Главная 10. Единый флот бассейна часть 2
10. Единый флот бассейна часть 2 Печать E-mail

В.П.Мерецкий, начальник отдела добычи управления «Севрыбпромразведка»:

- Мы разрабатывали структуру управления основным производством. По общности целей и задач выделили: промысловую разведку, добычу, обработку и транспортировку. Таким образом, начиная с оценки запасов, мы получаем непрерывный процесс, взаимоувязанный с прочими программами и в итоге с выходом на поставки рыбопродукции. Как будет функционировать отдел сводного программирования, пока не совсем ясно. Но однозначно, что с увеличением уровня автоматизации будет происходить все большее освобождение людей от рутинной работы и переключение их на непосредственно управленческую деятельность.

Ю.И.Коношенко, главный инженер тралового флота:

- Чрезвычайно сложный вопрос - создание такой организационной структуры, которая позволяла бы эффективно управлять объединенным флотом.

Здесь может быть только один способ - программно-целевой метод. В ходе нашей разработки возник ключевой вопрос: сколько должно быть судов, чтобы ими могло управлять успешно одно подразделение? Мы пришли к выводу - 25-30 единиц в зависимости от районов промысла, а весь флот разбили на 13 отрядов. А теперь о сомнении личном. Если создается аппарат управления, который станет отвечать в целом за бассейн, то он может породить работников с определенным креном вмешательства в оперативные дела флота. Ведь с них будет спрос за производство, за планы и проценты, а развитие региона, отрасли пойдет по остаточному принципу. Значит, нужен обособленный аппарат. Его функции - координация действий предприятий, перспективы развития бассейна.

Н.И.Хуснетдинов, главный экономист ВРПО «Севрыба»:

- Нами разработан механизм судового хозрасчета, который бы позволял оперативно прослеживать хозяйственную деятельность судов и с достаточной степенью точности оценивать прибыль по каждому судну, промысловому району, флоту и бассейну в целом. Сегодняшними силами управлять хозрасчетом невозможно. Причины? Мы не просчитываем различные варианты рейсовых заданий, не оцениваем оперативное выполнение планов судами в районе промысла. Это те дополнительные функции, которые нам необходимо ввести...

В.К. Малашенко, начальник отдела эксплуатации приемотранспортного флота и портов ВРПО «Севрыба»:

- Есть три проблемы при обслуживании судов в порту: экипажи, длительное время находясь в рейсе, забывают, где и что находится на берегу; на стоянке в Мурманске моряки практически не отдыхают; большое количество судов, приходящих в наш рыбный порт. Вот почему возникла необходимость создания агентирующей службы «Рыбфлот», которая обеспечивала бы обработку судов в минимальные сроки. В настоящее время этим занимается примерно 1500 человек. В новой службе их будет значительно меньше. Подсчитано, что каждое судно требует от 85 до 165 элементов обработки. Сюда входят и необходимость отчитаться перед контролирующими органами, подмена экипажей, техническое обслуживание и прочие судовые работы. Все это перед подготовкой к рейсу «Рыбфлот» берет на себя. Каждое судно, приходящее в порт, должен встречать агент, который непосредственно занимается организацией и выполнением работ согласно четкому графику. От этих дел члены экипажа будут освобождены.

А.В.Анцевич, директор ЦПКТБ:

- Наша творческая группа изучала возможности управления научно-техническим прогрессом \НТП\ в каждом из 27-ми производственных процессов, которые протекают на бассейне. Пришли к выводу: в управлении НТП должны непосредственно участвовать бассейновая, региональная, вузовская, отраслевая, академическая наука. Все нити управления НТП стекаются в отдел, который поступающие предложения или идеи, если они заслуживают внимания, передает секции научно-технического совета. Затем они рассматриваются советом директоров, который и поручает их реализацию как самим предприятиям, так и научным организациям. В структуру управления НТП введена также и группа внедрения.

А.В.Шканов51 , начальник управления материально-технического снабжения \УМТС\ ВРПО «Севрыба»:

- Мы пришли к выводу о необходимости централизации, сокращения уровней управления. На первом этапе планируем слияние УМТС с транспортно-складской конторой, а отделов снабжения четырех флотов в одну службу. Затем надо создать единый складской комплекс. Если это удастся, то из оборотных средств высвободится около 8 миллионов рублей. Сократятся грузоперевозки, дополнительные перевалки грузов, что позволит сэкономить 300-400 тысяч рублей. Планируем организовать участок подготовки производства - раскроя металла, резки бумаги, стекла и т.д.

О.А.Никитин, заместитель начальника тралового флота по кадрам:

- Сейчас штатная численность работников отделов кадров флотов 147 человек, но фактически, с учетом тех, кто выполняет кадровую функцию в различных отделах и службах, - 249. Новая схема позволит реально высвободить около сорока сотрудников.

Т.Н.Кубаева, заведующая сектором обкома профсоюза работников рыбного хозяйства:

- На бассейне создается новое подразделение - социальная служба объединенного флота. Она состоит из отделов - социально-психологических исследований, жилищно-бытового, социальной работы, обеспечения здоровья...За счет концентрации средств должны быть улучшены жилищно-бытовые условия тружеников рыбной отрасли. Это позволит провести и реконструкцию пионерских лагерей.

В.Г.Липанов, начальник экспортного отдела управления «Севрыбсбыт»:

- Мы занимаемся экспортом много лет, но всю работу проводим через центральные организации, находящиеся в Москве, в частности, «Соврыбфлот». Он заключает контракты, а потом мы осуществляем их выполнение. Все вопросы, связанные с экспортом, импортом, обслуживанием нашего флота в зарубежных портах, МРТО, подменой экипажей - решаются не на бассейне. Вот поэтому считаем целесообразным создание внешнеторговой фирмы. Таким образом будут обеспечены прямые связи с зарубежными партнерами, без посредников.

В.М.Мишкин, заместитель директора ЦПКТБ:

- Завершается работа по оптимизации с помощью ЭВМ производственной программы добывающих судов в море, транспортных перевозок. Имея систему оперативной оценки прибыли и стыкуя ее с бухгалтерской отчетностью, мы получаем постоянно действующий механизм управления прибылью. Создан программно-технический комплекс бортового базирования для улучшения управления непосредственно на промысле...Все вышеперечисленные средства должны обеспечить автоматизированную поддержку управленческих функций обсуждаемой организационной структуры.

Я.Д.Брацлавер, заместитель председателя областного правления научно-технического общества:

- Основной вывод оказался таким: существующая система не позволяет управлять эффективно. Оказалось, что на бассейне имеют место примерно 8 тысяч управленческих связей, и, естественно, удержать всю экономическую ситуацию довольно сложно. Необходим руководящий орган по выпуску конечного продукта. Особо дискутировался вопрос: должен ли быть обособленный аппарат управления? Разработаны три этапа его сокращения и исчезновения. В начале он «ужимается» со 150 до 101 человека, затем - до 70-ти, а на последнем этапе остаются только основные специалисты, так называемый координирующий центр, который контролирует выполнение решений совета директоров.*

Вот, оказывается, насколько глубоко и всесторонне обсуждалась столь животрепещущая тема объединенного флота. Впрочем, реорганизация структуры флота была лишь первым этапом в намечаемых переменах на пути к созданию фирмы «Север» \не знаю почему, но тешащее наше самолюбие название «Рыбный Мурман» не прошло\. И все это молчком, втайне от журналистов весь 1987-й год. Хотя Светлана Савина сумела-таки проникнуть на «штабную турбазу», поговорить час-другой с «игроками», но кроме эмоциональных зарисовок об условиях деловой игры ничего другого публиковать не разрешили. Завесу молчания приподнял начальник ВРПО «Севрыба» М.И.Каргин, выступив с докладом на состоявшемся в конце года собрании партхозактива флотов и береговых предприятий рыбной промышленности области. Он привел немало примеров несостоятельности существующей структуры управления предприятиями и ее неспособности обеспечить стабильную работу и динамичное развитие отрасли. Отметил, что отсутствие научно обоснованной системы управления, преобладание административно-волевых методов приводят к тому, что на смену «пикам» хорошей работы непременно приходят провалы в производственной деятельности. И переход на новую структуру управления предполагается провести в три этапа.

Первый этап предусматривает создание объединенного флота на базе соединения четырех флотов - тралового, «Мурманрыбпрома», «Севрыбхолодфлота» и «Севрыбпромразведки». Причем два последних будут подчинены единому добывающему флоту. Центральное место в аппарате управления займет отдел сводного программирования. Его основная цель - выполнение государственного заказа и достижение устойчивого финансового положения. Отдел готовит варианты-предложения, а принимает решения промысловый совет объединенного флота под председательством генерального директора. Ну а реализацию поставленной советом задачи осуществляет хозрасчетный отдел.

Обособленный аппарат управления государственного производственного объединения \ГПО\ займется регулированием экономических отношений между объединенным флотом и остальными предприятиями, распределением сырьевых и материальных лимитов судоремонта, а также решением вопросов научно-технического развития. Функции по управлению процессами добычи, обработки, транспортировки рыбы передаются в объединенный флот. В связи с этим численность аппарата ВРПО сокращается.

Второй этап предусматривает слияние объединенного флота с рыбокомбинатом и фабрикой орудий лова. Параллельно с этим должен завершиться процесс организации научно-производственного объединения, судообрабатывающего и снабженческого комплексов, стройтреста. Здесь же отрабатывается механизм управления ГПО с образованием единого координационного центра.

На третьем этапе, к 1990-му году, должен произойти переход на программно-целевые принципы управления, создание фирмы «Север».
Предполагалось, что за эти два переходных года новая структура управления основными средствами производства Северного бассейна позволит улучшить производственные показатели, создаст условия для объединения взаимосвязанных производственных процессов в единый комплекс, работающий на конечный результат. Сократится численность управленческого персонала ориентировочно на 150 человек. Кроме того, снизятся объемы готовой продукции, отправляемой на промпереработку, уменьшатся суммы штрафов за недопоставку продукции почти на миллион рублей. Централизация средств и фондов создаст условия для оказания помощи тем предприятиям, у которых по независящим от них причинам сложилось тяжелое финансовое положение. Примерно на четверть сократится документооборот, изменится существующая система финансирования, кредитования.

В своем докладе \и в газетной статье\ М.И Каргин особо остановился на вопросах совершенствования организации заработной платы, где пока что сохраняются элементы социальной несправедливости. Он, в частности, сказал:

- У моряков уровень часового заработка значительно ниже, чем у докера рыбного порта, машиностроителя судоверфи или работника тарного комбината. При новой структуре эта проблема будет решаться путем внедрения судового хозрасчета и повышения принципа материальной заинтересованности. Процесс перехода к работе по-новому сопряжен со многими проблемами. Но, пожалуй, главная из них - перестройка сознания людей. Не все еще оценивают важность проводимой работы, воспринимают ее как кампанию. Это еще и еще раз напоминает о том, что предстоит огромная работа, и прежде всего с людьми.*

В советские времена «работа с людьми» подразумевала и широкое освещение той или иной проблемы в прессе. Так что после годовой выдержки вето с этой темы было снято, заслонка информационного шлюза поднялась, на газетные страницы потоком хлынули мнения и предложения специалистов различных предприятий и организаций рыбного Мурмана. Какие? О них расскажем позднее, дадим возможность читателям вспомнить-поразмышлять над предложениями руководителей, поупражняться в сослагательном наклонении: а что было бы, если бы... А мы тем временем попробуем взглянуть на 1987 год в целом, пролистнем подшивку нашего еженедельника.

· Единый флот бассейна, «РМ» от 12 сентября 1986 г.

· Единый флот бассейна, «РМ» от 12 сентября 1986 г.

БОРОДУЛИН Георгий Михайлович, почетный гражданин Мурманска. Родился в 1911 году в Санкт-Петербурге. Работал береговым матросом в Петрокрепости, механиком на рыболовных судах. С 1932 года в Мурманске. С 1937 года - начальник «Мурмансельди». В 1941-1945 годах - на Северном флоте. С 1946 года - в Мурманрыбе. В 1965-1974 годах начальник управления «Севрыбхолодфлот». Автор книги «Ничего, кроме правды», которая вышла в Мурманске в 1994 году. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге.

· Резонанс: продолжаем разговор, «РМ» от 14 ноября 1986 г.

КИРЕЕВ Сергей Васильевич, в 1970-1980-х годах первый заместитель-главный инженер ВРПО «Севрыба». Родился в 1931 году в Орловской области, русский. Окончил школу юнг Военно-Морского Флота СССР в г. Советске Калининградской области \1950\, мореходное училище ВМФ в г. Ломоносове Ленинградской области \1955\. Служил механиком на вспомогательных кораблях Северного флота, преподавал в школе специалистов плавсостава ВМФ в Мурманске. После демобилизации с 1961 года в Мурманском совнархозе, затем в «Севрыбе»: старший инженер, зам. начальника отдела, главный инженер.

ШКАНОВ Александр Валентинович, начальник УМТС «Севрыбы» с января 1988 года. Родился в 1948 году, русский. Закончил МВИМУ, работал помощником капитана, диспетчером, групповым инженером-диспетчером, заместителем начальника службы эксплуатации, начальником отдела Мурманского тралового флота.

· Фирма «Север». Какой ей быть? «РМ» от 20 мая 1988 года.

· Фирма «Север». Какой ей быть? «РМ» от 25 декабря 1987 г.

Начало статьи читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.149.55

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .