рыночных преобразованийДидык В.В., В 2008 году отмечается 70-летие со дня образования Мурманской области как самостоятельного административно-территориального образования в составе РСФСР. Предвоенные и особенно послевоенные годы были характерны постоянным значительным ростом численности населения и экономики региона, который продлился вплоть до начала 1990-х годов. Период глубоких трансформационных процессов, связанных с рыночными преобразованиями в стране, для Мурманской области также как и для большинства регионов России был сопряжен с затяжным кризисом в экономике и ухудшением условий жизни населения, а начиная с 2000 г. преобладающей тенденцией стал экономический подъем и рост уровня жизни людей. Несмотря на подобие главных трендов социально-экономических процессов в стране и Мурманской области, существует множество различий происходивших изменений, которые обусловлены особенностями региона (экономико-географическими, природно-климатическими, социально-демографическими). В настоящей статье предлагается обзор тенденций и особенностей экономических и социальных процессов в Мурманской области в период рыночных преобразований, а также краткое описание ближайших перспектив развития региона. Общую экономическую ситуацию в области определяет преимущественно промышленное производство. Если рассматривать динамику объемов промышленного производства за период с начала рыночных реформ, сопоставляя ее с общероссийскими показателями (рис. 1.), то можно выделить следующие тенденции.
Восстановительный рост реальных объемов промышленного производства начался в области, также как и в целом по стране, с 1999 г., однако в последние годы темпы такого роста стали существенно различаться (см. табл. 1). Наибольшее изменение доли в структуре стоимости товарной продукции промышленности характерно для электроэнергетики - она возросла более чем в три раза (с 6,9 до 21,1%). Однако такой рост вызван главным образом ценовым фактором, т.е. опережающим ростом цен на электро- и теплоэнергию по сравнению со средним ростом цен в промышленности, поскольку физические объемы производства предприятий электроэнергетики сократились. За рассматриваемый период возросла суммарная доля отраслей горнопромышленного комплекса (черной и цветной металлургии, химической промышленности), традиционно являющихся отраслями специализации области, с 42 % в 1991 г. до 55,7 % в 2004 г. В отдельные годы она превышала 60 %, что связано главным образом с колебаниями цен на цветные металлы. В то же время, доля таких перерабатывающих отраслей как машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, лесная и деревообработка, промышленность строительных материалов существенно уменьшилась. Однако в изменении доли отраслей традиционной специализации есть исключения, а именно - заметно сократилась доля рыбной промышленности. Это связано как с падением объемов вылова рыбы, так и с еще более значительным сокращением рыбопереработки (соответственно в два и пять раз за рассматриваемый период). Однако в 2005 и 2006 гг. был преодолен спад в рыболовстве, наблюдавшийся в течение предшествующих лет. Годовые приросты вылова рыбы и других морепродуктов по данным Мурманскстата составили в эти годы, соответственно 10 и 5%, а абсолютный его объем в 2006 г. достиг 606 тыс. т. Если давать общую оценку произошедших изменений в структуре промышленности области, то можно сделать вывод, что степень диверсификации отрасли уменьшилась. Сократилась преимущественно доля отраслей, обслуживающих внутриобластные потребности (легкая, лесная, промышленность строительных материалов и др.). Это означает, что возросла открытость экономики, т.е. зависимость как от вывоза продукции отраслей специализации за пределы области, так и ввоза потребляемых в регионе товаров. С учетом того, что доля экспорта (в другие страны) в стоимостном объеме промышленного производства стала превышать 40%, возросла зависимость от колебания мировых цен. Степень такого влияния иллюстрирует диаграмма объемов внешней торговли предприятий области (рис. 3). Рис.4 Структура промышленности по видам деятельности, % продажИзменения долей указанных видов деятельности в структуре промышленности за рассматриваемый период происходило в основном под влиянием ценового фактора, поскольку изменение физических объемов производства было незначительным. Например, рост доли обрабатывающих производств в 2006 г. произошел, главным образом, за счет роста цен на цветные металлы. В результате при росте физических объемов производства обрабатывающих производств на 2,5% стоимость отгруженной продукции в действующих ценах возросла на 21,4%. За счет благоприятной для основных предприятий области ценовой конъюнктуры в последние годы, заметно выросла их прибыль. Согласно данных Мурманскстата общая сумма сальдированной прибыли (разность прибыли и убытков) крупных и средних промышленных предприятий области в 2006 г. выросла по сравнению с предшествующим годом в 1,5 раза, достигнув 23,2 млрд руб. Более 70% этой суммы обеспечили предприятия цветной металлургии. В то же время, сохраняется высокая доля убыточных предприятий. Несмотря на тенденцию снижения доли предприятий, получивших убытки, среди всех учитываемых по этим показателям предприятий2 (с 40% в 2004 до 31,4% в 2006 г.), сумма убытков увеличилась в 2006 по сравнению с 2005 г. на 49,1% и составила 2,8 млрд руб. В числе проблем большинства отраслей экономики следует выделить низкие темпы обновления основных фондов, что приводит к нарастанию физического и морального износа производственного аппарата. Степень износа основных фондов в целом по промышленности неуклонно нарастала в последние годы и достигла к началу 2005 г. 47,7%. В ряде ведущих отраслей (электроэнергетике, черной металлургии, химической промышленности) значение коэффициента износа превысило 50%. Относительно лучше положение по этому показателю в цветной металлургии (31,7%). Таким образом, при всей неоднозначности процессов, происходящих в промышленности - базовой отрасли экономики региона, в целом можно говорить о стабильной ее работе. Для более общей характеристики тенденций развития экономики региона с охватом всех отраслей и видов деятельности необходимо рассмотреть динамику и структуру такого важного макроэкономического индикатора как валовой региональный продукт (ВРП). ВРП определяется как сумма валовых добавленных стоимостей (ВДС) всех хозяйствующих субъектов и организаций, расположенных на территории области, производящих товары и оказывающих услуги (рыночные и нерыночные). Аналогичный показатель на национальном уровне - валовой внутренний продукт (ВВП). Если рассматривать динамику этих показателей (рис.5) /3/, то следует отметить, что, начиная с 2001 г., в Мурманской области темпы роста ВРП существенно отставали от темпов роста ВВП России.
1 В их числе наибольшую долю составляют металлургическое производство (57,9%) и производство пищевых (главным образом рыбных) продуктов (9,1%). В 2002 г. в области реальный (в сопоставимых ценах) объем ВРП имел даже отрицательный прирост (-2,0%), что полностью корреспондирует с динамикой промышленного производства (в 2002 г. было зарегистрировано снижение объемов промышленного производства на 1,6%). Таким образом, очевидно, что задачу удвоения ВРП в течение 10 лет, для выполнения которой требуется ежегодный прирост в среднем на уровне 7%, в Мурманской области можно решить только за счет крупных инвестиций в значительное увеличение масштабов существующих или развития новых сфер деятельности. Анализ показал, что, несмотря на невысокие темпы роста ВРП, качественные характеристики этого роста с точки зрения эффективности использования ресурсов несколько улучшились. Так, производство ВРП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике области (или производительность труда по ВРП) увеличилось за период с 2001 по 2005 гг. на 10,8%. Атакой показатель как затратоемкость, который рассчитывается как отношение стоимости промежуточного потребления к ВРП, снизился за период с 2001 по 2004 гг. на 35,7%, что характеризует повышение экономической эффективности производства ВРП. Вместе с тем, следует отметить, что последний показатель находится под сильным влиянием соотношения цен на товары промежуточного потребления и выпускаемых продуктов, которые могут колебаться под влиянием не зависящих от производителей факторов. Поэтому указанное повышение эффективности в значительной степени обусловлено отмеченной выше благоприятной конъюнктурой цен на продукцию ведущих промышленных предприятий области за последние годы, которая может быть не постоянной. Устойчивое повышение эффективности может быть достигнуто только за счет планомерного технического перевооружения производства, внедрения инноваций, что, как было отмечено на примере темпов обновления основных производственных фондов в промышленности области, реализуется крайне медленно. Характер изменения структуры ВРП области по разным признакам за последние годы можно оценить на основе данных табл. 2. Структура ВРП Мурманской области, %
Показатель соотношения произведенного и использованного ВРП (п.З в табл. 2) отражает тот факт, что Мурманская область относится к числу регионов-доноров по ВДС в рамках национальной экономики. В 2004 г. эта роль особенно усилилась (превышение производства ВДС над использованием ВРП достигло 23,6%). Неблагоприятным изменением в структуре использования ВРП явилась тенденция снижение доли валового накопления основного капитала. Это означает, что относительно снизился уровень инвестирования экономики при острой потребности в обновлении основного капитала и наличии необходимых внутренних ресурсов. Мировой опыт показывает, что для нормального воспроизводственного процесса доля валового накопления в ВРП должна быть на уровне 23-25%. Таким образом, по основным макроэкономическим показателям Мурманская область также характеризуется как некоторыми положительными, так неблагоприятными тенденциями.Совмещение противоположных тенденций характерно также для такого важного для региона вида экономической деятельности как рыболовство. С одной стороны,в течение двух последних лет отмечается рост улова рыбы и добычи других морепродуктов. С другой, - в отрасли остро стоят проблемы обновления флота, нарастают ограничения связанные с сырьевой базой и высокими ценами на топливо. Среди проблем развития экономики области следует также выделить состояние сферы производственной инфраструктуры и обслуживающих отраслей - автомобильных, железнодорожных и энергетических коммуникаций, предприятий транспорта, строительной индустрии. Из-за длительного периода недостатка инвестиций в указанные сферы они отстали от потребностей экономического развития области, что ставит задачи по их ускоренной модернизации в ближайшие годы. Для более полной оценки предпосылок будущего развития региона необходимо рассмотреть основные показатели социального развития, в частности, такие важные его характеристики как использование трудового потенциала, а также степень реализации одного из главных целей экономической деятельности - повышение уровня жизни жителей региона. Социально-демографические изменения в Мурманской области и использование трудового потенциалаМурманская область традиционно характеризовалась относительно высоким качеством трудового потенциала, что было обусловлено особенностями его формирования за счет приезжего населения, среди которого преобладали квалифицированные специалисты. Из-за существенного сокращения численности населения с начала 1990-х годов (почти на четверть-с 1.1 млн чел. в 1991 г. до 861 тыс. чел. в 2006 г.) этот потенциал заметно снизился, однако продолжает оставаться на уровне, обеспечивающем функционирование созданных и востребованных в рыночных условиях производственных мощностей. По относительным показателям занятости и безработицы Мурманская область, несмотря на определенное улучшение ситуации в последние годы, как правило уступает среднероссийскому уровню (табл. 3). Число безработных в % к экономически активному населению
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении, хотя в последние годы имеет тенденцию к росту, однако по сравнению с началом 1990-х годов, заметно снизился. В 1991 г. он в Мурманской области составлял 70,6 лет (при среднем по стране значении 69 лет), а к 2006 г. снизился до 65,2 лет (рис. 6), в том числе мужчин - 58,9 лет, женщин - 71,7 лет. Таким образом, по данному важнейшему показателю, характеризующему качество жизни населения, Мурманская область утратила ранее имевшиеся преимущества по сравнению с большинством других регионов России. Пока сохраняется, но постепенно также утрачивается, преимущество региона по показателю среднего возраста населения. Он на начало 2006 г. составлял 35,9 лет (у мужчин 33,1, у женщин - 38,5) при среднем по России уровне - 37,8 лет /4, с.35 /. Рис.6 Динамика показателей "ожидаемая продолжительность жизни при рождении" , летВажную информацию о состоянии и перспективах изменения человеческого и, в том числе, трудового потенциала области можно почерпнуть из диаграммы половозрастной структуры населения представленной на рис. 7. Рис.7. Структура населения Мурманской области по полу и возрасту на начало 2007 г., %На основе данных диаграммы можно сделать вывод, что в Мурманской области через 3-5 лет начнут обостряться проблемы с притоком молодежи в учебные заведения профессионального образования и на производство. Это обусловлено тем, что возраста выпускников средних общеобразовательных школ станут достигать малочисленные возрастные группы, что было обусловлено падением рождаемости в кризисный период 1990-х годов. С другой стороны, в ближайшие годы можно ожидать рост рождаемости, т.к. в репродуктивном возрасте пока находятся относительно многочисленные возрастные группы. Этому будут способствовать и новые, принятые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки материнства и молодых семей. В структуре населения по половому составу преобладает доля женщин (51,6% на начало 2006 г.), но такое превышение достигается за счет большей численности женщин в возрастных группах старше 40 лет, что обусловлено более высоким уровнем смертности мужчин трудоспособного возраста Уровень жизни
Темпы роста доходов населения в Мурманской области в последние годы отставали от средних по стране. В результате существовала тенденция сближения уровня оплаты труда в области со средней по России, несмотря на более высокую стоимость жизни в регионе (отношение официально установленных величин прожиточного минимума в области к среднему по России составляет традиционно 1,5-1,6). По итогам 2005 и 2006 гг., в отличие от нескольких предшествующих лет, зарегистрирован заметный прирост реальных располагаемых денежных доходов населения (9,5 и 12,3% соответственно), который несколько превысил среднегодовой темп прироста по стране, однако с учетом предшествующего отставания паритет при сопоставлении доходов и стоимости жизни не обеспечен. Среднедушевой месячный доход в Мурманской области в 2005 г. обеспечивал 2,2 прожиточных минимума, что меньше, чем в среднем по России. В области сохраняется высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, которая с 2003 г. стала превышать среднероссийский уровень. Серьезной проблемой в сфере уровня жизни населения является значительная отраслевая и территориальная дифференциация доходов. Средняя заработная плата в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, а также в сельском хозяйстве более чем в два раза ниже, чем в отраслях материального производства. Таким образом, несмотря на некоторые наметившиеся позитивные тенденции в динамике доходов населения, в целом положение в сфере уровня жизни еще далеко от благополучного.В целом, оценивая основные тенденции социально-экономического развития Мурманской области за период с начала рыночных реформ, можно отметить, что основные отрасли производственной специализации региона - горнохимическая и горнометаллургическая промышленность, энергетика, морской транспорт - вполне успешно адаптировались к новым условиям, обеспечивая свою конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом рынке. С другой стороны - многие предприятия, особенно обрабатывающие ориентированные на внутренний рынок, оказались неконкурентоспособными, что во многом обусловлено северными удорожающими факторами производства, ограничивающими возможности адаптации к новым условиям. Например, из-за особенностей отраслевой специализации экономики региона, природно-климатических условий малый бизнес в Мурманской области развивался гораздо меньшими темпами, чем в центральных регионах России. В результате, социальные последствия кризиса 1990-х годов (рост безработицы, сокращение продолжительности жизни, падение уровня реальных доходов населения) в области были более тяжелые, чем в среднем по стране. Это повлияло на существенное сокращение численности населения области (почти на 20%) как по причине миграционной, так и естественной убыли. Несмотря на некоторое улучшение социальных показателей в последние годы (снижение безработицы, рост доходов населения), судя по тому, что в регионе продолжается не только как в целом по России естественная убыль населения, но и миграционный опок, можно сделать вывод, что провозглашаемые цели по улучшению условий и повышению качества жизни людей на данной территории еще не достигнуты. Будущие возможностиВ настоящее время в регионе ведется подготовка к осуществлению нескольких групп крупномасштабных инвестиционных проектов, которые могут существенно изменить экономическую и социальную ситуацию в области. Наиболее крупная по объему инвестиций группа проектов связана с началом освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа и, прежде всего, Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ). Согласно декларации о намерениях ОАО «Газпром» инвестировать в комплексное освоение ШГКМ, которое 7 июля 2006 г. было одобрено Межведомственной комиссией по размещению производительных сил в Мурманской области, на территории региона предполагается строительство завода по сжижению природного газа и газотранспортной (трубопроводной) системы от побережья Баренцева моря до границы с Республикой Карелия. Общий объем инвестиций в зависимости от варианта освоения месторождения оценивается в 40-70 млрд долл. США. Беспрецедентные масштабы проекта обусловили, первоначально планы освоения ШГКМ путем создания международного консорциума, а начало добычи газа намечалось на 2011 г. Однако, в итоге было объявлено о решении сохранить 100% российскую собственность на ресурсы месторождения, а доли зарубежных участников в совместном предприятии, которое будет осуществлять проект распределены следующим образом: французская компания Тоtal - 25%, норвежская StatoilHydro - 24%. В связи с таким изменением стратегии освоения месторождения его начало отсрочено на несколько лет. Однако, в целом общенациональная стратегия освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, в рамках которой Мурманская область выступает в качестве одного из базовых регионов, сохраняет свою актуальность, что вызывает необходимость всесторонней подготовки и разработки соответствующей региональной целевой программы. Одной из предпосылок такой программы является создание в 2006 г. региональной ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», членами которой уже является более 100 предприятий области и других регионов. Другим перспективным направлением экономической активности в регионе является развитие морского транспортно-перегрузочного портового комплекса. В соответствии с поручением Правительства России в 2004-05 гг. была разработана Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла, которая предусматривает увеличение объема перевалки грузов через морские порты Мурманской области к 2015 году почти в три раза против достигнутого уровня в последние годы (с 26 млн т в 2005 г. до 72 млн т в 2015, значительную часть из которых составляют транзитные экспортные поставки нефтеналивных грузов и каменного угля). Указанный рост транспортных и портовых мощностей потребует многомиллиардных объемов инвестиций и будет связан с созданием нескольких тысяч рабочих мест с учетом всей обслуживающей такой поток инфраструктуры. С учетом возрастающего объема транспорта сырой нефти через порты Мурманской области, уже давно обсуждался вопрос о целесообразности строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который бы не только повысил эффективность экспорта за счет продажи нефтепродуктов, характеризующихся большей добавленной стоимостью, но и обеспечил внутренние потребности области в нефтепродуктах, включая топочный мазут. Для области это удешевит нефтепродукты за счет снижения транспортных расходов, а также повысит энергобезопасность региона. Обнадеживающим шагом к реализации такой возможности является декларация о намерениях инвестирования в строительство НПЗ в Мурманской области мощностью 6,0 млн тонн в год, которая была представлена ЗАО "Синтез Петролеум" на рассмотрение Межведомственной комиссией по размещению производительных сил. Комиссия единогласно одобрила проект на своем заседании в августе 2006 г. /5/. Наряду с указанными проектами, реализация которых будет означать появление объектов новой для области топливной промышленности, существуют реальные перспективы строительства крупных новых предприятий горнопромышленного комплекса. В их числе горно-обогатительных комбинат на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», мощностью по добыче руды - 6 млн т, количеством новых рабочих мест-1200 и планируемым началом эксплуатации в 2012 г. Горно-обогатительный комбинат на базе месторождения ильменит-титано-магнетитовых руд в Кольском районе, мощностью по добыче руды до 5 млн т, количеством новых рабочих мест до 1500 и сроком ввода в эксплуатацию 2011-2012 гг. Горно-обогатительный комбинат на базе месторождения платиноидов Федорова Тундра, мощностью по добыче руды 10 млн т, количеством новых рабочих мест 900 и сроком ввода в эксплуатацию - 2013 г. Последний проект характерен тем, что это будет первый крупный проект нового строительства, осуществляемый иностранным инвестором на территории области. В этом качестве выступает одна из крупнейших мировых горнодобывающих компаний «Баррик Голд Корпорейшн», штаб-квартира которой находится в Канаде. Объем инвестиций проекта оценивается в 17 млрд руб. Декларация о намерениях поданному проекту была рассмотрена и единогласно одобрена Межведомственной комиссией по размещению производительных сил в Мурманской области в декабре 2006 г. Перспективы экономического развития во многом определяет обеспеченность энергоресурсами и, в частности, производство электроэнергии.В Мурманской области за счет действующей сети гидроэлектростанций, а также Кольской атомной электростанции (КАЭС), традиционно обеспечивалось превышение мощности электрогенерирующих мощностей над внутренними потребностями области. Однако в связи с истечением 30-летнего нормативного срока эксплуатации энергоблоков КАЭС (последовательно, начиная с 2003 г. - первый энергоблок, срок эксплуатации которого в настоящее время продлен до 2018 г.), встает вопрос о возмещении выбывающих мощностей в перспективе. В последние годы актуальность этого вопроса возросла в связи с планами холдинга СУАЛ (владельца Кандалакшского алюминиевого завода), по строительству нового крупного завода по производству алюминия на территории области. Главным условием реализации данного проекта ставилось надежное энергоснабжение по установленным на условиях долгосрочного договора ценам. Прогресс в решении этих вопросов был достигнут в октябре 2006 г., когда заинтересованными сторонами с участием Губернатора Мурманской области и руководителя Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) был подписан протокол о сотрудничестве в совместной реализации проектов строительства КАЭС-2 и второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ-2) как единого атомно-алюминиевого комплекса. Объем инвестиций в строительство КАЗ-2 оценивается в 51 млрд руб. Мощность завода по производству алюминия сырца планируется 500 тыс. т в год, количество рабочих мест - 2500. Стоимость строительства КАЭС-2 составит около 128 млрд руб. Литература: 5 источников Таким образом, уже в обозримом будущем можно ожидать крупных структурных и качественных изменений в экономике Мурманской области. Однако такая возможность может быть реализована при определенных условиях. Одним из главных среди них является создание привлекательных социальных условий для людей, чтобы преодолеть тенденцию сокращения численности населения и трудового потенциала. В современных условиях недостаточно для этого предложить только высокий заработок. Необходимо как можно полнее обеспечить все условия, определяющие высокое качество жизни - благоприятную экологическую обстановку, качественные социальные, включая жилищно-коммунальные, услуги, общественный порядок, безопасность и другие, в том числе, учитывающие особенности Крайнего Севера. Задачу создания таких условий можно решить только совместными, согласованными усилиями государственных органов власти, местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-сообщества. Журнал "СЕВЕР промышленный" №№ 1-2 2008 г. Еще статьи по теме "Мурманской области":Документы переданы в Госархив Мурманской области Работы по газификации Мурманской области Отопительный сезон в Мурманской области Заседание Программно-целевого совета Мурманской области Жилищные сертификаты для семей Мурманской области Мурманская область: экономические и социальные процессы в период рыночных преобразований на основе 5000 оценок. 1350 обзоров пользователей.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 15454 |