casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Разум и религия
Разум и религия Печать E-mail

К. Ясперс позитивно воспринимает роль религии в ощущении мира

К. Ясперс дал пример методологии и потенциала рефлексии ядерного феномена, “работая” в пограничной области “философия – религия”. Вот их контуры и доминанта. Сначала он фиксирует абзац, констатирующий религиозную догму о взаимоотношении религии и разума. Это шире нашей темы, поэтому нам не столь интересно.

А вот дальше – интересно и методологически поучительно. К. Ясперс не спорит с догмами, не “копается” в их деталях. Он находит неожиданный собственный постулат, не связанный с тем, как “работают” или не “работают” религиозные догмы. Позитивный постулат, который позволяет двигаться в нужном ему направлении: все религиозные коды несут отпечаток сознания людей и, в этом смысле, принадлежат им.

К. Ясперс позитивно воспринимает роль религии в ощущении мира. Но только в сочетании с разумом: “Религия правдива только в той мере, когда она проникнута разумом. … Но там, где религия уклоняется от разума, она становится опасностью для хода вещей”. Он подчеркивает важное итоговое обстоятельство в сфере взаимоотношения религии и разума, не останавливаясь на сути, доминантах и правильности или неправильности религиозных догм в этой сфере. По К. Ясперсу, то, что с помощью религии и разума “постигается в мире, является одновременно творением людей. … Поэтому незаменимы предания … через церковные религии. Культовый опыт и мыслительные фигуры догм – это сосуды трансцендентной субстанции. Уже ребенка посвящают в действительность, которую он переживает, хотя и не понимает. В картинах и сравнениях, в настроениях и праздниках ему становится доступным незапамятное. Понять все это не в состоянии никакая длящаяся всю жизнь работа ума”.

Полученная таким образом религиозная информация “как код сохраняет … правду и силу, как многозначный язык трансценденции, который дает человеку пространство, в котором он просветляется. … В его (Е.К.: пространстве) завуалированной … ситуации он (Е.К.: человек) находит не только реальные ориентиры, но и, просветленный через коды трансценденции, свое решение”. К. Ясперс считает необходимым привлекать религиозные откровение и знание при рефлексии проблемы ядерного оружия: “Мы должны спросить разум настоящей церковной религии и теологии, что они могут сказать в ситуации атомной бомбы”.

К. Ясперс при анализе гипотетических возможностей предотвращения грядущей опасности, если она будет осмыслена, уже более уверенно обращается к религии, отталкиваясь от пророков Ветхого завета: “Вспомним о старом и всегда новом, и в любое время действительном требовании, которое ставит нам сегодняшняя ситуация с крайней настойчивостью: Недостаточно найти новые институты; мы должны преобразовать нас самих, наш настрой, нашу нравственно-политическую волю...”. Кроме того, он цитирует библейского Иеремию. Такое обращение к Библии символично и закладывает тенденцию преемственности. Этот пророк одним из первых и настойчиво проповедовал настоятельную необходимость духовных приоритетов в религии, видел предстоящий долгий-долгий путь совершенствования человеческих душ для блага и земной жизни, нелицеприятно обличал и беспокоил в этом контексте все сословия общества. При понимании необходимости коренного духовного переворота в человеке, К. Ясперс подчеркивает при этом отсутствие готовых рецептов, невозможность принуждения и упование лишь на дремлющие возможности, на которые указывали пророки. Похожая социальная позиция позже была присуща А. Сахарову относительно адекватности общественного осознания ядерной ситуации.

Ощущая потенциал религии в идеале, тем не менее, К. Ясперс весьма критичен по отношению к конкретным ее “инструментам”, “механизмам”, институтам проведения религиозных догм в жизнь, реализации идеала. Например, к Библии в силу её противоречивости и неоднозначности в толкованиях. И к реальным церквям за их разобщение и субъективизм в отстаивании каждая своей “правильной” веры и чисто меркантильных интересов собственной корпорации. “Если церкви и теологи высказываются … относительно атомной бомбы, то среди них так же мало единодушия (как и в других вопросах веры), как и у остального мира по атомному вопросу”.

Одновременно К. Ясперс пишет о том, что, по его мнению, могло бы повысить эффективность церквей при рефлексии ядерного социума. “Может быть, в церквях дремлют, благодаря их происхождению в библейской вере, силы разума, в союзе с которыми можно было бы преобразовать мир. Но это произойдет только в том случае, если в церквях не будут ведущими тысячелетние методы, умное приспособление, знающая человека мудрость мирской политики. Если, напротив, высокие слова Библии будут применяться ими только с действительной серьезностью, а не как формулы … Церковь должна действовать глубже, так, как она притязала на это издавна, на каждого в отдельности. При этом её требования должны стать такими серьезными, такими сильными, ясными, безоговорочными, без приспособления к средним слабостям и злому в человеке, без предложения облегчающих средств милости, что церковь рискует, что люди покинут её”. По К. Ясперсу, церкви, как и отдельный человек и вместе с людьми, перед ситуацией крайнего должны преобразиться, минимизировать свою политизированность, стремление к мирской власти и меркантильность, показать готовность к самопожертвованию ради спасения человечества.

Из его сравнения в целом хода, методологии и результатов светских и религиозных оценок ситуации атомной бомбы нельзя вывести какие-либо радикальные отличия этих оценок. Пожалуй, светские и религиозные оценки в целом одновременно формируют и повторяют некую общечеловеческую структуру аргументации с небольшими вариациями. К. Ясперс говорил о необходимости в контексте социоядерного “искать язык людей” и о том, что хорошо там, “где благоразумное мышление обретает язык”. Вообще, и подход К. Ясперса с позиций синтеза разума и религии также не лишен противоречий и отражает ту же структуру. Как конкретность, хотя и комплексная, отражает идеал. Но уже эти общечеловеческие тенденции важны. А, может быть, такая близость и устремленность к общему интегральному пределу вообще самое главное.

Симбиоз мышления и действий

“От угрозы тотального уничтожения мы возвратились к размышлениям о смысле нашего бытия, … требуется радикальное и всестороннее осмысление фактов и мотивов современного бытия и сознания” - писал К. Ясперс в своем фундаментальном труде о человечестве и ядерном оружии. И, по его мнению, “только усвоенное знание может предотвратить беду. Оно делает возможным не только отдельное целесообразное действие, скорее человек преображает самого себя и свою жизнь так, что его основное состояние духа чеканится заново”.

На активную позицию ориентирует К. Ясперс читателя, подводя его к сложнейшей комплексной социоядерной проблеме, которую, “как особую проблему, нельзя достаточно охватить. Только если человек будет воспринимать проблему как предполагающую его личный ответ и как возможность, данную ему в руки, он может с ней справиться. Если он будет обращаться с ней лишь как с одной из трудностей, он с ней не совладает”. Важно, по К. Ясперсу, “не только, в общем, высказать само намерение, но и сделать попытку осуществить его”, “найти пути внутреннего поворота, только из которого проистекает правильное действие”.

После второй мировой войны К. Ясперс соединил философию и политику. В контексте ответственности индивида и общества за события в ядерном мире, он писал: “Если сегодня основные факты нашего политического бытия будут открыты, и последствия вариантов поведения разработаны, тогда ответственность ложится на каждого в отдельности, и не в соответствии с его мнением, а через его жизнь”. К. Ясперс в контексте ядерной энергии рассматривал прометеевское начало в человеке. Он же сравнивал поведение страуса и общества, избегающего рефлексии ядерных проблем и необходимых действий.

По мысли К. Ясперса, в ядерном мире мышление и действие, философия и политика имеют потребность встретиться. “Надежда в том, что все люди будут знать об этом, и что это знание будет усвоено и затем возымеет последствия”. Соответственно максимальной задаче книги К. Ясперса, “читатель должен быть вынужден (Е.К.: выделено мой), осознаннее снова познать то, что он уже знает, проверить это”. Многократно готова подписаться под словами гения: “Моя надежда на то, что тот, кто пойдет тем же путем, сделает это лучше, не забывая, со своей стороны, о том, что затронуто в данном труде. Такое общее сознание, с его напряженностью, должно стать действительно общим, если мы хотим толково говорить друг с другом, чтобы готовить решения в светлейшем сознании и находить их в широчайшем горизонте”. 

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЯДЕРНОГО СОЦИУМА 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.18.3

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������