Главная 10. Единый флот бассейна часть 1
10. Единый флот бассейна часть 1 Печать E-mail

Как водится, обращались к истории. Вспоминали, что сначала был траловый флот

Первый звонок к общему сбору флотоводцев-судовладельцев, управленцев предприятий и командиров экипажей, в общем, всех мало-мальски думающих и болеющих за наш Северный бассейн людей прозвучал в середине 1986 года, когда «Рыбный Мурман» опубликовал статью заведующего сектором отдела экономических исследований ПИНРО А.Васильева.* Автор несколько польстил нашей газете: доказывая необходимость создания на базе входящих в состав ВРПО «Севрыба» предприятий мощного промыслово-производственного объединения, он уже дал имя этому детищу - «Рыбный Мурман». Правда, оговорился, что название условное. Но первое слово было сказано. И эта давно витавшая в воздухе идея, закрученная вихрем перестроечных ускорений и обновлений, наполнила паруса, сдвинула казалось бы в нужном направлении неповоротливый рыбохозяйственный комплекс Севера.

Как водится, обращались к истории. Вспоминали, что сначала был траловый флот. Затем для развития специализированного дрифтерного промысла сельди было создано управление «Мурмансельдь», чей флот в основном состоял из средних рыболовных траулеров \СРТ\ и сухогрузных плавбаз. Шло время. Запасы сельди истощились. СРТ переключились на облов других видов рыб, принося вместо прибыли убытки. В траловых флотах - Мурманском и Архангельском - вступали в строй высокоэффективные морозильные суда \БМРТ\, которые стали все дальше уходить в море от родных причалов. Расширение географии промысла, а также ассортимента добываемой продукции привели к возникновению отряда транспортных рефрижераторов и перерабатывающих плавбаз, который со временем отпочковался, превратился в «Севрыбхолодфлот». Самой же «Мурмансельди» для улучшения финансово-экономических показателей стали также поставлять морозильные суда, поэтому сегодня, существуя под вывеской «Мурманрыбпрома», она мало чем отличается от тралового флота. И ныне на Мурманский рыбный порт базируются суда как рыбодобывающие, так и научно-поисковые, колхозные траулеры, обслуживаются транспорты и плавбазы «Севрыбхолодфлота», а также флоты Архангельска \траловый и рыбакколхозсоюза\, Беломорской базы гослова. Ограниченность сырьевых ресурсов, дефицит судоремонтных мощностей, нехватка транспортных рефрижераторов, проблемы судообрабатывающего комплекса, узкие места в береговой рыбопереработке - все это порождает неразрешимые противоречия. Обиды и взаимные упреки при планировании, расстановке флота по районам промысла, распределении рыбных квот, лимитов судоремонта и материально-технического снабжения...

Все так. Но надо с чего-то начинать. Вот и вспомнили-подумали, а не вернуться ли к уже отработанной практике единого \или объединенного\ флота на базе Мурманского тралового, «Мурманрыбпрома» и «Севрыбхолодфлота»? Предпосылки для этого есть, ведь все три государственных мурманских флота призваны решать одну и ту же задачу \вырабатывать рыбную продукцию\, но подчас находятся в разных производственно-экономических условиях. Объединение и единое управление позволили бы повысить экономическую эффективность руководства, с меньшей затратой средств внедрить автоматизированную систему управления производством \АСУП\, которая сможет функционировать в единой организации, на единой нормативной базе. Пока же, несмотря на меры по выравниванию экономических условий, предпринимаемые ВРПО «Севрыба», результаты работы этих трех флотов, в основном по независящим от трудовых коллективов причинам, никогда не были и не будут одинаковыми. Комментируя этот тезис, как-то стало уже привычным критиковать «Севрыбхолодфлот». И А.Васильев из ПИНРО не был оригинален:

- С момента создания «Севрыбхолодфлота» прилагаются усилия по разработке и совершенствованию цен и тарифов, объективно учитывающих вклад каждого флота в выработку рыбной продукции, - пишет экономист. - Цель до сих пор не достигнута. Например, в 1985 году из восьми типов добывающих судов, эксплуатируемых тралфлотом и «Мурманрыбпромом», пять сработали с убытком. В то же время рефрижераторные плавбазы имели рентабельность свыше 40 процентов, рыбомучные базы - около 30 процентов. Прибыль на одного работающего в «Севрыбхолодфлоте» была в 37,2 раза выше, чем в тралфлоте, и в 6,1 раза выше, чем в «Мурманрыбпроме». Столь разная отдача при одинаковых трудозатратах в основном обуславливается объективными причинами.·

Вот такие доводы и примеры привел автор, ратуя за создание мощного промыслово-производственного объединения «Рыбный Мурман», которое будет работать на конечный результат. При этом расчетные цены и тарифы останутся лишь для внутреннего хозрасчета. Еще раз повторю: эта идея уже витала в воздухе. То, о чем шепотком говорилось в кабинетах больших начальников, вдруг во всеуслышание заявила газета. Для читателей, для большинства не только рядовых моряков, но и управленцев статья вызвала эффект разорвавшейся бомбы. И как после взрыва, на некоторое время... наступила тишина. Радио и телевидение, другие газеты хранили молчание, будто эта тема была под запретом. В редакцию приходили и звонили читатели, спрашивали о сроках, о том, как много управленцев подлежат сокращению. А правда ли? А надо ли? А может... Но «Севрыба» от комментариев упорно отказывалась. С большим трудом удалось буквально «выжать» необходимые отклики, опубликовать мнение ряда компетентных флотоводцев, которые в своих ответах оказались крайне осторожными.

Достаточно назвать заголовки их выступлений: «Вопросы без ответов», «Сходство очень обманчиво», «Потеряют свое лицо...» Самым категоричным в своих высказываниях оказался пенсионер Г.Бородулин :

- Все три флота бассейна по своей сущности глубоко различны. Явно выраженным добывающим является только траловый. Объединение «Мурманрыбпром», помимо промысла в открытом океане, занимается воспроизводством ценных пород рыб, товарным рыбоводством, промыслом в местных водоемах, развитием на побережье Баренцева моря марикультуры. Суда приемотранспортного и рефрижераторного флота требуют особого внимания и ухода, так как цена малейших ошибок в их эксплуатации слишком велика для организации интенсивного промысла в Мировом океане. Поэтому даже собранные под одной «крышей» три этих флота должны функционировать самостоятельно. По-видимому, соль предложений заключается в том, чтобы общими были центральная бухгалтерия и финансовая часть, а доля сверхплановой прибыли не перечислялась бы в бюджет, а шла на покрытие убытков отстающего по этому показателю флота...

- Собранные воедино флоты потеряют свое лицо, - подводит итог бывший флотоводец. - Возможные отдельные недостатки в их работе будут затушевываться в общей массе, что не будет способствовать их устранению. Работая на один «котел», при благополучных общих валовых показателях единого гигантского флота бассейна, не «тянущие» планы флоты не будут ощущать всех сложностей положения отстающего предприятия. Подобный эксперимент может кончиться тем, что, делая ставку на добычу физических тонн, трюмы промысловых судов и транспортных рефрижераторов будут заполнять не имеющей сбыта рыбой и превратят в плавучие холодильники...·

Менее категоричен в своих выводах главный инженер ВРПО «Севрыба» С.Киреев :

- Несомненно, в условиях нестабильной сырьевой базы любое укрупнение рыбодобывающих предприятий стабилизирует их положение. Плюсов много. Это и упростит систему планирования, управления, финансирования, приведет к сокращению численности аппарата управления. Но автор не учитывает один фактор. При составлении плана для такого объединения придется исключить один показатель: производственные обороты при передаче полуфабриката или готовой продукции с одного флота на другой. Значит, снизятся объемы производства \ в отчетах\. А так как они тесно связаны с расчетным фондом заработной платы и производительностью труда, то и эти показатели резко упадут. Невыгодно! Но главное не это. Приведет ли такое укрупнение к улучшению конечных показателей работы по сравнению с сегодняшними, не будет ли уравниловки, создадим ли мы такой хозяйственный механизм внутри укрупненного объединения, который углубит хозрасчетные принципы работы каждого подразделения? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет.

Критикуя предложенное «механическое объединение», генеральный директор «Мурманрыбпрома» В.Демяненко говорит о необходимости внедрения «хозрасчета по вертикали»:

- Специфика отрасли такова, что самостоятельное функционирование даже очень мощного объединения, например, рыбодобывающего, в рамках региона невозможно. Приходится заниматься не только промышленным рыболовством в океане, которое регулируется рядом международных организаций, но и поддерживать деловые отношения с иностранными фирмами, вести строительство и ремонт судов за границей. К тому же специфика отрасли требует быстрого маневра средствами и материальными ресурсами. Поэтому необходимо откорректировать и точно установить функции и задачи управления на уровне бассейна и на уровне министерства, определить не только их права, но и материальную, хозрасчетную ответственность перед трудовыми коллективами, предприятиями, объединениями.

Свой взгляд на поднимаемую проблему у заместителя начальника Мурманского тралового флота по производству С. Белецкого:

- Мне кажется, не устранено главное противоречие - наш рыбацкий конвейер работает не на потребителя, не на конечный результат. Каждый участок конвейера сам по себе. Объединим мы флоты, станет больше судов в одном подразделении «Севрыбы» - и по-прежнему мы будем зависеть от порта, судоверфи, заискивать перед управленцами «Севрыбы», роптать на «Севрыбсбыт» и т.д., и т.п. Если уж вести речь об организационной перестройке рыбной отрасли на Северном бассейне, то надо задуматься о создании научно-производственного объединения «Севрыба». Суть: все флоты, судоверфь, автобаза, фабрика орудий лова, порт - и так далее, - не имеют финансовой самостоятельности. Все - на уровне цехового хозрасчета. Службы \ОТиЗ, плановики, бухгалтерия и другие\ сконцентрированы в управлении. На нас, руководителей тралового флота \верфи, порта и т.д.\ возложено только три функции - обеспечение плана, качества, работа с кадрами. И все! Ни забота о снабжении, ни проблемы внедрения новой техники не должны касаться «цеховых подразделений».

Эти и другие вопросы станет решать управление научно-производственного объединения \НПО\...

Как видим, выступившие в газете руководители были «в теме», глубоко и всесторонне проанализировали все плюсы и минусы возможных структурных изменений. Именно структурных, так как о переходе к рыночным отношениям пока речь не идет. Не было еще толчка-приказа из Москвы, где властные структуры страны также не были готовы к однозначному ответу. И после этой публикации «Севрыба» действительно наложила вето на какие-либо материалы об объединенном флоте. Но в самом бассейновом штабе отрасли за дело взялись не шуточно. По инициативе психологов тралфлота в январе 1987 года провели организационно-управленческую игру по анализу экономической ситуации и определению дальнейшего развития Северного бассейна. Создали три группы разработчиков. Пригласили специалистов областного научно-технического общества пищевой промышленности, чтобы всерьез и по-крупному проиграть-прокрутить возможные варианты-схемы.

Время от времени кабинеты хозяйственных руководителей пустели - отдельных начальников, их замов и ведущих специалистов служб неделями нельзя было отыскать днем с огнем. Они «играли» - съезжались на одну из отдаленных турбаз, где экономисты и психологи ставили перед управленцами различные комбинации возможных ситуаций. Поначалу ироничное отношение к подобным играм вскоре исчезло, ведь приходилось изрядно попотеть, чтобы не опростоволоситься, чтобы доказать свою перспективность как руководителя, управленца. Да и психологи честно отрабатывали свои гонорары, применив к советским законам хозяйствования западные мерки \других не было!\. Телефоны ставшей виртуальным штабом турбазы отключались, о мобильниках тогда и не слышали, так что оторванные от связи с реальным миром игроки могли действительно почувствовать себя «рыбными генералами» ну хотя бы конца ХХ века. \Человек предполагает, а Бог располагает - разве кто-нибудь мог просчитать варианты подобного развития страны с распадом СССР и галопирующими ценами, с дикой приватизацией и банковским кризисом, девальвацией рубля и чековыми фондами? Но обо всем в свое время...\.

Так к каким же выводам пришли наши подопытные игроки, разбитые на творческие группы? Послушаем самих руководителей этих групп по разработке систем управления Северным бассейном.

Продолжение статьи читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.149.55

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .