10. Единый флот бассейна часть 2 |
В.П.Мерецкий, начальник отдела добычи управления «Севрыбпромразведка»: - Мы разрабатывали структуру управления основным производством. По общности целей и задач выделили: промысловую разведку, добычу, обработку и транспортировку. Таким образом, начиная с оценки запасов, мы получаем непрерывный процесс, взаимоувязанный с прочими программами и в итоге с выходом на поставки рыбопродукции. Как будет функционировать отдел сводного программирования, пока не совсем ясно. Но однозначно, что с увеличением уровня автоматизации будет происходить все большее освобождение людей от рутинной работы и переключение их на непосредственно управленческую деятельность. Ю.И.Коношенко, главный инженер тралового флота: - Чрезвычайно сложный вопрос - создание такой организационной структуры, которая позволяла бы эффективно управлять объединенным флотом.Здесь может быть только один способ - программно-целевой метод. В ходе нашей разработки возник ключевой вопрос: сколько должно быть судов, чтобы ими могло управлять успешно одно подразделение? Мы пришли к выводу - 25-30 единиц в зависимости от районов промысла, а весь флот разбили на 13 отрядов. А теперь о сомнении личном. Если создается аппарат управления, который станет отвечать в целом за бассейн, то он может породить работников с определенным креном вмешательства в оперативные дела флота. Ведь с них будет спрос за производство, за планы и проценты, а развитие региона, отрасли пойдет по остаточному принципу. Значит, нужен обособленный аппарат. Его функции - координация действий предприятий, перспективы развития бассейна. Н.И.Хуснетдинов, главный экономист ВРПО «Севрыба»: - Нами разработан механизм судового хозрасчета, который бы позволял оперативно прослеживать хозяйственную деятельность судов и с достаточной степенью точности оценивать прибыль по каждому судну, промысловому району, флоту и бассейну в целом. Сегодняшними силами управлять хозрасчетом невозможно. Причины? Мы не просчитываем различные варианты рейсовых заданий, не оцениваем оперативное выполнение планов судами в районе промысла. Это те дополнительные функции, которые нам необходимо ввести... В.К. Малашенко, начальник отдела эксплуатации приемотранспортного флота и портов ВРПО «Севрыба»: - Есть три проблемы при обслуживании судов в порту: экипажи, длительное время находясь в рейсе, забывают, где и что находится на берегу; на стоянке в Мурманске моряки практически не отдыхают; большое количество судов, приходящих в наш рыбный порт. Вот почему возникла необходимость создания агентирующей службы «Рыбфлот», которая обеспечивала бы обработку судов в минимальные сроки. В настоящее время этим занимается примерно 1500 человек. В новой службе их будет значительно меньше. Подсчитано, что каждое судно требует от 85 до 165 элементов обработки. Сюда входят и необходимость отчитаться перед контролирующими органами, подмена экипажей, техническое обслуживание и прочие судовые работы. Все это перед подготовкой к рейсу «Рыбфлот» берет на себя. Каждое судно, приходящее в порт, должен встречать агент, который непосредственно занимается организацией и выполнением работ согласно четкому графику. От этих дел члены экипажа будут освобождены. А.В.Анцевич, директор ЦПКТБ: - Наша творческая группа изучала возможности управления научно-техническим прогрессом \НТП\ в каждом из 27-ми производственных процессов, которые протекают на бассейне. Пришли к выводу: в управлении НТП должны непосредственно участвовать бассейновая, региональная, вузовская, отраслевая, академическая наука. Все нити управления НТП стекаются в отдел, который поступающие предложения или идеи, если они заслуживают внимания, передает секции научно-технического совета. Затем они рассматриваются советом директоров, который и поручает их реализацию как самим предприятиям, так и научным организациям. В структуру управления НТП введена также и группа внедрения. А.В.Шканов51 , начальник управления материально-технического снабжения \УМТС\ ВРПО «Севрыба»: - Мы пришли к выводу о необходимости централизации, сокращения уровней управления. На первом этапе планируем слияние УМТС с транспортно-складской конторой, а отделов снабжения четырех флотов в одну службу. Затем надо создать единый складской комплекс. Если это удастся, то из оборотных средств высвободится около 8 миллионов рублей. Сократятся грузоперевозки, дополнительные перевалки грузов, что позволит сэкономить 300-400 тысяч рублей. Планируем организовать участок подготовки производства - раскроя металла, резки бумаги, стекла и т.д. О.А.Никитин, заместитель начальника тралового флота по кадрам: - Сейчас штатная численность работников отделов кадров флотов 147 человек, но фактически, с учетом тех, кто выполняет кадровую функцию в различных отделах и службах, - 249. Новая схема позволит реально высвободить около сорока сотрудников. Т.Н.Кубаева, заведующая сектором обкома профсоюза работников рыбного хозяйства: - На бассейне создается новое подразделение - социальная служба объединенного флота. Она состоит из отделов - социально-психологических исследований, жилищно-бытового, социальной работы, обеспечения здоровья...За счет концентрации средств должны быть улучшены жилищно-бытовые условия тружеников рыбной отрасли. Это позволит провести и реконструкцию пионерских лагерей. В.Г.Липанов, начальник экспортного отдела управления «Севрыбсбыт»: - Мы занимаемся экспортом много лет, но всю работу проводим через центральные организации, находящиеся в Москве, в частности, «Соврыбфлот». Он заключает контракты, а потом мы осуществляем их выполнение. Все вопросы, связанные с экспортом, импортом, обслуживанием нашего флота в зарубежных портах, МРТО, подменой экипажей - решаются не на бассейне. Вот поэтому считаем целесообразным создание внешнеторговой фирмы. Таким образом будут обеспечены прямые связи с зарубежными партнерами, без посредников. В.М.Мишкин, заместитель директора ЦПКТБ: - Завершается работа по оптимизации с помощью ЭВМ производственной программы добывающих судов в море, транспортных перевозок. Имея систему оперативной оценки прибыли и стыкуя ее с бухгалтерской отчетностью, мы получаем постоянно действующий механизм управления прибылью. Создан программно-технический комплекс бортового базирования для улучшения управления непосредственно на промысле...Все вышеперечисленные средства должны обеспечить автоматизированную поддержку управленческих функций обсуждаемой организационной структуры. Я.Д.Брацлавер, заместитель председателя областного правления научно-технического общества: - Основной вывод оказался таким: существующая система не позволяет управлять эффективно. Оказалось, что на бассейне имеют место примерно 8 тысяч управленческих связей, и, естественно, удержать всю экономическую ситуацию довольно сложно. Необходим руководящий орган по выпуску конечного продукта. Особо дискутировался вопрос: должен ли быть обособленный аппарат управления? Разработаны три этапа его сокращения и исчезновения. В начале он «ужимается» со 150 до 101 человека, затем - до 70-ти, а на последнем этапе остаются только основные специалисты, так называемый координирующий центр, который контролирует выполнение решений совета директоров.* Вот, оказывается, насколько глубоко и всесторонне обсуждалась столь животрепещущая тема объединенного флота. Впрочем, реорганизация структуры флота была лишь первым этапом в намечаемых переменах на пути к созданию фирмы «Север» \не знаю почему, но тешащее наше самолюбие название «Рыбный Мурман» не прошло\. И все это молчком, втайне от журналистов весь 1987-й год. Хотя Светлана Савина сумела-таки проникнуть на «штабную турбазу», поговорить час-другой с «игроками», но кроме эмоциональных зарисовок об условиях деловой игры ничего другого публиковать не разрешили. Завесу молчания приподнял начальник ВРПО «Севрыба» М.И.Каргин, выступив с докладом на состоявшемся в конце года собрании партхозактива флотов и береговых предприятий рыбной промышленности области. Он привел немало примеров несостоятельности существующей структуры управления предприятиями и ее неспособности обеспечить стабильную работу и динамичное развитие отрасли. Отметил, что отсутствие научно обоснованной системы управления, преобладание административно-волевых методов приводят к тому, что на смену «пикам» хорошей работы непременно приходят провалы в производственной деятельности. И переход на новую структуру управления предполагается провести в три этапа. Первый этап предусматривает создание объединенного флота на базе соединения четырех флотов - тралового, «Мурманрыбпрома», «Севрыбхолодфлота» и «Севрыбпромразведки». Причем два последних будут подчинены единому добывающему флоту. Центральное место в аппарате управления займет отдел сводного программирования. Его основная цель - выполнение государственного заказа и достижение устойчивого финансового положения. Отдел готовит варианты-предложения, а принимает решения промысловый совет объединенного флота под председательством генерального директора. Ну а реализацию поставленной советом задачи осуществляет хозрасчетный отдел. Обособленный аппарат управления государственного производственного объединения \ГПО\ займется регулированием экономических отношений между объединенным флотом и остальными предприятиями, распределением сырьевых и материальных лимитов судоремонта, а также решением вопросов научно-технического развития. Функции по управлению процессами добычи, обработки, транспортировки рыбы передаются в объединенный флот. В связи с этим численность аппарата ВРПО сокращается. Второй этап предусматривает слияние объединенного флота с рыбокомбинатом и фабрикой орудий лова. Параллельно с этим должен завершиться процесс организации научно-производственного объединения, судообрабатывающего и снабженческого комплексов, стройтреста. Здесь же отрабатывается механизм управления ГПО с образованием единого координационного центра. На третьем этапе, к 1990-му году, должен произойти переход на программно-целевые принципы управления, создание фирмы «Север». В своем докладе \и в газетной статье\ М.И Каргин особо остановился на вопросах совершенствования организации заработной платы, где пока что сохраняются элементы социальной несправедливости. Он, в частности, сказал: - У моряков уровень часового заработка значительно ниже, чем у докера рыбного порта, машиностроителя судоверфи или работника тарного комбината. При новой структуре эта проблема будет решаться путем внедрения судового хозрасчета и повышения принципа материальной заинтересованности. Процесс перехода к работе по-новому сопряжен со многими проблемами. Но, пожалуй, главная из них - перестройка сознания людей. Не все еще оценивают важность проводимой работы, воспринимают ее как кампанию. Это еще и еще раз напоминает о том, что предстоит огромная работа, и прежде всего с людьми.* В советские времена «работа с людьми» подразумевала и широкое освещение той или иной проблемы в прессе. Так что после годовой выдержки вето с этой темы было снято, заслонка информационного шлюза поднялась, на газетные страницы потоком хлынули мнения и предложения специалистов различных предприятий и организаций рыбного Мурмана. Какие? О них расскажем позднее, дадим возможность читателям вспомнить-поразмышлять над предложениями руководителей, поупражняться в сослагательном наклонении: а что было бы, если бы... А мы тем временем попробуем взглянуть на 1987 год в целом, пролистнем подшивку нашего еженедельника. · Единый флот бассейна, «РМ» от 12 сентября 1986 г. · Единый флот бассейна, «РМ» от 12 сентября 1986 г. БОРОДУЛИН Георгий Михайлович, почетный гражданин Мурманска. Родился в 1911 году в Санкт-Петербурге. Работал береговым матросом в Петрокрепости, механиком на рыболовных судах. С 1932 года в Мурманске. С 1937 года - начальник «Мурмансельди». В 1941-1945 годах - на Северном флоте. С 1946 года - в Мурманрыбе. В 1965-1974 годах начальник управления «Севрыбхолодфлот». Автор книги «Ничего, кроме правды», которая вышла в Мурманске в 1994 году. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге. · Резонанс: продолжаем разговор, «РМ» от 14 ноября 1986 г. КИРЕЕВ Сергей Васильевич, в 1970-1980-х годах первый заместитель-главный инженер ВРПО «Севрыба». Родился в 1931 году в Орловской области, русский. Окончил школу юнг Военно-Морского Флота СССР в г. Советске Калининградской области \1950\, мореходное училище ВМФ в г. Ломоносове Ленинградской области \1955\. Служил механиком на вспомогательных кораблях Северного флота, преподавал в школе специалистов плавсостава ВМФ в Мурманске. После демобилизации с 1961 года в Мурманском совнархозе, затем в «Севрыбе»: старший инженер, зам. начальника отдела, главный инженер. ШКАНОВ Александр Валентинович, начальник УМТС «Севрыбы» с января 1988 года. Родился в 1948 году, русский. Закончил МВИМУ, работал помощником капитана, диспетчером, групповым инженером-диспетчером, заместителем начальника службы эксплуатации, начальником отдела Мурманского тралового флота. · Фирма «Север». Какой ей быть? «РМ» от 20 мая 1988 года. · Фирма «Север». Какой ей быть? «РМ» от 25 декабря 1987 г. Начало статьи читайте здесь Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4107 |