Главная Экономическое и социальное развитие Мурманской области в 2005 году, часть 2
Экономическое и социальное развитие Мурманской области в 2005 году, часть 2 Печать E-mail

Экономическое и социальное развитие Мурманской области. Итоги 2005 года и взгляд в будущее - часть 2

Продолжение. Начало статьи читайте здесь

Иностранные инвестиции: новый всплеск

За 2005 в Мурманскую обл. поступило $ 29,4 млн. иностранных инвестиций, что почти в 2 раза больше чем за 2004 г. Еще в большей степени - в 4,7 раза (до $ 10,8 млн.) - вырос объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вместе с тем, по абсолютному размеру показатели 2005 г. ниже уровня 2002 и 2000 гг. (см. рис.). Кроме того, сумма ПИИ в общем объеме инвестиций в основной капитал области составляет незначительную долю (1,6%).

Инвестиции

Преобладающая часть иностранных инвестиций (63% общего объема) поступила в форме кредитов.В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности наибольшая доля (34%) приходится на оптовую торговлю, на рыболовство и рыбоводство - 24%, транспорт и связь-21,4%.

Структура иностранных инвестиций по странам происхождения, где, например, доля Кипра, Виргинских островов и Белиза в сумме составляет более половины всех иностранных инвестиций, указывает на то, что большая их часть принадлежит российским
офшорным компаниям. Из стран Западной Европы больше всего инвестиций поступило из Норвегии ($ 4,1 млн.) и Нидерландов ($2,8 млн.).

Развитие предпринимательства и финансовые результаты: положительные тенденции
Одним из признаков роста предпринимательской активности в регионе можно считать рекордный прирост числа вновь образованных предприятий в 2005 г. - более 2 тыс. ед. (см. табл.). Вместе с тем, численность работников, занятых на малых предприятиях, возросла незначительно (на 0,7%, составив 30,5 тыс чел.), а в таких отраслях как строительство, торговля и общественное питание даже сократилась (соответственно на 15 и 21 %). Рост общего числа занятых на малых предприятиях обеспечен за счет увеличения численности работников промышленности, транспорта и связи.

Число зарегистрированных предприятий и организаций, тыс. ед. на конец периода

  2001 2002 2003 2004 2005
Всего 17,3 18,1 19,5 20,6 22,0
в т.ч. вновь образованные 1,35 1,37 1,9 1,6 2,1
Годовой прирост общего числа, % 4,2 ,6 7,7 5,6 6,9

Источник: Мурманскстат

В структуре организаций по формам собственности продолжает расти доля частных фирм (она достигла 74,9%). Доля государственных и муниципальных организаций сократилась с 12% в 2004 до 11,1 % в 2005 г.

К положительной тенденции в предпринимательском секторе следует отнести рост прибыли предприятий, некоторое снижение доли убыточных. Общая сумма сальдированной прибыли (разность прибыли и убытков) предприятий области  за 2005 г. составила 18,1 млрд. руб., что на 6,1% больше, чем за 2004 г. Как и в прошлом году, более половины этой суммы (62%) обеспечило ОАО «Кольская горно-металлургическая компания». Несмотря на сокращение доли убыточных предприятий (с 40% в 2004 до 35,2% в 2005 г.), сумма полученных ими убытков выросла на 39,8% и составила 2,1 млрд. руб. Высока доля убыточных предприятий в строительстве, сельском хозяйстве, деревообработке, на транспорте.

Общественный сектор и социальное развитие

Бюджет области: федеральный уровень перераспределяет средства в свою пользу

В 2005 г. консолидированный бюджет области был исполнен с небольшим дефицитом. Изменения в формировании его доходной части по сравнению с 2004 г. состояли, во-первых, в снижении доли налоговых доходов, хотя абсолютный их прирост составил 1,82 млрд. руб. Во-вторых, сократились в абсолютном и относительном выражении неналоговые доходы. В-третьих, возрос абсолютный размер и доля финансовой помощи региональному и местным бюджетам в общем объеме поступлений (см. табл.), что означает ослабление финансовой самостоятельности региона и муниципалитетов.


5По предприятиям, учитываемых статорганами по данным показателям - крупным и средним предприятиям, без банков, страховых и бюджетных организаций

Консолидированный бюджет области

  2004 2004 2005 2005
  Млрд. руб. доля, % Млрд. руб. доля, %
Доходы,в том числе: 20,01 100 24,31 100
налоговые доходы 12,25 61,2 14,07 58,0
неналоговые доходы* 2,1 10,5 1,7 7,0
финансовая помощь** 5,66 28,3 8,5 35,0
Расходы, 19,56 100 24,53 100
в том числе на:        
ЖКХ 3,25 16,6 2,18 8,9
образование 4,04 20,7 4,82 19,7
здравоохранение 2,69 13,7 3,65 14,9
социальную политику 1,59 8,1 2,48 10,1
другие 9,58 40,8 13,9 46,5
Баланс*** +0,45 +2,3 -0,22 -0,9


*Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, предпринимательской и иной

приносящей доход деятельности

**Средства финансовой помощи (безвозмездные перечисления) из вышестоящего бюджета в форме дотаций, субвенций, субсидий, с учетом оборотов между региональным и местными бюджетами

***Дефицит (-), профицит (+)

Источник: Данные комитета по бюджету областной Думы

Доля поступлений из федерального бюджета значительно возросла, достигнув 30,7% против 22,8% в 2004. Такой рост был вызван изменениями в налоговом бюджетном законодательствах, обусловившими перераспределение финансовых потоков в пользу федерального уровня. Так, в 2005 в федеральный бюджет был передан водный налог и часть налога на прибыль. Из-за этого бюджет региона недополучил 700 млн. руб. налоговых доходов".

В структуре расходов наибольшую долю традиционно занимает статья «образование», но в 2005 г. она несколько сократилась. Почти в два раза снизилась доля жилищно-коммунального хозяйства, что объясняется переходом на 100%-ю оплату услуг этой отрасли из собственных средств большинства категорий населения. Несколько возросла доля расходов на здравоохранение, что связано с началом реализации национального проекта «Здоровье», а также на социальную политику. Однако суммарная доля расходов по указанным статьям уменьшилась (с 59,2% в 2004 до 53,5%), в частности, за счет роста в два раза доли расходов (до 4,4%) на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

Уровень жизни: впервые существенный рост реальных доходов?

Реальные среднедушевые доходы населения области  

Денежные доходы населения 2005 по сравнению с 2004 впервые за последние пять лет существенно возросли, хотя и менее значительно, чем в среднем по России (см. табл.).

  2003 2004 2005
Изменение среднедушевых реальных доходов, %      
Мурманская область 0,9 3,4 8,2
Россия 14,9 7,8 8,8
Среднемесячная зарплата, руб.      
Мурманская область 8646 10404 12522
Россия 5512 6828 8550
Отношение средней зарплаты в области к средней по России 1,57 1,52 1,46

Источник: Мурманскстат 

Среднемесячная реальная заработная плата возросла на 7,7%, что выше, чем в 2004, когда рост составил 4,9%, однако ниже, чем прирост в среднем по стране. Это обусловило продолжение тенденции сближения средней заработной платы в области и средней по России, т.е. ослабления действия северных надбавок, связанных с более высокой стоимостью жизни на этой территории.

Стагнация реальных доходов населения в последние годы была одной из основных проблем региона. В 2005 губернатор области направил в федеральный орган государственной статистики (Росстат) письмо о необходимости пересмотра порядка исчисления реальных доходов населения с целью более точного учета доходов граждан. По указанию Росстата был произведен дополнительный анализ, выявивший по уточненным данным, что реальные доходы в 2004 выросли в области на 3,4% (ранее был зарегистрирован прирост 0,2%), а рост в 2005 г., с учетом перерасчета показателей в течение года, составил 8,2%.

Сохраняется высокая межотраслевая и территориальная дифференциация в уровне оплаты труда. Наиболее высокая оплата труда в организациях, занимающихся финансовым посредничеством, в бюджетных организациях (медицина, образование) она в 3 раза ниже. Средняя заработная плата в периферийных населенных пунктах в 2-3 раза ниже, чем в центральных районах области.


6Доклад «Об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2005 г.»  https://gov.murman.ru/reports/rep-030.shtml 

7«Полярная правда», №19, 2006 г.

Прожиточный минимум в 2005 составил 4567 руб. Средний душевой доход обеспечивал 2,2 прожиточного минимума. Исходя из того, что указанное соотношение было таким же в 2004 г., рост реальных доходов в 2005 г. данный показатель не подтверждает.

Показатели дифференциации населения по уровню доходов несколько улучшились по сравнению с 2004 г., но острота этой проблемы сохраняется. Децильный коэффициент снизился с 11,9 в 2004 до 11,7 в 2005 г. Такую же тенденцию отражает коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), значение которого в области уменьшилось за этот же период с 0,374 до 0,372 (в России - с 0,408 до 0,404).

В использовании денежных доходов населения как положительное явление можно отметить продолжающийся рост доли средств, направляемых на покупку товаров и услуг, и снижение доли остатка денег на руках (см. табл.). Очевидно, это можно интерпретировать как признак улучшения удовлетворения потребительского спроса. Произошел также рост доли средств, направленных на покупку валюты, и снижение доли накоплений во вкладах и ценных бумагах, что можно оценить как нежелательное явление.

Динамика уровня бедности, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

  2002 2003 2004 2005
Мурманская область 24,1 24,1 19,8 20,6
Россия 24,2 20,6 17,6 Н.Д.

Источник: Мурманскстат 

Структура использования денежных доходов населения, %

  2002 2003 2004 2005
Покупка товаров и услуг 62,2 63,4 65,3 67,3
Оплата обязательных платежей и взносов 8,1 8,8 9,3 9,0
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 2,9 4,3 7,3 6,7
Покупка валюты 4,4 3,9 3,9 4,6
Другие расходы 4,2 4,8 0,7 0,9
Остаток денег на руках 18,2 14,8 13,5 11,5

Источник: Мурманскстат

Рынок труда и демографическая ситуация: безработица уменьшается, миграционный отток продолжается

В 2005 тенденция улучшения ситуации на рынке труда продолжилась. Показатель общей безработицы за год снизился на 0,9, а уровень официально зарегистрированной безработицы - на 0,2 процентных пункта (см. табл.). Однако уровень безработицы в регионе по-прежнему выше среднероссийского.

Уровень безработицы, %

 

2001

2002

2003

2004

2005

Мурманская область

 

 

 

 

 

общая безработица

15,3

13,4

11,9

11,1

10,2

официально зарегистрированная

3,9

4,6

4,4

4,4

3,9

Россия

 

 

 

 

 

общая безработица

9,0

7,1

8,0

8,5

7,6

официально зарегистрированная

1,6

1,8

1,8

2,6

Н.Д.

Источник: Мурманскстат

Наиболее острыми на рынке труда являются проблемы диспропорции в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы, низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям, трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. По-прежнему значительна территориальная дифференциация по уровню безработицы, превышение ее среднеобластного уровня в прибрежных и сельских районах и поселениях достигает 6 раз. Правительство Мурманской области утвердило план мероприятий по улучшению социально-экономической ситуации в депрессивных районах Мурманской области, содержащий меры по улучшению положения на локальных рынках труда.

Демографическая ситуация в области остается сложной и характеризуется продолжающимся миграционным оттоком населения, высоким уровнем смертности, низким уровнем рождаемости. Численность населения области на 1 января 2006 года составил 865,1 тыс. человек или 99,2% к уровню 2004 года. Миграционная убыль незначительно возросла и составила 4.8 тыс. человек (102,4% к уровню 2004). Естественная убыль увеличилась на 14,6% и составила 3198 человек. Коэффициент смертности сохраняется на уровне 2004 -13,4 умерших на 1000 населения. Коэффициент рождаемости снизился до 9,7 родившихся на 1000 населения против 10,2 в 2004.


8Доклад «Об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2005 г.» https://gov.murman.ru/reports/rep-030.shtml

Вместо заключения

Что пройдено и чего можно ожидать в 2020 году

Развитие Мурманской области, как и любого другого региона России, имеет во многом типичные, но в большей степени уникальные черты.

Типичным для многих регионов российского Севера были методы освоения территории в период советской власти. Возможность за счет централизованного управления концентрировать значительные силы и средства позволила решить задачи ускоренного освоения и заселения территории, поиска и разработки природных богатств, руководствуясь часто не экономическими, а политическими и военно-стратегическими соображениями. Последние факторы, а также уникальные месторождения полезных ископаемых, доступ к морским биологическим ресурсам стали базой создания мощного хозяйственного комплекса в регионе, дополняемого сетью научных и образовательных организаций, который обладал потенциалом долговременного устойчивого роста.

Бурный рост экономики региона, особенно в период 1950-80-х гг., сопровождавшегося быстрым ростом численности постоянного населения (достигшей пика в 1,1 млн. чел. в 1989 г.) прервался из-за случившегося глубокого социально-экономического и политического кризиса в стране с начала 1990-х гг. В период кризиса, с одной стороны, базовые ресурсодобывающие компании региона пострадали в меньшей степени, чем большинство обрабатывающих производств центральных регионов России, поскольку увеличили экспорт своей продукции. С другой - многие предприятия оказались неконкурентоспособными в новых условиях перехода к рынку, что усугублялось северными удорожающими факторами производства, ограничивающими возможности «маневра». Например, из-за особенностей отраслевой специализации экономики региона, природно-климатических условий малый бизнес в Мурманской области развивался гораздо меньшими темпами, чем в центральных регионах России. В результате, социальные последствия кризиса 1990-х годов (рост безработицы, сокращение продолжительности жизни, падение уровня реальных доходов населения) в области были более тяжелые, чем в среднем по стране.

Оценивая предпосылки для будущего развития региона, можно выделить две проблемы, которые оказывают влияние на его характер. Это, во-первых, нарастающее истощение наиболее доступных, традиционно разрабатываемых природных ресурсов, что приводит к снижению эффективности соответствующих производств. Во-вторых, сокращение численности населения региона из-за продолжающегося миграционного оттока и естественной убыли (превышения смертности над рождаемостью). Усугубляется эта проблема ухудшением демографической структуры населения по возрасту - увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста9 (за счет сокращения долей трудоспособного и моложе трудоспособного возраста). В связи со значительным падением рождаемости в середине 1990-х гг., к 2010-2012 гг. ожидается существенное сокращение числа вступающих в трудоспособный возраст выпускников школ (более чем на 40% к уровню 2000 г.). Проявятся вскоре также диспропорции в структуре профессиональной подготовки кадров (недостаток специалистов естественно-научного и технического профиля, квалифицированных рабочих).

Таким образом, что касается существующих в Мурманской области базовых предприятий, то перспективы их развития до 2020 связаны в основном с поиском резервов интенсификации для сохранения существующих объемов производства, а не их наращивания.

В целом же в ближайшие годы в области ожидается начало инвестиционного бума, связанного с осуществлением ряда крупномасштабных проектов. Прежде всего, это освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Подготовка к реализации проекта вступила уже в практическую стадию. В Москве завершаются переговоры по созданию международного консорциума с участием ОАО «Газпром», который будет осуществлять проект и его финансирование. Предусматривается в 2007 г. завершить проектирование и с 2008 г. начать строительство завода по производству сжиженного природного газа (в пос. Видяево) и подводного трубопровода до месторождения (650 км.). Стоимость строительства оценивается в $12 млрд., из которых $4 млрд. будут освоены на территории Мурманской области10. В 2014 г. планируется строительство второй нитки газопровода и первого сухопутного трубопровода от Видяево до Ленинградской области, откуда газ будет поставляться в Западную Европу11.

Крупные инвестиции предусматриваются в развитие Мурманского портового транспортного узла. Объем грузооборота здесь к 2020 г. может увеличиться более чем в три раза против нынешнего и достичь 100 млн. т, что потребует инвестиций, с учетом увеличения пропускной способности железной дороги, более $3 млрд. В результате будет создано несколько тысяч новых рабочих мест. Однако, в отличие от проекта освоения Штокмановского месторождения, источники инвестиций для объектов транспортной инфраструктуры еще не ясны.

Если оценивать потенциальное влияние указанных проектов на развитие Мурманской области не только с позиций экономических показателей (роста объемов производства, экспорта, налоговых поступлений), а с учетом их социальных последствий и интересов большинства населения, то однозначной определенности здесь нет. Из опыта реализации подобных проектов известны примеры как позитивного такого влияния (в Норвегии), так и негативных социальных и экологических последствий (проекты Сахалин-1 и Сахалин-2 в России).

Следовательно, нельзя ожидать, что выгоды для региона от реализации крупномасштабных инвестиционных проектов появятся автоматически. Чтобы к 2020 всем жителям региона жилось лучше, необходимы активные усилия, консолидация регионального сообщества по отстаиванию своих интересов уже сегодня.


9 В разделе «Социально-демографические показатели» утвержденных Правительством Мурманской области в 2001 г. «Основных положений Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года» прогнозируется увеличение этой доли с 14,3% в 2000 до 24% в 2015 г.

10 Горбунов В.Б. Кольский край с инвестициями крепнет.// Экономика и время № 3 (589) 30.01.2006

11 ЕвроАрктическое нефтегазовое обозрение. Вып. 5(31) 10 апреля 2006 "Прирост грузооборота ожидается в основном за счет экспортируемых нефтеналивных и навалочных (уголь, апатитовый концентрат и др.) грузов


Еще статьи на тему "Мурманской области":

Краткая характеристика Мурманской области

Проверки использования госимущества в Мурманской области

Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?

Геополитическое положение Мурманской области

Итоги подготовки Мурманской области к зиме

Инвестиции в ЖКХ Мурманской области

128 обращений жителей Мурманской области

Статья "Экономическое и социальное развитие Мурманской области в 2005 году, часть 2" 18 из 20 на основе 500 оценок. 196 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.15.148.203

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .