Главная Финансовые инструменты поддержки малого предпринимательства в Мурманской области
Финансовые инструменты поддержки малого предпринимательства в Мурманской области Печать E-mail

Формирование финансовых инструментов является одной из основных задач региональных целевых программ, направленных на поддержку малого предпринимательства в Мурманской области. В настоящее время в области созданы и реализуются несколько инструментов финансовой поддержки.

Инвестиционное кредитование малого предпринимательства

В 1991 году администрацией Мурманской области был учрежден Государственный фонд финансовой поддержки малого предпринимательства Мурманской области (ФОРМАП). За эти годы специалистами фонда накоплен большой опыт по работе с предпринимателями, по отбору и подготовке инвестиционных проектов, привлечению финансовых ресурсов и организации инвестиционного финансирования. Однако широкого развития этот инструмент не получил ввиду недостаточного объема кредитных ресурсов, которыми располагает ФОРМАП. Кредитование осуществлялось за счет средств областного бюджета, предоставленных безвозмездно в 2000 году, а также кредитов областного бюджета, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, коммерческих банков и негосударственного пенсионного фонда, полученных под гарантии муниципалитетов. В итоге фонд ежегодно предоставляет 15-18 займов инвестиционного характера на сумму 8-10 млн. рублей.

Микрокредитование  малого предпринимательства

В 2001 году ФОРМАП выиграл тендер Фонда "Евразия" на реализацию проекта «Развитие инфрастуктуры микрокредитования в Мурманской области». В ходе проекта были обучены специалисты, приобретена методика и компьютерная программа учета операций микрокредитования, создано три филиала ФОРМАП, которые предоставляют займы предпринимателям городов Апатиты, Кировск, Полярные Зори, Мончегорск и Оленегорск. Несмотря на высокую стоимость кредитов, ежегодно фондом выдается порядка 420-450 микрозаймов на общую сумму более 20 млн. рублей.

Субсидирование части затрат предпринимателей на уплату процентной ставки по займам, полученным для реализации инвестиционных проектов.

В 2004 году впервые был объявлен региональный конкурс инвестиционных проектов, победителям которого были выплачены субсидии. Изначально программа субсидирования нацелена на мелкие предприятия, которые редко попадают в зону интересов банков. В 2004 году из 17 участвовавших в конкурсе субъектов малого предпринимательства один предприниматель без образования юридического лица и четыре малых предприятия получили субсидии в размере от 13 до 56 тыс. рублей. Общая сумма субсидий составила 200 тыс. рублей. Объем кредитов, предоставленных банками этим субъектам малого предпринимательства, составил 3,2 млн. рублей. В 2005 году на выплату субсидий было использовано 400 тыс. рублей. В результате на реализацию 12 инвестиционных проектов привлечено 12,8 млн. рублей кредитных ресурсов, общий объем инвестиций по данным проектам превысил 18 млн. рублей.

Приведенные цифры доказывают эффективность этого инструмента финансовой поддержки предпринимателей, а его результативность проявляется в динамике инвестиций: по итогам 1 полугодия 2006 года объем инвестиций в основные средства (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) составил 329 млн. рублей, что на 30% больше, чем за весь 2005 год.

Субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства на разработку бизнес-планов и проектно-конструкторской документации.
Этот инструмент впервые применен в 2006 году. Необходимость его использования вызвана недостаточным уровнем квалификации начинающих предпринимателей и отсутствием у них финансовых ресурсов для приобретения услуг квалифицированных консультантов. Учитывая длительность проектного цикла, об эффективности этого инструмента можно будет говорить не ранее чем через два года. Однако по предварительным оценкам затраченные на субсидирование средства вернутся в бюджет уже через год. Особенно важно, что субсидии предоставляются при условии привлечения квалифицированных специалистов, услуги которых оплачены предпринимателем.

Субсидирование затрат экспортно-ориентированных малых предприятий

Субсидии предоставляются на прохождение сертификации по стандартам серии МС ИСО 9000 (обеспечение качества); стандартам серии МС ИСО 14000 (охрана окружающей среды); стандартам серии МАЛЫЙ БИЗНЕС OHSAS18000 (охрана труда и промышленная безопасность); стандартам серии SA 8000 (социальная ответственность и управление персоналом - которое, кстати включает в себя и разработку системы автоматизации управления персоналом); стандартам серии IDEF (информационное обеспечение); стандартам серии МС ИСО 9001, МС ИСО 9002; стандартам серии GMP (Good Manufacturing Practice); формам "А", "СТ -1", "ЕОУС"; системам управления пищевой безопасности НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point), проведение экспертизы, разработку торговой марки и т.д.

Максимальный размер субсидии составляет 50 % документально подтвержденных затрат, но не более 200 тыс. руб. на одно малое предприятие. В этом году двум предприятиям уже выплачены субсидии на сумму 200 тыс. рублей. Департамент экономического развития Мурманской области принял участие в конкурсе Минэкономразвития и торговли РФ и получил дополнительно к средствам областного бюджета аналогичную сумму из федерального бюджета, которая будет использована для поддержки еще двух малых предприятий, готовящихся предложить свою продукцию на международном рынке.

Субсидирование кредитных кооперативов и потребительских обществ предпринимателей

В настоящее время в Мурманской области существует более 150 производственных кооперативов и потребительских кооперативов граждан (не считая жилищных и гаражно-строительных кооперативов). Из них только в двух кооперативах в числе пайщиков были индивидуальные предприниматели и осуществлялось взаимное кредитование. В Мончегорске в середине 90-х годов был создан кооператив по принципу «кассы взаимопомощи граждан», который часть из накопленных в сумме 3,0 млн. рублей средств дает в долг индивидуальным предпринимателям, но банковскими кредитами кооператив не пользовался.

В Мурманске созданный Северной торгово-промышленной палатой кредитный потребительский кооператив граждан «Первое Мурманское общество взаимного кредита» начал деятельность только в 2005 году с суммы 1,0 млн. рублей. Производственные кооперативы кредитованием малого бизнеса не занимаются, потребительские кооперативы обслуживают только своих пайщиков-граждан и не имеют никакого отношения к субъектам малого предпринимательства. В силу этого отсутствует практика предоставления банками кредитов кооперативам на предпринимательские цели. Дополнительной проблемой является то, что кооперативы не имеют никаких преимуществ при получении кредита, у них, так же, как у предпринимателей, отсутствуют кредитная история и достаточное обеспечение.

Сравнение результативности финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства 

Наименование инструмента Объем использованных финансовых средств, млн.рублей в год Увеличение инвестиций, млн. рублей в год Количество охваченных СМП, ед. Возврат в бюджет в виде налогов, млн. рублей в год
Инвестиционное кредитование 10 10 15-18 2
Микро-кредитование 4 20 420-450 6.5
Субсидирование части затрат на уплату процентной ставки по займам коммерческих банков 2 48 30 3.5
Субсидирование затрат на разработку бизнес-планов и проектно - конструкторской документации 0.5 18 10 0.7
Субсидирование затрат экспортно-ориентированных малых предприятий 0,2 4 2 0.6
Субсидирование кредитных кооперативов и потребительских обществ предпринимателей 2 60 15 3
Гарантии ФОРМАП 2+50' 150 25 4
Предоставление грантов начинающим предпринимателям 1 4 10 1

В то же время среди субъектов малого предпринимательства взаимное кредитование распространено, но юридически эти отношения не оформляются. Обсуждение с представителями предпринимательских объединений возможностей создания на их базе обществ взаимного кредитования в форме потребительских кооперативов показали, что предпосылки для этого имеются. С целью развития потребительской кооперации предпринимателей департаментом экономического развития Мурманской области в 2005-2006 годах реализован комплекс мероприятий.

Проведен анализ нормативной базы создания и функционирования кредитных кооперативов и потребительских обществ, организована серия обучающих семинаров в городах области для предпринимателей, разработан типовой пакет учредительных документов, предоставлены индивидуальные консультации инициаторам создания кооперативов предпринимателей; проведена работа с коммерческими банками по вопросам предоставления кредитов. В настоящее время создано три новых кооператива, два - в стадии оформления. В июне оформлен первый договор на предоставление кредитной линии кооперативу.

Предоставление бюджетного кредита и бюджетной гарантии субъектов малого предпринимательства

Эти инструменты используются для поддержки организаций инфраструктуры предпринимательства, так как для малых предприятий оформление документов слишком сложное, а индивидуальным предпринимателям бюджетные кредиты и гарантии не предоставляются.
Существующие инструменты финансовой поддержки предлагается дополнить системой разделения рисков между самим заемщиком-предпринимателем, коммерческим банком и государством и предоставлением стартовых грантов.

Логическим продолжением мер по обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства является создание на базе ФОРМАП регионального гарантийного фонда. Целью его создания является расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, а именно: организация финансирования экономически и социально обоснованных проектов, не имеющих достаточного обеспечения запрашиваемых кредитных ресурсов, привлечение иностранных инвестиций для развития малого предпринимательства в Мурманской области. Этот механизм уже используется в ряде регионов.

Северо-западный банк Сбербанка РФ готов заключить соответствующее соглашение и принять участие в реализации данного мероприятия. Фонд формируется за счет средств областного бюджета, которые будут размещены на депозите в банке, ценных бумаг и объектов недвижимого имущества. Кроме того, в качестве обеспечения по кредитам используется собственные средства ФОРМАП, При этом использование средств на депозите и ценных бумаг (например, векселей Сберегательного банка) возможно с коэффициентом мультипликации 1:4. Банк самостоятельно отбирает и оценивает кредитные заявки, тем самым берёт на себя часть рисков. В случае, если выявляется недостаточность залогового обеспечения, предприниматель обращается за гарантией в ФОРМАП. При этом предприниматель должен иметь не менее 50% требуемого банком обеспечения.

Начинающим предпринимателям предлагается организовать предоставление на конкурсной основе стартовых грантов. Цель мероприятия - привлечение предпринимателей к решению задач местного уровня, например, обеспечению бытовыми или жилищно-коммунальными услугами, организацию торговли в отдаленных районах, транспортному обслуживанию и пр. Поэтому обязательным условием должно быть софинансирование из местного бюджета.

Материал предоставлен О.К.Борисенко,  зам. начальника отдела развития инноваций, предпринимательства и туризма
департамента экономического развития Мурманской области

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2006 г.

Еще статьи на тему "Предпринимательства":

Новые формы поддержки малого предпринимательства

1000 лет русского предпринимательства

Деньги для развития малого и среднего предпринимательства

Основные факторы успешного развития предпринимательства

Дни предпринимательства в Мурманской области

Открытие Дней предпринимательства


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.12.147.12

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .