В борьбе за арктический шельф полумерами не обойтись |
Проводились исследования для подтверждения прав России на расширение арктического шельфаВсе летние месяцы (2007 года - прим.редакции) внимание общественности и средств массовой информации страны и мировых информационных агентств было приковано к российским научно-исследовательским экспедициям на арктическом шельфе. Российские ученые в мае-июне на атомном ледоколе «Россия» и в июле-августе на научно-исследовательском судне «Академик Федоров» и атомоходе «Россия» выполнили комплекс исследований на хребтах Ломоносова и Менделеева в Северном ледовитом океане с целью определения внешних границ континентального шельфа, богатого запасами нефти и газа, а также, выполнили спуски батискафов «Мир» в географической точке Северного полюса. Из федерального бюджета финансировались лишь исследования хребта Ломоносова, выполненные с борта атомного ледокола «Россия» в мае – июне этого года для получения данных с целью подтверждения прав России на расширение арктического шельфа. А вот немалые деньги для экспедиции нис «Академик Федоров» и спуск под воду «Миров» на Северном полюсе выделили частные отечественные и зарубежные компании. 11 августа ученые с борта атомного ледокола «Россия» начали третий этап исследований на хребте Ломоносова. Выполненные экспедиции и полученные данные можно рассматривать как серьезный этап в борьбе за признание за Россией прав на увеличение арктического шельфа. В этот процесс активно включились американцы, норвежцы, шведы, канадцы, датчане, которые тратили на эти цели сотни миллионов долларов, а теперь планируют выделять миллиарды, понимая важность обладания кладовой углеводородного сырья. В высших эшелонах власти должны осознать, что полумерами в вопросе получения данных для закрепления за Россией арктического шельфа, не обойтись. Необходимо выполнение геологазведочных работ, финансируемых не частными спонсорами, а государством. Важнейшим шагом на этом пути могло бы стать переоборудование атомного лихтеровоза «Севморпуть» в буровое судно ледового класса. Работу по переоборудованию судна готова в течение 18 месяцев выполнить северодвинское СРЗ «Звездочка». Иностранцы не дремлютОбщепризнано, что на шельфе арктических морей сосредоточены огромные запасы углеводородного сырья – 25% от общемировых, из них 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллионов кубометров газа. Только возможное приращение шельфа российского сектора Арктики на 1 миллион 200 тысяч квадратных километров (в случае доказательства, что он является продолжением Сибирской континентальной платформы) позволит России прирастить потенциальные запасы нефти и газа на 10 миллиардов тонн условного топлива. В конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую ратифицировали семь арктических стран, содержатся статьи, регламентирующие принципы разделения континентального шельфа, прилегающего к территориям государств, установления юридических прав на исключительное владение водными, биологическими и иными ресурсами шельфа. В качестве доказательной базы принимается геологическое единство происхождения и структуры строения коренных и осадочных горных пород континентальной литосферы и ее продолжения под морями и океанами. В 1926 году президиум ЦИК СССР объявил территории как открытые, так и могущие быть открытыми земли и острова в арктическом секторе принадлежащими Советскому Союзу. В 1925 году аналогичный закон приняла Канада. Более 50% Арктического региона представляют собой подводную окраину Евразии, включая в себя шельф морей Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Поднятие Менделеева, находящееся значительно севернее географических границ Восточно-Сибирского и Чукотского морей, по материалам российских исследований имеет общую геологическую природу по времени образования и структуре строения с Евразийским шельфом. Но это надо доказать в специальном органе ООН, который получил название «Комиссия по границам континентального шельфа». К сожалению, поданная в комиссию ООН в 2001 году заявка на определение границ континентального шельфа России была отклонена. Нужно доказать мировому сообществу, что поднятие Менделеева и хребет Ломоносова – продолжение Евразийского континента. Комиссия требует, чтобы с помощью эхолотов был составлен полный рельеф дна в тех зонах, на которые претендуют те или иные приарктические государства. Для этого необходимы научные данные, сбором которых и занимались экспедиции летом 2007 года. Всего предстоит изучить 24 тысячи километров и эти исследования необходимо завершить к 2010 году. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «цель этой экспедиции – не застолбить права России, а найти научные доказательства тому, что наш шельф простирается к Северному полюсу. С точки зрения дипломатии вопросы принадлежности континентального шельфа могут рассматриваться исключительно на основе международной конвенции по морскому праву и в рамках механизмов, которые были созданы в соответствии с этой конвенцией». К сожалению, последние полтора десятилетия Россия уделяла этому вопросу недостаточное внимание, что явилось свидетельством недальновидной политики российского руководства, игнорированием национальных интересов. Лишь в мае-июне 2007 года на бюджетные средства был выполнен комплекс исследований с борта атомного ледокола «Россия». В то же время, наблюдается активизация исследовательских работ геологической направленности со стороны США, Канады, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии и ряда других стран. В сентябре 2004 года шведские дизель-электрический ледокол «Оden» и буровое судно «Vidar Viking» выполняло буровые работы на подводном хребте Ломоносова, в районе Северного полюса, для определения кристаллическуой структуры и химического состава горных пород, чтобы доказать, является ли данный хребет продолжением материковой литосферы. Уже тогда было доказано, что хребет Ломоносова является продолжением континента. Хотелось бы, но не факт, что он непрерывно тянется от Сибирской континентальной платформы. Эти и другие изыскания, выполненные исследовательскими судами и ледоколами США, Канады, Швеции, Германии, Норвегии, призваны в недалеком будущем сыграть огромную роль в решении в ООН вопроса о принадлежности тому или иному государству части шельфа арктических морей. В районе Северного полюса, начиная с 1991 года работали: в 1991 году шведский ледокол «Оden» и немецкий ледокол «Polarstern», в августе 1994 года канадский ледокол «Louis S. St. Laurent» и американский «Polar Sea», в сентябре 1996 года и в июле 2001 года «Оden», в сентябре 2001 года американский ледокол «Healy» и «Polarstern». И это не считая тех научно исследовательских судов других стран, которые не заходили на Северный полюс, а просто, делали незаметную, но крайне важную для своих стран изыскательскую работу. Среди них боле двух десятков выходов за 2001-2006 годы в арктические моря норвежских научно-исследовательских судов и НИС Великобритании. Не осталась без внимания наших конкурентов и экспедиция россиян на Северный полюс. Вслед за нис «Академик Федоров» и атомным ледоколом «Россия» к Северному полюсу направилась американская научная экспедиция на шведском ледоколе «Оden». Цель американских ученых провести исследования на хребте Гаккеля. В начале августа в Северный ледовитый океан с учеными на борту ушел тяжелый американский ледокол «Healy». Можно быть уверенными, что иностранные государства, имеющие свой интерес к Арктике, активизируют свои исследования. По словам премьер-министра Канады Стивена Харпера, действия российских ученых подтвердили для Канады необходимость отстаивать свой суверенитет в Арктическом регионе. Он утверждал: «Это наша страна, наша собственность и наше море. Арктика принадлежит Канаде». Не останутся в стороне от процессов, происходящих в Арктике и американцы, чтобы урвать от шельфового «пирога» кусок пожирнее. Не случайно «ярый друг» России американский сенатор Ричард Лугар, заместитель сенатского комитета по иностранным делам заявил: «Россия претендует на потенциальные запасы нефти и газа на Северном полюсе. Соединенные Штаты понесут большой урон, если не вступят в борьбу за полярные энергоресурсы. США должны ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву. Иначе Москва сможет предъявить свои претензии без американского участия за столом переговоров». Президент США Джордж Буш призвал сенат США ратифицировать Конвенцию ООН в течение текущей сессии конгресса. Он отметил, что это гарантирует защиту суверенных прав США на значительные морские территории, в том числе на находящиеся там ценные природные ресурсы. В настоящее время США официально претендуют на береговую зону в районе побережья штата Аляска, уходящую в океан на 600 миль. Уж если США в свое время нервно отреагировали на действия своего союзника по НАТО Норвегии, в отношении шельфа архипелага Шпицберген, то можно представить, с каким противодействием столкнется Россия. Сейчас Норвегия стремится свести к нулю любую иностранную экономическую и научную деятельность на Шпицбергене, а также поставить ее под полный национальный контроль и управление, установить одностороннее норвежское регулирование над прилегающей к архипелагу акваторией и шельфом, возможно изменить существующий статус архипелага как демилитаризованной зоны, отказаться от рассмотрения спорного вопроса на двух- и многосторонней основе, использовать неоднозначность толкования норм Парижского договора от 9 февраля 1920 года в своих интересах. В заявлении, сделанном норвежским министром иностранных дел Стере Юнасом Гере в 2006 году, накануне встречи премьер-министров Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии, приглашенных на архипелаг, говорилось: «Если в районе Шпицбергена найдут нефть, только Норвегия имеет право определять, когда, кто и на каких условиях станет ее добывать». Практически незамедлительно на это отреагировал Госдепартамент США в интервью своего представителя норвежским СМИ: «США претендует на все права, которые страна имеет в соответствии с Договором о Шпицбергене, включая все возможные права на то, что связано с эксплуатацией минеральных ресурсов на континентальном шельфе, принадлежащем Шпицбергену». Что уж говорить, если вопрос стоит о 1,2 миллионах квадратных километров арктического шельфа, имеющего в своих недрах более 10 миллиардов тонн условного топлива. Противостояние будет нешуточное. Не утратить бы приоритеты, а с ними и шельфВ свое время Канадой был предложен секторальный принцип деления Арктики до точки полюса между Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией что соответствует интересам России. Однако этот принцип оспаривается государствами, не имеющими прямых выходов к арктическому побережью, но претендующими на участие в освоении сырьевых ресурсов Арктики. До сих пор Россия не определилась с внешними границами континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву позволяет объявить ширину шельфа до 350 миль, от береговой линии без учета подводных возвышенностей, но, при этом, шельф в геологическом смысле должен быть продолжением сухопутной территории без каких-либо интервалов. России принадлежали приоритеты в изучении Арктики и дна арктических морей благодаря исследованиям, проводимым в советские годы. В нашей стране была создана карта рельефа дна Северного Ледовитого океана и прилегающих морей, которая была представлена в ООН и занесена в книгу рекордов Гиннеса. Тогда же было сделано и геологическое описание побережья и шельфа арктического бассейна, что послужило основой установления границ исключительной экономической зоны СССР. К сожалению, Россия полтора десятилетия почти не занималась этими исследованиями, утрачивая свои приоритеты. Сегодня проблематикой, связанной с судоходством в арктических морях и геологическим строением шельфа занимаются десятки научно-исследовательских институтов из 14 стран мира. Начиная с 2003 года ряд государств в рамках «Северного форума» («Северный форум» - международная неправительственная организация северных регионов, создана 8 ноября 1991 года. Штаб-квартира в Анкоридже (Аляска). Имеет два подсекретариата в Рованиеми – Финляндия и в Якутске. В него входят губернаторы 25 северных территорий из 10 стран), также активизировал дискуссии по проблемам новых подходов к разделу арктического шельфа. Американцы, понимая важность морских работ на арктическом шельфе, начинают прогнозировать свои возможности в разработке, постройке и вводу в эксплуатацию судов ледового класса. Профильный комитет американского сената одобрил выделение средств на развитие программ по изучению Северного ледовитого океана в тот же день, когда успешно завершились подводные спуски «Миров» на Северном полюсе. В случае принятия данного законопроекта Служба береговой охраны США, которой принадлежат три ледокола, в том числе, «Healy», получит на свои нужды 8,7 миллиарда долларов, из которых 100 миллионов пойдут на обеспечение работы существующих арктических ледоколов. Будет построено и два новых ледокола. Активизируются и наши северные соседи, имеющие огромный опыт строительства ледоколов, судов ледового класса и буровых платформ, необходимых при разработке арктического шельфа. В условиях расширения работ на арктическом шельфе в качестве альтернативы российским ледоколам предлагается использование многофункциональных ледоколов Финляндии класса Fennica, Botnica или Швеции класса Tor Viking. Канада, по заявлению премьер-министра этой страны Стивена Харпера, намерена закупить для своего военно-морского флота восемь ледостойких патрульных судов для контроля над своим арктическим шельфом, на что готова выделить 7 миллиардов долларов. В рамках программы «Канада – в первых рядах» эта северная страна намерена построить три военных ледокола повышенной проходимости, а в октябре, отправить к Северному полюсу научную экспедицию. Даже Дания выделила в 2004 году 25 миллионов долларов, чтобы доказать, что хребет Ломоносова связан с островом Гренландия. В 2007 году, объявленном Международным полярным годом, наша страна, наконец-то, решила провести широкомасштабные научные работы в Северном ледовитом океане по подтверждению границ российского арктического шельфа. В мае-июне 2007 года по заданию Министерства природных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию и на бюджетные средства на атомном ледоколе «Россия» группа ученых ВНИИ океанологии, во главе с директором института Валерием Каминским 43 суток работали в Арктике с целью подтверждения данных о том, что шельф Северного ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы. Выполняя научные изыскания на шельфе в районе хребта Ломоносова (хребет напоминает огромное горное плато, шириной примерно 100 миль и в длину 1240 миль, простирающееся между Россией и Гренландией), в том числе глубинное сейсмическое зондирование, российские ученые установили непрерывность геологических структур. Это, по мнению отечественных ученых, дает возможность России претендовать на шельфовую зону размером 1,2 миллиона квадратных километров. После обработки полученных данных, на что уйдет до полутора лет, в ООН будут поданы документы для подтверждения права России на эти арктические территории. На эту же часть шельфа претендуют датчане и канадцы. Правительство Канады три года тому назад выделило около 50 миллионов долларов для создания карт океанского дна и на проведение сейсмических исследований хребта Ломоносова. Спустя ровно месяц после возвращения атомного ледокола «Россия» из той научно-исследовательской экспедиции, он 24 июля вновь ушел в Арктику, прокладывать путь во льдах к Северному полюсу НИС «Академик Федоров». Новую экспедицию, являющуюся продолжением исследований, начатых в мае-июне учеными ВНИИ океанологии, возглавил известный полярник Артур Чилингаров. В рейс на НИС «Академик Федоров» вышло более ста ученых из десятка российских институтов и ряда зарубежных научных центров. Исследования с использованием глубоководных аппаратов «Мир» и современной аппаратуры позволят, как заявлялось в отечественных СМИ, уточнить границы российского шельфа. Доставка образцов грунта с глубины более 4200 метров представляет интерес для океанологов, биологов, но для определения геологической структуры дна осадочные породы не могут приняты бесспорно. В 2001 году комиссия ООН не приняла во внимание образцы породы, доставленные с хребта Менделеева, заявив, что ее могло принести течением с материка. Аналогично может развиваться ситуация и в этот раз. Как считает директор Института океанологии РАН Леопольд Лобковский, чтобы доказать, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы, нужно иметь прежде всего данные о глубинном строении, причем, на глубину пять-семь километров. Для определения кристаллической структуры дна, его глубинного строения необходимо выполнить буровые работы, чтобы по полученному керну сравнить полученные результаты с данными по Сибирской континентальной платформе и предъявить полный рельеф дна, вместе с итогами сейсмических исследований. К сожалению, выполнить ГРР не хребтах Ломоносова и Менделеева Россия не в состоянии по причине отсутствия буровых судов ледового класса. А значит, доказать свои права на этот участок арктического шельфа наша страна сможет еще не скоро. Необходимо уже сейчас озаботится строительством бурового судна и выделением средств на проведение ГРР на хребтах Ломоносова и Менделеева. Этот поход к Северному полюсу, спуски под воду и установка государственного флага России, хотя и позволили обогатить научные представления о морских глубинах Северного ледовитого океана, продемонстрировали всему миру уникальные возможности российской ледокольной и подводной исследовательской техники и мужество акванавтов, но определяющей роли в борьбе за арктический шельф сыграть не смогут. Давая оценку итогам экспедиции, Президент России Владимир Путин заявил: «Что касается продолжения нашего шельфа – это, конечно, нужно будет обсуждать с коллегами, нужно будет доказывать в международных организациях. Нужно, чтобы результаты вашей экспедиции тоже были положены в основу позиции России при решении этих проблем». После выполнения погружения на Северном полюсе два глубоководных аппарата «Мир» были перегружены на НИС «Мстислав Келдыш», а «Россия» и «Академик Федоров» продолжили выполнение задач, поставленных Морской коллегией при Правительстве России. Нис «Академик Федоров» развернул новую российскую дрейфующую станцию «СП-35», члены которой выполнят большой объем исследований в Арктике. Что касается атомного ледокола «Россия», то он, выполнил очередной этап исследований арктического шельфа в районе хребта Ломоносова. На основании решения Морской коллегии, состоявшейся 6 июня 2007 года финансовое и техническое обеспечение этой экспедиции в рамках частно-государственного партнерства возложено на Мурманское морское пароходство. В экспедиции приняли активное участие ученые и специалисты Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук. Исследования выполнялись с помощью глубоководного спускаемого аппарата «Клавесин-1Р». Результаты исследований станут важным звеном в цепи научных работ по изучению континентального шельфа. В ноябре на атомном ледоколе планируется отправить к Северному полюсу еще одну научную экспедицию, которая станет еще одним важным этапом работ по изучению геологического строения арктического шельфа. Организация арктических экспедиций для изучения шельфа и расширения границ российской шельфовой зоны не может не вызывать уважения. Но удивляет то, что у государства для выполнения задач геополитического значения не находятся средства для организации полномасштабной экспедиции с выполнением ГРР, для создания бурового судна ледового класса, которое станет важнейшим инструментом в проведении исследований. Половинчатыми мерами для закрепления своего права на арктический шельф не обойтись, а на иностранных спонсоров в этом деле надежды мало.Юрий Банько Еще статьи по теме "Арктический шельф":Арктический шельф: борьба только начинается Арктический шельф - новый импульс развития экономики Мурмана В борьбе за арктический шельф полумерами не обойтись Новые объекты нефтегазопоисковых работ на арктическом шельфе Дополнительный импульс развитию геологоразведки на арктическом шельфе Первопроходцы арктического шельфа
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7931 |