Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Какой должна быть структура морского порта
Какой должна быть структура морского порта Печать E-mail

Имеются предпроектные проработки по размещению нефтеналивного порта в Лиинахамари


В нынешнем выпуске журнала публикуются сведения о проектах строительства на западном берегу Кольского залива нового морского порта. Проект прошел большой и трудный путь согласований и утверждений. Выстоял и победил! Его «соперниками» были не менее интересные проекты, сведениями о которых поделился с читателями журнала «События» генеральный директор ОАО "Ленморниипроект" Александр Парфенов в 2000 году. Думаем, наши читателям будет полезно составить собственное мнение о каждом из проектов.

На всех этапах освоения Арктики для обеспечения перевозок огромное значение придается морским портам. В Северо-западном бассейне и на трассе Северного морского пути за полвека их построено пятнадцать. Причем, порты в Мурманске, Кандалакше, Мезени, Онеге, Нарьян-Маре, Амдерме, на Диксоне, а также причалы для морских судов в Дудинке - по проектам института ОАО "Ленморниипроект". В эти же годы с участием «Ленморниипроекта» реконструирован и получил значительное развитие порт в Архангельске. Созданы, таким образом, мощности, входящие в транспортную систему страны, обеспечивающие потребности российского Северо-Запада и западного сектора Арктики. В настоящее время для удовлетворения потребностей внешней торговли в Мурманске и Кандалакше строятся новые терминалы, разрабатывается документация на реконструкцию причалов в архангельском порту. Крупномасштабное освоение новых месторождений создает благоприятные предпосылки для загрузки расположенных в западном секторе северных и арктических портов. Однако обеспечение перевозки нефти и руды, транспортировки газа требует разработки комплексной транспортной схемы, в которой все ее параметры и графики операций увязываются с добычей полезных ископаемых.

Предлагаются разные варианты строительства в западном секторе нового порта. В проекте транспортировки нефти "Терминал Северные ворота" рассмотрено четыре варианта размещения терминала: в районе Варандея, Индиги и острова Колгуева. Имеются предпроектные проработки по размещению нефтеналивного порта в Лиинахамари. Однако проблему вывоза с месторождений, расположенных в западном секторе Арктики, они решают в интересах конкретных фирм и не учитывают другие грузопотоки. По ряду причин ни один из предложенных вариантов не получил дальнейшего развития. Что касается проекта TNRUS9584 "Развитие транспорта в Северо-западном регионе", разработанного по программе TACIS, то в нем вообще не учтены потребности в грузовых перевозках, необходимых для хозяйственного освоения западного сектора Арктики.

В последнее время иностранные компании стали проявлять настойчивый интерес к получению концессий на право освоения рудных месторождений, расположенных на Южном острове Новой Земли. Возникает ситуация, при которой из-за отсутствия комплексной транспортной системы сдерживается экономическое развитие Северо-Запада. Это обусловливает необходимость в ближайшее время приступить к разработке стратегии развития транспорта, определить в первую очередь место строительства нового порта.


Предлагаются разные варианты строительства нового порта в западном секторе  Арктики


Мы считаем, что это должен быть Южный остров архипелага Новая Земля. Там, в 130-150 км от существующего порта Белушья Губа, разведаны богатейшие рудоносные месторождения цветных и благородных металлов - марганца, свинца, цинка, серебра. Их суммарные запасы оцениваются в 3 млрд., тонн. На шельфе Баренцева и Карского морей в радиусе 250-300 км от бухты Белушья Губа выявлены многочисленные нефтяные, газоконденсатные и газовые месторождения, суммарные запасы которых превышают 30 млрд. тонн условного топлива, в том числе - 1,5 млрд. тонн нефти, 250 млн. т конденсата и более 15 триллионов м3 газа. Это создает надежную базу для энергообеспечения горно-рудных и нефтехимических производств. Однако, освоение полезных ископаемых, сырьевой потенциал которых имеет мировое значение, сдерживается отсутствием стратегии развития транспорта.

Я имею в виду транспортные связи с нашим Северо-Западом, куда входит западный сектор Арктики, в которых заинтересована не только Россия, К ним проявляют интерес Европейский союз, Норвегия, Япония, другие страны. Специфика груза, суровые природные условия, расположение месторождений на большом пространстве, высокая чувствительность окружающей среды к экологическим нарушениям требуют особой надежности, регулярности и рентабельности транспортного процесса. И это необходимо учитывать при выборе мест прокладки трасс трубопроводов, строительства объектов наземного и морского транспорта.

Конечная задача транспортной системы состоит в том, чтобы обеспечить своевременное материально-техническое снабжение районов добычи, а груз с месторождений своевременно доставлять российским и зарубежным потребителям. Потому-то, по мнению специалистов «Ленморниипроекта», оптимальным местом для строительства нового порта и является бухта Белушья Губа на Южном острове архипелага Новая Земля. Преимущество этого варианта в удачном географическом положении по отношению к Северному морскому пути, благоприятные природные условия, близость к месторождениям руд и углеводородов. Особая привлекательность этой бухты в том, что она расположена в зоне влияния теплого течения, и природные условия позволят обеспечить здесь круглогодичное плавание всех типов и классов судов с минимальными затратами на ледокольное сопровождение. В самые суровые зимы полоса припая не превышает тут 1 км при толщине льда до 1 м. Бухта хорошо защищена от волнений и проникновения на ее акваторию дрейфующих льдов. Глубина на входе в нее 30-50 м, в акватории бухты - 10-30 м. Она находится практически в центре расположения шельфовых месторождений и в 130-150 км от крупнейшего в мире месторождения руд.


оптимальным местом для строительства нового порта и является бухта Белушья Губа на Южном острове архипелага Новая Земля


Здесь уже есть порт с двумя грузовыми и четырьмя вспомогательными причалами. Существует и благоустроенный поселок с необходимой инфраструктурой. Имеются на острове камень и песок, а в его восточной и северной частях - большая незастроенная территория. Все это позволяет вести строительство в определенной очередности.

Тут могут быть построены мощности для перевалки наливных грузов, механизированный комплекс для погрузки руды, контейнерный терминал для транзита и грузов снабжения, размещена бункеровочная и накопительно-распределительная базы для грузов снабжения и центр ледокольной проводки. На первом этапе до 7-10 млн. тонн нефти предусматривается доставлять с месторождений в порт на фидерных судах усиленного ледового класса дедвейтом 15-25 тыс. тонн. На следующем - в район Варандея и Приразломное прокладывается нефтепровод, и по нему нефть транспортируется в порт как с шельфовых, так и с прибрежных месторождений. Ее вывоз из порта возможен на танкерах дедвейтом 150-200 тыс. тонн.

На перспективу 2015 г. суммарный грузооборот порта в бухте Белушья Губа экспертно оценивается в 63-82 млн. тонн в год, в том числе 40-50 млн. тонн нефти, 15-20 млн. тонн руды, 5-7 млн. тонн грузов снабжения и 3-5 млн., тонн транзитных грузов в контейнерах. Для доставки нефти на внутренний рынок нефтепровод Белушья Губа - Варандей соединяется с Балтийской трубопроводной системой, руда на заводы Северо-Запада и в другие регионы пойдет железной дорогой, а от порта Белушья Губа до Мурманска вагоны будут доставляться на пароме.


На перспективу 2015 г. суммарный грузооборот порта в бухте Белушья Губа экспертно оценивается в 63-82 млн. тонн в год


Этим путем возможна перевозка и грузов снабжения.

Строительство многоцелевого хорошо механизированного порта в бухте Белушья Губа - центре зарождения и поглощения грузопотоков, поэтапный ввод портовых мощностей в эксплуатацию позволит существенно, по сравнению с другими вариантами, сократить транспортные расходы и ускорить окупаемость капитальных вложений, создаст хорошие предпосылки для инвестиций в комплексное освоение крупных месторождений, обеспечит масштабные финансовые поступления в экономику России и хорошие условия для развития промышленности и социальной сферы Северо-Запада, привлечет новые грузопотоки для загрузки северных и арктических портов.

Александр Парфенов, генеральный директор ОАО "Ленморниипроект" 

ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 4 2006 

Еще статьи по теме "морской порт":

Марина Ковтун осмотрела объекты морского порта

Развитие туризма на базе порта Мурманск

Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный

Развитие морского порта - гарантия успеха всех отраслей промышленности

О занятости в торговом порту

Океанский глубоководный порт в Мурманске


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.162.64.108

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD