Главная Арктический шельф - новый импульс развития экономики Мурмана
Арктический шельф - новый импульс развития экономики Мурмана Печать E-mail

Об основных направлениях развития геологоразведочных работ на шельфе арктических морей России

Национальные интересы России в Арктике и методология экономической морской деятельности, морская инновационная и инвестиционная деятельность в системе регионального морепользования...

Эти и другие не менее важные для развития нефтегазодобывающего комплекса и экономики региона темы обсудили участники состоявшейся в Мурманске первой Всероссийской научно-практической конференции «Национальная морская политика и экономическая деятельность в Арктике».

С докладом об основных направлениях развития геологоразведочных работ на шельфе арктических морей России на данном представительном форуме выступил генеральный директор ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» Олег Самвелович МНАЦАКАНЯН (публикуется в изложении).

Стратегическая необходимость освоения ресурсов нефти и газа в прибрежной зоне и на шельфе арктических морей связана с целой группой факторов. Прежде всего, углеводородное сырье было и в ближайшее время останется важнейшим структурным элементом развития нашей национальной экономики. И не только нашей: в ближайшие десятилетия альтернативных источников энергии такого масштаба не предвидится, а запасы их при растущем потреблении будут быстро иссякать. Россия обладает уникальными запасами нефти и газа, однако категория их в основном невысока. Так, на арктическом шельфе более 90 % их относится к прогнозным. Здесь нужно отметить второй фактор: последние 15 лет воспроизводству ресурсно-сырьевой базы у нас уделялось явно недостаточное внимание, в связи с чем обеспеченность запасами большинства добывающих отраслей, включая нефтегазовую, сократилась в два и более раза. Наконец, третий фактор. Судя по всему, Министерство природных ресурсов до сих пор не определилось, какие нефтегазовые регионы России следует осваивать в первую очередь.

Одновременно с этим подписывается пакет договоров с Китаем о поставках значительных объемов углеводородного сырья. Это, особенно по нефти, может вызвать крайнюю напряженность баланса и неизбежный рост цен на внутреннем рынке. Для Мурманской области, потребляющей около 2 миллионов тонн топочного мазута в год, единственной альтернативой в подобной ситуации является скорейшее освоение запасов шельфа с газификацией региона или строительством нефтеперерабатывающего завода мощностью не менее 3-4 миллионов продукции в год. Стабильным источником сырья при этом могут стать только ресурсы морских и прибрежных месторождений.

За прошедшие 25 лет мурманскими предприятиями нефтегазового комплекса в части поисковых работ получены весьма обнадеживающие данные на шельфе Западной Арктики. На долю Баренцева и Карского морей приходится 70% всех начальных извлекаемых ресурсов углеводородов в акватории России, составляющих, по экспертным оценкам, свыше 100 миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте. Правда, в последние годы поисковые буровые работы были сконцентрированы в Печорской части региона. За названный период только ФГУП АМНГР пробурило 57 скважин, при этом выявлено 16 месторождений углеводородов, извлекаемые запасы которых (по промышленным категориям) составили около 6,7 миллиардов тонн условного топлива. Главным же итогом проведенных работ стало открытие новой крупной сырьевой базы углеводородов, соизмеримой по общему потенциалу с уже хорошо известными нефтегазовыми провинциями страны.

Энергетической стратегией РФ планируется, что в Баренцевом и Печорском морях, начиная с 2010 года, будет добываться до 10 миллионов тонн нефти и 50 миллиардов кубических метров газа с выходом в 2020 году на уровень добычи 30 миллионов тонн нефти и 130 миллиардов кубических метров газа. Задача непростая и без активизации геологоразведочных работ на шельфе ее решение будет невозможно. Тем более что, несмотря на значительные, на первый взгляд, прогнозные ресурсы, шельфовые окраины России остаются весьма слабо изученными.

Поэтому весьма важно продолжить поисковые работы для подготовки объектов к лицензированию. И это необязательно делать за счет бюджета. Есть так называемые неэксклюзивные (спекулятивные) съемки, проводимые заинтересованными компаниями в соответствии с лицензиями, выданными владельцем недр. Материалы исследований становятся доступными государственным органам управления недрами (копии передаются в государственный банк геолого-геофизических данных). Их использование поможет устанавливать более обоснованные платежи за пользование недрами.

Первоочередными объектами на акватории Баренцева моря могут стать такие крупные геотектонические структуры как Адмиралтейский вал, западная часть Центрально-Баренцевского поднятия, Кольская моноклиналь, южная часть Приновоземельского шельфа. В Печорском море - Русское поднятие. В Карском особенно перспективны Обручевский вал и Нярмейско-Скуратовское поднятие. В целом по степени реальной подготовленности районов Западной Арктики к созданию прибрежно-морских нефтегазодобывающих комплексов приоритетными считаются Печороморский и Южно-Баренцевский.

Основой газодобывающего комплекса в Баренцевом море является, конечно же, подготовленное к разработке Штокмановское месторождение, запасы которого создают надежную ресурсную базу для добычи газа в объеме около 100 миллиардов кубических метров в год. Именно в перечисленных районах разведано наибольшее количество перспективных участков для лицензирования.

Что касается развития инфраструктуры, то здесь природа сама создала конкурентные преимущества наших свободных ото льда, глубоководных заливов. Можно сказать, что рост объемов перевалки всех видов грузов через порты Кольского полуострова объективно предопределен, и это уже подтверждается намерениями грузовладельцев. Недавно разработана Генеральная схема развития Мурманского узла, в соответствии с которой его грузооборот возрастет к 2010 году до 57 миллионов тонн, в том числе по нефти и нефтепродуктам до 27 миллионов тонн. И это без учета ее транспортировки по Мурманской трубопроводной системе (МТС).

В любом случае освоение углеводородных месторождений арктического шельфа и развитие регионального транспортного узла станут основой наращивания ВВП и улучшения социально-экономической ситуации как в Мурманской области, так и в Северо-Западном федеральном округе в целом.

Материалы подготовил Андрей Попов
 

busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.226.209.201

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru