Главная Стратегия освоения месторождений арктического шельфа России
Стратегия освоения месторождений арктического шельфа России Печать E-mail

Альтернатив освоению шельфовых месторождений нет, именно поэтому так велик интерес к арктическому шельфу в России и за рубежом.

Мурманск, вполне обоснованно рассчитывающий на получение статуса нефтегазовой столицы Северо-Запада России, немало делает для воплощения этих амбициозных планов в жизнь. В том числе проведением конференций и выставок нефтегазовой тематики.

В этом смысле начало ноября выдалось более чем насыщенным. С 6 по 8 ноября была проведена выставка «СевТЭК-2008», в которой приняли участие полторы сотни отечественных и зарубежных компаний. В рамках форума «СевТЭК-2008» состоялся семинар «Международное сотрудничество при освоении арктического шельфа», проведенный Ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», в которую входят 170 компаний, в том числе 30 – иностранных. Его участниками стали представители компании «Shtokman Development AG», Торгово-промышленной палаты Финляндии, консульства Канады в России, компаний-поставщиков из России, Норвегии, Швеции, Финляндии.

В четвертый раз в Мурманске, с 12 по 14 ноября под патронажем губернатора Мурманской области и при поддержке Министерства природных ресурсов России проходила международная научно-практическая конференция «Нефть и газ арктического шельфа-2008», собравшая более пятисот участников из России и зарубежных стран. Ее организаторами стала Ассоциация морских геологоразведочных организаций «АрктикШельф», объединяющая предприятия нефтегазового комплекса Мурманска и Санкт-Петербурга. Среди наиболее именитых участников конференции представители компаний ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», дочки «Газпрома», работающие на арктическом шельфе - ООО «Газфлот» и ООО «Севморнефтегаз», «Гипроспецгаз», «Зарубежнефть» и другие. Среди делегаций иностранных компаний, прежде всего, следует выделить французскую «Тоталь», которую представлял Пьер Нергарарьян и норвежскую «СтатойлГидро», во главе с Бенгт Ли Хансеном. К ним был повышенный интерес, как к представителям компаний, вошедшим в консорциум по разработке Штокмановского ГКМ, в свете предстоящих практических работ на арктическом шельфе и на побережье Кольского полуострова по возведению транспортно-технологического комплекса с заводом СПГ и отгрузочными терминалами.

- Конференции, подобные этой, не приводят к практическим результатам в виде заключенных контрактов, - отметил, открывая пленарное заседание, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. – Здесь речь идет о достижении взаимопонимания, выработке общих подходов в решении грандиозных задач. А данная конференция призвана в свете последних заявлений политиков, военных, да и ученых, решивших поделить арктический шельф по своему разумению, способствовать превращению Арктики в зону сотрудничества, а не конфронтации. К сожалению, политическое руководство ряда стран расценило российскую заявку на расширение арктического шельфа как серьезный вызов.

Сегодня на углеводородное сырье приходится 84% потребляемых в мире энергоресурсов. К 2050 году потребление возрастет в полтора раза.

В этих условиях альтернатив освоению шельфовых месторождений нет. Именно поэтому так велик интерес к арктическому шельфу в России и за рубежом. Ведь развитые страны, контролируя 20% запасов УВС, потребляют 80% добываемых энергоносителей. И Россия призвана сыграть большую роль в обеспечении энергетической безопасности Европейских стран и мирового сообщества с учетом имеющихся запасов УВС.

Достаточно отметить, что начальные суммарные ресурсы углеводородов шельфовых зон Баренцева, Печорского, Карского морей и моря Лаптевых составляют 136 миллиардов тонн условного топлива, извлекаемые ресурсы – более 100 миллиардов тонн условного топлива. Шельф российской Арктики относится к числу наиболее перспективных регионов для воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ. Достаточно сказать, что, к примеру, Штокмановское месторождение имеет объемы запасов газа примерно равные всем разведанным запасам Норвежского континентального шельфа. Но добыча и транспортировка УВС в условиях Арктики – дело не простое и весьма затратное, требующее огромных финансовых ресурсов, использования современных технологий и морской техники, объединения усилий стран-партнеров.

Не Штокманом единым

О конкретных шагах по освоению морских нефтегазовых месторождений, и, прежде всего Штокмановского ГКМ, говорил на конференции Владимир Вовк, начальник Управления техники и технологий разработки морских месторождений ОАО «Газпром».

Основными документами, определяющими направления развития работ «Газпрома» на континентальном шельфе РФ являются:

 - генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 года;

 - программа освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года;

 - Программа развития минерально-сырьевой базы газовой промышленности на период до 2030 года.

 - проект федеральной программы изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов шельфа Российской Федерации на период до 2020 года.

15 ноября 2007 года Правлением ОАО «Газпром» были обоснованы инвестиции в комплексное освоение Штокмановского ГКМ. Разработана «Программа первоочередных работ по научному обеспечению проекта освоения Штокмановского ГКМ» и «Программа разработки СТУ (ВЛТУ) на 2007 – 2009 годы по обеспечению проектирования объектов обустройства Штокмановского ГКМ». По заказу «Shtokman Development AG» ведется подготовка к выполнению FEED и ТЭО (проект) по заказу ООО «Севморнефтегаз».

ОАО «Газпром» определен генеральный проектировщик, которым стало ОАО «Гипроспецгаз» и головная организация по научному обеспечению – ООО «ВНИИГАЗ», которая разработала комплексный метод обустройства месторождений арктического шельфа, предусматривающий кооперацию с береговыми объектами газодобычи; создание единой системы сбора, подготовки и транспортировки продукции для группы близлежащих друг от друга месторождений; создание единой комплексной системы дистанционного управления морских добычных комплексов. Комплексный метод предусматривает, что высвобождающиеся мощности объектов обустройства в период падающей добычи Штокмановского ГКМ будут использоваться для поставок газа с месторождений – спутников - Западного Лудловского, Лудловского, Ледового, Западного Штокмановского и Терского. По внутрипромысловым трубопроводам добытый газ с кустов скважин месторождений-спутников будет поступать в магистральный трубопровод через три морские стационарные платформы, которые будут использованы в Штокмановском проекте.

В настоящее время перед «Газпромом» встали первоочередные задачи по созданию морского добычного комплекса для Штокмановского ГКМ, строительству двух полупогружных буровых установок для бурения эксплуатационных скважин; созданию эффективной технологии транспорта продукции в двухфазном состоянии, включая разработку технологии подготовки газа на платформе; разработке конструкции и выбору типа ледостойкой технологической платформы с возможностью ее отсоединения в экстремальных ситуациях; оптимизации состава и мощностей энергетического комплекса, созданию системы мониторинга ледовой обстановки с контролем айсбергов (по наблюдениям в последние два года в данном районе появились айсберги).

Что касается сроков освоения Штокмановского ГКМ, то они остаются неизменными: в 2013 году газ по трубопроводу должен пойти в европейскую часть России и в газопровод «Северный поток», а в 2014 году продукцию выдаст первая очередь завода СПГ.

Чтобы выйти на добычу 71,7 млрд., с последующим возможным показателем в 94 млрд. м3 газа, предстоит пробурить 68 скважин. Установить подводные добычные комплексы, 2 ледостойкие отсоединяемые платформы. Нижние строения платформы, строящиеся в Выборге и верхние строения, создаваемые в Корее состыкуют в Кольском заливе на 35 СРЗ.

Немалых затрат потребует и строительство первой очереди завода СПГ. На строительной площадке в 250 гектаров предстоит смонтировать 160 тысяч тонн блочно-модульных металлоконструкций. Объем бетонных работ составит 250 тысяч кубических метров. 
И все это предстоит выполнять в сжатые сроки, если учитывать, что лишь в конце 2009 – первом квартале 2010 года будут подписаны соглашения об инвестициях, а само строительство начнется в 2010 году.

Грешно было бы думать, что в условиях истощения месторождений УВС континентальной части России у «Газпрома» интерес в Арктике ограничивался бы лишь Штокмановским ГКМ. Среди шельфовых приоритетов этой компании нефтяные Приразломное и Долгинское месторождения, на разработку которых «Газпром» имеет лицензии. Строящаяся ледостойкая платформа «Приразломная» позволит ежегодно добывать 8 миллионов тонн нефти. В 2009 году планируется завершить строительство платформы и провести ее бетонирование в Североморске. В ней будет размещены хранилища для 110 тысяч тонн нефти, которые будут вывозиться в круглогодичном режиме танкерами усиленного ледового класса.

Уже спроектирована транспортная система для вывоза нефти Приразломного месторождения. Для этих целей «Совкомфлот» строит два танкера дедвейтом 70 тысяч тонн на Адмиралтейских верфях - «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Обустраиваться же месторождения Печорского моря будут так же, комплексно, как и Штокмановского ГКМ. Единой системой подводных трубопроводов будут связаны месторождения нефти Долгинское, Приразломное, Западно Полярное, Полярное, Стасовское, Восточно Приразломное, Варандей-море, которые будут иметь общий береговой технологический комплекс и два морских отгрузочных терминала.

На повестке дня начало добычи газа в Обской и Тазовской губах. Для этого предстоит построить мобильную ледостойкую буровую установку для бурения куста эксплуатационных скважин с подводным расположением их устьев, создание ледостойких сооружений для бурения и эксплуатации скважин с надводным расположением устьев. Они будут представлять собой сооружения с кессоном 115 на 115 метров, массой 20 тысяч тонн, выдерживающие ледовую нагрузку 15 тысяч тонн. Продолжительность строительства может оставить три года.

Необходима разработка технологического оборудования для подготовки газа, создание береговой базы в Ямбурге для обеспечения работ по обустройству и эксплуатации морских месторождений, чтобы к 2015 году дать потребителям первые 15 миллиардов м3 газа.

Перспективно и Карское море. Здесь также ведется проектные разработки по добыче газа подводным способом. ЦКБ «Лазурит», ОАО «ВНИИнефтемаш» и ООО «ВНИИГАЗ» разработали концепцию создания подводного промысла для комплексной разработки Ленинградского и Русановского месторождений. Получен патент на техническое решение по объектам обустройства.

Это решение включает в себя следующие объекты: подводное буровое судно, транспортно-спасательный подводный аппарат, подводное судно обеспечения, опорную технологическую платформу, одну на два месторождения, береговую сепарационно-компрессорную станцию на берегу полуострова Ямал, куда газ будет поступать по подводному трубопроводу.

С партнерами «Газпрому» повезло

Следует отметить, что с партнерами по освоению Штокмановского ГКМ «Газпрому» повезло. Не случайно столько лет шел поиск компаний, которые отвечали бы всем требованиям, необходимым при реализации столь сложного и масштабного проекта. Конечно же, это был не случайный выбор, но то, что обе компании имеют колоссальный опыт освоения шельфовых месторождений нефти и газа, строительства подводных добычных комплексов и подводных многофазных трубопроводов, заводов СПГ, имеют современные технологии, апробированные на практике, можно только приветствовать.

Пьер Нергарарьян, генеральный директор компании Тоталь в России заявил, что залогом успеха представители этой компании считают использование современных технологий. Тоталь тратит на НИОКР 230 млн. долларов в год и наработками в создании современной техники и новыми технологиями компания готова поделиться с Россией.

Тоталь, обеспеченная работой на 13 месторождениях и запасами на 40 лет вперед (10 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента), занимающая второе место в мире по производству СПГ (40% мирового объема СПГ) и четвертое по добыче нефти, тем не менее, проявила огромный интерес к Штокмановскому ГКМ и вошла в консорциум по его разработке. Партнерство трех стран, России, Франции и Норвегии, трех компаний Газпром, Тоталь и СтатойлГидро, использование современных техники, технологий, накопленного опыта, позволят успешно решить поставленные задачи, считает Пьер Нергарарьян. Уже в 2020 году Штокман будет давать такое количество газа, которое обеспечило бы на 50% потребности такого государства, как Франция.

 - Мы к освоению российского арктического шельфа, а не только Штокмановского ГКМ шли почти 20 лет, хорошо подготовившись за это время, - сказал глава представительства компании «СтатойлГидро» в России Бенгт Ли Хансен. - Этот проект станет локомотивом для развития арктических нефтегазовых проектов. Общими усилиями мы сможем реализовать и более сложные проекты. Мы можем привнести в Россию свой сорокалетний опыт освоения шельфа. У нас создана устойчивая база развития сотрудничества. Норвегия стала стратегическим партнером России. Мы постоянно улучшаем свои технологии, уходя все дальше от берега. К примеру, на месторождении Ормен Ланге подводные добычные комплексы были установлены на глубине 1000 метров, и газ по многофазным подводным трубопроводам подается на берег, где проходит подготовку и отправляется по подводному трубопроводу на экспорт в Великобританию. Норвежцы освоили и месторождение Белоснежка, которое по сложности работ, техническим и технологическим решениям напоминает Штокмановское ГКМ.

Следует отметить, что «СтатойлГидро» входит в десятку крупнейших нефтегазовых компаний мира. Ей принадлежит второе место в мире по экспорту газа и третье – по продаже нефти, второе по количеству подводных добычных скважин. «СтатойлГидро» - крупнейший в мире оператор морских месторождений на глубине более 100 метров. Коэффициент извлечения нефти на месторождениях на норвежском континентальном шельфе самый высокий в мире. Компания занимает лидирующие позиции в мировой энергодобывающей отрасли, является оператором 39 месторождений на норвежском континентальном шельфе Северного, Норвежского и Баренцева морей. Специалисты компании обладают уникальным опытом обустройства глубоководных месторождений. Все это дает возможность норвежцам утверждать: « Что кажется невозможным, может быть выполнено», а россиянам надеяться на успех в реализации Штокмановского проекта.

Повернется ли лицом к шельфу МПР России

На пленарных заседаниях и в процессе работы пяти секций конференции «Нефть и газ арктического шельфа -2008» было озвучено 115 докладов. Ученые и практики обсуждали проблемы оценки и анализа современного этапа освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа; развития новых технологий и методов поисково-разведочных работ; знакомили своих коллег с современными данными о геологическом строении региона, результатами нефтегазопоисковых работ, итогами морских инженерных изысканий, в том числе, по маршруту прокладки подводного газопровода, месту установки подводных добычных комплексов и сооружения портового транспортно-технологического комплекса.

Представители отечественных и зарубежных компаний, НИИ и КБ знакомили с современными и перспективными образцами морской добычной и геологоразведочной техники, с внедрением новых технологий строительства скважин. Обсуждались проблемы создания необходимой инфраструктуры при добыче нефти и газа, подготовки кадров. Серьезное внимание было уделено проблемам экологического сопровождения арктических шельфовых нефтегазовых проектов. К слову, ни одна из четырех проведенных в Мурманске конференций не бойкотировалась представителями экологических организаций, а в этот раз среди его участников было распространено совместное обращение Союза рыбаков Норвегии и Союза рыбопромышленников Севера к компаниям нефтегазового сектора, ведущим свою деятельность в промысловых районах Баренцева и Норвежского морей. Авторы обращения констатировали необходимость сотрудничества рыбной и нефтегазовой отрасли с целью наиболее полного использования энергетических и продовольственных ресурсов, находящихся на морских территориях обеих стран, выразили понимание важности разработки ресурсов нефти и газа, находящихся на морском дне. Они призвали к созданию новых форм сотрудничества и взаимопонимания, которые позволят избегать конфликтов, связанных с разработкой морских территорий, к соблюдению требований по обеспечению экологической безопасности.

В одной статье невозможно дать обзор докладам, прозвучавшим на конференции. Но нельзя обойти вниманием тот факт, что подавляющее большинство выступавших обращали внимание на недостаточную изученность арктического шельфа. За три десятилетия активных работ на арктическом шельфе по данным сейсмических исследований мурманского ОАО «Севморнефтегеофизика» выявлено 327 структур, открыто 18 месторождений нефти и газа. Однако, шельф Западной Арктики остается малоизученным, а доля подготовленных перспективных ресурсов невелика. Темпы ГРР остаются недопустимо низкими. Необходимо, считают ученые и практики обновление сейсмических материалов, полученных четверть века назад. Причем, затраты из федерального бюджета на эти цели окупятся сторицей. Всего один пример: в 2007 году по государственному контракту ОАО «СМНГ» провела сейсмические исследования в пределах Восточного Приновоземелья в объеме 8000 погонных километров. По данным исследований прогнозные геологические ресурсы локальных объектов Восточного Приновоземелья составили 4,531 млрд. тонн условного топлива.

К сожалению, это единичный положительный пример. За последние годы ситуация с ГРР по заказу Минприроды РФ и Роснедр в лучшую сторону не изменилась.

Последние уникальные месторождения газа Русановское и Ленинградское, с запасами около 4 триллионов м3 каждое были открыты в 1987 и 1988 года соответственно. За два последующих десятилетия подобных открытий не было. Невелики и поставленные на государственный баланс запасы.

С 1983 по 1992 год было открыто 10 месторождений, включая 3 уникальных. Дальнейшая судьба этих месторождений сложилась по-разному. Только самое выдающееся по запасам – Штокмановское и единственное нефтяное – Приразломное месторождения оказались в распределенном фонде с последующей их доразведкой для подготовки к освоению. Остальные месторождения до сих пор числятся разведываемыми и находятся в нераспределенном фонде недр. Пять самых крупных из этих месторождений – Ленинградское, Русановское, Ледовое, Лудловское, Мурманское – распоряжением правительства РФ от 28 ноября 2007 г. отнесены к объектам федерального значения, имеющим стратегическое значение для обеспечения энергетической безопасности страны, и учтены в планах ОАО “Газпром” по приросту запасов газа на период до 2020 г. Предполагается оформление лицензий на разведку и освоение запасов Ледового (в 2009 г.) и Лудловского (в 2010 г.) месторождений.

Результаты оценки экономической эффективности освоения месторождений нераспределенного фонда недр западно-арктического шельфа, выполненной во ВНИГРИ в соответствии с Методическими рекомендациями, показывают следующее: запасы ни одного из этих месторождений не могут быть отнесены к группе нормально-рентабельных; к группе условно-рентабельных могут быть отнесены запасы Ледового и Лудловского месторождений при условии их освоения на инфраструктурной базе Штокмановского месторождения; запасы Ленинградского, Русановского, Мурманского, Северо-Кильдинского, Северо-Гуляевского и Поморского месторождений относятся к группе непромышленных. Вот вам и богатства арктического шельфа. И при этом, финансирование ГРР уменьшилось до 920 миллионов рублей (не долларов) на все работы на шельфе России, хотя бюджет МПР РФ за эти годы удвоился. К примеру, ОАО «СМНГ» имеет возможность в короткий летний период отрабатывать 20-25 тысяч погонных километров 2Д на самом современном уровне. Но акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит государству в лице Росимущества, имеющему 6 научно исследовательских судов выделяется в год один объект в Арктике, который отрабатывается за неполный сезон одним судном. За последние 5 лет доля госзаказа в суммарном объеме выполненных работ ОАО «СМНГ» составила 5,4%, смешную цифру.

Есть еще один тревожный факт. Будущее ГРР на шельфе Арктики выглядит, мягко скажем, не радостным не только из-за отсутствия источников финансирования. Деньги у государства есть, но они нашли другое применение – для спасения коммерческих банков. Суть в другом – от ГРР отстранены реально заинтересованные недропользователи. Принятые весной и летом 2008 года изменения в Федеральные Законы «О недрах» и «О континентальном шельфе РФ» изменили систему лицензирования недропользования. Появились участки недр федерального значения, на которых ограничена деятельность иностранных компаний. Закреплен приоритет государственных компаний при предоставлении и пользовании участками недр континентального шельфа. По новому законодательству геологическое изучение участков недр федерального значения возможно лишь в рамках совмещенных лицензий (на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых). Геологоразведочные лицензии на такие участки выдаваться не будут. Устанавливаются более жесткие требования к потенциальным недропользователям. Для получения права на пользование участками недр континентального шельфа юридическое лицо должно иметь минимум пятилетний опыт освоения участков недр российского континентального шельфа, оно должно быть создано в соответствии с законодательством РФ и доля государственного участия в его уставном капитале должна составлять более 50%.

К таким недропользователям сегодня можно отнести лишь «Газпром» и «Роснефть», а об участии в освоении недр арктического шельфа других отечественных компаний и иностранных инвесторов можно забыть. Непонятно, на что рассчитывало Правительство России, озвучивая в энергетической стратегии страны контрольные цифры добываемого УВС на шельфе Баренцева и Печорского морей. Начиная с 2010 года здесь планировалось добывать 10 млн.т. нефти и 50 млрд.м3 газа, с выходом в 2020 году на уровень добычи 30 млн.т. нефти и 130 млрд.м3 газа. Без геофизических и буровых ГРР решить такие масштабные задачи будет невозможно, как и сохранить без государственной финансовой поддержки геолого-геофизические предприятия России, для чего необходимо снизить налоговую нагрузку, отменить таможенные пошлины на оборудование и технологии, не производимые в России, обеспечить финансирование строительства нового флота НИС, который не обновлялся 18 лет.

В период 2008 – 2030 годов прирост запасов газа на 63% должен обеспечить шельф, на 6% европейская часть России, на 26% Западная Сибирь и 5% - Восточная Сибирь. Такова задача. Но удастся ли выйти на эти показатели с нынешним отношением государства к проблемам ГРР и освоения месторождений УВС арктического шельфа?

Юрий БАНЬКО

ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 12 2008 Г.

Еще статьи на тему "месторождений":

Опыт международного экологического права и освоение арктических месторождений углеводородов

Разработка нефтегазовых месторождений на крайнем севере

Практика и перспективы оценки воздействия на авифауну эксплуатации морских месторождений

Перспективы применения волоконно-оптической технологии для исследования нефтегазовых месторождений

Концепция обеспечения геодинамической безопасности освоения шельфовых нефтегазовых месторождений

Шаги к освоению нефтегазовых месторождений

Опыт переоценки запасов месторождений нераспределенного фонда недр западно-арктических акваторий 

Стратегия освоения месторождений арктического шельфа России 2250 из 1500 на основе 5000 оценок. 1350 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.133.126.46

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .