Экономическое и социальное развитие Мурманской области в 2005 году, часть 2 |
Экономическое и социальное развитие Мурманской области. Итоги 2005 года и взгляд в будущее - часть 2Продолжение. Начало статьи читайте здесь Иностранные инвестиции: новый всплескЗа 2005 в Мурманскую обл. поступило $ 29,4 млн. иностранных инвестиций, что почти в 2 раза больше чем за 2004 г. Еще в большей степени - в 4,7 раза (до $ 10,8 млн.) - вырос объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вместе с тем, по абсолютному размеру показатели 2005 г. ниже уровня 2002 и 2000 гг. (см. рис.). Кроме того, сумма ПИИ в общем объеме инвестиций в основной капитал области составляет незначительную долю (1,6%). Преобладающая часть иностранных инвестиций (63% общего объема) поступила в форме кредитов.В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности наибольшая доля (34%) приходится на оптовую торговлю, на рыболовство и рыбоводство - 24%, транспорт и связь-21,4%. Структура иностранных инвестиций по странам происхождения, где, например, доля Кипра, Виргинских островов и Белиза в сумме составляет более половины всех иностранных инвестиций, указывает на то, что большая их часть принадлежит российским Развитие предпринимательства и финансовые результаты: положительные тенденции Число зарегистрированных предприятий и организаций, тыс. ед. на конец периода
Источник: МурманскстатВ структуре организаций по формам собственности продолжает расти доля частных фирм (она достигла 74,9%). Доля государственных и муниципальных организаций сократилась с 12% в 2004 до 11,1 % в 2005 г. К положительной тенденции в предпринимательском секторе следует отнести рост прибыли предприятий, некоторое снижение доли убыточных. Общая сумма сальдированной прибыли (разность прибыли и убытков) предприятий области за 2005 г. составила 18,1 млрд. руб., что на 6,1% больше, чем за 2004 г. Как и в прошлом году, более половины этой суммы (62%) обеспечило ОАО «Кольская горно-металлургическая компания». Несмотря на сокращение доли убыточных предприятий (с 40% в 2004 до 35,2% в 2005 г.), сумма полученных ими убытков выросла на 39,8% и составила 2,1 млрд. руб. Высока доля убыточных предприятий в строительстве, сельском хозяйстве, деревообработке, на транспорте. Общественный сектор и социальное развитие Бюджет области: федеральный уровень перераспределяет средства в свою пользу
В 2005 г. консолидированный бюджет области был исполнен с небольшим дефицитом. Изменения в формировании его доходной части по сравнению с 2004 г. состояли, во-первых, в снижении доли налоговых доходов, хотя абсолютный их прирост составил 1,82 млрд. руб. Во-вторых, сократились в абсолютном и относительном выражении неналоговые доходы. В-третьих, возрос абсолютный размер и доля финансовой помощи региональному и местным бюджетам в общем объеме поступлений (см. табл.), что означает ослабление финансовой самостоятельности региона и муниципалитетов. 5По предприятиям, учитываемых статорганами по данным показателям - крупным и средним предприятиям, без банков, страховых и бюджетных организаций Консолидированный бюджет области
*Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности
**Средства финансовой помощи (безвозмездные перечисления) из вышестоящего бюджета в форме дотаций, субвенций, субсидий, с учетом оборотов между региональным и местными бюджетами
***Дефицит (-), профицит (+)
Источник: Данные комитета по бюджету областной ДумыДоля поступлений из федерального бюджета значительно возросла, достигнув 30,7% против 22,8% в 2004. Такой рост был вызван изменениями в налоговом бюджетном законодательствах, обусловившими перераспределение финансовых потоков в пользу федерального уровня. Так, в 2005 в федеральный бюджет был передан водный налог и часть налога на прибыль. Из-за этого бюджет региона недополучил 700 млн. руб. налоговых доходов". Уровень жизни: впервые существенный рост реальных доходов? Реальные среднедушевые доходы населения областиДенежные доходы населения 2005 по сравнению с 2004 впервые за последние пять лет существенно возросли, хотя и менее значительно, чем в среднем по России (см. табл.).
Источник: МурманскстатСреднемесячная реальная заработная плата возросла на 7,7%, что выше, чем в 2004, когда рост составил 4,9%, однако ниже, чем прирост в среднем по стране. Это обусловило продолжение тенденции сближения средней заработной платы в области и средней по России, т.е. ослабления действия северных надбавок, связанных с более высокой стоимостью жизни на этой территории. Стагнация реальных доходов населения в последние годы была одной из основных проблем региона. В 2005 губернатор области направил в федеральный орган государственной статистики (Росстат) письмо о необходимости пересмотра порядка исчисления реальных доходов населения с целью более точного учета доходов граждан. По указанию Росстата был произведен дополнительный анализ, выявивший по уточненным данным, что реальные доходы в 2004 выросли в области на 3,4% (ранее был зарегистрирован прирост 0,2%), а рост в 2005 г., с учетом перерасчета показателей в течение года, составил 8,2%. 6Доклад «Об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2005 г.» https://gov.murman.ru/reports/rep-030.shtml
7«Полярная правда», №19, 2006 г.Прожиточный минимум в 2005 составил 4567 руб. Средний душевой доход обеспечивал 2,2 прожиточного минимума. Исходя из того, что указанное соотношение было таким же в 2004 г., рост реальных доходов в 2005 г. данный показатель не подтверждает.Показатели дифференциации населения по уровню доходов несколько улучшились по сравнению с 2004 г., но острота этой проблемы сохраняется. Децильный коэффициент снизился с 11,9 в 2004 до 11,7 в 2005 г. Такую же тенденцию отражает коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), значение которого в области уменьшилось за этот же период с 0,374 до 0,372 (в России - с 0,408 до 0,404). В использовании денежных доходов населения как положительное явление можно отметить продолжающийся рост доли средств, направляемых на покупку товаров и услуг, и снижение доли остатка денег на руках (см. табл.). Очевидно, это можно интерпретировать как признак улучшения удовлетворения потребительского спроса. Произошел также рост доли средств, направленных на покупку валюты, и снижение доли накоплений во вкладах и ценных бумагах, что можно оценить как нежелательное явление. Динамика уровня бедности, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %
Источник: Мурманскстат Структура использования денежных доходов населения, %
Источник: Мурманскстат Рынок труда и демографическая ситуация: безработица уменьшается, миграционный отток продолжается В 2005 тенденция улучшения ситуации на рынке труда продолжилась. Показатель общей безработицы за год снизился на 0,9, а уровень официально зарегистрированной безработицы - на 0,2 процентных пункта (см. табл.). Однако уровень безработицы в регионе по-прежнему выше среднероссийского. Уровень безработицы, %
Источник: Мурманскстат
Наиболее острыми на рынке труда являются проблемы диспропорции в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы, низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям, трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. По-прежнему значительна территориальная дифференциация по уровню безработицы, превышение ее среднеобластного уровня в прибрежных и сельских районах и поселениях достигает 6 раз. Правительство Мурманской области утвердило план мероприятий по улучшению социально-экономической ситуации в депрессивных районах Мурманской области, содержащий меры по улучшению положения на локальных рынках труда. Демографическая ситуация в области остается сложной и характеризуется продолжающимся миграционным оттоком населения, высоким уровнем смертности, низким уровнем рождаемости. Численность населения области на 1 января 2006 года составил 865,1 тыс. человек или 99,2% к уровню 2004 года. Миграционная убыль незначительно возросла и составила 4.8 тыс. человек (102,4% к уровню 2004). Естественная убыль увеличилась на 14,6% и составила 3198 человек. Коэффициент смертности сохраняется на уровне 2004 -13,4 умерших на 1000 населения. Коэффициент рождаемости снизился до 9,7 родившихся на 1000 населения против 10,2 в 2004. 8Доклад «Об итогах социально-экономического развития Мурманской области в 2005 г.» https://gov.murman.ru/reports/rep-030.shtmlВместо заключения Что пройдено и чего можно ожидать в 2020 году Развитие Мурманской области, как и любого другого региона России, имеет во многом типичные, но в большей степени уникальные черты.Типичным для многих регионов российского Севера были методы освоения территории в период советской власти. Возможность за счет централизованного управления концентрировать значительные силы и средства позволила решить задачи ускоренного освоения и заселения территории, поиска и разработки природных богатств, руководствуясь часто не экономическими, а политическими и военно-стратегическими соображениями. Последние факторы, а также уникальные месторождения полезных ископаемых, доступ к морским биологическим ресурсам стали базой создания мощного хозяйственного комплекса в регионе, дополняемого сетью научных и образовательных организаций, который обладал потенциалом долговременного устойчивого роста. Бурный рост экономики региона, особенно в период 1950-80-х гг., сопровождавшегося быстрым ростом численности постоянного населения (достигшей пика в 1,1 млн. чел. в 1989 г.) прервался из-за случившегося глубокого социально-экономического и политического кризиса в стране с начала 1990-х гг. В период кризиса, с одной стороны, базовые ресурсодобывающие компании региона пострадали в меньшей степени, чем большинство обрабатывающих производств центральных регионов России, поскольку увеличили экспорт своей продукции. С другой - многие предприятия оказались неконкурентоспособными в новых условиях перехода к рынку, что усугублялось северными удорожающими факторами производства, ограничивающими возможности «маневра». Например, из-за особенностей отраслевой специализации экономики региона, природно-климатических условий малый бизнес в Мурманской области развивался гораздо меньшими темпами, чем в центральных регионах России. В результате, социальные последствия кризиса 1990-х годов (рост безработицы, сокращение продолжительности жизни, падение уровня реальных доходов населения) в области были более тяжелые, чем в среднем по стране. Оценивая предпосылки для будущего развития региона, можно выделить две проблемы, которые оказывают влияние на его характер. Это, во-первых, нарастающее истощение наиболее доступных, традиционно разрабатываемых природных ресурсов, что приводит к снижению эффективности соответствующих производств. Во-вторых, сокращение численности населения региона из-за продолжающегося миграционного оттока и естественной убыли (превышения смертности над рождаемостью). Усугубляется эта проблема ухудшением демографической структуры населения по возрасту - увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста9 (за счет сокращения долей трудоспособного и моложе трудоспособного возраста). В связи со значительным падением рождаемости в середине 1990-х гг., к 2010-2012 гг. ожидается существенное сокращение числа вступающих в трудоспособный возраст выпускников школ (более чем на 40% к уровню 2000 г.). Проявятся вскоре также диспропорции в структуре профессиональной подготовки кадров (недостаток специалистов естественно-научного и технического профиля, квалифицированных рабочих). Таким образом, что касается существующих в Мурманской области базовых предприятий, то перспективы их развития до 2020 связаны в основном с поиском резервов интенсификации для сохранения существующих объемов производства, а не их наращивания.В целом же в ближайшие годы в области ожидается начало инвестиционного бума, связанного с осуществлением ряда крупномасштабных проектов. Прежде всего, это освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Подготовка к реализации проекта вступила уже в практическую стадию. В Москве завершаются переговоры по созданию международного консорциума с участием ОАО «Газпром», который будет осуществлять проект и его финансирование. Предусматривается в 2007 г. завершить проектирование и с 2008 г. начать строительство завода по производству сжиженного природного газа (в пос. Видяево) и подводного трубопровода до месторождения (650 км.). Стоимость строительства оценивается в $12 млрд., из которых $4 млрд. будут освоены на территории Мурманской области10. В 2014 г. планируется строительство второй нитки газопровода и первого сухопутного трубопровода от Видяево до Ленинградской области, откуда газ будет поставляться в Западную Европу11. Крупные инвестиции предусматриваются в развитие Мурманского портового транспортного узла. Объем грузооборота здесь к 2020 г. может увеличиться более чем в три раза против нынешнего и достичь 100 млн. т, что потребует инвестиций, с учетом увеличения пропускной способности железной дороги, более $3 млрд. В результате будет создано несколько тысяч новых рабочих мест. Однако, в отличие от проекта освоения Штокмановского месторождения, источники инвестиций для объектов транспортной инфраструктуры еще не ясны. Если оценивать потенциальное влияние указанных проектов на развитие Мурманской области не только с позиций экономических показателей (роста объемов производства, экспорта, налоговых поступлений), а с учетом их социальных последствий и интересов большинства населения, то однозначной определенности здесь нет. Из опыта реализации подобных проектов известны примеры как позитивного такого влияния (в Норвегии), так и негативных социальных и экологических последствий (проекты Сахалин-1 и Сахалин-2 в России).Следовательно, нельзя ожидать, что выгоды для региона от реализации крупномасштабных инвестиционных проектов появятся автоматически. Чтобы к 2020 всем жителям региона жилось лучше, необходимы активные усилия, консолидация регионального сообщества по отстаиванию своих интересов уже сегодня. 9 В разделе «Социально-демографические показатели» утвержденных Правительством Мурманской области в 2001 г. «Основных положений Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года» прогнозируется увеличение этой доли с 14,3% в 2000 до 24% в 2015 г.
10 Горбунов В.Б. Кольский край с инвестициями крепнет.// Экономика и время № 3 (589) 30.01.2006
11 ЕвроАрктическое нефтегазовое обозрение. Вып. 5(31) 10 апреля 2006 "Прирост грузооборота ожидается в основном за счет экспортируемых нефтеналивных и навалочных (уголь, апатитовый концентрат и др.) грузовЕще статьи на тему "Мурманской области":Краткая характеристика Мурманской области Проверки использования госимущества в Мурманской области Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития? Геополитическое положение Мурманской области Итоги подготовки Мурманской области к зиме Инвестиции в ЖКХ Мурманской области 128 обращений жителей Мурманской области Статья "Экономическое и социальное развитие Мурманской области в 2005 году, часть 2" на основе 500 оценок. 196 обзоров пользователей.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 10143 |