Выборы Президента России

На выборах Президента РФ вы проголосуете
 

Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Приложение, часть 2
Приложение, часть 2 Печать E-mail

Приложение, часть 2

Начало читать здесь

Система приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти Мурманской области и мер государственного управления, обеспечивающих их реализацию

Цели     Задачи Меры государственного управления
Приоритет 2. Повышение конкурентоспособности экономики региона  
2.1. Повышение
эффективности
использования
природно-ресурсного
потенциала
и деятельности
традиционных
отраслей
экономики
региона
2.1.2. Повышение
эффективности,
комплексности
и экологизации
природопользования,
деятельности
горнопромышленного
комплекса
Содействие повышению эффективности деятельности предприятий
горно-промышленного комплекса (ГПК): создание благоприятных административно-
правовых условий для реализации предприятиями ГПК программ
технического перевооружения и внедрения новых технологий добычи
и переработки сырья; развитие практики частно-государственного партнерства
в сфере развития регионального ГПК; содействие развитию кооперации
предприятий ГПК, их взаимодействию с научными и образовательными организациями,
малым и средним бизнесом; развитие кластеров; содействие
подготовке высококвалифицированных рабочих, технических и инженерных
кадров для базовых отраслей и повышение престижа горных и горно-
металлургических профессий.
Совершенствование механизма рационального природопользования: системы
платного природопользования, включая установление обоснованного
уровня платежей за загрязнения окружающей среды (обеспечивающих полную
компенсацию наносимого ущерба), стимулирование средствами правового,
налогового, финансового, организационного регулирования внедрения
на предприятиях технологических инноваций, обеспечивающих комплексное
использование природного сырья, вовлечение в эксплуатацию новых нетрадиционных
видов сырья (хром, титан, платиноиды) и техногенных месторождений,
освоение выпуска новой продукции и экологическую безопасность производства; создание благоприятных условий и активное содействие
деятельности предприятий в сфере экологического предпринимательства.
Обеспечение экологической безопасности природопользования: обеспечение
координации планов и проектов развития различных видов природопользования
для предупреждения возможного ущерба одним отраслям природопользования
при развитии других; формирование и обеспечение деятельности
общественных советов при государственных органах исполнительной
власти, осуществляющих управление различными видами
природопользования
 
  2.1.3. Развитие
регионального
агропромышленного,
лесо- и
рыбопромышленного
комплексов,
обеспечение
продовольственной
безопасности
области 
Поддержка регионального АПК, обеспечение устойчивости местного
производства социально значимых продуктов питания путем: поддержки
модернизации производственных мощностей АПК, внедрения прогрессивных
технологий, отвечающим природно-климатическим условиям Крайнего
Севера; субсидирования производства социально-значимых продуктов
питания; содействия финансовому оздоровлению и повышению инвестиционной
привлекательности предприятий регионального АПК; развития различных
форм кооперации сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий
и агропромышленной интеграции; разработки и реализации региональных
целевых программ развития АПК.
Содействие развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса:
обеспечение контроля и надзора за соблюдением лесного законодательства;
охрана лесов и осуществление мероприятий в рамках ведомственных
и других программ по развитию лесного хозяйства и активизации лесохозяйственной
деятельности; стимулирование внедрения инновационных
методов лесозаготовки, глубокой переработки древесины, использования
побочных продуктов лесов; создание организационно-экономических условий
для развития инфраструктуры лесного хозяйства, включая сеть лесных
дорог, рекреационное благоустройство мест массового отдыха населения и
туристических стоянок.
Укрепление позиций рыбопромышленного комплекса в структуре экономики
области: инициирование изменений и дополнений в федеральном и
региональном законодательстве, а также осуществление организационных
мер, предусматривающих: стимулы для полного освоения выделяемых квот
на вылов биоресурсов, развитие аквакультуры и товарного рыбоводства (в
том числе во внутренних водоемах области), строительство и модернизацию
рыбопромысловых судов на отечественных верфях, отмену пошлин и НДС
на импортируемое судовое оборудование, приборы, запчасти и суда, не производящееся
в России, снятие ограничения на прибрежный промысел в пределах
12-мильной зоны и возврат к критериальной норме «поставка сырья
только в охлажденном виде», передача управления прибрежным рыболовством
на региональный уровень; создание благоприятных условий для развития
береговой рыбопереработки с использование инновационных технологий,
расширения номенклатуры продукции, в том числе биологически-активных
добавок на основе разработок научных организаций, развитие процессов
кооперации и интеграции предприятий комплекса, формирование
рыбопромышленного кластера, формирование рыбной биржи
 
2.2. Повышение
уровня отраслевой
диверсификации
экономики
региона
 
2.2.1. Обеспечение
развития новых
для области
отраслей
промышленности
и транспорта
 
Реализация мер по содействию развития новых для области отраслей
промышленности и транспорта (нефте- и газопереработки, трубопроводного
транспорта): создание благоприятных правовых условий для развития
новых отраслей - разработка и принятие соответствующих законов и
других нормативно-правовых актов Мурманской области для обеспечения
реализации «мегапроектов» по освоению Штокмановского ГКМ, по развитию
Мурманского транспортного узла и обеспечению национальных интересов
в Арктике, формированию правовых условий для создания портовых
особых экономических зон; осуществление системы организационных мер
поддержки новых отраслей (определение кураторов из состава членов Правительства
области, организация взаимодействия с муниципальными образованиями,
на территории которых дислоцируются соответствующие предприятия
и др.); организация информационной поддержки формирования
новых отраслей: предоставление необходимой информации инвесторам,
своевременное информирование организаций и общественности Мурманской
области о планах размещения новых производств и объектов, активное
взаимодействие со СМИ по соответствующим вопросам 

 
2.2.2. Развитие
малого
и среднего
предпринимательства  
Проведение активной политики развития и поддержки малого и среднего
бизнеса, с использованием механизма региональных целевых программ, в
рамках которых осуществлять: совершенствование нормативно-правовой
базы развития малого и среднего бизнеса (МСБ), устранение административных
барьеров при образовании и деятельности МСБ; финансовую поддержку
за счет расширения использования инструментов налогообложения
(в том числе патентной формы упрощенной системы налогообложения),
субсидирования, кредитования, развития специализированных организаций
финансирования МСБ (венчурных и гарантийно-залоговых фондов, кредитных
союзов и др.), привлечения средств федеральных фондов; разработку
специальных мер стимулирования МСБ в приоритетных сферах деятельности
(инновационная, научно-техническая деятельность, информационные
технологии, экологическое предпринимательство); организацию подготовки
муниципальных программ развития МСБ и оказание всемерной поддержки
в ходе их реализации; развитие международной кооперации и внешнеэкономического
сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса области с
зарубежными предприятиями; стимулирование создания новых и активизации
деятельности существующих объединений предпринимателей.
Осуществление мер, способствующих повышению конкурентоспособности
предприятий МСБ региона: развитие системы специализированной
подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров для МСБ;
стимулирование к внедрению систем управления качеством, сертификации
предприятий МСБ в соответствии с международными стандартами качества;
налаживание различных форм производственной кооперации малых и
средних предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями
крупного бизнеса и зарубежными партнерами; организация информационного
обеспечения малого предпринимательства, в том числе путем формирования
баз данных, доступных через Интернет 
  2.2.3. Развитие
туризма
как нового
динамично
развивающегося
сектора
экономики, позиционирование
области как центра
туризма на Севере
России
 
Осуществление системы мер стимулирования развития региональной
индустрии туризма: реализация с использованием механизмов государственно-
частного партнерства и региональных целевых программ проектов по
туристско-рекреационному обустройству объектов туристского показа; развитие
региональных туристско-рекреационных территорий опережающего
развития («Хибинская», «Терская», «Печенгская» и «Ловозерская»), включая
урегулирование правового статуса земель и их инфраструктурного обустройства,
формирование на их основе туристско-рекреационных центров и
особых экономических зон; развитие региональной сети особо охраняемых
природных территорий рекреационного назначения; развитие экологического
и этнического (при участии коренного населения Мурманской области)
туризма; финансовая и организационная поддержка событийных мероприятий
на территории области (прежде всего, спортивных и культурных); поддержка
развития народных промыслов, производств по изготовлению суве306
Продолжение
Цели Задачи Меры государственного управления
нирной продукции, маркетинговых мероприятий продвижение региональных
турпродуктов; развитие в Мурманске национального центра морских
круизов по арктическим островам, Северному морскому пути и к Северному
полюсу; позиционирование области с использованием инструментов регионального
маркетинга как центра туризма на Крайнем Севере России
 
  2.2.4. Обеспечение
ускоренного развития
отраслей
производственной
инфраструктуры
 
Реализация комплекса мер по ускоренному развитию отраслей производственной
инфраструктуры региона:
l транспорта: обеспечение (нормативно-правовое, организационное, информационное)
реализации проектов в рамках концепции формирования Мурманского
транспортного узла с созданием крупного перегрузочного комплекса
на западном берегу Кольского залива, в том числе с использованием
механизма организации портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) и
формирования транспортно-логистического кластера; содействие модернизации
и строительства новых линий Октябрьской железной дороги, обеспечивающих
организацию высокоскоростного движения и удвоения ее пропускной
способности к 2025 г.; развитие и модернизация сети региональных
автомобильных дорог, поддержка строительства и реконструкции муниципальных
дорог; поддержка развития аэропортов области, осуществление
других мер, обеспечивающих надежное перемещения грузов для всех сфер
экономики области и комфортности проезда пассажиров;
l энергетики: всемерное содействие наращиванию производства электроэнергии
в регионе за счет реконструкции действующих и строительства
новых генерирующих мощностей, в том числе Мурманской ТЭЦ, Кольской
АЭС-2, ветропарков, работающих в комплексе с ГЭС; проведение активной
политики повышения энергоэффективности экономики, включая
l стимулирование внедрения новейшего оборудования и технологий, радикального
снижения потерь при распределении энергии, развития энергосетевого
хозяйства, использования местных возобновляемых энергоресурсов
и нетрадиционных источников (энергии ветра, морских приливов, геотермальной,
биотоплива и др.); повышение эффективности систем теплоснабжения
за счет перехода теплогенерации на более дешевое топливо (уголь),
улучшения теплоизоляции тепловых сетей, отрегулированности их режимов
и внедрения приборов учета и контроля у потребителей тепла;
l строительства: восстановление мощного регионального строительного
комплекса, включая: развитие производственной базы комплекса - промышленности
строительных материалов, в том числе строительство новых
высокотехнологичных предприятий по производству цемента, стеновых
материалов и строительных конструкций; развитие системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной
отрасли всех уровней (с начальным, средним и высшим
профессиональным образованием), содействие техническому перевооружению,
освоению новых технологий и на этой основе повышение производственной
мощности и конкурентоспособности подрядных строительно-
монтажных организаций области для реализации проектов производственного
и социального назначения, в том числе по реконструкции жилых
домов массовых застроек 60-80-х годов
 
2.3. Повышение
конкурентоспособности
экономики
области на
основе формирования
производственных
кластеров
 
2.3.1. Организационно-
правовое
обеспечение,
координация
и институционализация
региональных
кластерных
инициатив
 
Осуществление системы мер по формированию производственных кластеров
(транспортно-логистического, горно-химического, горно-металлургического,
нефтегазового, рыбопромышленного, туристского) - разработка
и реализация долгосрочной региональной целевой программы развития производственных
кластеров, включающей: создание Агентства развития кластеров
- организационной структуры, координирующей реализацию Программы
в целом, а также осуществляющей оперативное управление ключевыми
кластерными проектами; разработка пакета нормативно-правовых документов,
определяющих статус и полномочия Агентства; организация системы
взаимодействия кластеров с основными субъектами региональной экономики;
включение кластерного подхода в региональные программы социально-
экономического развития; создание системы консультаций, услуг и организация
благоприятной бизнес-среды для предприятий-резидентов кластера;
формирование программы поддержки местных фирм промышленного
сервиса - малого бизнеса в наукоемких производственных услугах (инжиниринговых,
консалтинговых, дизайнерских и др.) как ключевого звена формирующихся
кластеров; содействие формированию и поддержанию справедливой
конкуренции, партнерства и доверия между участниками кластера
 
  2.3.2. Инфраструктурное
и ресурсное
обеспечение
устойчивого
развития кластеров
 
Формирование инфраструктуры развития кластеров и организация условий
для их функционирования: развитие организаций инновационной инфраструктуры
(технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий,
промышленных парков и др.) как площадок взаимодействия бизнеса,
научно образовательных структур и органов власти в процессе реализации
инноваций и функционирования кластеров; поддержка маркетинговых программ
по продвижению имиджа, продукции и услуг региона на внешние
рынки; содействие формированию экспортных консорциумов для развития
экспортного потенциала кластеров; стимулирование международных связей
и условий для формирования трансграничных кластеров; создание условий
для формирования высокотехнологичных инновационных кластеров; привлечение
консалтинговых компаний и квалифицированных специалистов из
других регионов и стран; использование инструментов региональной политики
занятости, развития образования, малого и среднего предпринимательства, иммиграционной политики в целях устойчивого функционирования
региональных кластеров; содействие формированию эффективной банковской
системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования,
развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому
и венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации.
Ресурсное обеспечение реализации кластерной политики: использование
механизма частно-государственного партнерства для финансирования мероприятий
по развитию кластеров; развитие региональной системы льгот и
преференций для компаний - резидентов кластеров; использование средств
регионального бюджета, средств федеральных и ведомственных целевых
программ, федеральных адресных инвестиционных программ, средств Инвестиционного
фонда Российской Федерации, средств Банка развития и внешнеэкономической
деятельности, средств, выделяемых на создание особых
экономических зон и технопарков, средств венчурного фонда России,
средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, средств программ
развития малого предпринимательства, средств Фонда регионального
развития; выделение на конкурсной основе специальных грантов для развития
кластеров в рамках региональных целевых программ, при условии софинансирования, со стороны компаний - действующих или потенциальных участников кластера
 
  2.3.3. Информационное
обеспечение
и мониторинг
функционирования
кластеров
 
Меры информационного обеспечения и мониторинга реализации кластерной
политики включают: создание единого информационного центра,
аккумулирующего информационные потоки, связанные с работой кластеров
и обеспечивающего проведение их постоянного мониторинга; развитие и укрепление
сетевых структур и деловых контактов в целях сбора и распространения
экономической информации среди участников кластеров; создание и
поддержка web-сайтов для обеспечения необходимой информацией и интерактивного взаимодействия с участниками кластеров; предоставление информации
и услуг в целях оказания содействия развитию предприятий малого
и среднего бизнеса в кластерах с использованием принципа «одного
окна»; сбор и обработка информации для регулярного мониторинга развития
кластеров.
Оценка влияния кластеров на экономику области по следующим направлениям:
финансовые результаты деятельности участников кластера; увеличение
доходов бюджета области; рост объемов производства, инновационной и
конкурентоспособной продукции, сектора услуг и числа малых и средних
предприятий; повышение уровня занятости и доходов занятых, улучшение
условий жизни и социальной активности населения; улучшение делового
климата на основе роста доверия и партнерства участников кластера; улучшение
имиджа области на внутреннем и внешнем рынках; диверсификация экономики
и формирование долговременных конкурентных преимуществ региона;
по результатам мониторинга и оценки деятельности кластеров принятие
решений по корректировке мер регулирования и планов развития кластеров
 
2.4. Стимулирование
инвестиционной
активности,
расширенного
воспроизводства
основных фондов
на новой технико-
технологической
основе
 
2.4.1. Формирование
благоприятного
инвестиционного
климата и
инвестиционной
привлекательности
региона
 
Реализация эффективной региональной инвестиционной политики,
включающей: использование системы взаимно увязанных инструментов
стимулирования инвестиционной деятельности предприятий и направления
вложений в приоритетные для региона сферы деятельности, в том числе: совершенствование нормативно-правовых условий инвестирования, развитие
производственной и рыночной инфраструктуры, инвестиционные налоговые
льготы, субсидии, организационные процедуры, информационное обеспечение;
меры по повышению инвестиционной привлекательности региона
для расширения притока отечественных и иностранных инвестиций, в том
числе: развитие инвестиционного потенциала, особенно таких его составляющих,
как трудовой и финансовый, а также снижения инвестиционных
рисков, в том числе законодательного, финансового, криминального; меры,
направленные на использование инвестиционных ресурсов федерального
уровня (средств в рамках Федеральных целевых программ, Инвестиционного
фонда РФ, Венчурного фонда и др.)
 
  2.4.2. Совершенствование
инвестиционного
процесса,
развитие
регионального
строительного
комплекса
 
Осуществление системы мер по развитию институтов и организаций,
обслуживающих инвестиционный процесс: финансово-кредитных, страховых,
лизинговых, консалтинговых фирм; укрепление институтов, обеспечивающих
соблюдение прав собственности и выполнение контрактных обязательств
- системы судебной власти и органов, обеспечивающих соблюдение
законов, контрактов, решений судов; осуществление мер по снижению некоммерческих (законодательных, политических, социальных) рисков для
участников инвестиционного процесса, содействие созданию и деятельности
профессиональных саморегулируемых организаций в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства;
реализация системы мер поддержки развития регионального строительного
комплекса, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров
для организаций инвестиционной сферы, отвечающим требованиям XXI в.
 
Приоритет 3. Повышение эффективности государственного управления и формирование региональных институтов развития   
3.1. Формирование
эффективной
системы
государственного
управления
в Мурманской
области
 
3.1.1. Повышение
качества
государственного
управления
 
Осуществление с использованием механизма региональных целевых
программ системы мер повышения качества госуправления, включая:
развитие системы стратегического управления в практике деятельности региональных
органов власти, методов и процедур управления, ориентированных
на результат; оптимизацию численности и повышение квалификации
работников исполнительной власти; развитие практики аутсорсинга административно-управленческих процессов; развитие систем информатизации,
программного обеспечения и автоматизации управленческих процессов; создание
единой информационной системы для взаимодействия органов исполнительной
и представительной власти, местного самоуправления и других
заинтересованных организаций, использование методов «электронного правительства
», обеспечивающих повышение открытости и прозрачности деятельности
органов исполнительной власти; развитие системы мониторинга
и анализа деятельности органов власти, повышение оперативности принятия
решений по его результатам; повышение доступности предоставляемых
государственных услуг, в том числе за счет предоставления их в электронной
форме и внедрения принципов «одного окна».
Расширение и совершенствование взаимодействия региональных органов
власти с жителями области и СМИ: создание условий, обеспечивающих
постоянный равноправный диалог и взаимодействие органов власти,
общественности, бизнеса по вопросам регионального развития; организация
социологических исследований по мониторингу общественного мнения на
территории области, корректировка на их основе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; развитие механизмов социального
партнерства власти, бизнеса и общества; введение правил регулярных
брифингов и других форм связей со СМИ представителей органов власти;
внедрение практики обязательных общественных экспертиз программ,
нормативных актов и других документов, затрагивающих интересы населения;
формирование системы учета мнения представителей структур гражданского
общества при принятии органами государственной власти области
социально значимых решений, в том числе через систему консультативно-
совещательных органов
 
  3.1.2. Повышение
эффективности
управления
бюджетными
средствами и
государственным
имуществом
области
 
Реализация мер, направленных на расширение ресурсно-бюджетной базы,
включая: меры по улучшению предпринимательского климата и инвестиционной
привлекательности региона; развитие малого и среднего бизнеса;
содействие в перенесении центров прибыли работающих в области компаний
на ее территорию; содействие росту заработной платы населения,
обеспечивающей расширение налоговой базы по бюджетообразующим налогам;
осуществление контроля обоснованности предоставления налоговых
льгот; внесение на федеральный уровень законодательных инициатив по укреплению
доходной базы консолидированного бюджета области и расширение
налоговых полномочий региональных и муниципальных органов власти
в части специальных налоговых режимов.
Осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение
эффективности использования бюджетных средств, включая повышение
эффективности использования бюджетных средств, том числе:
обеспечение системного характера подготовки дрондов субъектов бюджетного
планирования; развитие программного принципа составления и исполнения
бюджетов; совершенствование механизма нормативного планирования
и финансирования расходов по предоставлению бюджетных услуг; обеспечение
прозрачности процедур и повышение оперативности принятия решений
в ходе бюджетного планирования в условиях изменения
макроэкономических условий; использование результатов мониторинга
ежегодной оценки потребности и соответствия качества предоставляемых
государственных услуг утвержденным стандартам при планировании расходов
бюджета; оптимизацию сети учреждений, предоставляющих государственные
услуги; модернизацию и расширение функциональных возможностей
автоматизированной информационной системы управления при осуществлении
закупок; расширение использования аутсорсинговых технологий
оказания государственных услуг; совершенствование и развитие системы
мониторинга, внутреннего контроля и аудита органов исполнительной власти
- главных распорядителей средств областного бюджета; применение результатов
мониторинга оценки качества управления общественными финансами
и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении
финансовой помощи; совершенствование механизмов общественной
экспертизы на ранних стадиях подготовки и принятия решений органами
власти и обеспечение публичности принятых решений; расширение использования
информационных технологий в бюджетном процессе и переход на
новые высокоэффективные технологии расчетов бюджета.
Реализация мер, направленных на повышение качества управления государственной
собственностью, включая: разработку и создание единой
системы государственного учета, инвентаризации и контроля за эффективным
использованием объектов недвижимости, находящихся в собственности
Мурманской области; совершенствование правовой базы для приватизации
имущества и муниципальных учреждений; приватизация государственного
имущества области, не используемого при выполнении государственных
функций; активное использование механизмов вовлечения в рыночный оборот
находящегося в собственности области имущества и недвижимости; создание
областной системы ведения земельного кадастра, упрощение процедур
регистрации операций с землей, порядка выдачи и отзыва лицензий на
земле-, недро- и природопользование; повышение прозрачности и доступности
сведений о собственности субъекта РФ
 
3.2. Развитие
эффективной
институциональной
среды
 
3.2.1. Формирование
региональных
институтов развития
 
Реализация комплекса мер по поддержке существующих и формированию
новых региональных институтов развития, включая меры правового,
финансового, организационного и информационного содействия их становлению
и деятельности. Создание Фонда стратегического развития Мурманской
области как главного регионального института развития, разработка
пакета регулирующих нормативных документов, определяющих его статус,
полномочия и механизм взаимодействия с основными субъектами региональной
экономики. Активное продвижение имиджа «Мурманская область -
интеллектуальный и инновационный центр Евро-Арктического региона
России». Создание Агентства по развитию региональных кластеров, других
новых региональных институтов развития, в том числе бизнес и инновационных
школ; особых зон экономического развития; венчурных и инвестиционных
фондов, в том числе для привлечения федеральных, частных и международных
источников финансирования реализации приоритетных проектов
и программ на территории Мурманской области
 
  3.2.2. Стимулирование
общественного
участия в
управлении, развитие
институтов
гражданского общества
 
Осуществление мер по расширению общественного участия в управлении,
укреплению институтов гражданского общества: переход от пассивных
форм участия граждан (изучение общественного мнения, информирование
общественности) к активным (двусторонние консультации, круглые столы и
т.п.); развитие политической культуры жителей области и системы гражданского
образования; создание эффективных механизмов защиты прав и свобод
граждан; содействие расширению участия общественных и некоммерческих
организаций в процессах выработки решений органов государственной
власти и местного самоуправления; стимулирование проведения общественными
организациями гражданского контроля и экспертизы деятельности
органов власти; расширение участия научного/экспертного сообщества в
процессе подготовки управленческих решений; формирование эффективных
и прозрачных инструментов финансовой поддержки гражданских инициатив,
поддержка общественно значимых программ и проектов некоммерческих
организаций; содействие созданию новых и активизации действующих
общественных объединений. Создание условий для гражданского становления
и самореализации молодежи: для расширения сферы трудовой занятости,
обучения и профессионального становления молодежи; распространения
эффективных моделей и форм участия молодежи в общественной жизни;
развития и поддержки молодежных общественных объединений
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.90.237.148

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD