Выборы Президента России

На выборах Президента РФ вы проголосуете
 

Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Новые механизмы отраслевого регулирования для строительных предприятий
Новые механизмы отраслевого регулирования для строительных предприятий Печать E-mail

пример эффективной совместной работы строительных компаний, профессиональных объединений и региональных и федеральных законодателей


Викторов М. Ю. генеральный директор Российского Союза строителей

ПРИМЕР УСПЕШНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В прошлом году ФЗ-214 о долевом участии граждан в строительстве вызвал множество критики и споров. Идея этого закона была полезной: с рынка начали уходить мошенники и компании с маленьким опытом, не рассчитавшие ситуацию и свои финансовые возможности. Но данный закон жестко защищал дольщиков и инвесторов, и вполне понятно, что его первая редакция вызвала отрицательную реакцию в строительном сообществе. Однако законодатели восприняли эту критику. Далеко не в последнюю очередь это является заслугой региональных объединений, в том числе и Российского союза строителей. В результате совместных усилий летом 2006 года были приняты поправки к ФЗ-214, устранившие наиболее одиозные, мешающие строителям положения.

Это хороший пример эффективной совместной работы строительных компаний, профессиональных объединений и региональных и федеральных законодателей. Тем не менее, масса нерешенных, но решаемых проблем остается.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА

Многочисленные дискуссии по этому вопросу, важному для строителей не только Санкт-Петербурга, но и любого российского региона, касаются двух тем: отмены лицензирования и развития системы саморегулирования. Сейчас лицензирование продлено до 1 июля 2007 года, а принципы саморегулирования активно формируются.

До тех пор, пока не будет принят закон о саморегулировании строительной деятельности, регулирование строительства должно осуществляться государством. После принятия закона о СРО вопросы лицензирования должны быть немедленно переданы саморегулируемым организациям.


Существующая система вызывает достаточное количество жалоб и нареканий (в том числе и со стороны строительных предприятий)


Относительно сроков: принятие закона о саморегулируемых организациях намечено Государственной Думой на 2007 год, это не секрет. Однако это не является и не может являться строгой гарантией того, что закон будет принят в этот срок. Тем не менее, Российский союз строителей к принятию закона готовится. К примеру, мы сотрудничаем с Росстроем, с Федеральным лицензионным центром, разрабатывая и внедряя механизм взаимодействия в процедуре выдачи лицензий строительным организациям. Такая деятельность может и должна осуществляться независимо от сроков выхода закона о СРО.

Необходимость механизма саморегулирования в строительстве назрела, и активное влияние профессиональных сообществ на ход законодательного процесса лишний раз это подтверждает. Уровень ответственности компаний, компетентности и организованности этих объединений, сильно возрос за последнее время.

Результатом развития самоуправления может и должно стать законное право профессиональных союзов влиять на законодательный процесс на региональном и федеральном уровнях. При этом готовящиеся законопроекты обязательно должны согласовываться с профильными отраслевыми объединениями.

Формирование признаков саморегулирования требует целостного подхода. Существующая система вызывает достаточное количество жалоб и нареканий (в том числе и со стороны строительных предприятий), и устранение коррупции и проведение подобных изменений необходимо в самое ближайшее время. Это является обязательным условием продления и постепенного перехода государственных полномочий к саморегулируемым организациям в регионах и на общероссийском уровне.

ЭНЕРГЕТИКА И СЕТЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Ситуация в Санкт-Петербурге более-менее благополучна во многом благодаря действиям местной исполнительной власти, налаженному диалогу строителей и региональных законодателей.

Однако пока текущее состояние энергетики и сетевого обеспечения предназначенных под застройку земельных участков не идеально. Это происходит из-за отставания темпов финансовых вложений в энергетику от планов и темпов развития строительного комплекса. С этой точки зрения Санкт-Петербургу было уделено заслуженное внимание: в ближайшие несколько лет энергетики планируют вложить в решение данной проблемы весьма существенные средства.


Мы разделяем беспокойство строительных организаций по поводу роста цен на землю, влекущее повышение стоимости квадратного метра жилья


Естественно, что развитие рынка земельных участков в большей степени зависит от развития энергетических сетей. Согласованности их развития сейчас не хватает не только Санкт-Петербургу, но и всей России. Спрос и цены на земельные участки растут, а уровень рисков по освоению и развитию приобретенных (в том числе и на торгах) участков остается прежним. При этом быстрей и дороже продаются те участки, на которые распространяется гарантия проведения сетей. Все это обусловливает рост цен также и на строящееся жилье.

Мы разделяем беспокойство строительных организаций по поводу роста цен на землю, влекущее повышение стоимости квадратного метра жилья. Очевидно, что рентабельность проектов в таких условиях падает. Власть обязана обеспечить качественное предложение земельных участков с полностью подготовленной градостроительной документацией, с выполненными работами по землеустройству, с полученными техническими условиями и гарантированным получением воды, тепла и света. Иначе строитель, выполнив свои обещания, становится «крайним» для претензий граждан.

Решением данной проблемы является обеспечение необходимого объема предложения земельных участков на торгах. Это возможно, если необходимые землеустроительные и градостроительные процедуры и формирование сетевого обеспечения выносимых на торги земельных участков будут выполняться за счет государственного бюджета.

ТОРГИ И КОНКУРСЫ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСЗАКАЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

При развитии темы торгов и конкурсов возникает проблема реализации механизма Государственного заказа в строительстве. Так, накопленный за 2006 год опыт проведения подрядных конкурсов и торгов показывает несовершенство принятого в позапрошлом 2005 году Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Практика показывает, что, к сожалению, существенная часть торгов выигрывается малоизвестными непрофессиональными организациями за счет необоснованного демпинга более добросовестных и ответственных строительных компаний.


часть торгов выигрывается малоизвестными непрофессиональными организациями за счет необоснованного демпинга добросовестных строительных компаний 


К примеру, при стартовой цене на фасадные работы около 1 тыс. руб./кв.м. прямые затраты составляют 450 руб., накладные расходы -до 350 руб. То есть себестоимость работ равна 75-80% стартовой цены. Сброс 35-30% с остаточной ценой до 650 руб./кв.м. возможен за счет неуплаты налогов, использования неквалифицированной рабочей силы, дешевых материалов. Сомнительная репутация компании не является препятствием для получения подряда, и простой экономический анализ показывает, что ФЗ-94 создает «тепличные условия» компаниям-однодневкам, создаваемым специально для участия в торгах. Конкурировать с этими компаниями, созданными для освоения бюджетных средств, невозможно.

В настоящий момент Федеральный закон активно совершенствуется: в апреле 2007 года Государственная Дума в третьем чтении приняла поправки к нему, и в скором времени они поступят в Совет Федерации.

Подрядные торги требуют введения квалификационной оценки. Это обеспечит качественный состав участников конкурса и высокую степень их ответственности. Немаловажная роль при этом отводится профессиональным союзам и ассоциациям, которые должны получить право влияния на формирование оценочных правил. Последние должны стать основой для формирования стандартов строительных организаций и саморегулирования в отрасли в целом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

Необходимость скорейшей редакции данного закона, обусловленная предстоящим вступлением России в ВТО, была затронута в февральском открытом письме в адрес Президента, Председателя Правительства, Председателя Совета Федерации и Председателя Госдумы России («Промышленные ведомости» №9, «Коммерсантъ» и др.). Без четкого и доступного технического нормирования продукция и услуги отечественного строительного комплекса по существу могут оказаться совершенно неконкурентоспособными на внешних рынках.Российский союз строителей намерен принять активное участие в процессе формирования необходимых норм. В ближайшее время необходимо принять и обновить около 700 регламентов и правил, причем это должно происходить на уровне профильного министерства, т.к. в составе Совета Федерации, Правительства России и Государственной думы мало (а точнее, единицы) специалистов, разбирающихся в специфике этих документов. Роль профессиональных союзов и организаций в данном процессе заключается в лоббировании передачи полномочий строителям, являющимся активными заказчиками, экспертами и исполнителями. Окончательное принятие документов должно быть закреплено за профильным министерством.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В конце 2006 года Государственной думой был принят ряд поправок к Градостроительному кодексу, направленных на снижение административных барьеров через формирование единого строительного надзора и единой строительной экспертизы. Многочисленные бюрократические препятствия и мздоимство должны уйти в прошлое.


оценочные правила должны стать основой для формирования стандартов строительных организаций и саморегулирования отрасли в целом 


Претворение данного закона в жизнь невозможно без подзаконных актов, принятых на уровне постановлений Правительства России: закон был принят под Новый год, когда многие торопятся к наряженной елке. Возникает, по меткому выражению одного строителя, «эффект елочки»: торопливый закон вязнет в исполнении. Полномочия никто не отдаст «просто так», как и не отдают кадры. Этот процесс уже пошел бы быстрее, если бы были приняты четкие нормативные процедуры в развитии Федерального закона.

В ближайшее время Постановление Правительства по организации единого строительного надзора и единой строительной экспертизы увидит свет. Российский союз строителей будет внимательно следить за процессом реализации чаяний строителей.

ПРОБЛЕМАТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Активные дискуссии вокруг документов, формирующих градостроительную политику, касаются «Правил землепользования и застройки» и требуют нахождения здорового компромисса между общественными интересами, интересами города (в том числе с точки зрения перспектив его развития) и интересами бизнеса. Гражданам хочется жить по принципу «меньше народа - больше кислорода». Но нам очевидно, что ограничивать использование новых технологий в угоду общественному мнению нецелесообразно с экономической точки зрения. Также это противоречит перспективам развития города. Одно дело - ограничение высотности зданий в историческом центре города, другое - массовая застройка жилых районов в соответствии со сложившимися правилами. Отказ от второго поставит крест на инициативе девелоперских строительных компаний и дальнейших инвестициях, а значит, и на самом строительстве в целом. Компании должны определить порядок наиболее эффективного использования и застройки территории.

При этом немаловажно регулирование взаимодействия с энергетиками и предприятиями-монополистами, т.е. формирование регламентов, которые помогут и строителям, и монополистам расписать процедуры согласования проектов, проведения экспертиз, получения техусловий, осуществления подключения сдаваемых объектов строительства. Строители Санкт-Петербурга преуспели в выработке конструктивных предложений по формированию четких правил взаимодействия с монополистами и готовы поддержать и дополнительно укрепить их законодательно на региональном общероссийском уровне.

ЖУРНАЛ "СЕВЕР СТРОИТЕЛЬНЫЙ" № 2(МАЙ) 2007 Г. 

Еще статьи на тему "строительных":

Финансирование строительных проектов Сбербанком России

Федерация берет на себя подготовку строительных кадров

Семинар "Индустрия строительных материалов на Мурмане"

О добровольной сертификации строительных компаний

О реструктуризации строительных организаций

Ассоциация «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатели»

Радиационный контроль - необходимое условие качества строительных работ


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.226.41.91

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD