Главная Стенограмма материалов заседания совета
Стенограмма материалов заседания совета Печать E-mail

Все понимают, что малый бизнес не может начаться, пока не создана какая-то материально-техническая база

конкретные предложения в проект Стратегии развития малого предпринимательства

Октябрь 2006 , Мурманск


Выступление А.М. Глушкова, президента Северной торгово-промышленной палаты.

Я думаю, что из тех направлений, которые были озвучены О.К. Борисенко, но, очевидно, что они не все, а хотелось бы чтобы стратегии максимального количества направлений, тех инструментов поддержки, которые мы планируем, чтобы они были озвучены и прописаны. В частности, все понимают, что малый бизнес не может начаться пока не создана какая-то материально-техническая база. Этот вопрос сегодня обсуждается между правительством и Государственной Думой, чья линия победит.

Министерство экономического развития торговли имеет свою точку зрения в отношении обеспечения помещениями бизнеса, а Государственная Дума имеет свою, которая ближе к бизнесу. Это один из важнейших инструментов поддержки предпринимательства, малого и среднего, в первую очередь малого.

Поэтому развитие материально-технической базы, в большей степени инновационных направлений, очень важно для нашей стратегии. Я бы хотел подчеркнуть важность направления по финансово-кредитной системе. У нас очень давно существует банковская система, но универсальные банки никогда не будут играть важную роль в финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства.

Сегодня многие банки имеют эти инструменты, но их значение в этом минимально, что в нашем регионе, что по другим регионам России. Поэтому очень важно развитие альтернативных схем поддержки малого предпринимательства. К сожалению, в нашем регионе один кредитный кооператив, ну два, если считать в жилищно-строительной сфере, а в Карелии 16, в Новгородской области 8, а всего в России 600. Это огромное поле деятельности. Мы готовы помогать муниципальным образованиям в этом деле, но преимущественно надо развивать альтернативную систему финансовой поддержки малого бизнеса. Это наш опыт и других регионов России.

Развитие кооперации крупных и малых предприятий. Это тоже важнейший вопрос. Это направление обязательно должно быть прописано стратегией. Это будущее развития малого предпринимательства.

По государственной и негосударственной инфраструктуре. Эту часть стратегии нужно усилить. У нас недостаточно развита эта инфраструктура, мы знаем, что без инкубатора и мы только начинаем эту работу, технопарк, это мы тоже только начинаем, хотя у нашего региона хорошие возможности с точки зрения привлечения опыта соседей: Финляндии, Норвегии. Норвежцы готовы участвовать в проекте «Баренцпарк». Всю систему государственной и негосударственной инфраструктуры надо четко обозначить и прописать.

Очень важно формирование благоприятной социально-психологической среды. Есть определенные попытки и у нашей Палаты, мы стараемся формировать положительный образ предпринимателя среди населения, в средствах массовой информации и т.д. Конкурс «Предприниматель года», который был начат в 2000 году – это тоже часть линии. Но этого сегодня недостаточно. Нужно расширять инструменты по государственной, муниципальной и негосударственной системе формирования социально-психологической среды.

Выступление исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области

По стратегическим направлениям помощь, поиск и обеспечение мер, стимулирующих приток новых трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса. Понятно, что стимулировать и привлекать население, особенно молодежь, чтобы они занимались предпринимательством, но в частности подбор персонала. У меня есть предложение. Я недавно был в Санкт-Петербурге и Северо-Западный Координационный Совет союза промышленников и предпринимателей проводил совещание по вопросу необходимости создания в области региональные центры сертификации персонала.

Это, конечно же должно быть решение Правительства Мурманской области. Т.е. опираться не на кадровые агентства, которые каждый по-своему работают. Подобные центры уже есть в некоторых регионах России. Они затеваются на самом высоком уровне, чтобы это был Всероссийский центр. Но поскольку там идет тяжба между Фурсенко и Шохиным, кто все-таки этим займется, то была рекомендация это делать на местах. Смысл этого в том, что там, где персонал проходит обучение, там его и сертифицируют те, кто его обучает.

Соответственно, они не могут дать оценку своему труду «удовлетворительно», «хорошо» или «очень хорошо», а когда человек приходит на работу на предприятие, то выясняется, что он не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему работодатель. И на этой почве тоже возникают конфликты. Я хочу сразу оговориться, что в некоторых регионах, таких как город Саратов (https://www.gorod-c.ru), Самары, Чебоксары, эти центры финансируются правительством региона. Но через Северную торгово-промышленную палату либо через Союз промышленников подбираются соответствующие инструменты и составляется перечень профессий и требований к ним, но не на основании Единого справочника, который есть, а на основании мнений, которые высказывают работодатели. Это большая подготовительная работа. Тогда персонал будет нормальным.

Санкт-Петербургский союз рестораторов и объединение торговли чуть ли не за горло взяли Санкт-Петербургское объединение работодателей, чтобы создавали такой центр. Они согласны вносить свою лепту, но чтобы получать оттуда не обученных, а уже сертифицированных работников и было понятно какие правила игры. Хотелось бы, чтобы этот пункт был прописан в стратегии. Это даст усиление этого дела.

Выступление Кислициной Е.В.

Сначала я хотела бы оценить выполненную работу Департамента экономического развития по подготовке проектов стратегии развития малого бизнеса со знаком плюс. Хотя есть там некоторые шероховатости, но я думаю, что в процессе это будет доработано. Ранее выступающие подтвердили, что впервые был сделан в России такой проект стратегии. А по сути мне кажется, что в этом документе не хватает механизма реализации стратегии. Его нужно прописывать, потому что те стратегические направления, которые предложены, они, конечно, очень правильные и нужные, но каким образом они будут реализованы из этого документа не ясно.

Во-первых, наверное, большая роль будет отведена муниципалитету в реализации этой стратегии. И здесь, на настоящий момент, силы местных органов власти в этом направлении ограничены, потому что в администрациях мало у кого предусмотрены такие должности по развитию малого предпринимательства. Это наша дополнительная общественная нагрузка – работа с предпринимателями и развитие этого направления. И сегодня, в разговоре с Борисенко, я только подтвердила свое мнение, потому что очень многое сделано Департаментом экономического развития в направлении стимулирования и развития предпринимательства, те возможности по финансирования и субсидированию малого предпринимательства, оказывается наши предприниматели не очень-то всеми этими возможностями пользуются.

Я думаю, что здесь проблема заключается в том, что они недостаточно информированы, что происходит. Т.е. мы, на местах, не имеем достаточно возможности, чтобы постоянно заниматься конкретно и с конкретным предпринимателем, разъяснять им все эти порядки и положения. Мы можем только проинформировать время от времени, направить их сюда, а уж дойдут они или нет, мы не знаем. Поэтому очень важным является создание информационно-консультационных центров и не просто на коммерческой основе, а на условиях поддержка каких-то региональных программ, чтобы они финансировались и, таким образом, могли работать с конкретными предпринимателями.

Из стратегических направлений, мне представляется, наиболее важным второе направление: обеспечение мер, стимулирующих приток новых ресурсов в сферу малого предпринимательства, потому что это действительно очень большая проблема. Молодежь туда не хочет идти, хотя у нас несколько образовательных учреждений, которые каждый год выпускают целую армию людей, которые имеют экономическое образование, экономисты, менеджеры, маркетологи, кого там только нет.

Никто из них не хочет идти в эту сферу, поскольку она не является привлекательной и нет абсолютно никакой поддержки. Союз юга городов Кольского полуострова работает с Объединением муниципалитетов Восточной Лапландии. Их опыт очень интересен в этом плане. Если приходит начинающий предприниматель в муниципалитет с каким-то своим предложением, его прямо берут за руку и ведут вплоть до того, что ему ищут помещение, ему предоставляют это помещение, для него муниципалитет получает кредит, помогают ему сделать бизнес-план и даже сами его полностью готовят.

У нас это абсолютно отсутствует и пока такой системы поддержки не будет, я думаю, что это не сдвинется с места. И это направление связано, конечно, с третьим направлением: совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки. Вот, в частности, создание регионального гарантийно-залогового фонда для малых предприятий. Это было бы, конечно, очень важным в т.ч. и для начинающих предпринимателей, потому что сейчас даже и не очень начинающий предприниматель не всегда может получить кредит в банке под залог своей собственности.

Здесь вступают в силу административные барьеры. Недавно предприниматель пришел за получением кредита, ему говорят, принесите документы, что это ваша собственность, которая зарегистрирована, соответственно земельный участок оформлен. Он радостно пришел в администрацию, чтобы получить эти документы, его обрадовали, что на землю он сможет получить документы не ранее чем через полгода и заплатив немалую сумму. Так нужен ли ему после этого кредит, который будет стоить ему достаточно большие деньги?

Я бы еще остановилась на том, что со стороны муниципалитета оказание финансовой поддержки из бюджета муниципальных образований получить достаточно проблематично. Потому что не разработан этот порядок. Мы попытались в этом году сделать финансирование и поддержку проектов через программу охраны окружающей среды. В связи с тем, что 40% средств от платежей за неблагоприятной воздействие на окружающую среду с 2006 года вносятся в местные бюджеты, мы разрабатываем целевую программу и считаем, что эти средства должны использоваться по целевому назначению.

И из этих средств мы надеемся поддержать, может быть, 1-2 проекта: 1. Проекты малых предприятий; 2. Они направлены на охрану окружающей среды; 3. Это инновационные проекты. Но для этого надо выполнить опять же большую работу по разработке порядка и механизма. Каким образом это может быть сделано? Сил у администрации в лице кадров, которые занимаются этим, очень мало.

Выступление начальника отдела потребительского рынка г. Мончегорска

Я хочу поблагодарить Департамент экономики за столь своевременный документ и очень хорошо разработанный. Поддерживаю всех предыдущих выступающих и хотела бы добавить только три аспекта развития малого бизнеса. Это проблемы, которые на сегодняшний день, я думаю, всех волнуют. Несмотря на то, что потребительский рынок г. Мончегорска развивается и работает достаточно устойчиво, тем не менее, я считаю, на сегодняшний день существуют проблемы развития малого бизнеса.

Я бы хотела остановиться на 3 основных факторах.

1. Финансовое состояние. Т.к. в результате недостаточной развитости системы кредитования малого бизнеса на федеральном уровне, отсутствие реальных ресурсов не для поддержания, а для дальнейшего развития малого бизнеса существует угроза кражи существенной части малого бизнеса в случае дестабилизации бизнеса со всеми вытекающими последствиями социально-экономического характера для малых городов.

Нельзя упускать из виду и то, что существует финансовая непрозрачность, которая мешает банковскому кредитованию малых предприятий. Существующее финансовое положение местного самоуправления не позволяет финансировать или помогать в финансировании малого предпринимательства и поэтому они испытывают достаточные проблемы с финансированием.

2. Доступ к бизнес-недвижимости. Ввиду отсутствия программы и поддержки на уровне федерального законодательства малому бизнесу очень сложно получить производственные площади, т.к. у предприятия малого бизнеса отсутствуют необходимые финансовые средства для моментального выкупа деловой недвижимости и приобретения необходимого технологического оборудования для ведения дальнейшего бизнеса.

3. Отсутствие кадровой политики у субъектов предпринимательства, следствием чего является слабая социальная незащищенность наемных работников, недостаточная обеспеченность норм охраны труда. Я считаю, что при условии совершенствования Российского законодательства, направленного на развитие малого предпринимательства не только здесь, но и Санкт-Петербурге, возможно еще более существенное развитие экономики малых городов с сохранением стабильности и занятости населения. Вот над этими тремя факторами и следует работать, потому что местное самоуправление не в состоянии сегодня только информационно-консультационными услугами поддержать малый бизнес.

Выступление Зеркина В.И. (Печенгский район)

Наш малый бизнес вынужден был объединиться. Вот у меня устав нашего объединения, где написано: «Местная общественная организация объединение предпринимателей Печенгского района». А чтобы на нас не наезжали, мы написали ниже некоммерческая организация. Зарегистрировались мы в августе, работаем мы еще очень мало. Я очень рад, что это направление наконец-то услышано. Три пункта, которые изложил выступающий передо мной в протоколе записали и слава богу, потому что это наболевший вопрос всех районов. Я думаю, то что записали в протоколе будет рассмотрено. Хочу работать с вами.

Мы общественная организация, нас немного, на сегодняшний день мы вынуждены были стать юридическими лицами и человек 60 у нас остались физическими лицами, которые занимаются проблемами промышленных товаров. Надеюсь, что наконец-то срастется государственная структура с частным малым предпринимательством.

Выступление Позолкина Н.Н. (ЗАТО Заозерск)

Я председатель некоммерческого партнерства предприятий предпринимателей нашего города. Все проблемные вопросы, которые были высказаны здесь, на этих выступлениях, они многократно возрастают в закрытых административных территориальных объединениях. Почему? Взять кредит вообще невозможно. Здесь уже приводили примеры, что у человека есть собственность, но он не может взять кредит. У нас нет ни у кого недвижимости вообще, все принадлежит муниципалитету, поэтому банк нам кредиты не дает.

А те банки, которые соглашаются нам дать кредит, они потом нам отказывают по одной причине – к вам приехать невозможно, организуйте нам пропуск на въезд, а ФСБ, конечно, никому не организует въезд какому-то банку в город. Кредитование вообще нулевое фактически. Благодаря нашим усилиям, нашему некоммерческому партнерству. Мы сподвигнули наши местные органы самоуправления создать положение о кредитовании. Я решил проверить, действует ли оно. Оно фактически не действует, потому что заложены те же самые принципы как и в банках. Ты заложи, потом получишь. Взять невозможно совершенно.

Поэтому мне кажется, что то, что заложено в стратегии по Мурманской области неплохо бы выделить отдельным пунктом закрыте административные территориальные образования, на которые вообще практически никто внимания не обращает. Программа развития поддержки малого предпринимательства, которая была нами же создана и утверждена в органах местного самоуправления, закончилась в конце 2005 года и на этот год нет у нас программы. Потому что мы все ждем, когда же наконец будет создана федеральная программа поддержка малого бизнеса.

Сейчас мы не знаем, что будет записано в новую программу, т.е. мы сейчас живем без программы. Раз мы живем без программы, значит наш координационный совет нелегитимен и он не действует, поэтому не можем свои предложения как-то на каком-то официальном собрании вместе с органами местного самоуправления внедрить в головы и мысли наших руководителей. И вообще, мне кажется, что на региональном уровне уже пора бы как-то обязать органы местного самоуправления ввести какую-то структуру, которая бы занималась в городе развитием малого бизнеса.

Ведь фактически мы все занимаемся здесь малым бизнесом, мы читаем документы, мы понимаем о чем мы говорим с руководителями в городе, но нас не понимают, потому что люди эти документы практически не читают. Они не занимаются развитием малого бизнеса, у них другие обязанности и они их выполняют. Но малым бизнесом в органах местного самоуправления, не только в нашем ЗАТО, но и по всей Мурманской области, если там нет структуры, которая выделена для этой цели, заниматься там некому. Общего понимания мысли развития малого бизнеса в городе ни у кого нет.

Поэтому, мне кажется, неплохо было бы предложить органам местного самоуправления обязать кого-нибудь из замов заниматься развитием малого бизнеса, вникать в суть. Малый бизнес в ЗАТО затих, ему развиваться некуда. Нет средств, чтобы развиваться и взять кредиты негде.

Выступление Салях А.И. (директор ООО «Продмаг»)

Год назад Евдокимов собирал на номинацию «Предприниматель года» на подобное совещание, и на мой взгляд, за этот год практически ничего не изменилось. Здесь прозвучала председательствующая мысль о том, что можно дорабатывать этот документ и обращаться к федеральным властям. Я считаю, что основа всех бед, что бы мы здесь не говорили, это серьезные поправки к федеральному законодательству. Это основа, это то, на чем мы стоим.

Пока не будет четко прописанного федерального законодательства, до тех пор мы будет все утыкаться лбом в чиновьичий произвол. Потому что этот чиновник читает этот документ так как ему удобно. Я хочу привести конкретику по нашему ЗАТО Заозерск. Федеральный закон "Приватизация собственности". Мы живем за забором и эта собственность там ничего не стоит. На сегодняшний день есть суровая действительность жизни. Деньгам в Москве стало тесно.

Выход – деньги пришли к нам. Москвичи со своими деньгами пришли сюда не за тем, чтобы мы жили хорошо, они увозят эти деньги в Москву. Итог: местные производители, местные предприятия полезли на побережье, т.е. это «Мелифаро», «Евророс» и пр., вытесняя и убивая нас. Как действует чиновник у нас в городе? Каждый предприниматель получил в аренду помещение, я не говорю уже о стоимости и рентабельности этой аренды, и предприниматель за свой счет вкладывает в ремонт этого помещения 500000-1000000 рублей.

А на сегодняшний день, пользуясь федеральными законами ему говорится, а вот теперь приезжает независимый оценщик из Москвы фотографировать твои зеркальные потолки, т.е. твои деньги вложенные в предпринимательство и оценивать это не потому состоянию, в котором помещение было принято, а на сегодняшний день. Предприниматель им уже заплатил 1 млн. рублей за ремонт этого помещения, а город, причем по федеральному законодательству обязан вернуть ему эти деньги. Город говорит – не дадим, нету.

Один раз он заплатил за ремонт, а второй раз он покупает сам у себя этот ремонт. Вот как используются федеральные законы. Теперь что касается больной темы кредитов. Год назад мне понадобилось для окончания строительства еще одного объекта 500000 рублей. Я пришел в коридоры власти в нашем городе и сказал: «Уважаемая руководитель финансовой службы! Дайте мне на полгода, на очень короткий срок, очень маленькие деньги, 500000 рублей». Мне было отказано. Я отдал эти деньги в другие руки и проценты туда же. Я в течение года обошел 5 банков Мурманска, включая Сбер, просил 1,5 млн. рублей. Не дали.

Нашелся один коммерческий банк, который дал мне 1,2 млн. и я сейчас с успехом отдаю свои деньги в Москву. Почему бы не создать на уровне муниципальных объединений некую программу. Я готов брать деньги у своего города и возвращать их сторицей. С меня московский банк берет 24% годовых. Все начинается с федеральных законов. Здесь прозвучала мысль об информационных центрах. Я понимаю, что это федеральная программа, но я занимаюсь предпринимательской деятельностью 7 год, я не понимаю, зачем мы тратим деньги на инкубаторы. Кого-то мы чему-то учим и на это тратим деньги. Нужны деньги на информационные центры. Мы все брошены. Ни юридической, ни прочей поддержки не получить. Вот такие проблемы, но начинать надо с федеральных законов. Пока не будет четко прописанных федеральных законов, чтобы чиновник не мог плясать по этому законодательству как он себе видит, потому что вопрос стоит так – не нравиться – до свидания. Не будет аренды.

Ведущий 
Я хочу отреагировать на вопрос, зачем нужны бизнес-инкубаторы.

1. Для того, чтобы решить проблему информационно-консультационной поддержки. Одно из основных направлений деятельности бизнес-инкубатора это создание внутри таких центров, где любой предприниматель может полюбить любую услугу в части информации и консультации. Значительная часть консультационных услуг будет оказываться бесплатно, это касается правовой системы, доступа к базам данных, т.е. все что есть в открытом доступе. Другое дело, если предприниматель попросит подработать бизнес-план, чтобы получить деньги в банке, то для этого, безусловно, придется заплатить.

2. Бизнес-и6кубаторы это такой механизм, такая площадка, которая позволяет поддерживать начинающий бизнес. А у нас, учитывая что мы хотим сделать в сфере прежде всего инновационного предпринимательства, там где риски высокие, там где должна быть совершенно иная инициатива, то без этого просто не обойтись. А раз не будет у нас поддержки инновационного предпринимательства, то говорить о том, что переводы цели и стратегии в области инновационного предпринимательского развития они просто не будут достигнуты. Я призываю вас к тому, чтобы вы нас поддерживали, потому что это делается для вас. В принципе у нас могла не болеть голова в плане бизнес-инкубаторов.

Мы 2,5 года стараемся, когда единственный муниципалитет в области мы нашли, который предложил более или менее приличное здание для решения этой задачи и мы таким образом получаем 15 млн. рублей федеральных ресурсов. Город Мурманск отстает в этом отношении. Нет, чтобы предложить 5 таких площадок и создать 5 бизнес-инкубаторов. Вместе мы можем более основательно решать эти проблемы, в том числе и в этой плоскости.

1. Безусловно, предложения, которые высказаны и которые заслуживают внимания с точки зрения оформления самой стратегии в наших дальнейших документах, мы это безусловно учтем.

2. Мы решение специально не готовили, поэтому может быть мы зафиксируем в нашем протоколе, что рабочей группе доработать с учетом состоявшегося обмена мнениями и предложениями, которые еще поступят или поступили в письменном или другом виде.

3. Мы откликнемся на все, без исключения, в течение 20 дней ноября, на любые предложения предпринимательских объединений и муниципальных образований, для того, чтобы к вам выехать и там собрать предпринимателей и доложить наше видение и обсудить проблематику совместного взаимодействия местной власти и предпринимательских структур на конкретных территориях.

4. По содержанию. В одном из направлений государственной поддержки на первом месте есть адресная целевая поддержка. Мне кажется, что с точки зрения государственной поддержки основополагающим принципом должно быть равенство доступа. Равенство доступа всех малых предприятий и предпринимателей ко всем возможностям, которыми располагает власть. Будь это бюджетные деньги, субсидирование, институт инфраструктуры. Потому что, если мы выпячиваем некоторые вещи, связанные с целевой и адресной помощью, то могут быть неправильные ассоциации. Поменьше льгот и преференций.

Выступление Смирнова Е. (представитель Сбербанка)

Проблема привлечения кредитных ресурсов в Сберегательном банке и в других банках. Я каждый день общаюсь с предпринимателями, немножко с другой стороны баррикад, но тем не менее сложность привлечения кредитов, которые здесь присутствуют – это наличие теневой составляющей бизнеса. Все остальное – это решаемые рабочие моменты. Т.е. если приходит частный предприниматель, у которого в налоговой декларации стоят нули, т.е. для государства действующей единицы не существует, то на какой-то его бизнес, которого не существует, говорить о кредитовании невозможно. Остальные моменты все решаемы.

Что касается позиции банков в отношении малого бизнеса. На 1 октября 2006 года Сберегательный банк Мурманское отделение выдал 1 млрд. 500 млн. рублей кредитов субъектам малого предпринимательства. После этого говорить, что банки не интересуются деятельностью малого бизнеса просто неправильно, поскольку мне платят зарплату за то, что мы размещаем деньги банка в субъектах малого бизнеса.

В феврале в Сбербанке был создан сектор «Кредитования малого бизнеса», это люди, которым платят зарплату за то, что они размещают деньги в субъекты малого предпринимательства, частные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. Это явно говорит о том, что банку это интересно. Несмотря на то, что размещены большие средства, процентная ставка у Сбербанка довольно таки велика, 24%, но поскольку эта деятельность банку интересна, то он готов рискнуть и каждому предпринимателю, осуществляющую свою деятельность более 6 месяцев и предприниматель может показать, что его бизнес действует, Сбербанк готов предоставить бланковый кредит на 500000 рублей на год. Предприниматель подписывает договор, где обязуется вернуть деньги через год и получает данный кредит под 19% годовых.

Если люди говорят, что 24% они могут выплачивать, то 19% это вообще недорого. Если у вас есть обеспечение , то можно говорить о 15-16% годовых. Самое главное – это стартовые гранты. Для людей, которые не имеют официального дохода и существующего работающего бизнеса, таким людям как правило отказывается в выдаче кредита., поскольку на бумаге бизнес-план может выглядеть красиво и привлекательно, но в реальной жизни он работать не будет, т.к. есть люди, способные к ведению бизнеса и нет. Он просто не сможет его осуществить. Поэтому банки берут для себя паузу. Сбербанк 6 месяцев, некоторые до года.

Поэтому, человеку, не доказавшему свою состоятельность в бизнесе, денег под честное слово никто не дает, но через 6 месяцев доказавшему свою состоятельность в бизнесе, Сбербанк с удовольствием выдаст кредит на дальнейшее развитие бизнеса. В этом случае мы помогаем клиенту и проводим семинары по налоговому законодательству, оказываем информационную поддержку, поскольку наш банк очень заинтересован в возвращении выданного кредита. В настоящее время ситуация в банках изменилась, поскольку больших клиентов в области мало и они уже поделены, поэтому все банки занялись кредитованием малого бизнеса для увеличения кредитного портфеля.

Поэтому в нашем банке создано подразделение, отвечающее за это. Сейчас, если у вас не было проблем с уголовным розыском и налоговой инспекцией и вы работаете больше 6 месяцев, то получить кредит в размере минимум 500000 рублей не является проблемой. Например, на прошлой неделе в ЗАТО Видяево заемщик получил кредит в размере 800000 рублей, это к вопросу о невозможности получения кредита в закрытых территориальных образованиях. Мы оформили пропуск, поехали и посмотрели его магазин, посмотрели залоговую базу и через 4 дня он получил кредит на расчетный счет.

Поэтому это скорее вопрос желания. Кто-то пытается, а кто-то опускает руки и ссылается на то, что живет в закрытом территориальном образовании. Есть ошибочное мнение, что банк дает кредит только под залог недвижимости. Это неверно, т.к. реализовать недвижимость по суду очень долго, год-полтора. Денежный оборот предприятия на расчетном счете не может быть залогом для предоставления кредита банком, поскольку он является собственностью предприятия. Многие банки выдают на свой страх и риск обеспеченные кредиты под 24% годовых, это завышенная процентная ставка является гарантией обеспечения риска.

Выступление представителя ЗАТО Североморск

Мне стало обидно, за то, что сказали, что в городах ЗАТО вообще не обращают внимание на развитие малого бизнеса. Это далеко не так и я бы хотела выразить благодарность Департаменту экономического развития, Северной торгово-промышленной палате именно за то, что они оказывают огромную помощь в информационно-консультационной поддержке. Без вас мы бы не смогли утолить информационный голод развития малого предпринимательства.

Когда мы финансировались из федерального бюджета, то положение было более выгодное и программа развития предпринимательства могла предусматривать средства финансирования этой программы, то мы могли обходиться своими силами, проводить семинары и оплачивать услуги тех, кто их проводит из своих собственных средств. Когда изменились межбюджетные отношения, с этого года наше положение изменилось и без помощи организаций, которые я назвала, это было бы невозможным. Они провели очень много семинаров у нас в ЗАТО и та муниципальная программа, которая разработана и имеет один из основных разделов информационно-консультационных, он имеет преемственность с прошлого года.

Я думаю, если бы в вашей программе, которую вы не разработали на этот год, был хотя бы даже этот раздел, то с помощью тех структур, которые были названы, могли быть какие-то подвижки. До этого года Сбербанк являлся монополистом, но после того, как мы провели встречу всех банков Мурманской области, Сбербанк больше не является монополистом у нас в ЗАТО. Поэтому у нас появилось еще 2 банка в ЗАТО.

Желание работать с муниципальными образованиями у нас есть, но у нас проблема с кадрами. Единственное, с кем нам не удалось еще посотрудничать – это Союз промышленников и предпринимателей. Но у нас есть на то свои причины. Надеюсь, что положение будет скоро исправлено и мы будем сотрудничать и с ними. К сожалению, экономические службы выполняют слишком много функций, одной из которых является помощь в развитии предпринимательства. Отдел называется отделом экономического развития. Я думаю, что в Заозерске этими вопросами вообще-то кто-то занимается.

Ведущий

В Североморске, что пишут то и есть это конкурс «Предприниматель», который они провели. Мы имеем больший опыт, а у них всего год, но подведению итогов мог позавидовать любой другой город - Москва, Питер и может быть любой другой город страны. Я такого отношения к предпринимателям больше нигде не видел.

Нам нужно в ближайшие две недели провести информационный форум среди предпринимателей о том, что деньги, которые получены с таким трудом, могут быть не использованы в этом году на цели, предусмотренные этой программой на поддержку предпринимательства.

Федеральные деньги мы вряд ли истратим полностью, предусмотренные на поддержку малого бизнеса и нам следует активно задействовать кооператив, который до сих пор не сдается.

В связи с тем, что состав Координационного Совета и рабочей группы поменялся, то я предлагаю установить преемственность и включить в состав представителей, работающих банков с малым бизнесом и страховые компании, представителей новых предпринимательских объединений, которые созданы на территориях нашей области, а также представителей от Советов городов. Планы с рабочими группами предпринимателей предлагаю вам направить в рабочем порядке, которые будут утверждены и мероприятия будут проведены в начале будущего года.

Малый бизнес - часть 1


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.135.202.224

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .