Главная Мурманск вернет себе звание рыбной столицы!
Мурманск вернет себе звание рыбной столицы! Печать E-mail

Перспективы развития  рыбной отрасли раскроет  депутат Мурманской областной думы Юрий Задворный

Вот уже несколько последних лет только и разговоров о том, как все-таки вернуть мурманские рыболовные суда в родной порт. Похоже, теперь вопрос придется ставить еще более остро: как бы остановить последние, те, что еще отваживаются заходить в Мурманск. Такое впечатление, что таможня и прочие многочисленные контролирующие службы делают все для того, чтобы подтвердить мнение рыбаков, с горькой иронией называющих наш порт не иначе как «вражеским».

Недавний инцидент с судном Мурманского тралового флота, задержанного из-за каких-то нескольких тонн перелова, ни по каким документам особо опасным преступлением не считающимся, яркий тому пример. Так каково же сегодня реальное положение дел в рыбной отрасли и на Северном бассейне в том числе? Каковы перспективы развития? Об этом наша беседа с депутатом Мурманской областной думы, руководителем рыбопромышленной компании «Андромеда» Юрием ЗАДВОРНЫМ:

- Юрий Васильевич, с какой новости начнем, с хорошей или плохой? Каких тенденций, на Ваш взгляд, сегодня в рыбной отрасли региона больше - позитивных или по-прежнему негативных?

- С удовлетворением могу отметить, что все-таки в последнее время появляется все больше хороших новостей. И это уже сама по себе хорошая новость. Прежде всего, наконец-то принят федеральный Закон о рыболовстве, по которому водные сырьевые ресурсы закреплены за предприятиями сразу на пять лет. Теперь, зная наперед объемы разрешенных им выловов, они имеют реальную возможность для маневра и долгосрочного планирования своей работы. А для рыбаков это едва ли не главное.

К плохим новостям отнес бы то, что все чаще предпринимаются попытки каким-то образом «протолкнуть» под видом необходимых нововведений не совсем, мягко говоря, полезные рыбакам поправки в Закон. Среди них такие, которые закрепляли бы добывающей компанией сырьевые ресурсы сразу аж на 25 лет. При этом расчет выделяемых долей вылова брался бы исходя из результатов работы последних двух лет. На первый взгляд, подобная поправка и прогрессивна. Но я всегда относил себя к разряду, скажем так, осторожных оптимистов. Ведь если закрепить за предприятием квоту сразу на 25 лет, то зачем ему обременять себя такими заботами, как, скажем, строительство новых судов. Не секрет, что немало у нас развелось так называемых рыбных рантье, которые не располагают флотом достаточной мощности либо даже не имеют судов вовсе, но при этом на законных основаниях распоряжаются определенным объемом водных биоресурсов. И при первом удобном случае перепродают свою квоту тем, кто в продолжении ведения промысла действительно нуждается. Что ж, так и будут они безбедно жить целых полвека, не выходя в море и лишь торгуя своей долей?

Но лучше остановлюсь еще на одном позитивном моменте. Я лично всегда считал и считаю - без обновления флота рыбная промышленность ничто. Так вот, сейчас в Союзе рыбопромышленников Севера организовалась целая группа энтузиастов из тех судовладельцев, кто всерьез намерен заниматься строительством новых кораблей. Пока определяемся с проектами. Их три, из расчета на предприятия различной «величины». Предусмотрено возведение новых траулеров, как универсальных, так и специализированных по донным или пелагическим видам рыб.

- Кстати, что-то не слышно в последнее время громких декларативных заявлений правительства о том, чтобы строить суда исключительно на российских верфях, а государство, в свою очередь, оказывало бы поддержку в части финансирования по банковским кредитам под это благое дело.

- Призывы такие раздавались неоднократно. Но они никак не обоснованы экономически. Давайте посмотрим правде в глаза: что в легковом автомобилестроении, что в рыбопромысловом судостроении Россия отстала если не навечно, то на несколько порядков от ведущих мировых лидеров, и не только от лидеров. Так что нет смысла из ложного патриотизма опять «догонять» и «перегонять» тех, кто давно ушел далеко вперед. Например, в той же Норвегии не строят ни собственных самолетов, ни автомобилей, но при этом страна совсем не чувствует себя ущербной. Уровню жизни там позавидует любая великая держава. Если получается у нас строить конкурентоспособные военные корабли, танки, то и давайте их совершенствовать.

Еще одно заблуждение в этой связи: в крайнем случае, можно строить корпуса здесь, а оснащать современным оборудованием за границей. Кажется, что выгода налицо. Но приведем конкретный пример. Самый что ни на есть отечественный Калининградский судостроительный завод «Янтарь» запрашивает цену за изготовление корпуса в полтора раза выше, чем предлагают на верфях любой из европейских стран. При том нам так и не смогли внятно объяснить, из чего складывается такая цена, тем более в Калининграде, где установлен льготный режим.

Или, например, взять взаимоотношения с банками. Министр сельского хозяйства Гордеев недавно заявил, что Россельхозбанк готов идти навстречу и снизить процентные ставки. Тем не менее, они пока остаются явно неподъемными для большинства российских рыбопромышленников и значительно выше предлагаемых европейскими банками, а они готовы давать деньги под строительство российского флота на взаимовыгодной основе. Единственное условие, касающееся, в частности, и «клуба энтузиастов» в Союзе рыбопромышленников Севера - за компанией должен быть закреплен объем ресурсов не менее 3 тыс. тонн. Их можно понять: иначе просто не получится гарантированно расплатиться за кредиты, выданные под строительство судов.

- А как быть с подозрениями тех наших соотечественников о том, что Запад заинтересован вовсе не в развитии российской промышленности, а лишь в перекачивании наших сырьевых запасов - нефти, газа, леса, водных биоресурсов? И строительство российских судов-то они готовы финансировать только для того, чтобы вся выловленная ими рыба шла затем на их перерабатывающие фабрики?

- Здесь обычный здоровый практицизм. И кредиты они, естественно, дадут только под строительство судов на их верфях. Почему они должны финансировать чужую экономику? Здесь все как раз логично с западной точки зрения.

Насчет сырья. Да, мы никого не снабжаем, так как у них своей рыбы достаточно. До сих пор бытует мнение, что наши рыбаки чуть ли не весь улов сдают за границу. Все далеко не так. Порядка 60-80, а в некоторых компаниях и все 100% добытой рыбы поставляется в Россию.

Взять хотя бы наше предприятие: около 65 % вылова мы поставляем на отечественный рынок. Так, в 2005-м году из произведенных 10 тысяч тонн пищевой рыбопродукции более 6 тыс. тонн (две трети) мы реализовали на внутреннем рынке. Другой вопрос, что поставляем мы свой «товар», как правило, не через Мурманский порт. Но это не наша вина, а скорее беда. Разговоры о всевозможных препонах многочисленных контролирующих служб, превращающих заход в родной порт в сущую пытку, уже навязли в зубах, но «воз и ныне там». Кроме того, элементарно выгоднее экономически и просто географически разгружаться нам в норвежских портах. Но свою продукцию мы же им при этом не продаем, а вывозим транспортными судами или автотранспортом с местных холодильников, опять же, на территорию России.

Правда, по деньгам картина получается несколько иная. На сегодня стоимость тонны потрошеной мороженной трески у оптовиков - свыше 3 тыс. долларов, соответственно, в магазинах она будет реализовываться где-то по 170-200 рублей за килограмм. Наш рынок не готов закупать ее по такой цене, поэтому экспорт нам дает порядка 60 % всех денежных поступлений. И говорить, что, давайте, все сюда везите - просто затоварим рынок да и все. Цены начнут моментально «валиться». Кому-то это может и хорошо. Но при такой стоимости топлива (на сегодня тонна солярки - 630 долларов) работа многих, особенно устаревших судов, а таких большинство, будет нерентабельна даже на селедке.

Потому, кстати, вопрос модернизации и обновления флота становится еще более актуальным. Одно дело, когда при равном потреблении топлива судно «морозит» 60 тонн продукции при экипаже в 50 человек, и другое - 250-300 тонн при команде в 30-40 моряков.

- Раз уж мы говорим о новых тенденциях в рыбной отрасли. Побывав недавно на международной «рыбной» выставке в Норвегии, наши земляки-представители рыбопромышленного комплекса Мурманской области отметили про себя некоторое «движение назад», выраженное в стремлении к созданию крупных холдингов, объединяющих предприятия рыбодобычи, переработки и даже торговли. То, что мы некогда уже проходили в виде главка «Севрыба», функционировавшего, по мнению многих, вполне успешно.

- Взгляды, насколько я знаю, есть прямо противоположные. Кто-то ратует за создание вертикально интегрированных холдингов. Но возьмем пример той же «Севрыбы» - можно, конечно, с ностальгией вспоминать, что когда-то треска стоила в мурманских магазинах 48 коп. килограмм и не все знают, что при этом рыбодобывающие предприятия получали за нее из государственной казны по два рубля. То есть, дотировалась эта дешевизна трески за счет нефти, водки и пр.

И потом, лично я вообще несколько скептически смотрю на эти самые вертикальные холдинги. В некоторой степени они - лазейка для ухода от налогов, когда создаются внутрицеховые цены, а прибыль снимается где-то в одном месте, обычно в офф-шорах. Так что относиться к подобным вариантам надо осторожно. Да и слишком разные технологические задачи и интересы у флота, той же торговли или даже береговой переработки рыбы. Образно говоря, все шестеренки смазаны и по отдельности хорошо крутятся, но их колеса не совпадают и потому в целом механизм не срабатывает. Задача рыбаков - поймать как можно больше и оперативно доставить на берег, затем получить деньги и быстро идти дальше, заниматься своим делом - вот и весь интерес.

- Хочешь не хочешь, а к «патриотической» теме сегодня приходится обращаться вновь и вновь. Многие видят за участившимися случаями «наездов» на российские суда со стороны, в первую очередь, норвежской береговой охраны подспудное стремление хоть как-то «ущучить», демонстративно поставить на место некогда великую и так пугавшую многих великую державу...

- Не могу полностью согласиться с такой постановкой вопроса. Надо отметить, что те же норвежцы - люди очень законопослушные и требуют того же от других. Тем паче в водах, являющихся зоной их ответственности. И потом, вернемся к случаю с «Электроном». Не стану комментировать: делом занимается суд, идет следствие. Просто вспомним, как широко освещалась героическая эпопея траулера в средствах массовой информации. Но ведь почти в то же время норвежская береговая охрана арестовала в районе Шпицбергена два испанских промысловых судна с многотонным грузом, запрещенного сейчас к вылову палтуса. Штраф нарушители заплатили в несколько миллионов долларов. Но этот инцидент прошел «мимо» российских СМИ практически незаметно. Видно, неинтересно, ведь не «наших бьют»...

А справедливости ради надо сказать, что норвежцы с одинаковым пристрастием проверяют всех, независимо от национальной принадлежности судна. И честно говоря, раз уж мы не можем надлежаще контролировать тот же район Шпицбергена, то пусть хоть другие (в нашем случае, норвежцы) это делают. Они, тем самым, по большому счету, оберегают и наши рыбные запасы от браконьеров. Не зря же называем биоресурсы северных морей общим, совместным запасом. Географически мы с ними соседи навечно, нравимся мы им или они нам или нет.

Значит нужно жить дружно и уважать законы друг друга.

Другой вопрос, что наши чиновники на различных международных сессиях, где идет отстаивание квот и национальных интересов в сфере рыболовства, «стесняются» резко ставить вопросы, четко заявляя наши позиции. В итоге Россию без всякого сочувствия и сантиментов начинают урезать в объемах вылова или «выдавливать» из богатых рыбой районов. Не так давно подобное случилось со скумбрией в Северо-Восточной Атлантике, с окунем в море Иммингера и так далее. Поэтому было бы неплохо, если бы в состав различных международных согласительных комиссий по рыболовству помимо столичных чиновников, включали также профессионалов-практиков, тех, кто хотя бы в состоянии отличить треску от пикши или вообще донную рыбу от пелагии...

- Ваше мнение, Юрий Васильевич, смогут ли будущие поколения журналистов использовать в своих репортажах пусть немного приевшуюся, но по сути такую верную фразу: «Мурманск - рыбная столица»?

- Уверен! Всегда повторяю, Мурманск построен на костях трески. Позволю себе лирическое отступление. Когда в городе только появилась новая мощная и щедро финансируемая организация - «Арктикморнефтегазразведка» - немало моих коллег переметнулись туда с флота - привлекала возможность быстро получить квартиру. Не скрою, и сам я, было дело, задумался. А потом для себя все же определил жизненное кредо, если хотите: человек от рождения и до самой смерти хочет хорошо питаться. И рыбная промышленность - вечная. Будь эта рыба хоть «за тридевять земель», все равно пойдем ее ловить и - кормить народ. Не могу, кстати, не похвастаться. Надеюсь, что относительно скоро делать наша компания это будет еще лучше. В составе нашего флота появится новый траулер «Мирах», еще мощнее и современнее, чем его уже действующие «собратья». Также надеюсь, что и с нормативной базой в отрасли все в обозримом будущем «устаканится» и мы придем к той же ситуации, что и в Норвегии и Исландии, где исконный, исторический рыбный промысел закреплен законодательно и прописан до мелочей.

Беседовал Андрей Попов

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 2 2006 г. 

Еще статьи на тему "Рыбной":

Решение проблем рыбной отрасли региона

Актуальные проблемы рыбной отрасли находят решение

Российско-норвежское сотрудничество в рыбной отрасли

Участие спецпереселенцев в развитии рыбной промышленности

Анонс о пресс-конференции в департаменте рыбной промышленности

Развитие рыбного хозяйства Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.9.7

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .