Приложение, часть 1
Система приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти Мурманской области и мер государственного управления, обеспечивающих их реализацию
Цели |
Задачи |
Меры государственного управления |
Приоритет 1: Развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения |
1.1. Сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения
|
1.1.1. Преодоление бедности
|
Реализация мер по сокращению социальной бедности: создание эффективной адресной системы поддержки нетрудоспособного и малоимущего населения, в том числе за счет значительного повышения размеров пособий и совершенствования региональных минимальных социальных стандартов; активное, соответствующее лучшим европейским стандартам, развитие системы социальной защиты пожилых людей и инвалидов; обеспечение широкого внедрения «Социального паспорта малоимущей семьи»; создание для граждан трудоспособного возраста условий, позволяющих выйти из состояния бедности, в том числе развитие механизмов взаимодействия органов социальной защиты и служб занятости в части трудоустройства и переобучения малоимущих граждан; внедрение в практику работы с малоимущими трудоспособными гражданами «Социального договора о взаимных обязательствах». Осуществление комплекса мероприятий по ликвидации экономической бедности: обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере и сближения ее с уровнем в коммерческом секторе; обоснованное снижение дифференциации в уровне оплаты труда на основе отраслевых трехсторонних соглашений; регулярное повышение размера минимальной заработной платы в Соглашении о минимальной заработной плате между Правительством области, областным советом профсоюзов и Союзом промышленников;целенаправленное формирование, в том числе в СМИ, позитивного имиджа труда как основы жизненного успеха.
|
|
1.1.2. Повышение уровня здоровья населения |
Проведение системных мероприятий, направленных на существенное сокращение распространенности основных факторов риска (высокого артериального давления, употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения,нерационального питания, гиподинамии, небезопасного секса): развитие медико-санитарного просвещения; организация активной пропаганды здорового образа жизни; содействие активному укреплению здоровья; обеспечение здоровой и безопасной окружающей среды; повышение качества и безопасности потребительских товаров и услуг; сокращение числа рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда. Обеспечение межсекторного и межведомственного подходов к вопросам повышения уровня здоровья населения: развитие механизмов социального партнерства власти, бизнеса и общества в вопросах охраны здоровья, повышения эффективности здравоохранения и решения экологических проблем; содействие развитию благотворительной деятельности; привлечение инвестиций бизнеса в здравоохранение; содействие активному участию неправительственных организаций и СМИ в вопросах охраны здоровья; реализация межсекторных программ,направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Модернизация системы здравоохранения: обеспечение повышения качества и доступности медико-социальных услуг для всех жителей; осуществление мер по увеличению роли профилактической составляющей; развитие системы ранней диагностики; совершенствование деятельности педиатрической службы; восстановление и развитие школьной медицины; развитие гериатрической службы; значительное увеличение объемов государственного финансирования системы здравоохранения до уровня не ниже принятого в развитых европейских странах (не менее 7% ВРП); реформирование амбулаторно-поликлинической помощи и сбалансированный поэтапный переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики при сохранении доступности высококачественной специализированной медицинской помощи; переход к методам стратегического управления в здравоохранении. |
|
1.3. Усиление преимущества, достигнутого регионом по уровню профессионального образования населения |
Активная поддержка учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных в регионе, включая: повышение доступности и качества услуг учреждений профессионального образования на основе комплексной модернизации системы образования, содействия повышению качества образования и обновлению его содержания; развитие системы подготовки кадров в соответствии с изменяющимисяпотребностями регионального и местных рынков труда, в том числе через приобретение литературы, оборудования, выплату повышенных стипендий,финансирование программ студенческого и академического обмена; создание условий для развития системы кредитования для оплаты образовательных услуг; осуществление мер по совершенствованию содержания профессионального образования, технологии обучения; создание условий для повышения уровня вузовской науки, обеспечение ее связи с экономикой региона через развитие инновационной инфраструктуры. Содействие развитию институтов государственно-общественного управления системой профессионального образования (включая начальное и среднее профессиональное образование), в том числе на основе привлечения работодателей путем создания попечительских советов к управлению высшими и средними учебными заведениями, к процессу формирования учебных планов и программ, финансированию и контролю качества образования,в том числе в целях расширения возможностей занятости для молодых специалистов; создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы начального, среднего и высшего профессиональногообразования. |
|
1.4. Сохранение для населения экономических преимуществ жизни в регионе |
Обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения, осуществление мер по сокращению безработицы до ее естественного уровня, в том числе в депрессивных районах, местах компактного проживания коренных народов Севера, на основе: создания условий для обеспечения устойчивого функционирования экономики области; создания эффективных механизмов регулирования рынка труда, в том числе механизмов привлечения рабочей силы, эффективного ее использования и создания накоплений для отъезда из региона в случае необходимости; обеспечения условий для поддержания стабильного уровня занятости, повышения конкурентоспособности рабочей силы; формирования благоприятных условий для развития малого бизнеса, в том числе в отраслях, относящихся к бюджетной сфере (здравоохранении, социальном обслуживании, науке и образовании). Реализация мер по достижению уровня оплаты труда, в полной мере соответствующего повышенной стоимости жизни и дискомфортности условий проживания на Севере: регулярное повышение минимального размера оплаты труда, установленного в области; значительное сокращение разрыва в уровне оплаты труда между бюджетной сферой и отраслями промышленности;обеспечение ликвидации задолженности по выплате заработной платы и реализация мер по выводу заработной платы из «тени»; создание условий для роста производительности труда во всех секторах экономики и соответствующего увеличения оплаты труда, при опережающем росте заработной платы квалифицированных работников; стимулирование деловой активности граждан и роста доходов от предпринимательства и самозанятости. Развитие механизмов реализации социальной ответственности бизнеса, в том числе осуществление стимулирующих мер по повышению ответственностибизнеса в части предоставления северных гарантий и компенсаций; содействие реализации компаниями социальных программ, направленных на развитие муниципальных образований и местных сообществ, в том числе коренных народов Севера, включая проекты в сфере образования, охраны здоровья и природоохранной деятельности; создание условий для формирования новых механизмов взаимодействия крупных компаний с местными сообществами, популяризация и использование соответствующего опыта регионов зарубежного Севера (Аляски, Северной Канады, стран Баренцева Евро-Арктического региона); создание условий для повышения информационной открытости социальных программ компаний, внедрения корпоративной социальной отчетности, развития социального аудита; формирование механизмов широкого освещения и общественного признания деятельности социально ответственных компаний. |
2. Улучшение демографической ситуации в регионе |
2.1. Снижение уровня смертности населения |
Обеспечение условий для снижения высокой смертности населения (особенно мужчин в трудоспособном возрасте): существенное повышение роли профилактики заболеваний; расширение масштабов диспансеризации населения; развитие системы ранней диагностики сердечно-сосудистых заболеваний,новообразований. Регулирование рекламы и продажи товаров,наносящих ущерб здоровью граждан; содействие формированию у граждан ответственного отношения к собственному здоровью, в том числе с помощью мер информационной политики. Осуществление системной работы по снижению распространенности профессиональных заболеваний, смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, ДТП, смертности в результате насильственных действий (преступлений); разработка и реализация совместно с социальными партнерами (Союзом промышленников и предпринимателей области и областным советом профсоюзов) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Проведение системных мероприятий, направленных на предотвращение материнской и снижение младенческой, детской и подростковой смертности: совершенствование организации службы охраны материнстваи детства, прежде всего в акушерских стационарах и на педиатрических участках;повышение качества и доступности перинатальной и неонатальной помощи; развитие системы консультационных служб по генетическим вопросам;активная пропаганда беременности «свободной от курения, алкоголя, наркотиков»; расширение неонатального скрининга; обеспечение проведения иммунизации; осуществление мер по устранению насилия против женщин и детей; развитие профилактики жестокого обращения с детьми, втом числе отсутствия надлежащего ухода; повышение эффективности работы по предупреждению детской безнадзорности, сокращению распространенностипотребления алкоголя и наркотических средств среди подростков. |
|
2.2. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни |
Реализация комплексных мер по значительному сокращению распространенности основных факторов риска (высокого артериального давления,употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения, нерационального питания): активная пропаганда здорового образа жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, в том числе путем существенного, до уровня, принятого в странах Северной Европы,увеличения объемов социальной рекламы; формирование позитивного имиджа «северного» образа жизни, включающего активный отдых и занятия спортом на природе, популяризация загородного отдыха, в том числе создание загородных общественных пространств круглогодичного использования; обеспечение здоровой и безопасной окружающей среды, безопасности продуктов питания. Осуществление мер по увеличению роли физической культуры в формировании здорового образа жизни: разработка и внедрение информационно-образовательных программ, направленных на формирование у населения, особенно у детей и молодежи, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом; создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, в том числе развитие массовых видов спорта; расширение сети спортивных школ, физкультурно-оздоровительных клубов, плоскостных спортивных сооружений как за счет бюджетных,так и внебюджетных источников; создание условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в сфере развития клубного движения |
|
2.3. Повышение уровня рождаемости |
Реализация мер по укреплению института семьи: возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений; создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей; проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в регионе к 2016 г., в связи со значительным уменьшением к этому году численности женщин репродуктивного возраста; развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих и принимающих на воспитание детей; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства; обеспечение защиты прав детей; реализацияпрограмм по предоставлению доступного семейного жилья; развитие механизмов, позволяющих родителям сочетать работу и выполнение семейных обязанностей; совершенствование инфраструктуры дошкольного образования. Содействие формированию ответственного отношения молодежи к созданию семьи, обеспечение поддержки молодых семей: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; внедрение эффективных форм информационно-пропагандистской работы по повышению престижа и формированию ответственного отношения к материнству и отцовству; развитие механизмов поддержи социально незащищенных молодых людей и молодой семьи,в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи; содействие решению жилищной проблемы, в том числе обеспечение молодых семей с низким материальным достатком временнымсоциальным жильем |
|
2.4. Преодоление миграционной убыли |
Создание условий для снижения нежелательного оттока населения: проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное уменьшение к 2016 г. численности населения трудоспособного возраста в стране и регионе; проведение активной политики по улучшению условий жизни, уменьшению оттока квалифицированных специалистов, в том числе молодежи; разработка региональной программы, направленной на создание благоприятных условий для адаптации и интеграции иммигрантов в региональный социум; развитие толерантности в межнациональных отношениях в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. Проведение системных мероприятий по закреплению квалифицированных специалистов и перспективных кадров в регионе, увеличению притока: формирование имиджа области как удачной стартовой площадки для карьеры; разработка мер по повышению миграционной привлекательности Мурманской области, в том числе формирование позитивного бренда региона и населенных пунктов области; привлечение в регион соотечественников,проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов (прежде всего, из стран СНГ, в том числе выпускников российских учебных заведений), молодежи из регионов РФ и из других государств для обучения в учебных заведениях Мурманской области, обеспечение на этой основе миграционного прироста населения в регионе |
3. Повышение качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению (здравоохранения, образования, социального обслуживания, жилищно- коммунального хозяйства, культуры и спорта) |
3.1. Обеспечение высоких стандартов качества и доступности медицинской помощи |
Осуществление комплекса мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи: обеспечение бесплатного предоставления гарантированного государством объема медицинских услуг всем жителям независимо от социального статуса и места проживания; значительное увеличение объемов государственного финансирования здравоохранения области;развитие первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной и скорой медицинской помощи; организация отделений (коек) реабилитации, сестринского ухода, хосписов; развитие стационарзамещающих технологий, в том числе дневного стационара, стационара на дому и т.п.; оптимизация коечного фонда при сохранении доступности стационарного лечения; реформирование амбулаторно-поликлинической помощи и сбалансированный поэтапный переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики, повышение качества и доступности специализированной медицинской помощи; совершенствование деятельности педиатрической службы; развитие гериатрической службы; содействие повышению профессионального уровня медицинских работников; повышение оплаты труда всех групп медицинских работников до среднего уровня по экономике области; отвечающее современным требованиям медико-техническое оснащение стационаров и АПУ; улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях.Совершенствование организационно-экономического потенциала здравоохранения: развитие системы управления здравоохранением, ориентированной на кардинальное улучшение качества медицинской помощи и эффективное использование всех ресурсов здравоохранения; внедрение методов стратегического управления и методов анализа экономической эффективности медицинских программ и технологий; подготовка и повышение квалификации организаторов здравоохранения по вопросам общественного здоровья и здравоохранения и стратегического управления; приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала и перспективными задачами; содействие развитию добровольного медицинского страхования. Усиление профилактической составляющей в деятельности учреждений здравоохранения: обеспечение проведения диспансеризации, в том числе полной диспансеризации детей и работающего населения; обеспечение проведения иммунизации населения; внедрение эффективных форм медико-санитарного просвещения жителей, в том числе организация на базе медицинских учреждений «школ здоровья»; формирование эффективной системы профилактики факторов риска нарушения здоровья, особенно алкогольной и наркотической зависимости; осуществление систематических мероприятий по созданию положительного имиджа ведения здорового образа жизни и занятий спортом; восстановление и развитие школьной медицины; формирование системы диспансерного наблюдения граждан пожилого возраста;развитие системы ранней диагностики; развитие восстановительной медицины; реализация комплексных программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний; регулирование рекламы и продажи изделий, наносящих ущерб здоровью граждан |
|
3.2. Повышение доступности и качества услуг образования |
Создание условий для обеспечения доступности и повышения качества образовательных услуг: создание равных стартовых возможностей в получении образования вне зависимости от места жительства, а также для представителей социально уязвимых групп населения; модернизация системы образования, в том числе широкое использование инновационных технологий обучения и воспитания; расширение сети ресурсных центров дополнительного и профессионального образования детей и взрослых; создание многоуровневых образовательных центров профессионального образования, соответствующих европейскому уровню, для подготовки рабочих и специалистов по преемственным программам; организация системы мониторинга оценки качества образования. Совершенствование института государственно-общественного партнерства в сфере образования, в том числе: обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования, формировании социального заказа по подготовке кадров, международном сотрудничестве через наблюдательные и попечительские советы, школьные управляющие советы, общественные фонды поддержки образования; повышение инвестиционной привлекательности образовательной сферы. Реализация мер по обеспечению потребностей региональной экономики в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах: формирование системы государственно-частного партнерства для сближения позиций предложения и спроса на региональном рынке труда; привлечение работодателей к формированию перечней направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования; открытие новых специальностей в соответствии с изменяющимися потребностями регионального и местных рынков труда; осуществление мер по развитию системы подготовки кадров по рабочим специальностям, с учетом перспектив развития региона (в краткосрочной перспективе — рабочих основных строительных профессий, в среднесрочной перспективе — рабочих для нефтегазовой отрасли); привлечение работодателей к управлению и финансированию учебных заведений; создание нормативно-правовой базы для участия работодателей в управлении системой профессионального образования. Создание условий для повышения включенности региона в единое национальное и мировое образовательное пространство: расширение масштабов межрегионального и международного сотрудничества в сфере образования для обеспечения возможности интеграции в единое мировое образовательное пространство; развитие дистанционного образования, в том числе Интернет-образования; осуществление мер по совершенствованию структуры и содержания образования, в том числе создание условий для разработки и внедрения новых образовательных программ, в том числе учитывающих особенности Крайнего Севера; поддержка развития подготовки специалистов с «северной специализацией»; привлечение в регион молодежи из другихрегионов РФ и стран для обучения в учебных заведениях области |
|
3.3. Достижение высоких стандартов социальной защиты населения области |
Осуществление мер по повышению эффективности адресной системы социальной помощи: значительное увеличение размеров и усиление адресности государственной социальной помощи в зависимости от фактического уровня доходов нуждающихся; увеличение размеров социальных пособий, в том числе за счет привлечения дополнительных негосударственных источников финансирования; широкое внедрение «Социального паспорта малоимущей семьи»; внедрение в практику работы с малоимущими трудоспособными гражданами «Социального договора о взаимных обязательствах»; проведение мониторинга бедности и анализа доходов граждан, получающих социальную поддержку; развитие взаимодействия органов социальной защиты со службами занятости по трудоустройству и переобучению малоимущих граждан трудоспособного возраста; расширение источников финансирования социальной защиты, в том числе за счет развития механизмов социальной ответственности бизнеса, вовлечения общественных организаций, содействия благотворительной деятельности; повышение размера ежемесячного пособия на ребенка, в том числе за счет привлечения дополнительных источников финансирования; обеспечение эффективной помощи многодетным семьям на приобретение жилья, оплату образования и лечение детей. Обеспечение высокого, соответствующего лучшим европейским стандартам,уровня охвата социально уязвимых групп населения мерами социальной защиты, развитие системы социального обслуживания, включая: расширение сети учреждений социального обслуживания (домов-интернатов, центров социального обслуживания населения, гериатрических отделений, центров реабилитации, мини-центров в сельских районах, учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и др.) для различных групп населения: инвалидов, граждан пожилого возраста, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных и неполных семей и т.д.; усиление взаимодействия системы здравоохранения и социальной защиты; существенный рост охвата всеми видами социальных услуг представителей социально-уязвимых групп населения; обеспечение стабильного финансирования учреждений социальной защиты и эффективного использования средств; диверсификация форм социального обслуживания за счет развития сектора негосударственных, в том числе некоммерческих, организаций; осуществление мероприятий по расширению возможностей трудоустройства инвалидов; реализация мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе по обеспечению их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, территориальным транспортным сетям, общественному транспорту; создание и развитие сети учреждений для лиц без постоянного места жительства, патронатных учреждений в целях профилактики социального неблагополучия; улучшение кадрового обеспечения системы социального обслуживания; модернизация системы подготовки и повышения квалификации работников учреждений социальной защиты; развитие менеджерского направления в области социальногообслуживания |
|
3.4. Повышение качества жилищного фонда и услуг жилищно-коммунального хозяйства |
Модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: внедрение и широкое использование ресурсосберегающих технологий и оборудования; поддержка самоорганизации населения в сфере управления жилищным фондом; развитие финансово-организационного механизма проведения капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры; ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилищного фонда. Создание условий для повышения комфортности жилья: поддержка нового жилищного строительства, в том числе малоэтажного, с использованием эффективных строительных конструкций и технологий, соответствующих условиям Крайнего Севера; содействие развитию строительного комплекса и производства строительных материалов; содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства; развитие институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья (ипотеки, жилищных сертификатов, адресной государственнойподдержки); реконструкция городских жилых зон |
|
3.5. Расширение возможностей для культурно-духовного развития |
Создание условий для обеспечения и повышения качества услуг в сфере культуры и искусства: значительное увеличение объемов финансирования учреждений культуры и культурных мероприятий, в том числе за счет развития механизмов спонсорской помощи и социальной ответственности бизнеса; поэтапный перевод части организаций культуры в автономные учреждения; создание предпосылок для выравнивания возможностей жителей региона независимо от социального статуса и места проживания в отношении доступа к объектам культуры и услугам в сфере культуры и искусства;модернизация и оснащение современным оборудованием учреждений культуры; внедрение инновационных технологий; реализация программ, направленных на формирование культурных ценностей и поощряющих реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан; создание и поддержка культурно-досуговых и интеллект-центров. Создание условий для накопления и передачи будущим поколениям культурного и духовного достояния региона, развитие культурного пространства,в том числе выявление, сохранение и введение в оборот объектов культурного и исторического наследия, сохранение самобытности и культурных традиций всех этнических групп, проживающих на территории области; активная популяризация знаний об истории и культуре региона, в том числе через СМИ, образовательные программы, технологии культурного туризма; создание условий для повышения интереса среди населения к литературному, историческому и научному наследию; активное продвижение существующих культурных брендов региона (Международный фестиваль фольклора в поселке Умба, Международный конкурс детской рукописной книги, фестиваль выставка «Каменный цветок», праздник «Саамские игры», кинофестиваль «Северный характер» и др.); поиск новых культурных брендов области и ее муниципальных образований; создание единого информационного культурного пространства с использованием современных средств коммуникации и информатизации; интеграция региона в межрегиональные и межгосударственные культурные процессы, в том числе развитие сотрудничества со странами Баренц-региона |
|
3.6. Повышение доступности и привлекательности занятий физической культурой и спортом |
Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех групп населения, развитие массовых видов спорта: легкая атлетика, плаванье, лыжные гонки и т.д.; развитие «детско-юношеского», «студенческого», спорта «по месту жительства», «рабочего спорта», включая «семейный», клубного движения и деятельности федераций спорта; создание условий для развития сети спортивных школ; содействие созданию детских и подростковых спортивных клубов; финансирование строительства и ремонта спортивных сооружений; создание возможностей для бесплатного получения доступа к объектам физической культуры и спорта, в том числе по месту жительства, путем оборудования спортивных площадок (футбольных,волейбольных и т.д.), детских площадок, беговых, велосипедных, роллерных дорожек и т.п.; создание условий для активизации малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в сфере развития клубного движения; содействие развитию инфраструктуры спорта; осуществление системной работы по повышению привлекательности активного образа жизни и формированию у населения потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Проведение мероприятий, направленных на увеличение вклада области в формирование резерва российского спорта высших достижений, в том числе: формирование в области эффективной системы подготовки спортивного резерва, позволяющей максимально выявить спортивные таланты, для обеспечения преемственности российского спорта высших достижений и роста вклада спортсменов Мурманской области в спортивные победы России; проведение всероссийских и международных спортивных мероприятий на территории области |
4. Улучшение среды обитания населения |
4.1. Поддержание и улучшение окружающей среды |
создание и реконструкция полигонов бытовых отходов на инновационной основе, включая развитие малых предприятий по сортировке отходов для переработки и размещения на долговременное экологически безопасное хранение; утилизация отходов пластмасс, стекла, пищевых отходов; оснащение городов современными мусоросборниками; строительство предприятия по утилизации организационной и сложной бытовой техники. Создание условий для сохранения устойчивости природных экосистем и биологического разнообразия: увеличение доли особо охраняемых природных территорий до 20% площади области (в том числе организация Хибинского национального или природного парка, заказников «Лапландский лес», «Порий лес»); создание территорий традиционного природопользования коренных народов Севера; пересмотр кадастровой оценки рекреационных территорий области в сторону повышения; развитие экологического туризма; обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация охраны мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу области; обеспечение минимизации воздействия различных форм хозяйственной деятельности на биоразнообразие. Обеспечение экологической безопасности: устранение правовых пробелов, возникших в связи с реорганизацией системы государственного управления качеством окружающей среды и природными ресурсами; совершенствование регионального природоохранного законодательства, в том числе разработка и утверждение методик определения экологического ущерба, установление административной ответственности за экологические правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством;формирование правовых основ организации общественного экологического контроля и норм информирования общественности о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов; организация системы экологического мониторинга, предупреждения и устранения последствий аварийных ситуаций в нефтегазовом комплексе, включающей создание специализированных государственных, коммерческих и общественных организаций; организация подготовки кадров для ликвидации последствий аварийных ситуаций; содействие реабилитации территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности; увеличение объема государственного заказа на проведение научно- технических работ по выявлению возможных угроз экологической безопасности; инициация и участие в реализации коллективных программ обеспечения экологической безопасности в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Развитие экологического образования: создание системы Регионального всеобщего экологического образования и просвещения по структуре «семья— детский сад — школа — вуз — общество»; развитие системы просвещения населения по вопросам экологической безопасности. Осуществление мер по сохранению агроценозов и повышению плодородия почв: осуществление мероприятий по восстановлению нарушенных земель на территориях районов, подверженных аэрогенному загрязнению предприятиями; усиление контроля за использованием почв в садово-огороднических кооперативах и в личных подсобных хозяйствах; государственная поддержка мелиорации и агротехнических мероприятий; сотрудничество в рамках БЕАР в области охраны и повышения плодородия почв.Создание условий для развития муниципальной природоохранной инфраструктуры: содействие привлечению инвестиций в модернизацию канализационных очистных сооружений, полигонов твердых бытовых отходов; обеспечение безопасной утилизации биологических отходов, включая приобретение специального оборудования |
|
4.2. Повышение качества среды проживания в населенных пунктах |
Проведение системных мероприятий по улучшению атмосферного воздуха городских поселений: реализация мер по сокращению загрязнения воздушной среды в промышленных городах, в том числе такими загрязнителями,как пыль (взвешенные вещества), диоксид азота, оксид углерода, формальдегид, углеводороды, диоксид серы; реализация мер по снижению загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта в соответствии со сроками и требованиями специального технического регламента (Евро-3, Евро-4, Евро-5); сокращение автотранспорта государственного и индивидуального сектора со сроком эксплуатации свыше 8 лет; ускорение перевода автотранспорта на этилированный бензин, низкосернистое дизельное топливо (до 0,005%), и природный газ. Совершенствование системы обеспечения населения водой питьевого качества: переход на безопасные и эффективные способы очистки воды от микроорганизмов; ускорение реконструкции и модернизации распределительных сетей водопроводов; использование подземных вод для питьевого водоснабжения; развитие частного бизнеса по производству и доставке потребителям бутилированной воды; обеспечение водоочистителями большой производительности детских учреждений и больниц.Повышение комфортности среды проживания в населенных пунктах:реализация политики обеспечения максимально комфортного проживания в условиях Крайнего Севера, обеспечение улучшения параметров среды проживания в городских и сельских населенных пунктах области по степени комфортности и функциональной обеспеченности до уровня, достигнутого в странах Северной Европы; реализация комплекса мер, направленных на изменение стандартного внешнего облика населенных пунктов, придание им индивидуальности, в том числе основанной на северных исторических и этнокультурных традициях, за счет улучшения эстетических характеристик домов и придомовых пространств; реализация мер по кардинальному улучшению архитектурно-пространственной и функционально-ландшафтной организации открытых общественных пространств; создание новых городских и загородных общественных пространств круглогодичного использования; обеспечение благоустройства населенных пунктов, в том числе своевременный ремонт и качественное содержание дорог, оснащение городов современными мусоросборниками, обеспечение необходимого уличного освещения, увеличение количества пешеходных путей (дорожек, тротуаров, подземных пешеходных переходов) и велосипедных дорожек, мест для постоянного и временного хранения автомобилей; развитие ландшафтно-рекреационных территорий; создание условий для активного, познавательного и оздоровительного отдыха жителей; улучшение социально-бытовой структуры населенных пунктов области в части организации молодежного досуга (спортивное, туристическое, развлекательное, торговое и другие направления); содействие развитию межмуниципального сотрудничества, в том числе с российскими и зарубежными муниципалитетами, в вопросах благоустройства и повышения качества и условий жизни населения. Осуществление мероприятий по уменьшению численности безнадзорных животных, повышению качества ветеринарных услуг: реализация мер, направленных на уменьшение численности безнадзорных животных, в том числе создание приютов для животных; увеличение объемов финансирования государственных ветеринарных учреждений, их модернизация; расширение сети учреждений ветеринарного обслуживания, в том числе строительство новой ветеринарной лечебницы в Мурманске |
Приоритет 2. Повышение конкурентоспособности экономики региона |
2.1. Повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала и деятельности традиционных отраслей экономики региона |
2.1.1. Обеспечение сохранности и воспроизводства природно- ресурсного потенциала региона |
Реализация системы мер, направленных на повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов региона: развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов Мурманской области; создание благоприятных условий для деятельности геофизических, инженерно-геологических, геохимических и других организаций сферы изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов области; организация системы комплексного мониторинга состояния, динамики изменения и использования минеральных ресурсов, находящихся в сфере полномочий региональных органов власти; реализация комплекса мероприятий в рамках ведомственных и других программ среднесрочного и текущего планирования, предусматривающих повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов области. Обеспечение сохранности и рационального использования природных воспроизводимых ресурсов региона — водных, рыбных, лесных, других биологических и рекреационных: разработка и реализация специальной политики обеспечения сохранности и рационального использования природных воспроизводимых ресурсов, с учетом их уязвимости в условия Крайнего Севера; разработка и осуществление скоординированных мероприятий правового, организационного, финансового характера на основе механизма региональных целевых программ; инициирование включения отдельных проектов Мурманской области в соответствующие федеральные целевые программы; создание благоприятных условий для деятельности природоохранных организаций; разработка и реализация мероприятий по поддержанию имеющихся и созданию новых особо охраняемых природных территорий (заказников, природных парков, территорий традиционного природопользования),создание территории традиционного природопользования в Ловозерском районе |
Продолжение читать здесь
Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области
|