Главная Стандарты менеджмента качества продукции и услуг - для лучшей жизни
Стандарты менеджмента качества продукции и услуг - для лучшей жизни Печать E-mail

Семнадцать лет тому назад по инициативе Европейской организации качества и ряда других международных организаций был учрежден Всемирный день качества

Дедков Н.П., директор ФГУ "Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации"

Семнадцать лет тому назад по инициативе Европейской организации качества (ЕОК) и ряда других международных организаций был учрежден Всемирный день качества. А с 1995 года в странах европейского региона ежегодно в ноябре проходит Европейская неделя качества. Эти широкомасштабные акции проводятся с целью привлечь внимание общественности, производителей продукции, потребителей, органов государственного управления к вопросам качества как важнейшему условию экономического и социального прогресса.

В 2006 году Всемирный день качества проходит под девизом «Лучший опыт - для лучшей жизни», предложенным Европейской организацией качества.

В девизе «Лучший опыт - для лучшей жизни» выражено стремление провести широкий обмен опытом достижения высокого качества во всех областях экономики и социальной сферы, в производственной деятельности и в управлении и поставить на службу обществу все самое лучшее. Особое внимание сосредоточено на тех областях, где реализуются приоритетные национальные проекты, - здравоохранении, образовании, агропромышленном комплексе, автомобилестроении и жилищном строительстве.

Сегодня на повестке дня - качество жизни человека, его физического и нравственного здоровья, качество защиты от опасных и вредных факторов, которые человек сам же создает на Земле, весь комплекс условий, обеспечивающих высокое качество жизни.

Проблема качества во всех ее аспектах особенно актуальна в условиях развития глобализации экономики и обострения конкуренции на мировом рынке. Качество сегодня становится ключом к успеху в деятельности любого крупного или малого предприятия, любой отрасли, каждой страны. Оно обеспечивает нам блага современной цивилизации, сохранение окружающей среды, наше физическое здоровье и психологический комфорт, то есть все то, что принято называть качеством жизни.

Сегодня Россия предпринимает серьезные шаги по интеграции в общемировую хозяйственную систему - это стратегическая цель нашего экономического развития. Экономика страны должна быть конкурентоспособной - об этом не раз говорил в своих выступлениях Президент Российской Федерации. И мы знаем, что реализовать эту цель можно, лишь ориентируясь на жесткие требования мирового рынка и играя по его правилам, а на мировом рынке сегодня именно качество вышло в решающие факторы конкурентоспособности. Готовясь к вступлению во Всемирную торговую организацию в качестве равноправного партнера, Россия проводит огромную работу по гармонизации норм российского законодательства с международными нормами и правилами, в частности, в области технического регулирования, напрямую связанного с обеспечением качества, безопасности и конкурентоспособности продукции и услуг, повышением их экспортных возможностей.

Одной из важных задач реформирования экономики России является создание благоприятных условий для развития бизнеса, с одной стороны, и для обеспечения безопасности потребителя, защиты его здоровья, имущества, охраны окружающей среды - с другой, то есть формирование разумного баланса интересов сторон, являющегося основой обеспечения высоких стандартов качества жизни каждого гражданина нашей страны.

На решение этих проблем в значительной мере направлен Федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу более трех лет назад. Всего предусмотрена разработка 181 технического регламента до 2008 года.

70 проектов регламентов уже разработано. Из них 44 проекта проходят процедуры обсуждения, согласования и утверждения. Еще 11 - в завершающей стадии разработки. Среди наиболее подготовленных: «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», «О пожарной безопасности», «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства», «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности химических производств», «О безопасности машин и оборудования», «Об электромагнитной совместимости», «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации», «О безопасности лакокрасочных материалов и растворителей», «О безопасности лекарственных средств для животных, процессов их разработки, испытания, производства, изготовления, хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации», регламенты из электроэнергетического, железнодорожного, космического пакетов.

Принят и вступил в действие технический регламент по экологической безопасности автотранспортных средств.

В обязательных нормативно-правовых актах в области технического регулирования должны задаваться минимально надлежащие требования, обеспечивающие необходимый уровень безопасности. Количественные значения показателей безопасности целесообразно включать в добровольные стандарты, которые выражают единодушное мнение общества, поскольку принимаются на основе современного уровня знаний и согласованного мнения огромного числа специалистов.

Формируемая система технического регулирования является двухуровневой: технические регламенты (обязательные требования безопасности) и стандарты добровольного применения (национальные и стандарты организаций), содержащие конкретные требования к продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность. Национальные стандарты, гармонизированные с техническими регламентами, являются доказательной базой выполнения их требований. То есть если продукция соответствует требованиям гармонизированного стандарта, то тем самым подтверждено ее соответствие техническому регламенту. Такое положение, принятое в практике Евросоюза (директивы и стандарты), называется «презумпцией соответствия»; практическая ее реализация обеспечивается ссылкой в технических регламентах на соответствующие гармонизированные стандарты.

Важным аспектом реформирования является также разделение сфер регулирования: аккредитации, подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора). Эта норма также соответствует мировой практике.

Процесс вступления России в ВТО является предпосылкой создания зоны свободной торговли, поскольку именно участие в ВТО будет означать выполнение таких требований, как совершенствование национального законодательства в сфере торговли, увеличение ассортимента российских товаров на международных рынках, упрощение доступа на российский рынок товаров и услуг, создание необходимой инфраструктуры в таких сферах, как техническое регулирование, и проведение грамотной инвестиционной политики.

А значит для наших компаний на повестке дня - переход на международные стандарты и широкое внедрение систем добровольной сертификации.

Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено положение, в соответствии с которым одна из схем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов предусматривает наличие у изготовителя сертификата на систему менеджмента качества (СМК). Поэтому важность сертификации СМК с принятием Закона значительно повысилась: помимо того, что изготовитель проводит ее для повышения своего рейтинга на рынке, он также сможет использовать результаты сертификации при проведении процедуры декларирования.

Возрастающая конкурентная борьба на мировых рынках заставляет хозяйствующие субъекты совершенствовать качество продукции не только в техническом, но также в экономическом и социальном аспектах. Помимо широко всем известных международных стандартов серии ИСО 9000 на систему, направленную на обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставления ему доказательства способности предприятия реализовывать эти требования, появились новые концепции менеджмента. Они широко известны за рубежом и сейчас активно осваиваются в России. Это международные стандарты ИСО по экологическому менеджменту (серии 14000), менеджменту профессиональной безопасности и здоровья (OHSAS 18001), анализ рисков и критических контрольных точек (НАССР), интегрированные системы для компаний, которые внедрили сертификат международного качества (СМК). Численность субъектов малого и среднего бизнеса, внедряющих СМК, растет, что также стимулирует повышение конкурентной борьбы и ведет к формированию устойчивой конкурентной среды.

В настоящее время в России на нескольких тысячах предприятий осуществлена сертификация СМК на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 либо идет работа по внедрению СМК и подготовке ее к сертификации.

С какой целью внедряются эти стандарты, и какова при этом стратегия руководителей предприятий?

Цели, как правило, две:

- первая: стандарты используют как средство повышения эффективности деятельности предприятия, а затем, по мере необходимости, проводится сертификация СМК;

- вторая: стандарты внедряются, чтобы получить сертификат на СМК (без него продвижение на современном рынке затруднено).

В процессе реализации первой цели на первом плане находится качество продукции и процессов, творческий подход к решению возникающих проблем. И это является гарантией того, что деятельность по улучшению качества работы и ее результатов не будет заменена работой с бумагами, так как возникает естественная потребность:

- во внедрении наиболее рационального состава документов;

- в объективном внутреннем аудите, самооценке, анализе, выработке обоснованных решений на основе полученных фактов;

- в выделении необходимых ресурсов для повышения результативности СМК.

Именно эта стратегия создает необходимые условия для реализации основных принципов, которые заложены в TQM и на которых базируются стандарты ИСО серии 9000-2000 - роль руководства и роль первого руководителя, ориентация на потребителя и изучение рынков, борьба за них, вовлечение сотрудников в работу по качеству, их мотивация, процессный подход и др.

Внедрение стандартов ИСО серии 9000 должно осуществляться, если у предприятия имеется в этом потребность и если оно стремится к повышению своей конкурентоспособности. Формирование именно такой стратегии, ее разъяснение и доведение до всего коллектива является главной задачей высшего руководства, а его способность на практике реализовать эту функцию и будет определять результативность внедряемой системы.

Следует остановиться и на таком аспекте проблемы: СМК является лишь подсистемой общей системы менеджмента предприятия. Высшее руководство работает не только в рамках СМК, оно в своей деятельности неизбежно выходит за эти рамки, поскольку главной задачей высших руководителей является принятие стратегических решений на основе анализа и учета всех аспектов и направлений функционирования предприятия. Разве может, например, руководитель принять взвешенное решение по внедрению нового технологического процесса без учета проблем экологии или объемов поставок? Конечно, нет, он должен учесть все составляющие работы предприятия, в том числе и информацию о результатах функционирования СМК, и только на основе такого всестороннего анализа принимать стратегические решения.

Стандарт содержит универсальную модель менеджмента, в равной степени применимую для предприятий всех отраслей и всех направлений для деятельности вне зависимости от размера производства. Требования практически одинаковы к СМК и крупной компании, и малого предприятия. Эта универсальность является, с одной стороны, достоинством, а с другой - определенным недостатком стандарта, наличие которого привело к необходимости поиска путей более эффективного использования заложенных в нем принципов менеджмента.

Эти поиски ведутся, с одной стороны, «по горизонтали», то есть разработка на основе базового стандарта ИСО 9001 его отраслевых модификаций, с другой - «по вертикали»: использование методов, применяемых в области менеджмента качества, в целях организации менеджмента в других областях деятельности - охране окружающей среды, защите здоровья персонала на производстве, формировании системы социальной ответственности компаний при организации бизнеса и др.

Сегодня уже существует более десятка отраслевых стандартов - в автомобильном секторе, в аэрокосмической промышленности, в сфере коммуникаций и информатики, производства медицинской техники и т.д.

Вот некоторые примеры.

В пищевой отрасли приняты два стандарта: ИСО 15161:2001 «Рекомендации по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков» и ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования для организаций по всей цепочке поставки». Второй стандарт впитал в себя принципы широко известной системы ХАССП (англ. НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points) - анализ рисков и критические контрольные точки.

В нефтяном, нефтехимическом и газовом секторе принят отраслевой документ ИСО/ТУ 22001:2003, в отрасли производства медицинской техники - стандарт ИС013485:2003 и т.д. (с обзором в области отраслевой стандартизации можно ознакомиться в журнале «Менеджмент: горизонты ИСО», 2006, № 3, приложением к журналу «Сертификация»),

В России ряд отраслевых стандартов на системы менеджмента качества принят в качестве национальных стандартов или проходит в настоящее время процедуру утверждения.

Использование принципов менеджмента качества в других областях и сферах деятельности - это создание стандартов, регламентирующих требования по охране окружающей среды - стандарты ИСО серии 14000, по охране труда на производстве и защите здоровья персонала - стандарт OHSAS18000, в области социальной ответственности работодателей по отношению к персоналу компаний - стандарт SA8000.

Применение этих стандартов позволяет делать качественный бизнес, результаты которого повышают уровень качества жизни в целом: менеджмент качества обеспечивает человека добротной и безопасной продукцией, экологический менеджмент сохраняет природную среду, стандарты по охране труда обеспечивают здоровье персонала, а стандарты по социальной ответственности выполняют гуманитарные задачи и повышают цивилизованность бизнеса.

В целях совершенствования самих стандартов ИСО 9000 серии 9000 принято решение пересмотреть стандарт ИСО 9004 к 2008 году. В версии 2008 года ИСО 9004 будет содержать модель, призванную обеспечить устойчивое развитие предприятия, гибкость и умение его руководителей быстро адаптироваться к разного рода изменениям: законодательной и нормативной базы, технического и социального прогресса, требований потребителей, государства и общества. Важной составляющей при этом должен стать инновационный подход к созданию новой продукции, совершенствованию менеджмента и, что особенно важно, организации производственных процессов.

В Мурманской области стандарты менеджмента качества ИСО 9000 внедрили более пятидесяти предприятий области. К сожалению, это в первую очередь крупные предприятия области, которые также внедрили или целенаправленно идут к внедрению и международных стандартов ИС014000 и OHSAS18001. Малый и средний бизнес, в основном ориентированный на местный рынок, не считает пока важным примерить на себя международные стандарты в области менеджмента. Недостаточно активно выходит и на добровольную сертификацию с целью получения независимой компетентной оценки качества товаров и услуг.

Надо отметить, что и отраслевые стандарты, и стандарты социальной направленности, и отдельные высокоэффективные методы менеджмента достаточно активно используют наши предприятия - лидеры в области качества, и прежде всего, лауреаты премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Премии Правительства Российской Федерации в области качества были учреждены правительственным постановлением от 12.04.96 и явились знаковым событием, способствующим осознанию обществом значения качества для выхода страны из кризиса.

Премии в области качества присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Ежегодно присуждается не более двенадцати премий.

За прошедшие девять конкурсных лет правительственные премии были присуждены 80 лауреатам, три из них стали лауреатами во второй раз. А всего участие в конкурсах за этот период приняли 900 организаций из 63 регионов России. Среди них нет ни одного предприятия Мурманской области. Но мы рассчитываем, что первые участники из Мурманской области этого самого главного российского конкурса в области качества появятся в 2007 г.

За основу критериев оценки конкурсантов в российской премии была взята модель Европейской премии по качеству, которую разработал и ведет Европейский фонд менеджмента качества.

Гармонизация критериев российской премии с европейской позволяет отечественным организациям ориентироваться на те же принципы организации работы по качеству, которые используют ведущие европейские компании. Самооценка организации на соответствие модели премии по качеству может способствовать правильному определению приоритетов организации во внедрении единой интегрированной системы менеджмента, учитывающей требования разных стандартов.

По отзывам лауреатов премии, совершенствование деятельности по критериям премии и присуждение премии способствовали: росту объемов производства и удовлетворенности потребителей, выходу на новые и расширению традиционных внешних рынков, увеличению доли на региональном и российском рынках, укреплению партнерских отношений с потребителями, улучшению внутреннего климата в коллективах.

Региональные конкурсы по качеству учреждены более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Модели премий большинства из них идентичны модели правительственной премии. Ростехрегулирование, секретариат Совета активно сотрудничают с организаторами этих конкурсов, оказывая им необходимую методическую помощь.

Для решения проблем качества в Мурманской области разработана и принята региональная целевая программа «Качество».

В Программе сформирована система мероприятий для решения следующих задач:

- повышение технического уровня и конкурентоспособности продукции и услуг местных производителей за счет создания новых и модернизации выпускаемых видов и наименований товаров (услуг), внедрения новой техники и технологий;

- создание и внедрение систем менеджмента качества, экологии, безопасности и охраны труда;

- подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам технического регулирования, стандартизации, менеджмента качества;

- защита потребительского рынка области от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг;

-государственная и общественная поддержка, координация, внутренняя и внешняя мотивация работ по качеству.<

Координатором Программы определен департамент экономического развития Мурманской области. Государственными заказчиками по отдельным направлениям определены: департамент продовольствия, рыбного и сельского хозяйства, департамент строительства и ЖКХ, департамент промышленности и транспорта Мурманской области.

За девять лет в конкурсах Программы «100 лучших товаров России» приняло участие более 20,6 тыс. предприятий, представивших на региональные этапы более 38 тыс. наименований товаров. В региональном конкурсе «Лучшие товары и услуги Мурманской области» в рамках Программы «100 лучших товаров России» приняло участие 225 предприятий и индивидуальных предпринимателей и 400 товаров и услуг. По результатам участия предприятий Мурманской области в федеральном этапе Программы «100 лучших товаров России» с 1998 г. по 2006 г. 47 мурманских товаров и услуг становились лауреатами Программы, 117 товаров - дипломантами. За эти годы 16 руководителей награждены Почетными знаками «За достижения в области качества», 68 специалистов предприятий - Почетными знаками «Отличник качества». Общероссийская программа «100 лучших товаров России» в 2006 году проводится под девизом: «Сберегаемая Земля, чистый воздух, справедливые отношения, высокие технологии - во имя каждого, всех».

Программа последовательно ориентирует предприятия и регионы на улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции и услуг, что имеет колоссальное значение для решения актуальных задач социально-экономического развития нашей страны (повышение эффективности систем менеджмента качества, рост качественного содержания ВВП, поддержка предприятий малого бизнеса и другие).

Главная задача 9-го конкурсного цикла заключается в том, чтобы связать его с национальными проектами, выдвинутыми президентом России В.В.Путиным.

Главными целями Программы являются:

- стимулирование предприятий (организаций), органов исполнительной власти и общественности к повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в интересах осуществления национальных проектов, выдвинутых президентом Российской Федерации;

- улучшение потребительского содержания валового внутреннего продукта;

- оказание помощи предприятиям в достижении устойчивости их деятельности в условиях рыночных отношений накануне вступления России в ВТО;

- усиление ответственности товаропроизводителей перед потребителями;

- широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах продвижения производителя на внутренний и международный рынки;

- содействие предприятиям в их участии в Конкурсе на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества;

- содействие в практической реализации Закона РФ «О техническом регулировании».

Все товары и услуги, признанные лауреатами и дипломатами Конкурса, получили право в течение 2-х лет использовать Знак конкурса на маркировке продукции и в рекламно-информационных целях.

ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 6 2006

Еще статьи на тему "Качество":

Требования к системам менеджмента качества

Повышение квалификации строителей - это залог качества строительства

«Марка года» — знак качества продукции

Оценка системы качества

Процессный подход как основа системы менеджмента качества

Эксперты оценили обеспечение качества эксплуатации на Кольской АЭС

Золотой Знак качества для ООО «Ковдорслюда»

Стандарты менеджмента качества продукции и услуг - для лучшей жизни 18 из 20 на основе 1500 оценок. 896 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.119.105.239

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .