Главная Представители строительных компаний ищут компромисс
Представители строительных компаний ищут компромисс Печать E-mail

Может произойти сокращение отдельных видов работ, не относящихся к понятию безопасности надежности строительных конструкций

8 февраля 2006 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по вопросам строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства при руководителе Росстроя Сергее Круглике.

В зале заседаний Росстроя в полном составе собрались участники и приглашенные, среди которых присутствовал 4-й заместитель руководителя Росстроя Владимир Коган. Присутствие этой влиятельной фигуры на рабочем мероприятии Совета было расценено участниками как проявление неслучайного интереса к проблемам строительной отрасли и «вхождение в курс дела», так как спектр обсуждаемых вопросов был достаточно широк, и вместе с тем, очень актуален.

С докладом на тему «Основные направления реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере строительства» выступил начальник Управления строительных программ Сергей Малышев. Он проинформировал собравшихся об основном курсе и задачах Росстроя в свете вновь принятого Федерального закона № 199 от 31 декабря 2005 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Помимо функций госзаказчика, лицензирующих органов и Росэкспертиз, Госстрой получает дополнительные функции и задачи, к числу которых докладчик отнес формирование органов Госэкспертизы субъектов Федерации. Еще одна важная задача - согласование нормативных актов субъектов Федерации в области экспертизы. Также в функции Росстроя вошел контроль за соблюдением законодательства и принятых нормативов, а также возможность изъятия таковых полномочий у субъектов. В ходе обсуждения доклада большое внимание было уделено вопросам Росэкспертизы, и это не случайно: именно это ведомство отвечает за обеспечение безопасности и надежности строительных конструкций. Дискуссия по докладу Сергея Малышева плавно перешла в обсуждение вопроса отмены лицензирования и переходу на саморегулирование.

Проблема регулирования в сфере строительства стала без преувеличения глобальной темой обсуждения. Время реформ подошло к стартовой отметке, с 1 января 2007 года пошел обратный отсчет времени. Известно, что решение, принятое на уровне Федерального законодательства, однозначно - отмена. 7 февраля 2006 года в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ прошло совещание с руководителями структурных подразделений Государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Госстрое» по итогам работы за 2005 г. и задачах на 2006 г., на котором один из участников - председатель комитета по собственности Государственной Думы ГФ Виктор Плескачевский убеждал чиновников, что решение пересмотрено не будет, и с 1 января 2007 года лицензирование подлежит отмене.

Естественно, что всех представителей строительной отрасли интересует вопрос о том, что будет взамен, какие законодательные акты будут приняты и в какие сроки. На сегодняшний день, очевидно, что никаких инструментов взамен отмененному лицензированию пока не разработано. Прохождение закона «О саморегулируемых организациях» в Государственной Думе лежит «мертвым грузом» почти полтора года, и за это время прошел только первое чтение. Виктор Плескачевский проинформировал участников заседания, что закон внесен в повестку Государственной Думы, но только лишь на конец текущей сессии. Председатель Комитета по собственности ГД РФ заверил, что первое полугодие принесет кардинальные реформы в этом вопросе и даст толчок принятию подготовленного законопроекта.

По его глубокому убеждению закон о саморегулируемых организациях в скором времени успешно заработает.

Тем не менее, участники Общественного Совета при руководителе Росстроя Сергее Круглике были настроены куда более реалистично и прагматично. Многие отмечают, что как таковая идея саморегулирования перспективна, и доказала свою жизнеспособность во многих развитых странах, особенно в Германии и США. В России она, к сожалению, пока не получила должного практического опыта. Руководители влиятельных профессиональных сообществ - Российского Союза строителей и Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», отметили, что вопросы саморегулирования еще требует детальной юридической проработки, кроме того, необходимо нащупать механизмы практической реализации законодательной базы. Невозможно в одночасье перескочить от лицензирования к саморегулированию, не изменив при этом менталитет всех участников строительного рынка.

Вместе с тем, ряд докладчиков подвергли критике изъяны действующей системы лицензирования, среди которых - отсутствие гарантий прав потребителя, выстроенной системы надзора, формализованный порядок выдачи лицензии.

Руководители ведущих профессиональных объединений России предложили обсудить форму плавного перехода от государственного лицензирования к саморегулированию. Наиболее точно ситуацию отражает термин «плавного замещения» государственных функций иными функциями, в этом смысле можно говорить о некоторых моделях.

Первая модель - саморегулирование, на сегодняшний день вызывает наибольшее число вопросов. Вторая модель - разработка проекта добровольной сертификации, именно данному вопросу посвятил свой доклад заместитель генерального директора Федерального лицензионного центра при Госстрое Владимир Воеводский. Он доложил о мероприятиях по совершенствованию системы лицензирования в строительстве и сообщил собравшимся о том, что ФЛЦ разработал новый формат сертификации, который на сегодняшний день проходит регистрацию в соответствующих ведомствах, в частности - Роспатенте. Участники совещания отметили, что систем подобного рода существует немало, наиболее известна среди них - «Росстройсертификация». В этом смысле выработка какой-либо основополагающей концепции не является беспрецедентным шагом. Представители ФЛЦ проинформировали собравшихся, что на сегодняшний день внесена новая редакция Постановления Правительства РФ № 174 от 21 марта 2002 г., которая проходит согласование. Таким образом, определенная оптимизация согласования строительной деятельности может быть осуществлена уже в этом году.

Следует отметить некоторые моменты, которые подлежат оптимизации. Прежде всего, может произойти сокращение отдельных видов работ, не относящихся к понятию безопасности надежности строительных конструкций, например, отделка и благоустройство территорий. Кроме того, отмечен ряд понятий, что есть грубое нарушение в строительстве, а также уточнен порядок изъятия и лишения лицензии. Владимир Воеводский доложил, что проблемам оптимизации уделяется большое внимание, ведется плановая работа, и в этом смысле все имеющиеся изъяны можно легко урегулировать.

Вопросы взаимодействия государственного и профессионального регулирования вызвали большой интерес участников совещания. Вниманию собравшихся было предложено несколько интересных идей. Представитель небезызвестного Института «Фонд экономики города» предложил концепцию законодательного обеспечения безопасности архитектурно-строительного проектирования и строительства. Концепция достаточно подробно разбирает предысторию, текущий день и рисует некую перспективу на 2007-2010 годы. Одна из интересных и близких к реалиям жизни идей - сохранить полномочия государственного лицензирования на 2007-2008 годы, но при этом дать возможность участникам рынка, состоящим в профессиональных объединениях, застраховавшим инвестиционные риски, лицензирование не проходить или проходить по упрощенному порядку, что можно назвать предтечей основ саморегулирования. Кроме того, определена необходимость тесного взаимодействия лицензирующих органов и профессиональных союзов и объединений, предполагающая участие строителей в принятии решений по выдаче, изъятию лицензий, а также в надзоре и формировании квалификационных требований к составу рабочих и ИТР.

Сводный перечень задач (программа действий) по законодательному обеспечению безопасности в архитектурно-строительном проектировании и строительстве (1):

2006 год

1. Подготовить, принять и ввести в действие с 01.01.07 изменения в ряд федеральных законов (более семи), регламентирующих государственную экспертизу проектной документации.

2. Подготовить, принять и ввести в действие с 01.01.07 изменения в федеральные законы, регламентирующие проведение отдельных видов государственного надзора при строительстве.

3. Подготовить, принять и ввести в действие с 01.01.07 общие техрегламенты (как минимум, в области градостроительного проектирования).

4. Подготовить, принять и ввести в действие с 01.01.07 изменения в ГрК РФ путем его дополнения нормами:
- о минимальных квалификационных требованиях, предъявляемых к лицам, ответственным за инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство;
- об обязательном членстве в СРО ответственных лиц;
- об обязательном страховании имущественной ответственности таких лиц.
Сводный перечень задач (программа действий) по законодательному обеспечению безопасности в архитектурно-строительном проектировании и строительстве (2):

5. Восполнить пробел в регулировании, возникающий с 01.01.07 в связи с: а) упразднением лицензирования; б) отсутствием (невозможностью немедленно создать) СРО, системы страхования — обязательного (?). Подготовить и принять изменения в ФЗ о лицензировании, согласно которому на один год — до 01.01.08 продлевается действие нормы о лицензировании, но такое лицензирование перестает быть обязательным применительно к лицам, состоящим в СРО и имеющим полисы страхования — обязательного (?) 2007-2008 годы .

6. Разрабатываются и вводятся в действие с 01.01.08 (или с 01.01.09) специальные технические регламенты.

7. Подготавливаются и принимаются изменения в ФЗ-199 в части упразднения с 01.01.08 (или с 01.01.09) делегирования субъектам РФ федеральных полномочий на проведение государственной экспертизы ПД.

2009-2010 годы

8. Подготовка специальных техрегламентов применительно к соответствующим типам объектов.
Проблемные вопросы на обсуждение предстоящих действий в области законодательного обеспечения:

Лицензирование: варианты действий:

• Упразднение с 01.01.07 лицензирования при условии введения в 2006 году в ГрК РФ норм об обязательном участии с 01.01.07 подрядчиков в СРО и о страховании имущественной ответственности.

Продление лицензирования до 01.01.08 при условии введения в 2006 году в ГрК РФ норм об обязательном участии с 01.01.07 подрядчиков в СРО и о страховании имущественной ответственности.

Страхование:

• а) обязательное (?), б) добровольное (?), в) сочетание а и б (?).

Госэкспертиза проектной документации:

• Единственный орган, комплексно обеспечивающий все виды госэкспертиз с упразднением (при условии введения в 2006 году в ГрК РФ норм об обязательном участии подрядчиков в СРО и о страховании) иных органов, некоторых органов госэкспертизы.

• «Одно окно» при сохранение многочисленных видов государственных экспертиз и придание особых полномочий органу госэкспертизы, составляющему сводное заключение.

Собравшиеся приняли решение принять концепцию к рассмотрению, и в течение месяца представить все предложения в Управление правительственных программ Сергею Малышеву. Видимо, в течение марта-апреля эти вопросы получат более основательное подкрепление с точки зрения выбора стратегии - как исполнительной, так и законодательной власти.

Среди важных моментов совещания следует отметить также дискуссию по вопросам политики в области ценообразования. Начальник Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев выступил с докладом на тему «О совершенствовании российской системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве».

Евгений Ермолаев предложил взять все функции - нормативные, методические, организационные, что называется «в одни руки». Эта идея не вызвала поддержки. Выступающие отметили, что подобная централизация не решит проблем. Напротив существование нескольких школ способствует формированию здоровой конкуренции. Дополнительно докладчик отметил необходимость нормативного регулирования в вопросах ценообразования.

В завершение дискуссии перед членами Общественного Совета выступил генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Михаил Викторов. Поддержав мнение большинства о необходимости конкуренции в сфере ценообразования, он отметил:

- Я бы хотел выступить в поддержку петербургской школы. Региональный центр по ценообразованию является членом нашей Ассоциации, и большинство застройщиков и профильных комитетов довольны работой центра. Мы считаем, что брать один определенный формат неприемлемо, необходимо поддерживать конкуренцию, в которой каждая из школ должна доказывать свою полезность и адекватность.

Следующее заседание Общественного Совета при руководителе Росстроя намечено провести в середине марта, очевидно, оно станет продолжением текущей работы Совета.

По материалам журнала "Вестник Строительного Комплекса" № 01, 2006 г.

Содержание журнала "СЕВЕР строительный" 3 2006 г.

Еще статьи на тему "строительных":

Федерация берет на себя подготовку строительных кадров

Финансирование строительных проектов Сбербанком России

Семинар "Индустрия строительных материалов на Мурмане"

О добровольной сертификации строительных компаний

О реструктуризации строительных организаций

Ассоциация «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатели»

Радиационный контроль - необходимое условие качества строительных работ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.135.194.138

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .