Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области методом дельфи |
Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области методом дельфи и освоение нефтегазовых ресурсов АрктикиЙрьё Мюллюла , Университет Йоенсуу, кафедра географии, Финляндия Цель этой статьи — попытка оценить будущее развитие экономических структур Мурманской области. Данная работа является футурологическим исследованием, в котором в качестве теоретических точек отсчёта используется метод экономических кластеров в анализе промышленного развития, а для оценки текущего состояния используется метод основных перспективных направлений. Кластеры и перспективные направления преломляются через географическое пространство и глобально-национальные связи. Метод экспертов Дельфи используется для анализа возможных путей развития Мурманской области. Пробный опрос и два этапа опроса экспертов были проведены в 2004-2005 годах. Всего в исследовании было опрощено 77 экспертов в различных отраслях экономики. Среди экспертов были представители Мурманской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии, Норвегии, Великобритании. Согласно результатам опроса у Мурманской области три основных направления социально-экономического развития: рост транспортно-логистических потоков, внедрение новых технологий и глобализация. Временной период прогноза простирается до 2025 года.После распада СССР экономика Мурманской области получила новые возможности не только в освоении природных ресурсов региона, но в развитии транспортных и информационных технологий, экологической безопасности, туризма, логистического сервиса. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры области предполагает оценку народонаселения области в будущем, а также изменений экономических условий и, возможно, политических ориентаций. Футурологические исследования применяют различные методы оценки развития. Мурманская область рассматривается не только как составная часть России, Баренц региона, Северной Европы, но и как часть глобальной системы мира (рис. 1). Россия уже интегрирована в мировую систему торговли, особенно через рост экспорта энергоносителей в последние года. Этот факт повышает роль Баренц региона и Мурманской области (Tykkylainen, 2003: 172; Brunstad et al 2004). Рис. 1. Объект исследования. Основным объектом исследования является Мурманская область, будущее которой рассматривается с точки зрения Европейского Союза и мирового рынка. На рисунке показана логистическая модель, которая будет в ближайшем будущем для транспортировки нефти с Приразломного месторождения. Мурманск – это не только крупнейший незамерзаюший порт, но и важный логистический центр России. Основные перспективные направления могут привести к различным типам будущего (рис. 2). Перспективные направления могут относиться к феноменам с длительной историей или к явлениям, когда это направление обнаруживается очень поздно. Перспективные направления могут длительное время продолжаться, а могут прерваться и затем превратиться в другие направления, долгое время неосознаваемые. Так называемые «слабые сигналы» могут быть причиной исчезновения перспективных направлений. Эти сигналы со временем могут усиливаться, показывая большую значимость феномена, и развиться до значимого направления. Перспективное направление может возникнуть и тогда, когда несколько относительно слабых сигналов объединяются в одну тенденцию. (Toivonen, 2004, p. 10). Поставленная цель исследования и результаты, полученные нами, позволяют распознать основные перспективные направления в Мурманской области. Основываясь на этих ОПН, становится возможной оценка предполагаемого развития в регионе. ОПН влияют на развитие кластеров в области. Слово «кластер» обычно означает связка, пачка, группа чего-то однородного. В нашем исследовании, как и в западной футурологии, термин «кластер» определяется как отрасль, сеть сотрудничества в экономики, где действуют связанные между собой компании, предприятия и другие игроки. В определении термина кластера для нас основное - компании, производящие продукцию для рынка (e.g. Porter, 1990). Эти «компании-локомотивы», доминирующие на рынке, являются обычно большими фирмами, но часто бывают значительные особенности в бизнес активности. Особенно научно-исследовательский сектор формирует важную группу участников, потому что успех отраслей всё больше зависит от «ноу-хау». Финансовый сектор также является важным участником в каждом кластере (отрасли). В футурологии в зависимости от соподчинённости и вида взаимодействия различают вертикальные и горизонтальные кластеры (Malmberg and Maskell, 2002: 438). В исследовании мы выделяем девять кластеров (отраслей) экономики области для предметного изучения. Наша цель проэкзаменовать эти основные отрасли. Для этого мы использовали статистические данные по области, а также результаты личных интервью с экспертами.Рис. 2. Модель основных перспективных направлений. (Источник: Toivonen, 2004, p. 10.) Подходы в вычленении кластеров (отраслей) в западной и российской науке отличаются. В нашем исследовании мы рассматриваем следующие девять основных кластеров. Энергетический комплекс, горно-металлургическая промышленность, пищевая отрасль, транспортно-логистический комплекс – это основные существующие отрасли экономики области. Значение таких кластеров как туризм, информационно-коммуникационный сервис, экология, социальное обеспечение, отчасти безопасность человека несколько десятилетий назад было незначительным, а в последние годы значительно возрастает. Внутри кластеров тоже происходят изменения. Так в энергетике области наряду с производством электроэнергии появится добыча газа и нефти. В области появляются новые влиятельные компании и игроки. Для их идентификации мы используем методы основных перспективных направлений и группирования в кластеры. Основным методом исследования является дельфи-метод, который широко распространён в футурологии. В этом методе наряду с классическим изучением производственных показателей широко используются личные (лицом к лицу) интервью с различными экспертами. Дельфи-метод – это наиболее известный метод прогностических исследований, он базируется на анонимном опросе экспертов. Отличительным признаком этого метода является два и более этапа опроса, между которыми составляются промежуточные резюме обратной связи для респондентов (e.g. Sackman 1975; Kuusi, 1999). В этом методе важны не только ответы экспертов и их аргументы, но и их реакция на промежуточные выводы отдельных этапов опроса. В таблице 1 показана раскладка экспертов нашего исследования. Табл. 1. Раскладка экспертов, принявших участие в дельфи-опросах, по отраслям и сферам интересов.
Основываясь на пилотном (пробном) опросе мы выбрали 75 гипотетических перспективных направления развития области, а затем включили их в анкету 1-ого этапа опроса экспертов в Мурманске. Из них для 2-ого этапа опроса мы взяли 27 наиболее отмеченных экспертами направлений (приложение 2). Эти направления были сгруппированы в шесть основных перспективных направлений (ОПН), как это показано в таблице 2. Второй этап опроса проводился в Мурманской области, Москве и за границей. В таблице 2 представлены давно существующие и относительно новые отрасли области. Мы разделяем предположение, что эксперты несмотря на анонимность отвечали, в основном, в зависимости от их корпоративных интересов Основываясь на пилотном (пробном) опросе мы выбрали 75 гипотетических перспективных направления развития области, а затем включили их в анкету 1-ого этапа опроса экспертов в Мурманске. Из них для 2-ого этапа опроса мы взяли 27 наиболее отмеченных экспертами направлений (приложение 2). Эти направления были сгруппированы в шесть основных перспективных направлений (ОПН), как это показано в таблице 2. Второй этап опроса проводился в Мурманской области, Москве и за границей. В таблице 2 представлены давно существующие и относительно новые отрасли области. Мы разделяем предположение, что эксперты несмотря на анонимность отвечали, в основном, в зависимости от их корпоративных интересов (Kuusi 1999:193). Обобщённые данные 2-ого этапа опроса представлены в ниже расположенной таблице. Табл. 2. Влияние основных перспективных направлений (ОПН) на развитие Мурманской области в 2005 году с перспективой до 2025 года.
Как видно из таблицы 2, ответы экспертов немного отличаются. Эксперты из Мурманской области на первое и второе места ставят технологическое развитие и увеличение логистических потоков, затем рост глобализации. Иностранные эксперты, которые могут считаться независимыми представителями, на первое место ставят социально-экономическое развитие населения, затем технологическое развитие, далее рост глобализации и интернационализации. К глобализации принадлежит тенденция роста мировых цен на нефть, которая влияет и на экономическое развитие Мурманской области. По мнению экспертов из Мурманска эта тенденция будет усиливаться (рис. 3). Рис. 3. Согласно опросу, глобализация является одним из основных перспективных направлений, и её влияние будет увеличиваться. Этому способствует рост мировых цен на нефть, вызванный ростом мировой экономики и нестабильностью на Ближнем Востоке. На рисунке показан уровень цен на нефть с 1861 года. (Источник: British Petroleum Statistical Review of World Energy 2005, https://www.bp.com/.
Эксперты имеют одинаковую точку зрения касательно трёх основных тенденций развития области в перспективе до 2025 года – это глобализация, логистические потоки и технологическое развитие. Но имеются некоторые различия в оценке их важности (табл. 2). Хотя статистическая погрешность исследования может быть высокой из-за малого количества опрошенных респондентов. Основное внимание, на наш взгляд, лучше обратить на определение причин такого мнения. Из таблицы 3 наглядно видны мнения экспертов, как различные направления влияют на разные отрасли экономики области, какие отрасли поддерживаются основными тенденциями? Мы просили респондентов выбрать в каждом направлении 3 наиболее важные отрасли, которые эти тенденции поддерживают. На данный момент эксперты из Мурманска выделяют наибольшее влияние современных тенденций на транспортно-логистический комплекс и горно-металлургическую промышленность. К 2025 году эта тенденция но мнению мурманских экспертов сохранится. По мнению экспертов из Москвы наибольшее влияние оказывается на транспортно-логистический комплекс, энергетику и горно-металлургическую промышленность. К 2025 году эти отрасли также будут в зоне повышенного влияния.
По мнению иностранных экспертов, наибольшую поддержку на современный момент имеют транспортно-логистический комплекс, горно-металлургическая промышленность, затем энергетика. Эти же кластеры будут приоритетно развиваться в дальнейшем до 2025 года. Мы можем сделать вывод, что по обобщенному мнению всех опрошенных экспертов, крупнейшими кластерами (отраслями) области как на сегодня, так и на перспективу до 2025 года является транспортно-логистический комплекс. За ним по важности и перспективности следует горно-металлургическая отрасль. Исключением в отношении этой отрасли является только мнение группы независимых экспертов Мурманска. По мнению большинства экспертов третьим влиятельным кластером области сегодняшнего дня и на перспективу до 2025 года является энергетика. Только по мнению экспертов из новых кластеров энергетика уступит своё место по важности и влиятельности к 2025 году информационно-коммуникационному комплексу из-за преобладающих тенденций к глобализации. Участники опроса оценивали также важность разных уровней принятия решений при развитии экономики области. Рассматривались местный, областной, федеральный и международный уровни. На каждом из этих уровней есть ответственные лица, принимающие решения, как из государственного так и частного сектора. Нами была предпринята попытка их определения. Сравнивая результаты опросов экспертов, можно отметить, что федеральный и региональный уровень принятия решений наиболее значимый для Мурманской области. Однако группа независимых экспертов из Мурманска и эксперты из Москвы дополнительно отмечают важность в определённой степени местного уровня. Сравнивая различные отрасли, все эксперты сходятся во мнении, что в энергетическом комплексе федеральный уровень принятия решений является главенствующим по сравнению с другими. Местный уровень принятия решений имеет влияние особенно в пищевой промышленности, социальном обеспечении и обеспечении безопасности человека. Анализ опросов показывает, что в области важную роль играют федеральный и международный уровни. Однако в зависимости от отраслей влияние регионального и местного уровней может быть значительным. Участники опроса оценивали важность развития логистических объектов в разрезе каждой отрасли. Мы выделили девять логистических объектов: железнодорожное сообщение, порты и их сервис, автодороги и автотранспорт, нефтепроводы и из обслуживание, газопроводы и их обслуживание, система электроснабжения, информационно-коммуникационные сети, воздушное сообщение, пограничные и таможенные пункты (табл. 4).
Рассматривая отдельно три ведущие отрасли области, то есть транспортно-логистический комплекс, горно-металлургическую промышленность и энергетику, все эксперты из различных групп отдают предпочтение важности железнодорожного сообщения, затем портам с их инфраструктурой и далее автодорогам и автотранспорту. Мурманские эксперты разделяют эту точку зрения абсолютным большинством. Московские эксперты ставят на первое место порты, затем железнодорожное сообщение и далее информационно-коммуникационные сети. Иностранные эксперты отдают предпочтение портам, затем железнодорожному сообщению и далее автодорогам и информационно-коммуникационным сетям. В развитии горно-металлургического комплекса по обобщённому мнению экспертов наибольшее влияние имеют железнодорожное сообщение и портовые сооружения. Именно они являются двумя наиболее важными объектами логистического развития. Для развития энергетического комплекса области эксперты отмечали необходимость нефтепровода и газопровода. В дополнение к этому мнению мурманские и московские эксперты отмечали необходимость модернизации сетей электропередачи и железных дорог. Иностранные эксперты дополнительно отмечали необходимость модернизации портовых сооружений и энергосбережения вообще. Относительно уровней принятия решений в логистической сфере эксперты имеют такое же мнение как и по вопросу влияния основных перспективных направлений на три ведущие отрасли. Все эксперты считают, что федеральный и региональный уровни являются главными инстанциями в принятии решений. Важность принятия логистических решений на международном уровне отмечают эксперты из Москвы, а на местном уровне – эксперты из Мурманской области. Итак, основные перспективные направления (ОПН) подготавливают основу экономического развития Мурманской области. По мнению большинства респондентов эти направления на данный момент – это технологическое развитие, рост логистических потоков и глобализация. Эти три направления наиболее отчётливо поддерживают развитие транспортно-логистического комплекса области. На втором месте находится горно-металлургический комплекс, этого мнения придерживаются все респонденты, кроме небольшой группы так называемых независимых экспертов. Далее идёт энергетический комплекс, это мнение особенно подчёркивали эксперты из основных отраслей области, а также эксперты из Москвы и заграницы. Федеральный и региональный уровни являются наиболее важными уровнями в принятии решений по развитию Мурманской области. Это мнение респондентов представляется логичным. Результаты опроса показывают важность сочетания в принятии решений федерального и регионального уровня с участием в некоторых случаях международного уровня. Анализ опросов часто показывает зависимость ответов от группы интересов, которой принадлежит респондент (Kuusi 1999:193). По нашему мнению Дельфи-метод – это больше форма развёрнутого тематического интервью, чем опрос мнений населения. Но Дельфи-метод при опросе экспертов дает необходимое обобщенное представление для футурологических исследований.Литература Андреев О.А., Раутио В. Западные теории развития ресурсных территорий // Вестник аналитики. Москва. – 2005. – N 1 (19). – С. 188-201. Для информации
Йрьё Мюллюла работал продолжительное время в консалтинговом агентстве Oy Aluekehitys RD, которое специализируется в региональном прогнозировании и Дельфи-опросах. Это исследование является частью научного проекта «Изменяется ли география периферии Севера России?», который осуществляется в университете Йоенсуу и поддерживается Финляндской Академией (contact number 208149). В этом проекте участвуют исследователи из Финляндии, России, Германии и Австралии. В проекте принимает участие также Олег Андреев, руководитель Баренц центр социальных исследований, который является также профессором филиала Балтийского института экологии, политики и права в Мурманске. Это исследование является частью докторской диссертации Йрьё Мюллюла по социальной географии под руководством профессора Маркку Туккулайнена. Работа выполняется докторантом в основном самостоятельно, рассчитана она на 4 года. Диссертант планирует завершить работу над докторской работой в 2007 году.Приложения Оцениваемые перспективные направления (тенденции) во втором этапе Дельфи-опроса I Технологическое развитие Список экспертов из Мурманской области 1. Агарков С., Петрокоммерц банк в г. Мурманске, д. э. н. I Технологическое развитие Список экспертов из Мурманской области 1. Агарков С., Петрокоммерц банк в г. Мурманске, д. э. н. Журнал "СЕВЕР промышленный" № 6 2006 Еще статьи на тему "Мурманской области":Мурманской области распределена субсидия Работы по лесовосстановлению в Мурманской области Заседание правительства Мурманской области В Мурманской области отмечают 90-летие областного суда Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Конкурсу «Лучшие товары и услуги Мурманской области» - 15 лет
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 13533 |