Роль страхования в бизнесе |
Перспективы развития розничного рынка страхования привлекают как крупные так и небольшие региональные компанииЗа первый квартал 2006 года страховщикам удалось собрать премий на сумму 153,1 млрд. руб. Статистика ФССН свидетельствует, что рост составил всего 4,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом по добровольным видам страхования компании получили премий меньше на 5,3%, чем в прошлом году, а по обязательным, наоборот, рост составил 26,3%. Перспективы развития розничного рынка страхования привлекают как крупные компании и небольшие региональные, так и многие «схемные» компании.В 2006 году наиболее активно страховые компании начали интегрировать свои услуги с услугами различных финансовых и торговых посредников, такими как банки, лизинговые компании, автодилерские центры и т.д. Президент страховой компании НАСТА Гарри Делба отмечает, что одной из главных точек роста реального розничного страхования в последнее время стали банки. Залоговые и лизинговые сделки, автокредитование и ипотека требуют страхования сопутствующих рисков. Таким образом, страхование от этих рисков занимает теперь существенную долю портфеля страховщиков. Если страхование автомобилей, купленных в кредит, стало довольно обычным явлением, то сейчас основной акцент делается на страхование недвижимости физических лиц в рамках ипотечных программ. Данный сегмент привлекателен для страховщиков, во-первых, в силу только начавшегося роста, а, во-вторых, цена каждого договора значительно выше стоимости по договорам других видов страхования. «Рост рынка страхования имущества физических лиц в некоторой степени стимулирует рост страховой культуры населения, правда, здесь больше востребованы экономичные программы страхования жилья - качественное развитие на этом сегменте еще впереди», - говорит Г. Делба. Состав тройки лидеров по страхованию имущества за I квартал 2006 года изменился по сравнению с итогами 2005 года. Все также лидером является компания «Ингосстрах», сумма премий которой составила практически 4 млрд. рублей. А вот второе и третье место разделили между собой «РЕСО-Гарантия» (3,9 млрд. руб.) и СГ «КапиталЪ» (3,7 млрд. руб.), сместив «Росгосстрах» на четвертое место. Второе направление, на которое нацелились страховые компании в рамках комплексных продуктов с банками, - страхование заемщика от несчастных случаев при беззалоговом кредитовании. Бурное развитие экспресс-кредитования многими банками увеличивает их риски по невозврату ссуд. По словам начальника аналитического отдела департамента стратегического анализа и развития ОАО «КапиталЪ Страхование» Андрея Бондаренко, данное направление развивается сверхвысокими темпами. Как правило, страхуются кредиторы при приобретении бытовой техники. Практика показывает, что данный вид страхования практически безубыточен, с данной группой рисков работают аффилированные с крупными розничными банками страховщики. Фактически, данный вид страхования является одной из форм повышения эффективной ставки по выдаваемым розничным кредитам. Наиболее конкурентным и развитым сегментом на розничном рынке страхования является автострахование. Основной рост можно отметить в сегменте автокаско. По мнению аналитиков страховой компании НАСТА, этот вид растет не только за счет роста количества заключенных договоров, но и за счет средней стоимости каждого полиса, особенно благодаря кредитным предложениям. Что касается рынка ОСАГО, то здесь на уровне основной услуги конкурировать уже достаточно сложно. Поэтому сейчас усовершенствование продуктового ряда страховых компаний пойдет по пути максимизации сервисных предложений. Компании уже работают над прозрачностью услуг и над упрощением всех процедур для клиентов. Так, например, страховая компания «Согласие» запустила программу, в рамках которой каждому заемщику банка, получившему в летний период автокредит, автоматически предоставляются скидки по страхованию. СК «МАКС», в свою очередь, расширила список услуг по программам ОСАГО и КАСКО, оказываемых клиентам с помощью SMS-сервера. Тройка лидеров по автострахованию за I квартал 2006 года осталась прежней. Первое место занял «Росгосстрах», собрав премий на сумму 5,4 млрд руб., на втором месте - «Ингосстрах» (3,2 млрд руб.) и замыкает тройку компания «РЕСО-Гарантия» (2,6 млрд.руб). Вскоре ожидаются изменения в законодательстве. А. Бондаренко прогнозирует, что, возможно, самой серьезной законодательной инициативой, которая может кардинальным образом изменить структуру российского рынка страхования имущества физических лиц, являются новые правила об обороте спиртосодержащей продукции, которые вступили в силу с 1 июля 2006 года. Согласно новым правилам, права на торговлю спиртосодержащей продукцией лишаются предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Данная группа физических лиц весьма многочисленна (их более 5 млн.) и активна в использовании страховых услуг- именно на них приходится значительная доля страхования залогового имущества, лизингового страхования, учитываемых как страхование физических лиц. Запрет на торговлю алкоголем значительно снизит рентабельность их бизнеса. Аналогичная ситуация возникнет в ряде других сегментов торговли, где активно работают ПБОЮЛ: в торговле парфюмерной продукцией, также попадающей под ограничения в соответствии с новыми правилами. А у самих ПБОЮЛ будет два пути развития: прекращение деятельности или переоформление их правового статуса в виде юридических лиц. В результате, при сохранении количества и характера объектов страхования, изменятся методы работы страховщиков с клиентами (иной документооборот, налогообложение и т.д.) и статистический учет проводимых операций. Иными словами, возможно значительное сокращение сегмента страхования физических лиц и роста корпоративного сектора.Журнал "СЕВЕР промышленный" № 2 2006 г. Еще статьи на тему "Страхование":Развитие рынка страхования строительно-монтажных рисков О концепции страхования при освоении нефтяных и газовых ресурсов севера России Важность страхования строительных рисков
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5823 |