casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Экономико-географическое положение области
1.1. Экономико-географическое положение области Печать E-mail

Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территория области составляет 144,9 тыс. км2 (0,86% площади РФ), максимальная протяженность с севера на юг - 400 км, с запада на восток - 500 км.

Почти вся территория Мурманской области находится на Кольском полуострове за Полярным кругом (рис. 1). Регион располагает богатыми природными ресурсами. Водные ресурсы представлены тысячами озер, ручьев и рек. Воды рек и озер характеризуются низкой минерализацией и используются для водоснабжения городов, поселков и предприятий области. В пресноводных источниках (реки и озера) и морских (Белое и Баренцево моря) сосредоточены запасы биоресурсов. Кольский край имеет значительные рекреационные ресурсы, многообразные ландшафты, районы, практически не затронутые хозяйственным освоением (Восточная часть области).

Карта-схема Мурманской области

Рисунок 1 - Карта-схема Мурманской области

В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатито-нефелиновые руды, руды редких и редкоземельных металлов.

Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабе.

История освоения и развития Мурманской области 

Среди других северных регионов России Мурманская область выделяется более благоприятным природно-географическими условиями. 
Баренцево море, не замерзающее благодаря теплому течению Гольфстрим, удобные для портового строительства берега, значительные минеральные богатства и биоресурсы обусловили возможность хозяйственного освоения региона. За время своего существования Мурманская область прошла сложный путь развития от практически неосвоенной необжитой территории до высокоразвитого индустриального северного центра. (Основные исторические вехи освоения и развития области см. на с. 12-16).

Первые поселения на Кольской земле (II в. до нашей эры - ХII в. нашей эры).

Первыми из русских проложили путь на Крайний Север новгородцы. Права Новгорода Великого оспаривались норвежцами, или как их называли на Руси, «мурманами» (отсюда историческое название области и города).

Кольский край в составе Московской Руси (ХV-ХVI вв.).

В 1478 г. Кольский Север, вместе с другими новгородскими землями, вошел в состав Московского государства. Центром его оказалась Кандалакша. На Терском берегу возник ряд поселений: Варзуга, Умба, Кузомень, Тетрино, Чапома, Чаваньга, Пялица.

Кольский край в составе Российской империи (XVIII - начало ХХ вв.).

В начале 70-х годов XVIII в. организовано регулярное движение вдоль Мурманского побережья и на линии Архангельск - Кандалакша. Морские сообщения стали важным фактором в развитии Кольского края. В конце ХIХ в. началось развитие промышленных отраслей, связанных с рыбодобычей и переработкой, стала развиваться и быстро расти лесопильная промышленность.

Строительство железной дороги и основание города Мурманска (1914-1916 гг.).

С началом Первой мировой войны возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов и оружия. Выбор пал на расположенный сравнительно близко к странам Запада и доступный для судов круглый год Мурман, в Кольском заливе начинается строительство торгового порта и соединение его с железной дорогой от города Петрозаводск.

Сооружение дороги началось в июне 1915 г., и она была принята в эксплуатацию в ноябре 1916 г. В ходе строительства железной дороги, торгового порта и Кольской военно-морской базы возникло несколько поселков, которые были преобразованы в город, названый Романовым-на-Мурмане в честь Николая II. Официальное открытие города состоялось 21 сентября (по новому стилю 4 октября) 1916 г. Таким образом, именно военно-стратегические задачи и транспортное положение обусловили переход к активному освоению Кольского края.

Кольский край в условиях революции и Гражданской войны (1917 - 1920 гг.).

После известия о победе февральского переворота 3 апреля 1917 г. Романов-на-Мурмане был переименован в Мурманск. Советская власть была провозглашена одним из наиболее редко встречавшихся в практике революции путей - переподчинением органов, созданных Временным, правительством новой власти.

С 1921 по 1991 г. продолжался советский период истории области, имевший для нее громадное значение. Именно тогда сложился промышленный и культурный облик региона, определились его роль и значение для России. Сформировались основные направления специализации экономики области: эксплуатация природных ресурсов (минеральных и биологических); использование транспортного положения; обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.

Кольский край в советскую эпоху (1921 - 1991 гг.).

В 1921 г. был создан Мурманский транспортно-промышленный комбинат, куда вошли Мурманская железная дорога, торговые порты и предприятия. В Кольский залив пошли пароходы с английским углем, египетским хлопком, американскими тракторами и станками. В 1924 г. был создан Северный государственный рыбный трест (СГРТ), который стал головным предприятием в рыбном промысле. В конце 20-х годов на Мурмане началась индустриализация. Росли береговые предприятия: рыбокомбинат, судоремонтный и бондарный заводы. В действующую транспортную магистраль превращался Северный морской путь. Особенно активно эта задача стала решаться после того, как в декабре 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть).

Мурманск стал базой в освоении Арктики. Увеличилось число геологических и научных экспедиций, были открыты полезные ископаемые в Хибинах, в Мончетундре, Ловозерских тундрах. На основе разведанных запасов формируются новые отрасли про мышленности: горно-химический трест «Апатит», в Кандалакше - химкомбинат, на реке Нива - гидростанция, в Зашейке - лесокомбинат. В 1938 г. - первая очередь Мончегорского медно-никелевого комбината. В 1940 г. началось производство кобальта.

Вокруг промышленных узлов возникали рабочие поселки и города. На Кольский полуостров приезжали тысячи людей, рабочие, специалисты, но было много и репрессированных. Семьи раскулаченных составляли большинство населения Хибиногорска (Кировска), Нивастроя, совхоза «Индустрия». Широко использовался и подневольный труд заключенных. В 1929 г. на побережье Мурмана началась массовая коллективизация рыболовецких хозяйств, в результате чего к 1936 г. было создано более 30 колхозов, в которых работали 2500 рыбаков. Увеличились объемы промысла, рыбаки стали жить обеспеченнее, в селах и становищах появились клубы и библиотеки, школы и больницы. В быт рыбаков вошли электричество, радио, газеты и книги. Однако огромный урон рыболовецкой отрасли нанесли репрессии 30-х годов: были арестованы и расстреляны десятки председателей колхозов, бригадиров, капитанов мотоботов. Стали создаваться оленеводческие колхозы и совхозы. Но и здесь не обошлось без репрессий 30-х годов. В 1938 г. в Ловозерском и Саамском районах были «раскрыты» так называемые «саамские заговоры» и десятки самых уважаемых людей тундры были расстреляны.

К концу 30-х годов Кольский полуостров стал неузнаваемым: выросла мощная тяжелая промышленность, был реконструирован морской и железнодорожный транспорт, возникла надежная энергетическая база. Одновременно росло и значение Кольского Севера с точки зрения обороноспособности страны. В 1933 г., после приезда на Мурман И.В. Сталина, была создана Северная военно-морская флотилия, в 1937 г. преобразованная в Северный флот.

Тяжелые испытания выпали на долю Кольского Севера в период Великой Отечественной войны. Здесь к сентябрю 1941 г. гитлеровские дивизии были остановлены.

После Великой Отечественной войны началось возрождение рыбной индустрии, лесной, горно-химической и металлургической промышленности. Уже в 1947 г. мурманчане превысили лучшие показатели довоенных уловов. Это стало возможным благодаря тому, что в 1949 г. была создана новая рыболовецкая организация «Мурмансельдь» (позже «Мурманрыбпром»), моряки которой ходили к Шпицбергену и Исландии. Возникли новые цеха на Мурманской судоверфи, ускорился ремонт судов. В декабре 1949 г. строители ввели в строй новую гидростанцию на реке Нива (Нива ГЭС-3). Апатит, никель, кобальт, медь Заполярья получили высокую оценку у потребителей не только нашей страны, но и ряда зарубежных государств. В конце 40-х годов возникли предприятия новых отраслей промышленности - железорудной и алюминиевой. Стали развиваться горно-обогатительный комбинат и будущий город Оленегорск. А на юге полуострова в 1951 г. был введен в строй Кандалакшский алюминиевый завод.

В 50 - 60-е годы началось переоснащение рыбной промышленности Мурмана. Рыболовный флот стал пополняться большими рыболовными траулерами, которые могли промышлять в море без захода в порт до 70 суток, рефрижераторными траулерами с кормовым тралением и рыбофабрикой. Этому способствовало создание в 1965 г. еще одного рыболовного флота - «Севрыбхолодфлот».

Все больше минеральных удобрений требовало сельское хозяйство, поэтому государство не жалело средств на расширение Хибинского комплекса. Были пущены в эксплуатацию 3 новых мощных рудника: Юкспорский (1954 г.), Расвумчоррский (1963г.) и Центральный (1964 г.); реконструировалась апатито-нефелиновая обогатительная фабрика.

Для ведения строительных работ в Хибинах в 1953 г. был создан строительно-монтажный трест «Апатитстрой». В результате в 1958 г. комбинат «Апатит» дал руды почти в 3 раза больше, чем в 1951 г. Успешно шло развитие предприятий черной и цветной металлургии. В 1955 г. вступил в строй Оленегорский ГОК. Началось освоение Ковдорского железорудного месторождения, набирал темпы Ловозерский ГОК.

В 50 - 60-е годы происходило бурное энергетическое строительство. Возводились гидростанции и целые каскады, в 1951 г. на реке Паз была пущена гидростанция Янискоски, в 1956 г. - Раякоски, 1959 г. - Кайтакоски и 1963 г. - Борисоглебская. Началось сооружение трех гидростанций Ковдского каскада (Княжегубская, Кумекая и Иовская ГЭС), Кольской атомной электростанции и приливной станции в Кислой Губе. В 1964 г. вступила в строй электростанция на верхней Туломе. Здесь, как и на Борисоглебской станции, бок о бок трудились мурманчане и рабочие-иностранцы (на первой - финны, на второй - норвежцы). Послевоенные годы в Мурманской области - период огромного жилищного строительства. С 1957 г. начал работать Мурманский телецентр. В 60-е и, особенно, в 70-е годы возникли крупные агропромышленные хозяйства, несколько десятков совхозов. Но к концу 70-х годов начала осложняться ситуация с промышленными предприятиями, нарастали экологические проблемы. Ухудшилась обстановка в рыбном хозяйстве. В то же время в 70-е годы продолжалось освоение Арктики: атомный флот, базирующийся в Мурманске, водил караваны транспортных судов и в восточный сектор Арктики.

История освоения и формирования Мурманской области позволяет сделать вывод, что основой ее развития явились два основных фактора: 1) удобное географическое положение и 2) значительный природно-ресурсный потенциал. Эти факторы во многом продолжают определять и современное положение экономики Мурманской области. В сфере материального производства основная доля продукции в области (свыше 60%) создается предприятиями добывающей промышленности, металлургии, энергетики и рыбной промышленности. Эти же предприятия формируют и экспортный потенциал региона. За 1991-2009 гг. в области кроме традиционных направлений экономической деятельности получили развитие новые сферы деятельности - инновационный и туристический сектор, финансовые и банковские структуры, малый бизнес, сектор IT-технологий, высшие учебные учреждения, нефтегазовый сектор. Незамерзающие морские порты, значительные минеральные богатства и биоресурсы, высокий уровень образовательного, научно-технического и инновационного потенциала, а также относительная близость к экономическим центрам России и странам Северной Европы обусловили формирование области как одного из экономически развитых и стратегически важных регионов нашей страны.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи на тему "области":

Краткая характеристика Мурманской области

Экономико-географическое положение Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Заседание правительства Мурманской области

Геополитическое положение Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

100.26.176.111

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������