1.1. Экономико-географическое положение области |
Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территория области составляет 144,9 тыс. км2 (0,86% площади РФ), максимальная протяженность с севера на юг - 400 км, с запада на восток - 500 км.Почти вся территория Мурманской области находится на Кольском полуострове за Полярным кругом (рис. 1). Регион располагает богатыми природными ресурсами. Водные ресурсы представлены тысячами озер, ручьев и рек. Воды рек и озер характеризуются низкой минерализацией и используются для водоснабжения городов, поселков и предприятий области. В пресноводных источниках (реки и озера) и морских (Белое и Баренцево моря) сосредоточены запасы биоресурсов. Кольский край имеет значительные рекреационные ресурсы, многообразные ландшафты, районы, практически не затронутые хозяйственным освоением (Восточная часть области). Рисунок 1 - Карта-схема Мурманской областиВ недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатито-нефелиновые руды, руды редких и редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабе. История освоения и развития Мурманской области
Среди других северных регионов России Мурманская область выделяется более благоприятным природно-географическими условиями. Первые поселения на Кольской земле (II в. до нашей эры - ХII в. нашей эры).Первыми из русских проложили путь на Крайний Север новгородцы. Права Новгорода Великого оспаривались норвежцами, или как их называли на Руси, «мурманами» (отсюда историческое название области и города). Кольский край в составе Московской Руси (ХV-ХVI вв.).В 1478 г. Кольский Север, вместе с другими новгородскими землями, вошел в состав Московского государства. Центром его оказалась Кандалакша. На Терском берегу возник ряд поселений: Варзуга, Умба, Кузомень, Тетрино, Чапома, Чаваньга, Пялица. Кольский край в составе Российской империи (XVIII - начало ХХ вв.).В начале 70-х годов XVIII в. организовано регулярное движение вдоль Мурманского побережья и на линии Архангельск - Кандалакша. Морские сообщения стали важным фактором в развитии Кольского края. В конце ХIХ в. началось развитие промышленных отраслей, связанных с рыбодобычей и переработкой, стала развиваться и быстро расти лесопильная промышленность. Строительство железной дороги и основание города Мурманска (1914-1916 гг.).С началом Первой мировой войны возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов и оружия. Выбор пал на расположенный сравнительно близко к странам Запада и доступный для судов круглый год Мурман, в Кольском заливе начинается строительство торгового порта и соединение его с железной дорогой от города Петрозаводск. Сооружение дороги началось в июне 1915 г., и она была принята в эксплуатацию в ноябре 1916 г. В ходе строительства железной дороги, торгового порта и Кольской военно-морской базы возникло несколько поселков, которые были преобразованы в город, названый Романовым-на-Мурмане в честь Николая II. Официальное открытие города состоялось 21 сентября (по новому стилю 4 октября) 1916 г. Таким образом, именно военно-стратегические задачи и транспортное положение обусловили переход к активному освоению Кольского края. Кольский край в условиях революции и Гражданской войны (1917 - 1920 гг.).После известия о победе февральского переворота 3 апреля 1917 г. Романов-на-Мурмане был переименован в Мурманск. Советская власть была провозглашена одним из наиболее редко встречавшихся в практике революции путей - переподчинением органов, созданных Временным, правительством новой власти. С 1921 по 1991 г. продолжался советский период истории области, имевший для нее громадное значение. Именно тогда сложился промышленный и культурный облик региона, определились его роль и значение для России. Сформировались основные направления специализации экономики области: эксплуатация природных ресурсов (минеральных и биологических); использование транспортного положения; обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны. Кольский край в советскую эпоху (1921 - 1991 гг.).В 1921 г. был создан Мурманский транспортно-промышленный комбинат, куда вошли Мурманская железная дорога, торговые порты и предприятия. В Кольский залив пошли пароходы с английским углем, египетским хлопком, американскими тракторами и станками. В 1924 г. был создан Северный государственный рыбный трест (СГРТ), который стал головным предприятием в рыбном промысле. В конце 20-х годов на Мурмане началась индустриализация. Росли береговые предприятия: рыбокомбинат, судоремонтный и бондарный заводы. В действующую транспортную магистраль превращался Северный морской путь. Особенно активно эта задача стала решаться после того, как в декабре 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Мурманск стал базой в освоении Арктики. Увеличилось число геологических и научных экспедиций, были открыты полезные ископаемые в Хибинах, в Мончетундре, Ловозерских тундрах. На основе разведанных запасов формируются новые отрасли про мышленности: горно-химический трест «Апатит», в Кандалакше - химкомбинат, на реке Нива - гидростанция, в Зашейке - лесокомбинат. В 1938 г. - первая очередь Мончегорского медно-никелевого комбината. В 1940 г. началось производство кобальта. Вокруг промышленных узлов возникали рабочие поселки и города. На Кольский полуостров приезжали тысячи людей, рабочие, специалисты, но было много и репрессированных. Семьи раскулаченных составляли большинство населения Хибиногорска (Кировска), Нивастроя, совхоза «Индустрия». Широко использовался и подневольный труд заключенных. В 1929 г. на побережье Мурмана началась массовая коллективизация рыболовецких хозяйств, в результате чего к 1936 г. было создано более 30 колхозов, в которых работали 2500 рыбаков. Увеличились объемы промысла, рыбаки стали жить обеспеченнее, в селах и становищах появились клубы и библиотеки, школы и больницы. В быт рыбаков вошли электричество, радио, газеты и книги. Однако огромный урон рыболовецкой отрасли нанесли репрессии 30-х годов: были арестованы и расстреляны десятки председателей колхозов, бригадиров, капитанов мотоботов. Стали создаваться оленеводческие колхозы и совхозы. Но и здесь не обошлось без репрессий 30-х годов. В 1938 г. в Ловозерском и Саамском районах были «раскрыты» так называемые «саамские заговоры» и десятки самых уважаемых людей тундры были расстреляны. К концу 30-х годов Кольский полуостров стал неузнаваемым: выросла мощная тяжелая промышленность, был реконструирован морской и железнодорожный транспорт, возникла надежная энергетическая база. Одновременно росло и значение Кольского Севера с точки зрения обороноспособности страны. В 1933 г., после приезда на Мурман И.В. Сталина, была создана Северная военно-морская флотилия, в 1937 г. преобразованная в Северный флот. Тяжелые испытания выпали на долю Кольского Севера в период Великой Отечественной войны. Здесь к сентябрю 1941 г. гитлеровские дивизии были остановлены. После Великой Отечественной войны началось возрождение рыбной индустрии, лесной, горно-химической и металлургической промышленности. Уже в 1947 г. мурманчане превысили лучшие показатели довоенных уловов. Это стало возможным благодаря тому, что в 1949 г. была создана новая рыболовецкая организация «Мурмансельдь» (позже «Мурманрыбпром»), моряки которой ходили к Шпицбергену и Исландии. Возникли новые цеха на Мурманской судоверфи, ускорился ремонт судов. В декабре 1949 г. строители ввели в строй новую гидростанцию на реке Нива (Нива ГЭС-3). Апатит, никель, кобальт, медь Заполярья получили высокую оценку у потребителей не только нашей страны, но и ряда зарубежных государств. В конце 40-х годов возникли предприятия новых отраслей промышленности - железорудной и алюминиевой. Стали развиваться горно-обогатительный комбинат и будущий город Оленегорск. А на юге полуострова в 1951 г. был введен в строй Кандалакшский алюминиевый завод. В 50 - 60-е годы началось переоснащение рыбной промышленности Мурмана. Рыболовный флот стал пополняться большими рыболовными траулерами, которые могли промышлять в море без захода в порт до 70 суток, рефрижераторными траулерами с кормовым тралением и рыбофабрикой. Этому способствовало создание в 1965 г. еще одного рыболовного флота - «Севрыбхолодфлот». Все больше минеральных удобрений требовало сельское хозяйство, поэтому государство не жалело средств на расширение Хибинского комплекса. Были пущены в эксплуатацию 3 новых мощных рудника: Юкспорский (1954 г.), Расвумчоррский (1963г.) и Центральный (1964 г.); реконструировалась апатито-нефелиновая обогатительная фабрика. Для ведения строительных работ в Хибинах в 1953 г. был создан строительно-монтажный трест «Апатитстрой». В результате в 1958 г. комбинат «Апатит» дал руды почти в 3 раза больше, чем в 1951 г. Успешно шло развитие предприятий черной и цветной металлургии. В 1955 г. вступил в строй Оленегорский ГОК. Началось освоение Ковдорского железорудного месторождения, набирал темпы Ловозерский ГОК. В 50 - 60-е годы происходило бурное энергетическое строительство. Возводились гидростанции и целые каскады, в 1951 г. на реке Паз была пущена гидростанция Янискоски, в 1956 г. - Раякоски, 1959 г. - Кайтакоски и 1963 г. - Борисоглебская. Началось сооружение трех гидростанций Ковдского каскада (Княжегубская, Кумекая и Иовская ГЭС), Кольской атомной электростанции и приливной станции в Кислой Губе. В 1964 г. вступила в строй электростанция на верхней Туломе. Здесь, как и на Борисоглебской станции, бок о бок трудились мурманчане и рабочие-иностранцы (на первой - финны, на второй - норвежцы). Послевоенные годы в Мурманской области - период огромного жилищного строительства. С 1957 г. начал работать Мурманский телецентр. В 60-е и, особенно, в 70-е годы возникли крупные агропромышленные хозяйства, несколько десятков совхозов. Но к концу 70-х годов начала осложняться ситуация с промышленными предприятиями, нарастали экологические проблемы. Ухудшилась обстановка в рыбном хозяйстве. В то же время в 70-е годы продолжалось освоение Арктики: атомный флот, базирующийся в Мурманске, водил караваны транспортных судов и в восточный сектор Арктики. История освоения и формирования Мурманской области позволяет сделать вывод, что основой ее развития явились два основных фактора: 1) удобное географическое положение и 2) значительный природно-ресурсный потенциал. Эти факторы во многом продолжают определять и современное положение экономики Мурманской области. В сфере материального производства основная доля продукции в области (свыше 60%) создается предприятиями добывающей промышленности, металлургии, энергетики и рыбной промышленности. Эти же предприятия формируют и экспортный потенциал региона. За 1991-2009 гг. в области кроме традиционных направлений экономической деятельности получили развитие новые сферы деятельности - инновационный и туристический сектор, финансовые и банковские структуры, малый бизнес, сектор IT-технологий, высшие учебные учреждения, нефтегазовый сектор. Незамерзающие морские порты, значительные минеральные богатства и биоресурсы, высокий уровень образовательного, научно-технического и инновационного потенциала, а также относительная близость к экономическим центрам России и странам Северной Европы обусловили формирование области как одного из экономически развитых и стратегически важных регионов нашей страны. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи на тему "области":Краткая характеристика Мурманской области Экономико-географическое положение Мурманской области Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Заседание правительства Мурманской области Геополитическое положение Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 19070 |