13. БПО «Севрыба», ассоциация… часть 1 |
«Неожиданный» приказ министерства все расставил по своим местам. Вариант объединенного флота не прошелИтак, «неожиданный» приказ министерства все расставил по своим местам. Вариант объединенного флота не прошел. А именно на него делали ставку руководители бывшего ВРПО, неделями играя на турбазе в «деловые игры». Конечно, можно говорить, что Москва навязала свою структуру. Но что толку? Приказы не обсуждают. И в Мурманске постарались сделать все возможное, чтобы спущенная сверху структура заработала в интересах Северного бассейна. Вот как мыслили это сделать руководители бассейнового производственного объединения \БПО\ «Севрыба»:- При помощи экономических рычагов мы будем регулировать процесс добычи рыбы таким образом, чтобы продукция имела спрос, исходя из данных оперативного и перспективного прогнозирования, - рассказывает начальник службы безопасности мореплавания БПО П.В.Виноградов. - При этом будем вести всесторонний анализ использования флота, максимально снижать затраты. Имеется в виду выбор наиболее близкого района промысла, внедрение новых технологий, позволяющих выпускать качественную готовую продукцию.* Более детально и глубоко копает-рассуждает в этом же новогоднем номере газеты начальник экономической службы БПО В.А.Молчанов : - Сегодня еще трудно сказать, насколько эффективен будет новый механизм. Мы еще многого не знаем. Например, БПО вобрало в себя штабы промрайонов, инспекции, а согласятся ли на флотах финансировать их работу? Ведь договоры еще не заключались. Утвержденная схема предусматривает ликвидацию спецаппарата ВРПО, а в аппарате головного производственного объединения - совмещение двух уровней управления: бассейном и самим производственным объединением. Опыта такого управления нет. К тому же, имея в своей структуре транспорты, снабжение и сбыт, управленцы как бы находятся между двух пропастей. Есть опасность «свалиться» в производство и выполнять общебассейновые функции в интересах головного предприятия. Другая опасность - сосредоточить усилия на выполнении общебассейновых задач и не заниматься производством. Найти золотую середину - задача весьма сложная. - Сегодняшняя структура БПО не убирает противоречия между самостоятельными предприятиями, - прямо и откровенно заявила начальник отдела новой технологии и техники БПО «Севрыба» Е.Лобова. - На мой взгляд, она может расцениваться как промежуточный этап. Должна быть структура с определенными правами, которая могла бы санкционировать приоритетные направления, определять экономическое взаимодействие, первоочередное обеспечение ресурсами. Например, Мурманскому траловому флоту предстоит модернизировать 21 судно. Затраты выливаются примерно в 150 миллионов рублей, в том числе тысячи рублей инвалютных. Ясно, что одному флоту с такой задачей не справиться. Не может и рыбокомбинат без помощи флотов изыскать недостающий один миллион инвалютных рублей для закупки японской линии по производству стерилизованных сосисок. Возьмем «Мурманрыбпром». Здесь дооборудовали 5 судов фаршевыми линиями, однако до конца не изучили вопрос переработки фарша на берегу. Вот и получается, что наши добывающие флоты создают совместные предприятия по переработке рыбы и производству новых видов продукции в Саратове, Свердловске, других регионах страны, и это при наличии крупнейшего в стране Мурманского рыбообрабатывающего комбината. Парадокс! Все эти факты говорят о том, что отсутствие системы управления процессом на основе единой технологической и технической программы ведет к рассогласованию в ресурсах и действиях предприятий.· Вот такая получается петрушка: руководители служб и отделов БПО прекрасно видят все минусы этой новой структуры и говорят о них вслух. При этом они прошли пусть формальный, но конкурсный отбор на занимаемые должности и, можно надеяться, пытаются добросовестно исполнять свои обязанности. Плюс к тому начинается «разбор полетов», то есть выявление «виновников», тех, кто выступал против объединения флотов и тем самым косвенно причастен к министерскому приказу о создании БПО. А когда начинают искать крайних, ими, как правило, становятся... журналисты. Да-да, уже упоминаемый нами заместитель председателя областного правления НТО пищевой промышленности Я.Д.Брацлавер публично заявляет: «Здесь негативную роль сыграла печать, «Рыбный Мурман» в том числе. Пришло письмо, и вы его печатали без комментариев, без соответствующей оценки...»