Сосуществование человечества и ядерной энергии: социоядерный антропный принцип |
Социоядерный антропный принцип как критерий гармоничного сосуществования человечества и ядерной энергии при познании ядерного феноменаЕлена КОМЛЕВА Автором предложен социоядерный антропный принцип как критерий гармоничного сосуществования человечества и ядерной энергии при познании ядерного феномена, ориентации развития его социальных приложений, при сопряжении ядерных науки и политики с приемами и концептами философского и религиозного мышления, художественной литературы и искусства, бытийного народного творчества, мифологии. Принцип реализован при обосновании идеи и современного образа SAMPO.Человек есть мера всех вещей… (Протагор)
Императив и основы интегрального подхода к рефлексии ядерного социума: гуманизация и гуманитаризация - human dimension Ранее мною были отдельно рассмотрены примеры философской, религиозной, cветской социогуманитарной (политология, экономика, экология, информационная сфера, социология, ментальность) составляющих процесса формирования смыслов применительно к ядерному сущему в строгом академическом и более свободном творческом дискурсах. Это позволило подойти к мысли о необходимости интегрального и междисциплинарного взгляда. И сформировать его основы. Осмысление феномена ядерной энергии и управление ядерной сферой - непростые задачи. Открытия в физике атомного ядра, первая практическая реализация их произошли в кратчайшие сроки. Эти исторические мгновения обозначили переход человечества в новую эру. Последующие события утвердили необходимость нового миропонимания, новых схем принятия социальных решений и их реализации. Какими должны быть новации в сочетании с долгосрочностью ядерной реальности и ее глобальным значением для земной цивилизации?Вот здесь и нужно "человеческое измерение" ядерной энергии. Под этим понимается социогуманитарное осмысление явления на основе постулата о связи человечества и ядерной энергии, на базе знаний о человеке и обществе, с позиций культуры, истории и религии, в ракурсе гуманности. Используя различные формы - рациональные и иррациональные - восприятия действительности. В рамках современного информационно-коммуникационного пространства. С учетом национальных и интернациональных традиций. Эти действия будут неэффективными, если не удастся сопоставлять социальные проблемы ядерной сферы и её значение с разнообразными взглядами гуманитариев на человека и общество, в частности компетентных и уважаемых философских школ и религиозных конфессий. "Человеческое измерение" предусматривает активность и по отношению к нам. В разных странах неоднократно высказывалась мысль о том, что человечество в нынешнем виде вряд ли имеет право владеть ядерной энергией. Человечество должно в контексте наличия ядерного феномена переосмысливать также и себя. Не впасть в погоне за земным солнцем в тягчайший по канонам многих религий грех - гордыню. А затем и самоусовершенствоваться. Может быть, именно в связи с ядерной эрой настает то время, когда люди поймут, что индивидуальный и социальный эгоизм, который во многом определял развитие человечества, с определенного этапа является силой, движущей в пропасть. Таким образом, человечество, задумываясь о ядерной энергии, примеряясь к ней и вовлекая ее в сферу своей деятельности, вновь и вновь должно ставить перед собой минимум два судьбоносных вопроса. Оправдано ли освоение ядерной энергии вообще со всем ее сопутствующим социальным позитивом и негативом? Позволительно ли такому человеку, каков он есть, владеть ядерной энергией? И хотя бы постоянно мучаться ими, пытаться отвечать на них. Если поиск ответов на эти вопросы заставит людей искать лучшие решения и более эффективно управлять ядерной сферой - это уже хорошо.Гуманизация и гуманитаризация социально-ядерной сферы подразумевает усиление участия представителей гуманитарных наук, религии, искусства и других видов духовного творчества и стиля жизни в развитии и наращивании потенциала позитивных составных частей социальной компоненты ядерного феномена, не оставляя без внимания потенциально опасные её составляющие и способы их нейтрализации или демпфирования. Усиление роли носителей духовно-гуманитарного начала в развитии методологии осмысления ядерного общества. В адаптации для общественного сознания результатов осмысления многогранных связей ядерной энергии с нашей жизнью, в формировании научно-технической стратегии ядерной сферы на основе общечеловеческих ценностей. Гуманизация и гуманитаризация или Human Dimension социоядерной сферы создадут интеллектуально-прагматические предпосылки гармонизации отношений между людьми, государствами, обществом и природой, гармонизации процесса познания природы и общества, многих политических, экономических и других социальных процессов. Такой подход позволит обеспечить условия для постепенного смещения центра тяжести спектра возможных мнений и решений применительно к ядерной энергии в более благоприятную и комфортную для человечества область.
На Западе, особенно в Германии, предлагаемому взгляду в настоящее время близка концепция “Леонардо-мира”. Эта концепция плодотворно реализует подход с позиций, интегрирующих естественнонаучные, технические и гуманитарные начала. “Развитие, подгоняемое вперед инновациями, направлено туда, куда они «хотят». При этом растет прагматическое знание о мире и экономизация мира. Но там, где этот рост не сопровождается и не направляется ориентирующим знанием, развитие теряет свой гуманный смысл и сам Леонардо-мир теряет ориентацию” (J. Mittelstra?). Другими современными направлениями западной социальной мысли, сближающими ее с предметным полем естественных наук и техники, являются: “Дети Прометея”, “Наука, Техника и Общество” (Science, Technology and Society: STS), “Поворот к материальному” (material turn), “Акторно-сетевая теория” (Actor-Network Theory: ANT). Эти дисциплины базируются на фундаменте идей “объект-центричной социальности” и “интеробъективности”. Они следуют некоторым интересам М. Хайдеггера по нередукционистской проблематизации вещности социального мира. В какой-то мере, это сообщества “научно грамотных философов и социальных мыслителей”. Они исследуют способы представления материальности средствами социологического воображения, многомерные пространства материальных и социальных связей, новые подходы к социальной интерпретации природных феноменов. А также материальное в социальном, социальное в материальном, проблему преодоления дуализма техники и общества и другие (В. Вахштайн). Гуманизация и гуманитаризация или Human Dimension социоядерной сферы.Эти концепты продуктивно сопрягаются с одним из базовых и непротиворечивых для естественнонаучного, философского и религиозного мировоззрений фактом и социокультурной парадигмой - антропным принципом. Этот принцип отражает удивительную "подобранность" фундаментальных констант мироздания, в том числе - ядерных, для принципиальной возможности возникновения жизни. Даже небольшие их отклонения от существующих численных значений привели бы к возникновению иной Вселенной, не пригодной для жизни в привычной нам форме. Кроме того, антропный принцип (слабый и сильный) может сделать более видимым то, что поставлено "на карту": ценности и ответственность человека.В сфере природно-материальной ядерные константы и жизнь согласованы. Но почему не развить дальше эту смыслообразующую посылку? Почему не устремить мысль дальше: от бытия биологического к бытию социальному? В контексте симбиоза социальной выгоды и социальной ответственности. Почему бы ни сопрягать целенаправленно и “обоюдоостро” общечеловеческие ценности разного генезиса – базовые константы общества и аксиологию ядерной энергии по как бы антропному принципу в социоядерном контексте, по своеобразному социоядерному антропному принципу? Почему бы антропно-социальные константы ядерного феномена ни выверять, ни формировать в духовно-гуманитарной ауре лучших и отобранных временем достижений социума? Почему бы ни совершенствовать духовные качества человека и социум? Именно человек во многом привносит добро или зло в контексте влияния ядерной энергии на жизнь. Социоядерный антропный принцип может стать символом того, как должны в социальном контексте сочетаться ядерная энергия, ее “окрестности” и человечество. Было бы хорошо, если бы, по аналогии с классическим антропным принципом, социальная компонента феномена ядерной энергии была бы соразмерной человеку и лишь исключительно благоприятствовала бы жизни. Для этого она должна формироваться в “поле” лучшего духовно-гуманитарного наследия человечества, быть адекватной ему и позитивно участвовать в генерировании новых пластов культуры. А “ядерный человек” должен быть гуманным и позитивно “культурогенным”. Социоядерный антропный принцип – модифицированный антропный принцип применительно к социальной компоненте феномена ядерной энергии – это своего рода “регламент, вектор обратного действия” от гуманной части человечества. Несомненно, что при реализации параллельно процесса самосовершенствования, прежде всего, - в духовно-культурном контексте, отдельных индивидов и человечества в целом. И, поскольку этот социальный принцип, в отличие от прототипа, нам не дан извне как неизбежность, нужны усилия, чтобы он претворялся в жизнь. Обращение к нему усиливает перспективы синтеза единой в сфере ментальности светско-религиозной платформы относительно ядерного феномена. Возможно, чтобы, например, выйти из тупика проблемы нераспространения ядерного оружия, нужно "свежим взглядом" выявить новые, в том числе духовно-гуманитарные, блоки оснований для продуктивных политических переговоров и решений? Своеобразной и весьма эффективной формой гуманизации социально-ядерной сферы в конкретных, по историческим меркам локальных, политических целях явилось создание группой стран Международного научно-технического центра (ISTC) для финансирования и реализации множества долгосрочных проектов на территории бывшего СССР. Благодаря этому при обвале милитаризованной экономики СССР ведущие работники ядерного (некогда мощного) военно-промышленного комплекса не потеряли работу непосредственно по специальности, были обеспечены средствами к достойному существованию за счет международных проектов и во благо общечеловеческих интересов и ценностей. Одновременно были устранены потенциально опасные процессы поиска работы бывшими сотрудниками советского ядерного ВПК в развивающихся странах. Тем самым международными усилиями была обеспечена управляемость и безопасность ядерной сферы стран на огромной евразийской территории и предотвращена несанкционированная передача ядерных секретов странам и организациям, которые хотели бы в обход международных договоров и вне контроля МАГАТЭ развивать ядерные технологии преимущественно военной ориентации. Девиз МНТЦ: "Nonproliferation through Science Cooperation". Это, возможно, прообраз Human-методологии на века. Наилучшим местом и средством развития и реализации идеи гуманизации и гуманитаризации ядерной сферы, имея в виду прежде всего науку и политику для генерирования и продвижения знаний, может стать Организация Объединенных Наций. В частности, Университет Объединенных Наций (The United Nations University, UNU). Партнером Университета в системе ООН среди сорока других является МАГАТЭ. Состоявшийся в 2005 г. с участием UNU форум "Наука и технология в обществе", трактуемый как историческое объединение наций в сфере науки и технологий для поддержки Киотского протокола, констатировал, прежде всего, что для устойчивого будущего необходимы инвестиции в развитие и реализацию энергии ядерного синтеза. Свойство конвертируемости работ и подходов ещё раз подтверждает возможность использования по новому назначению несомненно громадного стратегического потенциала UNU-IAS и UNU в целом. Приоритетными ракурсами их интеллектуально-прагматических действий применительно к ядерной энергии могут быть нераспространение ядерного оружия, военная и гражданская ядерная техносфера, предотвращение ядерных войн и обобщенная концепция ядерного сдерживания, наращивание адекватного социально-ядерного потенциала ментальности (прежде всего, научной и политической элиты). Сопоставление человечества и феномена ядерной энергии с позиций концепции "Human Dimension" и социоядерного антропного принципа. Гуманизация и гуманитаризация социоядерного "климата" на интегрирующей духовно-философской основе.Это будет способствовать исчезновению эффекта "частичного видения", который сопровождает рефлексию ядерного феномена с помощью ведомственных "зеркал" или "призм", диспергирующих явление избирательно в чьих-либо интересах. Как в свое время, при духовном "взрослении" и приходе приоритета любви к людям, перестало мешать св. апостолу Павлу "тусклое стекло" его прежнего мировоззрения. "Любовь...не радуется неправде, а сорадуется истине...Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1-Коринф. 13-4,6,9,10). Гуманизация и гуманитаризация, Human Dimension, социоядерный антропный принцип - это родственные взаимодополняющие формы для наиболее полного вербального отражения сути предлагаемой концепции и синтеза социоядерной интегрированной и гармоничной максимы будущего. Концепции и максимы, интеллектуально-прагматически ориентированных и интегрирующих для со-рефлексии и облагораживания ядерного феномена разум, веру и творчество человека. Чтобы человек и ядерный феномен в его социальной части были бы взаимно адекватны. Чтобы наиболее полно могла быть реализована важная функция ядерной энергии по расширенному сдерживанию негативных современных тенденций в политике (идеи о возможности применять оружие массового поражения) и экономике (дефицит энергии). Чтобы жить в ядерном мире было бы возможно - долго, безопасно и комфортно. Ждать быстрой практической отдачи от "внедрения" такого социокультурного базиса не следует. Это дело перспективы. Но, судя по нынешним, комплексно неустойчивым, условиям "жития человечества", нужно торопиться с началом процесса. И на уровне общечеловеческой ментальности. И на уровне духовно-гуманитарного сопровождения конкретных ядерных проектов. Пример нацеленной в будущее прагматики социоядерного антропного принципаСуществует социальная проблема изоляции от биосферы на сотни и тысячи лет или навечно ненужных человечеству сейчас или вообще ядерных материалов, полученных в результате военной или гражданской деятельности. В планах - крупные международные ядерные хранилища. Изоляция ядерных материалов - приоритет проблемы нераспространения. Именно в хранилищах сосредоточено сырье для классического и радиологического ядерного оружия военного или террористического назначения. Стоимость прототипа - “вечного” подземного хранилища Yucca Mountain - 60 миллиардов долларов. Создание в России на западные инвестиции таких "гигантов" обсуждалось в Москве на международных конференциях МАГАТЭ "Обращение с облученным ядерным топливом: новые инициативы России - 2002" и “Многосторонние технические и организационные подходы к ядерному топливному циклу для укрепления режима нераспространения - 2005”. А также в ходе визитов в Россию генерального директора МАГАТЭ (2005 г.) и президента США (2006 г.). При обилии сейчас у России собственных денег из-за рубежа по-прежнему массированно финансируются российские ядерно-экологические проекты и объекты. На проходившей в Брюсселе апрельской (2008 г.) Европейской ядерной ассамблее управляющий директор Центральной организации по радиоактивным отходам Нидерландов Х. Кодее заявил о необходимости многонационального подхода к обращению с радиоактивными отходами. Подхода, при котором страны конкурировали бы за строительство общеевропейского, глубокого геологического хранилища на своей территории. Х. Кодее считает, что раз другие направления ядерной энергетики, такие, как обогащение урана и электроснабжение, осуществляются на международной основе, нет никаких причин против организации аналогичным образом и обращения с радиоактивными отходами. По его словам, вопрос создания международного хранилища заслуживает изучения, и Международное агентство по атомной энергии уже предприняло ряд шагов в этом направлении. Глава МАГАТЭ уже несколько лет выступает за изучение многонациональных подходов к обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. В 2005 году Х. Кодее заявлял журналистам, что Европе следовало бы построить два-три общеевропейских геологических хранилища, вместо того, чтобы проводить "абсурдную" идею создания отдельных хранилищ в каждой стране (Бюллетень Центра общественной информации РНЦ "Курчатовский институт", апрель 2008 г.). Известны и другие европейские инициативы совместной подземной изоляции ядерных материалов, без обозначенного пока места (например, ARIUS). Естественнонаучные, технические и гуманитарные исследования (других авторов и мои собственные) приводят к гипотезе о проекте SAMPO: Scandinavian (Slavic, Social) Atomic (Anthropic) Mission - the Proliferation's Oikumene. К гипотезе международного подземного ядерного хранилища "в ближней зоне" Норвегии, Финляндии и Швеции, на территории Печенгского района Мурманской области, вблизи Трифонов Печенгского мужского монастыря и храма святых Бориса и Глеба, в зоне угасающего хозяйственно-административного влияния "Норильского никеля" и Кольской сверхглубокой скважины, вне нефтегазовой инфраструктуры региона. При использовании морских коммуникаций и портов Калининград, Киркенес, Линахамари, Печенга или Кеми? Финляндия, кстати, как вариант, около Кеми ищет северную площадку для новой АЭС. Концепция SAMPO адекватна идеям, заявленным в названиях упомянутых московских конференций. И предложениям России о международной системе ядерных центров по всему топливному циклу. И озвученной В.В. Путиным в послании-2007 Федеральному Собранию идее создать специальную корпорацию, в том числе - для внешнего ядерного рынка. И подготовке правовой базы по импорту ядерных материалов, а также политической готовности создавать в стране крупные международные хранилища отработавшего ядерного топлива. Действиям, коррелирующим с аналогичными зарубежными шагами. Название SAMPO, в духе социоядерного антропного принципа, гуманизации и гуманитаризации или Human Dimension оценки ядерных явлений, задает, во-первых, вектор философско-политической рефлексии. Через противоположный термин Proliferation и образ территориальной локализации Oikumene обозначен ключевой термин ядерной современности Nonproliferation в контексте полного спектра опасностей (классическое ядерное оружие и “грязная бомба”) и широкой номенклатуры сырья для таких “изделий”. И принцип концентрирования основы всех опасностей - ядерных материалов – в пределах надежной, контролируемой и охраняемой международными усилиями “резервации”. Принцип “зарегулированного распространения” этих материалов от различных, военных и гражданских, мест их возникновения на “вечный или долговременный покой”. МНОГО ядерных хранилищ и “хранилищ” – это РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Если их можно на пальцах сосчитать – это ближе к НЕРАСПРОСТРАНЕНИЮ. Концепция SAMPO означает полноту, законченность и связь с глобальным явлением. Эта концепция требует рефлексии различных граней ядерного человечества, предоставляет площадку для дискуссий и решений. На максимальном удалении, территориально и ментально, от наиболее тревожных ныне идеологий радикального исламизма и монополярности мироустройства. Это вариант энергетической интеграции, “точка роста” для столь необходимых сегодня объединительных тенденций, вклад устойчивых в социальном и природном смыслах Скандинавии и Севера России в будущее “разогретой” климатическими, энерго-технологическими, демографическими и другими изменениями Центральной Европы, постепенно превращающейся в Еврабию. Европейская асимметричная “точка роста”, когда США в одностороннем порядке отказались ратифицировать соглашение с Россией о долговременном сотрудничестве в ядерной сфере (2008 г.). Во-вторых, концепция SAMPO несет, дополнительно к философско-политическому смыслу, также позитивный потенциал религиозно-мифологических и духовно-гуманитарных ассоциаций и образов. Тем самым, сглаживая недостатки исключительно рационального подхода к теме. Этот потенциал всегда сопряжен с некоей тайной, загадкой, думая над которой человечество умнеет. Плодотворным раздумьям могут поспособствовать нарождающиеся философия Севера, где весьма значим символ, и идея северной цивилизации, эвристическое значение которых (как считают Ю.В. Попков и Е.А. Тюгашев) будет возрастать по мере обострения глобальных противоречий современности. Приведу несколько примеров таких ассоциаций в контексте нашей темы. По полярным территориям Швеции, Финляндии, Норвегии и западной России рассеян маленький и изначально единый народ - саамы (лопари). Ему обязан своим названием минерал лопарит - лучшая кольская “копилка” редких земель, титана, ниобия, тантала и тория. Это базовые элементы настоящей и будущей энергетики по схеме деления ядер. Наилучший в регионе природный поглотитель нейтронов и изолятор ядерного топлива – минерал эвдиалит (местное название “лопарская кровь”). В ареале древней культуры саамов, уже как бы приобщенных к ядерным избранным, и будет, возможно, создано международное ядерное хранилище Их традиционное знание, отношение к жизни и природе неплохо было бы при этом позаимствовать.Древний, вызывающий до сих пор споры о его сути, эпос соседей саамов, карело-финская "Калевала", с его контрастами: возвышенным стремлением разобраться "откуда что пошло?" и с довольно мрачным описанием тогдашней реальности - коренных региональных быта, нравов и “международных отношений”. Существует мнение, что эпос имеет более ранние, чем финно-угорские, - арийские корни (В. Иванов, привожу по Я. Жемойтелите). И имеет другие международные аспекты: в части генезиса – есть китайский аналог, в части развития - он является прототипом для последующих авторских эпосов разных стран. “Калевала” издавна чтит солнце. И нечто чудодейственное, жизнеутверждающее, дающее пищу и энергию – САМПО. С идеей САМПО связана единственная, пожалуй, без неприятных подробностей, светлая грань эпоса. Оно (по версии “Калевалы”) было задумано, выковано и укоренено в горе "страны мрака" - Лапландии (Похъёле - Петсамо - Печенге?!). Сампо, которое "мелет меру", поместили "в утес из меди, что за девятью замками". Оно создавалось при мобилизации всех земных и небесных (в языческом понимании) сил. Через потенциально опасные, хотя и внешне привлекательные "инженерные ошибки" "вековечного кователя" Ильмаринена, выковавшего прежде само небо "раньше всякого начала". Сампо так и не было сущностно осмыслено людьми полностью, хотя и превращено ими в символ благополучия. Ведь по мысли создателей "Калевалы", не известно и не важно конкретное его исполнение. Главное - оно красиво ("крышка пёстрая прекрасна" - мудрый рефрен), полезно и энергично. А "известно", что питали его земля, море и медный утес. И концовка у мифа о САМПО поучительная: "НЕ ТЯНИТЕ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ" - разобьёте благополучие вдребезги и распространите, но осколки. В случае “ядерных осколков” возможно проникновение в тела и души людей такого зла, по сравнению с которым беда от осколков андерсеновского зеркала из сказки “Снежная королева”, в котором задумано было воплотить очередное запредельное, – сущий пустяк. До сих пор правомочен вопрос (по аналогии с мыслью Я. Жемойтелите): “Что же мы, неразумные, потеряли?” И, возможно, в контексте образа Сампо разумно задать новый вопрос: “ЧТО ЖЕ НАМ ПРЕДСТОИТ НАЙТИ?” Аббревиатура SAMPO может быть, с учетом мифологического и христианского контекстов, идентифицирована как Storage of Atomic Murman - the Pechenga Oread (хранилище атомного Мурмана “Печенгская нимфа”) или Storage of Atomic Materials - the Pechenga Obedientiary (хранилище атомных материалов "Печенгский монах"). Идеи посредничества и размещения в существующих зонах отчуждения международных ядерных хранилищ не новы после СССР в разных геополитических обстоятельствах: Симушир, Семипалатинск, Чернобыльская АЭС и другие. Возможные региональные версии SAMPO: Scandinavian (or Saamen, Siberian, Simushir, Semipalatinsk, Sarov, Seversk, Slavutich) Atomic (Anthropic) Mission - the Proliferation’s Oikumene соответствуют базовым идее и названию. Япония в контексте Курил и Семипалатинска, Украина и Казахстан поэтому могут быть особыми партнерами Европы, но, возможно, - конкурентами северного альянса SAMPO по месту реализации проекта. Другими словами, возможны “гомологи” и “клоны”: SAMPOru, SAMPOkz, SAMPOua. Аббревиатура SAMPO в немецкой транскрипции и традиции может быть представлена выражением: Sicherheit (Symbolismus), Atom, Menschheit - “Perpetuum Ordnung“. Что уже в простом переводе, дословно связывает важные понятия: безопасность, (символизм), атом, человечество - “вечный порядок”. Кроме того, это выражение вызывает ряд ассоциаций и имеет глубокий смысл: двойственный символ атомного человечества - “вечный порядок”. Только при правильном ведении “атомных дел” ядерная энергия будет безопасной. С другой стороны, прирученная и безопасная ядерная энергия позволит человечеству долговременно развиваться без кризисов (военно-политических, энергетических, экологических, продовольственных и других) или существенно сгладит влияние этих кризисов.Образ “ядерного SAMPO” – один из вариантов адаптации концепции ядерных символов второго рода к условиям реальной проблемы, в контексте взаимодействия символического и реального, “приспособления к окружению” по Э. Кассиреру. А также – вариант сопряжения конкретной ядерной тематики с концепцией Human Dimension, духовно-гуманитарным “ориентирующим знанием” и социоядерным антропным принципом человеческой эволюции. Символика SAMPO вводит в рассмотрение образ гражданского современного объекта, который должен удовлетворять международным кондициям и находиться под полным международным контролем. Она может тем самым демпфировать имеющуюся сейчас однобокую тенденцию доминирования военной и негативной тематики при духовно-гуманитарных оценках ядерного социума. Предложения в духе гипотезы SAMPO, несомненно, будут способствовать укреплению европейской ориентации российского "мирного атома". Что весьма актуально в силу потери Россией из-за известных событий практически всех позиций в ядерной энергетике Восточной Европы. И кто знает, не станут ли отношения в Европе к ядерной энергетике более позитивными, если европейцами именно по пути концепции SAMPO, вполне легально и цивилизованно, а не в духе эко-мафии, будет предусмотрено "на стороне" решать основную и наиболее опасную часть проблемы радиоактивных отходов? И для России это шанс достойно залатать свои застарелые радиационно-экологические прорехи.Благодарю за поддержку исследований Research Council of Norway, Canon Foundation in Europe, Deutscher Akademischer Austauschdienst и профессоров B. Falkenburg, N. Witoszek, A.H. Zakri, D. Macer, M. Taeb, V. Ryabev, V. Masloboev. Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10-11 2008 г. Еще статьи на тему "Ядерной":Мы - дети солнца, а значит - ядерной энергии? Феномен ядерной энергии и пространство символических форм Проверка ядерной и радиационной безопасности на Кольской АЭС Финансирование проектов в сфере ядерной и радиационной безопасности Философские основания ядерного социума
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8253 |