casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Сосуществование человечества и ядерной энергии: социоядерный антропный принцип
Сосуществование человечества и ядерной энергии: социоядерный антропный принцип Печать E-mail

Социоядерный антропный принцип как критерий гармоничного сосуществования человечества и ядерной энергии при познании ядерного феномена

Елена КОМЛЕВА
Институт философии и политологии, Технический университет, Дортмунд, Германия

Автором предложен социоядерный антропный принцип как критерий гармоничного сосуществования человечества и ядерной энергии при познании ядерного феномена, ориентации развития его социальных приложений, при сопряжении ядерных науки и политики с приемами и концептами философского и религиозного мышления, художественной литературы и искусства, бытийного народного творчества, мифологии. Принцип реализован при обосновании идеи и современного образа SAMPO.


Человек есть мера всех вещей… (Протагор)

Императив и основы интегрального подхода к рефлексии ядерного социума: гуманизация и гуманитаризация - human dimension

Ранее мною были отдельно рассмотрены примеры философской, религиозной, cветской социогуманитарной (политология, экономика, экология, информационная сфера, социология, ментальность) составляющих процесса формирования смыслов применительно к ядерному сущему в строгом академическом и более свободном творческом дискурсах. Это позволило подойти к мысли о необходимости интегрального и междисциплинарного взгляда. И сформировать его основы.

Осмысление феномена ядерной энергии и управление ядерной сферой - непростые задачи. Открытия в физике атомного ядра, первая практическая реализация их произошли в кратчайшие сроки. Эти исторические мгновения обозначили переход человечества в новую эру. Последующие события утвердили необходимость нового миропонимания, новых схем принятия социальных решений и их реализации. Какими должны быть новации в сочетании с долгосрочностью ядерной реальности и ее глобальным значением для земной цивилизации?

Вот здесь и нужно "человеческое измерение" ядерной энергии. Под этим понимается социогуманитарное осмысление явления на основе постулата о связи человечества и ядерной энергии, на базе знаний о человеке и обществе, с позиций культуры, истории и религии, в ракурсе гуманности. Используя различные формы - рациональные и иррациональные - восприятия действительности.

В рамках современного информационно-коммуникационного пространства. С учетом национальных и интернациональных традиций. Эти действия будут неэффективными, если не удастся сопоставлять социальные проблемы ядерной сферы и её значение с разнообразными взглядами гуманитариев на человека и общество, в частности компетентных и уважаемых философских школ и религиозных конфессий.

"Человеческое измерение" предусматривает активность и по отношению к нам. В разных странах неоднократно высказывалась мысль о том, что человечество в нынешнем виде вряд ли имеет право владеть ядерной энергией. Человечество должно в контексте наличия ядерного феномена переосмысливать также и себя. Не впасть в погоне за земным солнцем в тягчайший по канонам многих религий грех - гордыню. А затем и самоусовершенствоваться. Может быть, именно в связи с ядерной эрой настает то время, когда люди поймут, что индивидуальный и социальный эгоизм, который во многом определял развитие человечества, с определенного этапа является силой, движущей в пропасть.

Таким образом, человечество, задумываясь о ядерной энергии, примеряясь к ней и вовлекая ее в сферу своей деятельности, вновь и вновь должно ставить перед собой минимум два судьбоносных вопроса. Оправдано ли освоение ядерной энергии вообще со всем ее сопутствующим социальным позитивом и негативом? Позволительно ли такому человеку, каков он есть, владеть ядерной энергией? И хотя бы постоянно мучаться ими, пытаться отвечать на них. Если поиск ответов на эти вопросы заставит людей искать лучшие решения и более эффективно управлять ядерной сферой - это уже хорошо.

Гуманизация и гуманитаризация социально-ядерной сферы подразумевает усиление участия представителей гуманитарных наук, религии, искусства и других видов духовного творчества и стиля жизни в развитии и наращивании потенциала позитивных составных частей социальной компоненты ядерного феномена, не оставляя без внимания потенциально опасные её составляющие и способы их нейтрализации или демпфирования. Усиление роли носителей духовно-гуманитарного начала в развитии методологии осмысления ядерного общества. В адаптации для общественного сознания результатов осмысления многогранных связей ядерной энергии с нашей жизнью, в формировании научно-технической стратегии ядерной сферы на основе общечеловеческих ценностей. Гуманизация и гуманитаризация или Human Dimension социоядерной сферы создадут интеллектуально-прагматические предпосылки гармонизации отношений между людьми, государствами, обществом и природой, гармонизации процесса познания природы и общества, многих политических, экономических и других социальных процессов. Такой подход позволит обеспечить условия для постепенного смещения центра тяжести спектра возможных мнений и решений применительно к ядерной энергии в более благоприятную и комфортную для человечества область.

На Западе, особенно в Германии, предлагаемому взгляду в настоящее время близка концепция “Леонардо-мира”. Эта концепция плодотворно реализует подход с позиций, интегрирующих естественнонаучные, технические и гуманитарные начала. “Развитие, подгоняемое вперед инновациями, направлено туда, куда они «хотят». При этом растет прагматическое знание о мире и экономизация мира. Но там, где этот рост не сопровождается и не направляется ориентирующим знанием, развитие теряет свой гуманный смысл и сам Леонардо-мир теряет ориентацию” (J. Mittelstra?). Другими современными направлениями западной социальной мысли, сближающими ее с предметным полем естественных наук и техники, являются: “Дети Прометея”, “Наука, Техника и Общество” (Science, Technology and Society: STS), “Поворот к материальному” (material turn), “Акторно-сетевая теория” (Actor-Network Theory: ANT). Эти дисциплины базируются на фундаменте идей “объект-центричной социальности” и “интеробъективности”. Они следуют некоторым интересам М. Хайдеггера по нередукционистской проблематизации вещности социального мира. В какой-то мере, это сообщества “научно грамотных философов и социальных мыслителей”. Они исследуют способы представления материальности средствами социологического воображения, многомерные пространства материальных и социальных связей, новые подходы к социальной интерпретации природных феноменов. А также материальное в социальном, социальное в материальном, проблему преодоления дуализма техники и общества и другие (В. Вахштайн).

Гуманизация и гуманитаризация или Human Dimension социоядерной сферы.

Эти концепты продуктивно сопрягаются с одним из базовых и непротиворечивых для естественнонаучного, философского и религиозного мировоззрений фактом и социокультурной парадигмой - антропным принципом. Этот принцип отражает удивительную "подобранность" фундаментальных констант мироздания, в том числе - ядерных, для принципиальной возможности возникновения жизни. Даже небольшие их отклонения от существующих численных значений привели бы к возникновению иной Вселенной, не пригодной для жизни в привычной нам форме. Кроме того, антропный принцип (слабый и сильный) может сделать более видимым то, что поставлено "на карту": ценности и ответственность человека.

В сфере природно-материальной ядерные константы и жизнь согласованы. Но почему не развить дальше эту смыслообразующую посылку? Почему не устремить мысль дальше: от бытия биологического к бытию социальному? В контексте симбиоза социальной выгоды и социальной ответственности. Почему бы ни сопрягать целенаправленно и “обоюдоостро” общечеловеческие ценности разного генезиса – базовые константы общества и аксиологию ядерной энергии по как бы антропному принципу в социоядерном контексте, по своеобразному социоядерному антропному принципу? Почему бы антропно-социальные константы ядерного феномена ни выверять, ни формировать в духовно-гуманитарной ауре лучших и отобранных временем достижений социума? Почему бы ни совершенствовать духовные качества человека и социум? Именно человек во многом привносит добро или зло в контексте влияния ядерной энергии на жизнь.

Социоядерный антропный принцип может стать символом того, как должны в социальном контексте сочетаться ядерная энергия, ее “окрестности” и человечество. Было бы хорошо, если бы, по аналогии с классическим антропным принципом, социальная компонента феномена ядерной энергии была бы соразмерной человеку и лишь исключительно благоприятствовала бы жизни. Для этого она должна формироваться в “поле” лучшего духовно-гуманитарного наследия человечества, быть адекватной ему и позитивно участвовать в генерировании новых пластов культуры. А “ядерный человек” должен быть гуманным и позитивно “культурогенным”. Социоядерный антропный принцип – модифицированный антропный принцип применительно к социальной компоненте феномена ядерной энергии – это своего рода “регламент, вектор обратного действия” от гуманной части человечества. Несомненно, что при реализации параллельно процесса самосовершенствования, прежде всего, - в духовно-культурном контексте, отдельных индивидов и человечества в целом. И, поскольку этот социальный принцип, в отличие от прототипа, нам не дан извне как неизбежность, нужны усилия, чтобы он претворялся в жизнь. Обращение к нему усиливает перспективы синтеза единой в сфере ментальности светско-религиозной платформы относительно ядерного феномена.

Возможно, чтобы, например, выйти из тупика проблемы нераспространения ядерного оружия, нужно "свежим взглядом" выявить новые, в том числе духовно-гуманитарные, блоки оснований для продуктивных политических переговоров и решений?

Своеобразной и весьма эффективной формой гуманизации социально-ядерной сферы в конкретных, по историческим меркам локальных, политических целях явилось создание группой стран Международного научно-технического центра (ISTC) для финансирования и реализации множества долгосрочных проектов на территории бывшего СССР. Благодаря этому при обвале милитаризованной экономики СССР ведущие работники ядерного (некогда мощного) военно-промышленного комплекса не потеряли работу непосредственно по специальности, были обеспечены средствами к достойному существованию за счет международных проектов и во благо общечеловеческих интересов и ценностей. Одновременно были устранены потенциально опасные процессы поиска работы бывшими сотрудниками советского ядерного ВПК в развивающихся странах. Тем самым международными усилиями была обеспечена управляемость и безопасность ядерной сферы стран на огромной евразийской территории и предотвращена несанкционированная передача ядерных секретов странам и организациям, которые хотели бы в обход международных договоров и вне контроля МАГАТЭ развивать ядерные технологии преимущественно военной ориентации. Девиз МНТЦ: "Nonproliferation through Science Cooperation". Это, возможно, прообраз Human-методологии на века.

Наилучшим местом и средством развития и реализации идеи гуманизации и гуманитаризации ядерной сферы, имея в виду прежде всего науку и политику для генерирования и продвижения знаний, может стать Организация Объединенных Наций. В частности, Университет Объединенных Наций (The United Nations University, UNU). Партнером Университета в системе ООН среди сорока других является МАГАТЭ. Состоявшийся в 2005 г. с участием UNU форум "Наука и технология в обществе", трактуемый как историческое объединение наций в сфере науки и технологий для поддержки Киотского протокола, констатировал, прежде всего, что для устойчивого будущего необходимы инвестиции в развитие и реализацию энергии ядерного синтеза.

Свойство конвертируемости работ и подходов ещё раз подтверждает возможность использования по новому назначению несомненно громадного стратегического потенциала UNU-IAS и UNU в целом. Приоритетными ракурсами их интеллектуально-прагматических действий применительно к ядерной энергии могут быть нераспространение ядерного оружия, военная и гражданская ядерная техносфера, предотвращение ядерных войн и обобщенная концепция ядерного сдерживания, наращивание адекватного социально-ядерного потенциала ментальности (прежде всего, научной и политической элиты).

Сопоставление человечества и феномена ядерной энергии с позиций концепции "Human Dimension" и социоядерного антропного принципа. Гуманизация и гуманитаризация социоядерного "климата" на интегрирующей духовно-философской основе.

Это будет способствовать исчезновению эффекта "частичного видения", который сопровождает рефлексию ядерного феномена с помощью ведомственных "зеркал" или "призм", диспергирующих явление избирательно в чьих-либо интересах. Как в свое время, при духовном "взрослении" и приходе приоритета любви к людям, перестало мешать св. апостолу Павлу "тусклое стекло" его прежнего мировоззрения. "Любовь...не радуется неправде, а сорадуется истине...Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1-Коринф. 13-4,6,9,10).

Гуманизация и гуманитаризация, Human Dimension, социоядерный антропный принцип - это родственные взаимодополняющие формы для наиболее полного вербального отражения сути предлагаемой концепции и синтеза социоядерной интегрированной и гармоничной максимы будущего. Концепции и максимы, интеллектуально-прагматически ориентированных и интегрирующих для со-рефлексии и облагораживания ядерного феномена разум, веру и творчество человека. Чтобы человек и ядерный феномен в его социальной части были бы взаимно адекватны. Чтобы наиболее полно могла быть реализована важная функция ядерной энергии по расширенному сдерживанию негативных современных тенденций в политике (идеи о возможности применять оружие массового поражения) и экономике (дефицит энергии). Чтобы жить в ядерном мире было бы возможно - долго, безопасно и комфортно.

Ждать быстрой практической отдачи от "внедрения" такого социокультурного базиса не следует. Это дело перспективы. Но, судя по нынешним, комплексно неустойчивым, условиям "жития человечества", нужно торопиться с началом процесса. И на уровне общечеловеческой ментальности. И на уровне духовно-гуманитарного сопровождения конкретных ядерных проектов.

Пример нацеленной в будущее прагматики социоядерного антропного принципа

Существует социальная проблема изоляции от биосферы на сотни и тысячи лет или навечно ненужных человечеству сейчас или вообще ядерных материалов, полученных в результате военной или гражданской деятельности.

В планах - крупные международные ядерные хранилища. Изоляция ядерных материалов - приоритет проблемы нераспространения. Именно в хранилищах сосредоточено сырье для классического и радиологического ядерного оружия военного или террористического назначения. Стоимость прототипа - “вечного” подземного хранилища Yucca Mountain - 60 миллиардов долларов. Создание в России на западные инвестиции таких "гигантов" обсуждалось в Москве на международных конференциях МАГАТЭ "Обращение с облученным ядерным топливом: новые инициативы России - 2002" и “Многосторонние технические и организационные подходы к ядерному топливному циклу для укрепления режима нераспространения - 2005”. А также в ходе визитов в Россию генерального директора МАГАТЭ (2005 г.) и президента США (2006 г.). При обилии сейчас у России собственных денег из-за рубежа по-прежнему массированно финансируются российские ядерно-экологические проекты и объекты.

На проходившей в Брюсселе апрельской (2008 г.) Европейской ядерной ассамблее управляющий директор Центральной организации по радиоактивным отходам Нидерландов Х. Кодее заявил о необходимости многонационального подхода к обращению с радиоактивными отходами. Подхода, при котором страны конкурировали бы за строительство общеевропейского, глубокого геологического хранилища на своей территории. Х. Кодее считает, что раз другие направления ядерной энергетики, такие, как обогащение урана и электроснабжение, осуществляются на международной основе, нет никаких причин против организации аналогичным образом и обращения с радиоактивными отходами. По его словам, вопрос создания международного хранилища заслуживает изучения, и Международное агентство по атомной энергии уже предприняло ряд шагов в этом направлении. Глава МАГАТЭ уже несколько лет выступает за изучение многонациональных подходов к обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. В 2005 году Х. Кодее заявлял журналистам, что Европе следовало бы построить два-три общеевропейских геологических хранилища, вместо того, чтобы проводить "абсурдную" идею создания отдельных хранилищ в каждой стране (Бюллетень Центра общественной информации РНЦ "Курчатовский институт", апрель 2008 г.). Известны и другие европейские инициативы совместной подземной изоляции ядерных материалов, без обозначенного пока места (например, ARIUS).

Естественнонаучные, технические и гуманитарные исследования (других авторов и мои собственные) приводят к гипотезе о проекте SAMPO: Scandinavian (Slavic, Social) Atomic (Anthropic) Mission - the Proliferation's Oikumene. К гипотезе международного подземного ядерного хранилища "в ближней зоне" Норвегии, Финляндии и Швеции, на территории Печенгского района Мурманской области, вблизи Трифонов Печенгского мужского монастыря и храма святых Бориса и Глеба, в зоне угасающего хозяйственно-административного влияния "Норильского никеля" и Кольской сверхглубокой скважины, вне нефтегазовой инфраструктуры региона. При использовании морских коммуникаций и портов Калининград, Киркенес, Линахамари, Печенга или Кеми? Финляндия, кстати, как вариант, около Кеми ищет северную площадку для новой АЭС. Концепция SAMPO адекватна идеям, заявленным в названиях упомянутых московских конференций. И предложениям России о международной системе ядерных центров по всему топливному циклу. И озвученной В.В. Путиным в послании-2007 Федеральному Собранию идее создать специальную корпорацию, в том числе - для внешнего ядерного рынка. И подготовке правовой базы по импорту ядерных материалов, а также политической готовности создавать в стране крупные международные хранилища отработавшего ядерного топлива. Действиям, коррелирующим с аналогичными зарубежными шагами.

Название SAMPO, в духе социоядерного антропного принципа, гуманизации и гуманитаризации или Human Dimension оценки ядерных явлений, задает, во-первых, вектор философско-политической рефлексии. Через противоположный термин Proliferation и образ территориальной локализации Oikumene обозначен ключевой термин ядерной современности Nonproliferation в контексте полного спектра опасностей (классическое ядерное оружие и “грязная бомба”) и широкой номенклатуры сырья для таких “изделий”. И принцип концентрирования основы всех опасностей - ядерных материалов – в пределах надежной, контролируемой и охраняемой международными усилиями “резервации”. Принцип “зарегулированного распространения” этих материалов от различных, военных и гражданских, мест их возникновения на “вечный или долговременный покой”. МНОГО ядерных хранилищ и “хранилищ” – это РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Если их можно на пальцах сосчитать – это ближе к НЕРАСПРОСТРАНЕНИЮ.

Концепция SAMPO означает полноту, законченность и связь с глобальным явлением. Эта концепция требует рефлексии различных граней ядерного человечества, предоставляет площадку для дискуссий и решений. На максимальном удалении, территориально и ментально, от наиболее тревожных ныне идеологий радикального исламизма и монополярности мироустройства. Это вариант энергетической интеграции, “точка роста” для столь необходимых сегодня объединительных тенденций, вклад устойчивых в социальном и природном смыслах Скандинавии и Севера России в будущее “разогретой” климатическими, энерго-технологическими, демографическими и другими изменениями Центральной Европы, постепенно превращающейся в Еврабию. Европейская асимметричная “точка роста”, когда США в одностороннем порядке отказались ратифицировать соглашение с Россией о долговременном сотрудничестве в ядерной сфере (2008 г.).

Во-вторых, концепция SAMPO несет, дополнительно к философско-политическому смыслу, также позитивный потенциал религиозно-мифологических и духовно-гуманитарных ассоциаций и образов. Тем самым, сглаживая недостатки исключительно рационального подхода к теме. Этот потенциал всегда сопряжен с некоей тайной, загадкой, думая над которой человечество умнеет. Плодотворным раздумьям могут поспособствовать нарождающиеся философия Севера, где весьма значим символ, и идея северной цивилизации, эвристическое значение которых (как считают Ю.В. Попков и Е.А. Тюгашев) будет возрастать по мере обострения глобальных противоречий современности. Приведу несколько примеров таких ассоциаций в контексте нашей темы.

По полярным территориям Швеции, Финляндии, Норвегии и западной России рассеян маленький и изначально единый народ - саамы (лопари). Ему обязан своим названием минерал лопарит - лучшая кольская “копилка” редких земель, титана, ниобия, тантала и тория. Это базовые элементы настоящей и будущей энергетики по схеме деления ядер. Наилучший в регионе природный поглотитель нейтронов и изолятор ядерного топлива – минерал эвдиалит (местное название “лопарская кровь”). В ареале древней культуры саамов, уже как бы приобщенных к ядерным избранным, и будет, возможно, создано международное ядерное хранилище Их традиционное знание, отношение к жизни и природе неплохо было бы при этом позаимствовать.

Древний, вызывающий до сих пор споры о его сути, эпос соседей саамов, карело-финская "Калевала", с его контрастами: возвышенным стремлением разобраться "откуда что пошло?" и с довольно мрачным описанием тогдашней реальности - коренных региональных быта, нравов и “международных отношений”. Существует мнение, что эпос имеет более ранние, чем финно-угорские, - арийские корни (В. Иванов, привожу по Я. Жемойтелите). И имеет другие международные аспекты: в части генезиса – есть китайский аналог, в части развития - он является прототипом для последующих авторских эпосов разных стран. “Калевала” издавна чтит солнце. И нечто чудодейственное, жизнеутверждающее, дающее пищу и энергию – САМПО.

С идеей САМПО связана единственная, пожалуй, без неприятных подробностей, светлая грань эпоса. Оно (по версии “Калевалы”) было задумано, выковано и укоренено в горе "страны мрака" - Лапландии (Похъёле - Петсамо - Печенге?!). Сампо, которое "мелет меру", поместили "в утес из меди, что за девятью замками". Оно создавалось при мобилизации всех земных и небесных (в языческом понимании) сил. Через потенциально опасные, хотя и внешне привлекательные "инженерные ошибки" "вековечного кователя" Ильмаринена, выковавшего прежде само небо "раньше всякого начала". Сампо так и не было сущностно осмыслено людьми полностью, хотя и превращено ими в символ благополучия. Ведь по мысли создателей "Калевалы", не известно и не важно конкретное его исполнение. Главное - оно красиво ("крышка пёстрая прекрасна" - мудрый рефрен), полезно и энергично. А "известно", что питали его земля, море и медный утес.

И концовка у мифа о САМПО поучительная: "НЕ ТЯНИТЕ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ" - разобьёте благополучие вдребезги и распространите, но осколки. В случае “ядерных осколков” возможно проникновение в тела и души людей такого зла, по сравнению с которым беда от осколков андерсеновского зеркала из сказки “Снежная королева”, в котором задумано было воплотить очередное запредельное, – сущий пустяк. До сих пор правомочен вопрос (по аналогии с мыслью Я. Жемойтелите): “Что же мы, неразумные, потеряли?” И, возможно, в контексте образа Сампо разумно задать новый вопрос: “ЧТО ЖЕ НАМ ПРЕДСТОИТ НАЙТИ?”


Аббревиатура SAMPO может быть, с учетом мифологического и христианского контекстов, идентифицирована как Storage of Atomic Murman - the Pechenga Oread (хранилище атомного Мурмана “Печенгская нимфа”) или Storage of Atomic Materials - the Pechenga Obedientiary (хранилище атомных материалов "Печенгский монах").


Идеи посредничества и размещения в существующих зонах отчуждения международных ядерных хранилищ не новы после СССР в разных геополитических обстоятельствах: Симушир, Семипалатинск, Чернобыльская АЭС и другие. Возможные региональные версии SAMPO: Scandinavian (or Saamen, Siberian, Simushir, Semipalatinsk, Sarov, Seversk, Slavutich) Atomic (Anthropic) Mission - the Proliferation’s Oikumene соответствуют базовым идее и названию. Япония в контексте Курил и Семипалатинска, Украина и Казахстан поэтому могут быть особыми партнерами Европы, но, возможно, - конкурентами северного альянса SAMPO по месту реализации проекта. Другими словами, возможны “гомологи” и “клоны”: SAMPOru, SAMPOkz, SAMPOua.


Аббревиатура SAMPO в немецкой транскрипции и традиции может быть представлена выражением: Sicherheit (Symbolismus), Atom, Menschheit - “Perpetuum Ordnung“. Что уже в простом переводе, дословно связывает важные понятия: безопасность, (символизм), атом, человечество - “вечный порядок”. Кроме того, это выражение вызывает ряд ассоциаций и имеет глубокий смысл: двойственный символ атомного человечества - “вечный порядок”. Только при правильном ведении “атомных дел” ядерная энергия будет безопасной. С другой стороны, прирученная и безопасная ядерная энергия позволит человечеству долговременно развиваться без кризисов (военно-политических, энергетических, экологических, продовольственных и других) или существенно сгладит влияние этих кризисов.


Образ “ядерного SAMPO” – один из вариантов адаптации концепции ядерных символов второго рода к условиям реальной проблемы, в контексте взаимодействия символического и реального, “приспособления к окружению” по Э. Кассиреру. А также – вариант сопряжения конкретной ядерной тематики с концепцией Human Dimension, духовно-гуманитарным “ориентирующим знанием” и социоядерным антропным принципом человеческой эволюции. Символика SAMPO вводит в рассмотрение образ гражданского современного объекта, который должен удовлетворять международным кондициям и находиться под полным международным контролем. Она может тем самым демпфировать имеющуюся сейчас однобокую тенденцию доминирования военной и негативной тематики при духовно-гуманитарных оценках ядерного социума.

Предложения в духе гипотезы SAMPO, несомненно, будут способствовать укреплению европейской ориентации российского "мирного атома". Что весьма актуально в силу потери Россией из-за известных событий практически всех позиций в ядерной энергетике Восточной Европы. И кто знает, не станут ли отношения в Европе к ядерной энергетике более позитивными, если европейцами именно по пути концепции SAMPO, вполне легально и цивилизованно, а не в духе эко-мафии, будет предусмотрено "на стороне" решать основную и наиболее опасную часть проблемы радиоактивных отходов? И для России это шанс достойно залатать свои застарелые радиационно-экологические прорехи.

Благодарю за поддержку исследований Research Council of Norway, Canon Foundation in Europe, Deutscher Akademischer Austauschdienst и профессоров B. Falkenburg, N. Witoszek, A.H. Zakri, D. Macer, M. Taeb, V. Ryabev, V. Masloboev.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10-11 2008 г.

Еще статьи на тему "Ядерной":

Мы - дети солнца, а значит - ядерной энергии?

Феномен ядерной энергии и пространство символических форм

Проверка ядерной и радиационной безопасности на Кольской АЭС

Финансирование проектов в сфере ядерной и радиационной безопасности

Философские основания ядерного социума


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.46.4

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������