* Оставим эти слова на совести наверное неплохого в своей области знаний специалиста. Журналистика та же наука со своими законами, которые, как и законы экономические, не терпят силового давления и авторитарного стиля руководства. Могу сказать, что с января по сентябрь 1988 года еженедельник опубликовал в общей сложности 55 статей, корреспонденций, радиограмм. Будущее Северного бассейна не оставило равнодушным нашего читателя. Выступали руководители флотов, предприятий, капитаны, моряки, руководители общественных организаций, ветераны. Все, кто желал высказаться, нашли трибуну в лице газеты. По этому поводу редакция провела заседание «круглого стола». В пяти обширных статьях убеждал читателя в своей правоте М.И.Каргин. Элементарный подсчет показал, что в «Рыбном Мурмане» активные сторонники объединенного флота выступали 21 раз. И в редакционном портфеле не осталось ни одного письма, которое бы не увидело свет. Тем не менее нас, журналистов, стали обвинять в выплескивании на газетные страницы мнений тех, кто, дескать, и в управлении-то ничего не смыслит. Мол, надо было поддержать и настойчиво агитировать тружеников Северного бассейна за идею объединенного флота, и в конечном счете сформировать общественное мнение таким образом, чтобы все, как один, единодушно проголосовали за данную структуру. Выдвигался упрек: газета не выполнила своей организаторской функции. Да, уже в восьмидесятые годы наш еженедельник перестал быть «карманным изданием» для специалистов «Севрыбы». Мы прекратили попусту бить в литавры, поддерживать спущенные сверху, придуманные в кабинетах и далекие от жизни инициативы, почины и прочее трубодурство. Редакция поставила перед собой цель: прежде чем сформировать общественное мнение, выяснить, какое же оно на самом деле. И дабы не подтасовывать письма, не «организовывать» коллективное мнение наших читателей, мы дали возможность высказаться всем желающим. Да и кто имеет право на истину в последней инстанции, истину, которая рождается в споре? Такой была принципиальная позиция «Рыбного Мурмана». С принятием закона о государственном предприятии в стране де-юре поменялся экономический механизм, а де-факто ничего не произошло. Потому что в самих производственных отношениях ничего не изменилось. Суть дела в том, что ни одно предприятие Северного бассейна не было автономно в своих действиях. Хотя «статусно» каждое являлось самостоятельной единицей. Но эта «единица» одна бессильна, потому что ее производственная деятельность полностью зависела от работы соседних «единиц». Конечно, при наличии оптового рынка можно было бы переходить к регулированию и саморегулированию отношений между участниками рыбацкого конвейера исключительно на экономической основе. Но реально в конце восьмидесятых годов рынка этого не было. И в подобном подвешенном состоянии рыбный Мурман просуществовал несколько лет - и под ВРПО, и под БПО «Севрыба». Ни та, ни другая структура не могла снять основных противоречий переходного этапа развития страны. Разговоры - разговорами, а работать-то надо. В тех условиях, которые имеем. Государственный заказ по выпуску пищевой рыбной продукции в 1988 году выполнен не был. В целом Северным бассейном недополучена прибыль в 110 миллионов рублей против плана. В чем причина? В том же несовершенстве существующей производственной структуры и в целом системы управления. Примеры? Они были приведены в докладе генерального директора БПО «Севрыба» М.И.Каргина на совещании в Мурманском горкоме КПСС в мае 1989 года. Возьмем потери, связанные с упущениями в расстановке флота по промрайонам. Хорошая рыбалка была в Северо-Восточной Атлантике, где среднесуточный вылов на каждое промысловое крупнотоннажное судно составил 17,8 тонны рыбы. Но в это время руководители флотов снимают часть добывающих судов и переводят их на приемку. Причем снимают именно крупнотоннажные суда. В результате бассейн в целом потерял на вылове минимум 21000 тонн рыбы! А мог не потерять, если бы приемку осуществляли плавбазы «Севрыбхолодфлота». И примечательно то, что рентабельность плавбаз на этой операции в 2-3 раза выше, чем у добывающих судов. То есть двойные потери: с одной стороны недоловили 21 тысячу тонн ценной столовой рыбы, что равнозначно потере примерно 20 миллионов рублей. А во-вторых, прибыльность самой операции по приемке сократили в 2-3 раза. Это еще около 6 миллионов рублей прибыли дополнительно. Но в этом случае все доходы от данной операции пошли бы в карман «Севрыбхолодфлота», и добывающие флоты от этого ничего бы не поимели... Можно ли в принятии такого решения обвинять руководство промысловых флотов? Нельзя. Ведь каждый флот решает задачи своего коллектива, а не всего Северного бассейна. Налицо ситуация, когда существует более экономически эффективный вариант расстановки флота в промысловом районе, но нет возможности его использовать ввиду несовершенства структуры и механизма экономического регулирования. Каждый флот внутри себя также ограничен. Он владеет только теми судами, которые у него есть и которыми надо выбрать расписанную квоту. Он не может выйти за рамки своих возможностей, повысить эффективность работы. Это заставляет флотоводцев переходить в режим жесточайшей экономии. Экономии на всем. Именно поэтому в 1989 году рыбодобывающие предприятия отказались от финансирования работ по судам оперативной разведки НПО «Севрыбпоиск». Стремясь не допустить финансового краха, поисковики в свою очередь перевели свои суда в промысловый вариант, что не замедлило отразиться на качестве краткосрочных прогнозов. Так, было упущено время на скоротечном промысле путассу: из-за ошибки в прогнозе основная группа траулеров опоздала в нужный район на две недели, что привело к недолову 14 тысяч тонн путассу, снижению выпуска продукции и снижению финансового результата на 4.5-5 миллионов рублей. Таким образом, сэкономив на промразведке 400-500 тысяч, рыбаки потеряли в десять раз больше! Получается какой-то замкнутый круг - вместо экономии одни убытки... Аналогичное положение и во взаимоотношениях флота и берега. Так, сложная ситуация сложилась весной 1989 года с реализацией мороженой сардины, которую флоты доставили в порт сверх плана. Несмотря на неоднократные совещания и решения в «Севрыбе», Мурманский рыбокомбинат не принял мер по наращиванию производства консервов из сардины. А зачем ему лишние хлопоты? Ведь и его проблемы ничуть не волнуют промысловые флоты. Ну не получается никак бывшей партийно-советской взаимовыручки в рамках делового партнерства! С набирающей обороты перестройкой все чаще работа идет на принципах взаимного игнорирования. Так какой же выход видит руководитель Северного бассейна? К сожалению, М.И.Каргин отделался общими фразами: - Давайте оставим взаимные упреки и займемся конкретной содержательной работой, начиная с анализа реальных производственно-экономических проблем, и далее - разработкой способов их решения. А потом уже определим, какая структура, на какой срок, с какими функциями и полномочиями нам нужна. Будет ли это фирма, ассоциация, чисто самостоятельные предприятия... Предлагаю сегодня кроме самостоятельности вспомнить еще и об ответственности. Нашей ответственности перед трудовыми коллективами за решение всех тех социальных проблем, которые накопились. Эта ответственность определяется доверием трудовых коллективов. Пока еще нам доверяют. Но это пока!* Запоздалое предостережение сделал Каргин слишком ярым управленцам насчет доверия трудовых коллективов. Пройдет всего полтора месяца, и в адрес самого генерального директора «Севрыбы» прозвучат нелицеприятные слова: - В течение последних двух лет аппарат ВРПО играл в так называемые «деловые» игры, в которые вот уже полгода продолжает играть в составе БПО. Практически не вмешиваясь в производственную деятельность флота. Идет обычная и далеко не всегда чистая борьба за управленческие кресла. Но флот справляется со своей производственной программой. Значит, мы вполне может справиться и без этих людей. Пусть они играют и дальше. Но не за счет моряков. Тем более что, перейдя в БПО, работники ВРПО значительно повысили свои должностные оклады. Так, у Каргина М.И. оклад стал 490 рублей плюс персональные надбавки... Увеличилось и количество помощников у Михаила Ивановича. Так, сейчас в составе БПО 10 заместителей, 6 помощников, почти как у Генерального секретаря. Но, несмотря на такое значительное увеличение числа руководителей, бывает, что в течение дня не у кого согласовать срочный вопрос, подписать финансовые документы... \А.А.Мунин, заместитель начальника службы эксплуатации БПО «Севрыба»\. - Требование всех моряков промыслового флота одно - ликвидировать БПО, а конференция трудового коллектива объединения должна дать отставку М.И.Каргину вместе с его командно-административным аппаратом, как не сумевшему в течение длительного времени вывести Северный бассейн из застоя, решить социальные и экономические задачи коллективов... \А.В.Абакумов, председатель совета трудового коллектива объединения «Мурманрыбпром»\. - С принятием Закона о госпредприятии и ликвидации промежуточного звена управления - ВРПО, перед М.И.Каргиным и его специалистами стал вопрос - что делать? Как удержать власть над предприятиями и сохранить свои должности? Начался судорожный поиск - игры. Сесть на одно из предприятий вроде несолидно. Поэтому появилась идея создать объединенный флот, собрав в кучу все флоты Мурманска, и самим возглавить его. Получается солидно и престижно. Просто так не объединишь, поэтому стали подводить теоретическую базу, пробовали сделать экономическое обоснование... \ Г.В.Тишков, начальник Мурманского тралового флота\.* Продолжение статьи читайте здесь Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6350 |