Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Грузопоток пойдет через мурманский порт
Грузопоток пойдет через мурманский порт Печать E-mail

как председатель совета директоров ОАО «Мурманский морской рыбный порт»  Андрей Крайний приезжал для участия в очередном заседании совета 


Не так давно назначенный руководителем Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний наш Крайний Север вниманием не обделяет. За четыре месяца работы в новой должности он нанес в Мурманск уже несколько визитов. Но так как приезд «рыбного» начальника такого ранга случается все же не каждый день, то всякий раз местные журналисты засыпают его вопросами о положении дел в рыбной отрасли. А учитывая, что последний его визит в рыбную столицу Заполярья носил весьма конкретный характер - как теперь еще и председатель совета директоров ОАО «Мурманский морской рыбный порт» он приезжал для участия в очередном заседании совета - то и вопросы к Андрею Анатольевичу в первую очередь касались одной из самых актуальных для региона тем - будущего порта. Итак, обо всем по порядку. Слово гостю:

О ситуации в Мурманском морском рыбном порту

- Я недавно стал председателем совета директоров ОАО «ММРП» и в свой последний приезд в Мурманск еще раз прошелся по его грузовым районам. Окончательно убедился, что ситуация очень непростая. И все же мне представляется, что мы в состоянии привести порт в порядок. Да, грузооборот сильно упал: сегодня здесь переваливается всего 50 тысяч тонн, при этом на 1200 работающих приходится лишь 180 докеров. Остальное - обслуживающие подразделения. Ни один порт не в состоянии выдержать такую нагрузку. Это для предприятия невыносимо. Если прямо сейчас не начать ничего делать, то уже в следующем году порт закончит проедать сам себя, больше проедать станет попросту нечего. Ведь сегодня что происходит: продается что-либо из активов, из недвижимости и на эти деньги выплачивается зарплата. Все знают пример про кошку, которой «милосердный» хозяин отрубал хвост по частям. Вот так и в порту. Если не принять радикальных мер, через год (а может, и быстрее) Мурманского рыбного порта не станет как такового.


Если прямо сейчас не начать ничего делать, то уже в следующем году порт закончит проедать сам себя, больше проедать станет попросту нечего


Поэтому на последнем совете директоров мы наметили комплекс первоочередных мер. В том числе оптимизацию структуры или проще, и я не побоюсь этого слова, сокращение людей. Но это в данной ситуации даже не самое главное. Прежде всего, мы должны привлечь в порт «грузовые линейки». У меня состоялись переговоры с представителями ОАО «Газпром», который начинает работу на Штокмановском месторождении. Концерн интересуют возможности Мурманского рыбного порта. Полагаю, мы найдем взаимопонимание, и «Газпром» сюда придет как перевозчик грузов.

Еще одна необходимая мера - мы намерены расторгнуть договор аренды с компанией «Первый мурманский терминал», сейчас арендующей портовую нефтебазу. Считаю этот договор просто грабительским, поставивший порт за грань выживаемости. Если еще в 2005 году ММРП приносил государству прибыль, и людей на предприятии трудилось куда больше, чем сегодня, то уже в 2006, когда нефтебаза была сдана в аренду, порт сразу стал убыточным. Так что нефтебазу надо возвращать однозначно. Как, кстати, и рыбаков в родной порт. Хотя сейчас сходная ситуация практически во всех российских портах. Слишком много контролеров, слишком много надзирателей. Кроме, например, федеральной ветеринарной службы есть еще аналогичная ей областная с таким «экзотическим» названием как Станция по борьбе с заболеваниями животных. На содержание на своей территории федеральной службы в областном бюджете свободных денег нет. Поэтому «федералам» дали дополнительные права, чтобы они шли и зарабатывали как могут. Я докладывал Президенту РФ как раз на примере Мурманского порта, сколько там одних только служб, отвечающих за соблюдением ветеринарных норм. И все они требуют денег, как формально, так и не очень. А само оформление документов на судне занимает, при всем при том, от суток до трех в лучшем случае! В норвежском Киркенесе, как известно - полтора часа...


Прежде всего, мы должны привлечь в порт «грузовые линейки»


Поэтому в списке поручений Президента, направленных на оздоровление ситуации в отрасли, записано: необходимо разработать регламент взаимодействия ветеринаров, пограничников, таможенников и всех остальных с тем, чтобы в целом сократить число контролеров до разумного предела. Думается, Россельхознадзора, пограничников и таможенников вполне достаточно. Что же касается всяких ветеринарных служб областного уровня, то при всем к ним моем уважении все же считаю, что им и без того найдется чем заниматься на городских рынках и в магазинах. Для определения данного регламента уже создана межведомственная рабочая группа, постараемся ввести его в действие постановлением правительства уже до конца года. А, кстати, по срокам (имею в виду сроки оформления судна) необходимо установить максимально допустимое время работы контролирующих органов. Не уложился кто-нибудь из них, пусть отвечает рублем из собственного кармана за простой судна и так далее. Уверен, мы добьемся такого порядка.

О свободной экономической зоне

Вероятность создания такой зоны в Мурманском порту сегодня весьма велика. Но сначала нужен соответствующий федеральный закон. Он должен быть принят Госдумой 5-го созыва, и после его вступления в силу правительство определится, на базе каких портов страны СЭЗ будут созданы. Нам представляется, что все они должны стать такими зонами. Сделаем мы, допустим, питерский порт свободной зоной, а мурманский - нет, значит, заведомо поставим их в неравные условия.

О «рыбных» аукционах

Тут надо определиться с терминологией. Рыбный аукцион в моем понимании - это биржа, на которой продается выловленная рыба. У нас же так часто называют аукционы по продаже квот (долей). К последним лично я отношусь категорически отрицательно. И рыбаки, кстати, в обсуждаемых поправках к Закону о рыболовстве между строк увидели возможность их возрождения. На недавнем совещании у главы администрации Президента мы сумели доказать всю пагубность такого шага, так как слишком хорошо знаем, к чему такое приводит.


Сделаем мы, допустим, питерский порт свободной зоной, а мурманский - нет, значит, заведомо поставим их в неравные условия


Да, единовременные поступления в бюджет могут быть значительными и оттого впечатлять. Хотя для нынешнего состояния федерального бюджета это как «слону - дробина». Зато это приведет к полному «уводу» оборотных средств от рыбаков и, как следствие, к их попаданию в зависимость от западного на Северном бассейне и от азиатско-тихоокеанского капитала на Дальнем Востоке. Атак как мы вроде бы провозгласили и собираемся записать в Законе норму, что рыбная отрасль попадает в перечень стратегических, и иностранцы никоим образом не смогут получить контроля ни над одной нашей добывающей компанией, то, сказав «А», мы должны будем сказать и «Б». То есть, раз иностранный капитал должен действовать по межправительственным соглашениям, а не скупать рыбу у наших рыбаков, то нельзя давать ему возможность через аукционы входить в капитал российских промысловых компаний.

О «работе над ошибками»

Идет активная работа над поправками в федеральный Закон о рыболовстве. То, что было внесено и затем принято в Госдуме в первом чтении, нас абсолютно не удовлетворяет. Ко второму чтению мы подготовили свои конкретные предложения и замечания. Законопроект должен быть кардинально переделан. Причем, не столько стилистически, сколько концептуально. Надеемся получить гораздо более четкий и внятный документ, который будет служить на пользу отрасли.

О Госкомитете по рыболовству

Пожалуй, самое главное: Комитет сосредоточит в одних руках разрозненные в последние годы функции по управлению рыбным хозяйством страны. В том числе нормативно-правовые, находившиеся в ведении Минсельхоза, контрольно-надзорные, осуществлявшиеся Россельхознадзором, наконец, функции правоприменительные и по управлению госимуществом, закрепленные за Федеральным агентством по рыболовству. Таким образом, мы получили Госкомитет, по своим возможностям, пожалуй, подееспособнее иных министерств. Он будет напрямую подчиняться правительству РФ, будет субъектом бюджетного планирования. То есть, мы сразу перешагнули как минимум две-три ступеньки, отделяющие нас от Правительства.

О прибрежном промысле

Пока договорились так: прибрежное рыболовство - это такое рыболовство, продукция которого поставляется на берег в свежем или охлажденном виде, и где работают суда до 24 метров. Хотя полного понимания, что такое «прибрежка», нет до конца ни у юристов, ни даже у самих рыбаков. На каждом бассейне - свое понимание. В Приморском крае, к примеру, считают, что вообще не нужно такое деление. Зато понятно, почему: там 90 процентов ловится в экономзоне, и только 10 процентов - собственно прибрежка. На Камчатке - «с точностью до наоборот»: там прекрасно осознают, что если убрать понятие прибрежного рыболовства, то с Приморья придет крупнотоннажный флот и через несколько лет у берегов Камчатки тоже не станет рыбы. В дальнейшем мы, возможно, придем к тому, что отдельно по каждому бассейну не 12-мильной зоной будем определять границу прибрежного промысла, а координатами.

Об «охлажденке»

В перечне поручений Президента, направленных на оздоровление отрасли, есть и такой пункт: проработать вопрос о возможности расширения оптовой и розничной реализации морской свежей и охлажденной рыбы, а также морепродуктов. Срок - до 1 февраля 2008 года.


Если не принять радикальных мер, через год (а может, и быстрее) Мурманского рыбного порта не станет как такового


Мы будем встречаться с главным санитарным врачом, Роспотребнадзором, чтобы всем вместе понять, где ветврачи правы, а где «дуют на воду, обжегшись на молоке», повторяя раз за разом: «ох, в рыбе гельминты». Хотя странно, почему норвежскую треску, выловленную в Баренцевом море, можно продавать в охлажденном виде, а пойманную там же российскую - нет? Будем исправлять абсурдную ситуацию.

Последняя часть выступления Андрея Крайнего, посвященная проблемам «прибрежки», по понятным причинам особенно заинтересовала председателя правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолия Евенко. Тем более что большинство общих проблем созвучны тем, что мешают дальнейшему развитию прибрежного промысла и в нашем регионе:

- Прежде всего, надо отметить как добрый знак возвращение к четко выстроенной двухзвенной вертикали управления отраслью - к Госкомитету по рыболовству. Что же касается наиболее близкой мне темы в выступлении Андрея Анатольевича - прибрежного промысла: рад, что ему отводится, наконец, особая роль в деле наполняемости высококачественными и свежими продуктами питания субъектов Российской Федерации. В частности, в течение последних трех лет ВСЯ добытая предприятиями-членами нашей Ассоциации рыба в свежеохлажденном виде доставляется исключительно на российский берег. Только в прошлом году - 12 тысяч тонн. Другой вопрос, куда она уходит потом? Но сами прибрежники честно делают все от них зависящее для снабжения населения не только качественной, но и относительно дешевой рыбопродукцией. Ведь переработка мороженой рыбы требует производства большего количества технологических операций, затраты на которые входят в ее себестоимость, что в конечном итоге выливается в дополнительные финансовые расходы для простого потребителя. К тому же качество выпускаемых из него рыбных товаров оставляет желать лучшего.

В данной связи очень важны усилия, направленные нашей Ассоциацией при полной поддержке губернатора Мурманской области на положительное решение вопроса о передаче функций по управлению прибрежным рыболовством от федеральной к региональной власти.

Ведь, ладно океанический промысел по международным соглашениям где-нибудь у африканских берегов - о нем никто не спорит - но прибрежное-то рыболовство исстари находилось в ведении властей на местах. Причем, только тех регионов, что выходят к морю и снабжают население рыбопродуктами. Мурманская область как не всякий другой субъект РФ подходит под это определение.

Нам говорят: водные ресурсы: федерального значения, значит, и распоряжаться ими должны «федералы». Мы не против! Пусть контроль остается за центром. Мы отчитаемся за каждый килограмм выловленной прибрежниками рыбы. Но уж как распределить выделяемую региону квоту между местными предприятиями, наверное, лучше знают на местах. И кто - законопослушный рыбак, не браконьер, кто добросовестно выбирает свою долю каждый год, тоже на месте знают лучше. Повторюсь, «прибрежка» - хорошее подспорье в обеспечении качественными и свежими высокобелковыми рыбопродуктами населения не только нашей, но и других областей России. Главное - правильно распорядиться возможностями, имеющимися в нашем богатейшем на рыбные ресурсы регионе.


«Голубая мечта» Мурманского прибрежного рыболовства - организация в Мурманске рыбного рынка


Кстати, я лично давно за то, чтобы создать в регионе некое координационное бассейновое объединение рыбопромышленников с определенным государственным стратегическим влиянием (через соответствующий совет) на их деятельность. Или, может, точнее - воссоздать нечто наподобие бывшего главка «Севрыба», только в современном виде. И сделать это надо было еще 5-6 лет назад. Тогда бы мы, скорее всего, не потеряли некогда мощные объединения типа «Мурмансельдь», «Севрыбпромразведка» и целый ряд других предприятий. Я в свое время как советник даже выходил с этим вопросом на губернатора. Конечно, сейчас созвать такой совет будет сложно (многие уже привыкли жить лишь собственными интересами), но необходимо. Народная мудрость гласит, а я всегда повторяю: один прутик переломить легко, целый веник - куда сложнее. Это все больше осознают многие мои коллеги по региональному рыбохозяйственному комплексу. Инициаторами выступают Союз рыбопромышленников и Ассоциация прибрежного рыболовства. Так что идея создания такого совета уже не просто витает в воздухе, а принимает осязаемые черты.

«Голубая мечта» прибрежников, равно как и региональных властей - реализация прямой схемы «борт судна - магазин». Или в качестве варианта - организация в Мурманске рыбного рынка, куда, опять же, напрямую прибрежники могли бы доставить только что выловленную рыбу - как это давно практикуется во всем мире. Я бывал во Франции, Англии и видел, как маломерные суда с утречка пораньше сгружают улов на торговую площадку в районе порта. Тут же появляются представители местных ресторанов, магазинов, и специальный менеджер им продает по лотам партии приглянувшейся свежей рыбки. На любой вкус! Причем, доступ на такой рынок свободен для всех желающих. При мне приходили туда местные жители целыми семьями и покупали на завтрак еще в буквальном смысле бьющую хвостом рыбу. Чем плохо? А все эти выстраиваемые нашими ветеринарными и санитарными службами препоны (мол, кишит морская рыба паразитами) считаю просто надуманными для того, чтобы, уж извините за резкость, оправдать свое существование. Кстати, за наш, рядовых налогоплательщиков, счет. И если уж когда и попадается действительно в свежей рыбе какой-то мелкий паразит, то при элементарной жарке, варке он уничтожается. В сырую-то рыбу прямо на рынке никто из покупателей не вгрызается...

Кстати, мы готовы полностью загрузить свежеохлажденной продукцией мурманские магазины, участвующие в социальной городской программе «Дешевая рыба». С мэром Мурманска Михаилом Савченко поданному вопросу достигнуто полное взаимопонимание. Собирались даже в каждом из трех мурманских городских округов открыть по специализированному рыбному магазину, торгующему в том числе свежеохлажденной рыбой и рыбопродукцией местных рыбопереработчиков. Все упирается опять же в запреты ветеринарной и санитарной служб. У них инструкция: нельзя, и все тут.

Поэтому мне очень импонирует решительная позиция Андрея Крайнего по необходимости преодоления этого надуманного бюрократического барьера. Также как и озвученная им идея перехода от системы ограничительной 12-мильной зоны к работе за ее пределами для прибрежников или как вариант - деление районов прибрежного промысла по квадратам. Специфика «прибрежки»: ее четко установившаяся сезонность. В каком-то месте рыба ловится два таких-то месяца в году, в другом - два других. «Квадратная» схема здесь вполне логична.

Подготовил Андрей Попов

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10 2007 г.

Еще статьи на тему "Порт":

Порт

Мурманский порт перспективен для транзита контейнеров из Европы, США и Канады

Рыбный порт

Каким должен быть морской порт?

Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный

Развитие морского порта - гарантия успеха всех отраслей промышленности

О занятости в торговом порту

Океанский глубоководный порт в Мурманске

Рыбный порт: расчет на свои силы


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.225.16.10

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD