Главная Пути «Севрыбы» неисповедимы
Пути «Севрыбы» неисповедимы Печать E-mail

У многих работников рыбной промышленности сформировалось мнение о государстве, как о благодетеле 

В 1986-м году «спровоцировали» полномасштабный разговор на газетных страницах о так называемом «едином флоте бассейна» ученые-теоретики. Они же, на этот раз сотрудники Института экономических проблем Кольского научного центра АН СССР А.Васильев и Ю.Куранов, первыми подняли тему и о возможных вариантах вхождения в рыночные отношения рыбной промышленности в целом и Северного бассейна - в частности. К каким же выводам пришли ученые, на чем основывали свои умозаключения?

- Закончился длительный период, можно сказать, целая эпоха, когда государство «пестовало» все и вся, и в том числе развитие рыбной промышленности на Севере, - пишут А.Васильев и Ю.Куранов. - На финише этого периода имеется довольно весомый промышленный потенциал стоимостью около 3 млрд. рублей, самортизированный примерно на 50 процентов и малоэффективный с экономической точки зрения. Рыбопромысловый флот бассейна, несмотря на то, что он на 80 процентов строился за рубежом, существенно уступает лучшим мировым аналогам по производственным мощностям, по уровню механизации и автоматизации и по многим другим показателям эффективности, и лишь по удельной численности работающих мы являемся лидерами.

Известно, что государство не было уж совсем бескорыстным, так как, поставляя флот и выделяя централизованные финансовые средства на эксплуатацию, оно забирало с предприятий средства на амортизацию и значительную часть прибыли (в последнее десятилетие более двух третей ее). Расчеты по оптовым ценам в советских платежных средствах показывают, что в 1981-1989 годах общий объем средств, перечисленных в бюджет и централизованные фонды, примерно в два раза превышал полученные суммы (в разных формах). Несмотря на это у многих работников рыбной промышленности сформировалось мнение о государстве (о министерстве), как о благодетеле.

Обусловлено это, по нашему мнению, существующим порядком возмещения разницы между оптовыми и розничными ценами на рыбопродукцию, упоминавшейся выше «бесплатной» поставкой судов, а в последнее десятилетие - выделением валютных средств на эксплуатационные расходы. В итоге к старту рыночных отношений рыбная промышленность подошла не подготовленной психологически, с грузом серьезных финансовых проблем.*

Сделав столь серьезный вывод, ученые идут дальше, отмечая, что при существующей структуре флота и видовом составе уловов самостоятельно заработать необходимую валюту рыбкам невозможно. Другой столь же сложной проблемой является воспроизводство основных фондов, а попросту говоря строительство новых судов, приобретение необходимого оборудования. Эту проблему при сохранении нынешних экономических условий «Севрыбе» также не решить. Так что дефицит финансовых средств может быть ликвидирован лишь за счет помощи государства. Хотя многие специалисты надеются на свободные цены на рыботовары и на разгосударствление предприятий. Но этот путь нарабатывания прибыли тупиковый и быстро себя исчерпает.

- Дальнейшее развитие рыбной промышленности страны в целом и Северного бассейна в частности в значительной мере будет зависеть от политической ситуации, - делают свой основной вывод авторы газеты, как бы разводя руками: здесь экономистам делать нечего. Но рассмотреть различные варианты можно и нужно. - Если перестройка продолжится, то в ближайшее время грядет разгосударствление, и на базе пяти нынешних флотских организаций будут созданы (наиболее вероятно) акционерные общества. При этом разгосударствление может пойти тремя путями: или будут продаваться обезличенные акции предприятий, или определенные типы судов, или даже конкретные суда.

Учитывая большую стоимость крупных добывающих судов (БАТов), судов типа «Иван Бочков» и СТР типа «Орленок» и «Оболонь» и их низкую экономическую эффективность, целесообразно из них создать государственно-акционерные (с контрольным пакетом акций) компании со сдачей судов в аренду экипажам...

И далее ученые-теоретики предлагают на базе более эффективных и относительно дешевых судов типа РТМК-с, БМРТ, ППР, ПСТ типа «Баренцево море», СРТМ и СРТР создать акционерные общества с участием преимущественно частных лиц, а также юридических, поставляющих рыбному хозяйству топливо, древесину, металл, дели и другие материально-технические ресурсы. Считают целесообразным приобретение определенного количества судов Мурманским рыбокомбинатом, а на базе «Севрыбхолодфлота» создать два акционерных общества преимущественно с негосударственным капиталом - по приему и обработке рыбы и транспортное. Подсчитали сотрудники института экономических проблем и стоимость основных фондов флота, возможных для разгосударствления. Если счет вести без учета их рентабельности и перспектив использования, как это делает Минфин СССР, то стоимость эта составляет около двух миллиардов рублей, в том числе «Севрыбхолодфлота» - 0,35 млрд. рублей. Ну а если политическая обстановка в стране повернется к рыбной отрасли таким боком, что разгосударствления флота не будет, то вся надежда лишь на государственные бюджетные дотации.

В заключение своей статьи авторы делают робкий прогноз: «Рискуем высказать личную точку зрения - масштабы океанического рыболовства, в том числе и на Северном бассейне, будут сокращаться». Что ж, этот прогноз оправдался уже в ближайшем будущем: отсутствие валютных средств без промедления заставило флотоводцев отозвать суда из дальних районов промысла.

Смею думать, что в «Севрыбе» не без интереса отнеслись к данной публикации в «Рыбном Мурмане». Однако ответить через газету, высказать свою точку зрения на столь важную тему управленцы смогли лишь через четыре месяца полемической статьей за подписью директора по экономке АРП «Севрыба» Г.Подобедовой и зам. директора по производству В.Торохова.

- Уже сам заголовок статьи говорит о том, что авторы не вполне разобрались в сложившемся на Северном бассейне положении и, естественно, никаких конкретных выводов и предположений дать не могут, - пошли в наступление севрыбовцы, обидевшись, что кто-то без их разрешения может выстраивать те или иные организационно-управленческие формы рыбной отрасли Севера. И добавляют: - Мы совершенно далеки от утверждения, что существовавшая ранее система была идеальной. Но очень редко встречаются деловые, серьезные документы, которые дали бы четкую оценку происходящему в стране и которые бы содержали конкретные предложения как выходить из сложившейся ситуации. Но самое главное - нет конкретных действий на государственном уровне для стабилизации обстановки...*

Да, наши управленцы, кажется, захотели слишком многого - знать прикуп и не рисковать в той игре, в которую благодаря перестройке оказалась втянута вся страна. Если б иметь такие «деловые, серьезные документы», то незачем и рассуждать о чем-либо - бери под козырек да исполняй. А тут сплошной туман...

- Рыбная отрасль входит в рыночную экономику действительно с большим грузом нерешенных проблем, особенно финансовых, - пишут Подобедова и Торохов. - Ни у одного серьезно мыслящего руководителя не возникает иллюзий по поводу свободных цен и разгосударствления. Страна вступает в рынок гипертрофированно. Ослаблены или полностью утрачены хозяйственные связи. Возникают сложности со снабжением предприятий тарой, топливом, промснаряжением. Ощущается острый дефицит рефтоннажа. Остается нерешенной проблема валютного обеспечения. Произведенные специалистами предприятий бассейна расчеты потребности валютных средств для обеспечения производственной деятельности только на текущий 1991 год, а также возможных источников получения валюты показывают, что потребности превышают источники примерно в 5 раз (потребность - 278 млн. инвалютных рублей, валютная выручка - 56 млн.). Именно так обстоят сейчас дела на Северном бассейне и рыбной отрасли в целом. Но давайте вернемся к вопросу о задачах рыбной промышленности. Задачи прежние - обеспечение продуктами питания населения. И государству следует наконец обратить внимание на нужды рыбаков...

(От автора. Вот, оказывается, с каких высоких позиций рассматривали и сегодняшний, и завтрашний день в «Севрыбе»! Не верилось, ну просто не хотелось верить выросшим в условиях командно-административной системы управленцам, да и всем нам, воспитанным на советских идеалах людям, что в «государстве», которым стала править горстка авантюристов, можно вот так запросто «кинуть» весь народ, поделив СССР на суверенные республики после референдума, на котором большинство голосов было отдано за Союз, что можно вот так просто «отпустить» цены и ждать-наблюдать, как корчится в муках и пытается выжить экономика страны.)

- Предлагается другой выход - разгосударствление флота, - пишут Подобедова и Торохов. - Последнее время это стало притчей во языцех.

Но, во-первых, не все может быть приватизировано. Флотские объединения имеют свою специфику. Во-вторых, тот вариант, который предлагают авторы, не очень задумываясь о последствиях, вряд ли даст положительный эффект. Передача в частную собственность судов типов БМРТ, ППР, ПСТ, СРТМ и РТМКС как наиболее эффективных и дешевых (кстати, РТМКС не входит в разряд дешевых) и создание на этой базе акционерных обществ поставит в безвыходное положение другую группу флота: БАТ, В-408, СТМ, которые предлагается оставить государству, как экономически низкоэффективные, и передать суда в аренду экипажам. Фантастика! Кого же заманить на эти суда, которые не будут иметь ни ресурсов, ни валютного обеспечения, к тому же низкоэффективные, добывающие малоценную рыбу? Сейчас эти две группы судов работают на единый результат и именно поэтому работают. Что же будет потом? И совсем непонятно, во всяком случае для производственника, направление, предлагаемое по совершенствованию структуры «Севрыбхолодфлота». Транспортный флот нужно якобы приватизировать. Позвольте, а кто, интересно, будет обеспечивать вывоз рыбопродукции? Как только произойдет разгосударствление транспортов, они будут немедленно переданы владельцами под фрахт иностранным компаниям. В этом деле не стоит сомневаться! А производственные плавбазы? Кто им будет сдавать рыбу? Может быть, сделать ставку на иностранных партнеров? Но за принимаемый сырец нужно платить. Чем? Так что пока путь у рыбной отрасли один - стать крепким звеном государственной промышленности и при поддержке государства. И не следует бояться именно «полной» зависимости от государства, как выразились авторы.

Далее управленцы из «Севрыбы» называют некоторые положения целевой комплексной программы развития рыбного хозяйства страны на 1991-1995 годы, программы, которую они направили в правительство страны и республики. Это сохранение государственного валютного и бюджетного финансирования технического перевооружения флота и береговых предприятий до тех пор, пока эффективность производства не достигнет уровня, позволяющего отказаться от дотаций. (Ну кто, скажите на милость, откажется от куска бесплатного пирога по собственной воле?). Это сохранение объемов государственного заказа в пределах 60-70 процентов от объема производства продукции. В «Севрыбе» не видели противоречия между госзаказом и развитием рыночных отношений, считали, лукавя самим себе, что государство и республика являются всего лишь стабильными оптовыми покупателями наряду с другими партнерами. Мало того, наши управленцы развивают эту мысль:

- Существующая инфраструктура рынка рыботоваров (оптовый сбыт на уровне ассоциации и министерства) вполне соответствует условиям рыночных отношений, на ее основе получат развитие оптово-посреднические фирмы, информационные службы, ярмарки, аукционы, маркетинг. Так что не следует торопиться с приватизацией, - вновь и вновь призывают или предостерегают наши авторы. - Нельзя рассматривать вариант безвозмездной передачи собственности в руки трудовых коллективов - есть очень серьезные опасения в возможности найти справедливое решение такой передачи. А главное, трудно рассчитывать на то, что, получив собственность бесплатно, к ней будут относиться, как к своей. Прежде чем решать проблему разгосударствления, необходимо ответить на два вопроса: всегда ли это необходимо? И всегда ли это можно сделать? Готовы ли мы к тому, чтобы в 1991-1992 годах объем разгосударствления достиг примерно 50 процентов стоимости основных фондов? Полагаем, что это нереально, если учесть, что стоимость - 1752 млн. рублей, и потребуется 5 годовых фондов зарплаты всех работающих на бассейне (370 млн. рублей). Надеяться на снятие денежных вкладов и вложение в акции сегодняшних убыточных или малорентабельных предприятий тоже нереально. Люди не пойдут на это до тех пор, пока предприятия не будут иметь устойчивую прибыль на протяжении нескольких лет...

Согласитесь, очень любопытные цифры. И насколько наивными были все мы, оперируя какими-то денежными вкладами населения, не предполагая, что раз уж дело дойдет до прибыли, то столичные нувориши купят нас всех с потрохами и тут же продадут по более высокой цене. Но это будет чуть попозже. А пока... Давно уже пора перейти к основным событиям 1991-го года, к рассказу о том, как встретили северяне 19 августа и последующие дни ГКЧП. Этого разыгранного в Москве то ли фарса, то ли попытки государственного переворота.

· Пути «Севрыбы» неисповедимы, «РМ» от 24 мая 1991 года.

· Ломать - не строить, «РМ» от 27 сентября 1991 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.115.139

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .