Программа развития инвестиционной деятельности в Мурманской области |
Заседание правительства Мурманской области по инвестиционной политики Мурманской области28 сентября 2006 года в состоялось заседание правительства Мурманской области, на котором обсуждались вопросы, касающиеся инвестиционной политики Мурманской области. В заседании участвовали губернатор Мурманской области Юрий Алексеевич Евдокимов, первый заместитель руководителя департамента экономического развития Мурманской области Сергей Антонович Семенов. С докладом, посвященным региональной целевой программе «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области на 2008-2010 годы» выступил Виктор Борисович Горбунов, начальник отдела инвестиционной политики и программ развития департамента экономического развития Мурманской области. Поскольку журнал «СЕВЕР промышленный» подробно освещает инвестиционную политику региона, мы предлагаем его доклад в изложении. Несмотря на уверенный рост инвестиций в экономику Мурманской области и внешнее благополучие в данном вопросе, департамент экономического развития Мурманской области озабочен положением инвестиционной деятельности на предприятиях региона. Обратимся к цифрам всероссийского рейтинга регионов по инвестиционной активности или, как сейчас принято называть, инвестиционному климату области. Инвестиционный климат региона оценивают по двум составляющим: инвестиционному потенциалу и инвестиционным рискам. Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и многое другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов. Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В настоящее время Мурманская область (по данным аналитического центра «Эксперт») занимает только среднее положение среди субъектов Российской Федерации по рангу инвестиционной привлекательности (ЗВ1, что означает пониженный потенциал - умеренный риск), и эта тенденция за последние четыре года имеет явно отрицательную направленность. Худшие показатели: трудовой (56-е место) и туристический (70-е место) потенциал, законодательный (52-е место) и экологический (79-е место) риски. В этом ряду следует выделить законодательный риск, т.к. остальные показатели имеют объективный характер. Правовое регулирование инвестиционной деятельности является одним из существенных факторов, воздействующих на инвестиционную активность в регионах. По различным экспертным оценкам доля правового компонента в структуре составляющих инвестиционного риска в среднем по России составляет около 30% с интервалом колебаний от 2-10% до 60-70% в разных регионах. Речь идет, в первую очередь, о принятии законов Мурманской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности, предоставлении льгот при осуществлении инвестиционных проектов, обустройстве инженерной и транспортной инфраструктуры за счет бюджетных средств и т.д. Проблемы в сфере инвестиционной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса отличаются от аналогичных проблем предприятий крупного бизнеса. Если у первой группы при значительном количестве идей и новаций отсутствуют средства и возможности для разработки проектов, поиска инвесторов, обеспечения заемных средств, то во второй группе в основном отсутствует мотивация к расширению производства, преобладает тенденция к оптимизации расходов, а также мешают административные барьеры в вопросах согласования отвода земель, экспертизы проектов, энергоресурсов и т.п. Кроме того, к проблемам обеих групп можно отнести отсутствие реальной поддержки со стороны государственных органов власти, что выражается в отсутствии преференций инвесторам в виде налоговых льгот, обустройства площадок объектами инженерной инфраструктуры, централизованных инвестиционных фондов, гарантий инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств. Недостаточно развиты механизмы региональной государственной политики по информационной поддержке инвестиционных проектов, поиску инвесторов, продвижению проектов и обеспечению предынвестиционных обследований и экспертиз. С другой стороны, следует отметить низкую инвестиционную активность крупного бизнеса, отсутствие программ расширения производства и создания новых рабочих мест, низкую капитализацию предприятий региона, входящих в состав финансово-промышленных холдингов, а также реорганизацию отдельных градообразующих предприятий в структурные подразделения без права юридического лица, что снижает их самостоятельность и служит механизмом снижения налоговых поступлений в региональный бюджет. Низкая капитализация предприятий влечет, с одной стороны, недооценку реальной стоимости указанных предприятий, мешает привлечению средств с рынка IPO, а с другой стороны, снижает поступление налогов в бюджет. Следует учитывать и изменения в среднесрочной перспективе структуры инвестиций. По видам деятельности основная часть инвестиционных потоков предполагается в сырьевой сектор и добычу полезных ископаемых, а по источникам финансирования - предусмотрена замена в составе инвестиций собственных средств на привлеченные, в частности кредитные ресурсы и средства институциональных инвесторов. Таким образом, на передний план выдвигаются вопросы обеспечения инвестиционных кредитов и гарантии их возврата, а на место собственников и совладельцев предприятий приходят инвесторы с определенным набором инвестиционных инструментов, как акции, облигации, целевые займы, требующие дальнейшего развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе. Целями инвестиционной политики правительства Мурманской области являются:• привлечение инвестиций в Мурманскую область в объемах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП;• увеличение количества рабочих мест;• повышение капитализации предприятий Мурманской области;• ускоренное обновление и реновация основных производственных фондов;• внедрение новейших технологий в сфере производства товаров и услуг;• развитие конкурентной среды.Решение перечисленных проблем и достижение указанных целей возможно в рамках реализации региональной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области», которая в настоящее время проходит согласование в правительстве Мурманской области. Сегодня имеется достаточно предложений от инвесторов и финансовых инструментов для реализации инвестиционных и инновационных проектов для малого и среднего бизнеса. Однако отсутствует механизм конкурсного отбора таких проектов и источник софинансирования разработки технико-экономического обоснования, подготовки проекта с территориальными схемами и изысканиями. Для этих целей в рамках региональной инвестиционной программы предлагается создать оператора в виде информационно-экспертного центра, выбранного по конкурсу, который будет формировать банк инвестиционных проектов, требующих поддержки правительства Мурманской области, а в бюджете на следующий год предусмотреть средства для софинансирования разработки проектов и ТЭО для малого и среднего бизнеса. Подготовленные таким образом и поддержанные правительством Мурманской области проекты будут предложены институциональным инвесторам или профинансированы при помощи таких финансовых инструментов как облигации, ценные бумаги и т.д. Крупные инвестиционные проекты, имеющие приоритетное значение для развития экономики региона, предполагающие создание новых рабочих мест и включенные в Программу социально-экономического развития Мурманской области, получат налоговые льготы и информационную поддержку правительства Мурманской области. Разрабатываемая региональная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» должна полностью соответствовать Стратегии и Программе социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочную перспективу, которые в настоящее время также корректируются в соответствии с новыми требованиями и условиями. Использование программно-целевых методов является основным инструментом Правительства Мурманской области в экономической политике при правильном определении проблем, планировании мероприятий и ресурсного обеспечения. Так, по итогам реализации программы социально-экономического развития Мурманской области за 2004-2005 годы было профинансировано из различных источников 187 проектов на сумму более 17 млрд. рублей. И показатели реального улучшения социальной обстановки в области являются подтверждением правильно взятых целевых ориентиров. Безусловно, сегодня основным инвестиционным проектом области, да и Северо-западного региона России, является проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и строительство завода по сжижению природного газа в п. Видяево. В результате реализации данного проекта Мурманская область получит не только рабочие места и дополнительные бюджетные доходы, но еще и энергоноситель в виде природного газа, который сможет заменить со временем более дорогие мазут и уголь, а также придать необходимую динамику развитию энергетики на Кольском полуострове. Кроме того, данный проект повлечет развитие портовой инфраструктуры и перевалки грузов. Генеральной схемой развития Мурманского транспортного портового узла, которая проходит в настоящее время согласование в Правительстве Российской Федерации, предусмотрено развитие порта Мурманск по следующим направлениям:• модернизация действующих мощностей с незначительным увеличением объемов перевалки грузов,• развитие портовых мощностей на западном берегу Кольского залива.• Здесь к уже имеющейся базе по обеспечению буровых работ предполагается построить:• комплекс по перегрузке угля до 15 млн. тонн в год (проект осуществляет ОАО Кузбассразрезуголь» и его Управляющая компания «Транссервис»);• комплекс для перегрузки нефти и нефтепродуктов до 25 млн. тонн в год (проект осуществляет ЗАО «Корпорация «Синтез»);• контейнерный терминал для перегрузки генеральных грузов и контейнеров до 3 млн. тонн в год.Основной проблемой реализации указанных проектов является строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до станции Лавна стоимостью около 16 млрд. рублей. Однако, при объединении участников проекта ЗАО «Корпорация «Синтез Петролиум», ОАО «Кузбассразрезуголь» и холдинга «Сибирский деловой союз» возможно использовать механизмы концессионного соглашения с РАО «Российские железные дороги» и финансирования из Инвестиционного фонда Правительства России, как предложил Министр транспорта И.Е. Левитин во время своего визита в Мурманск в октябре 2005 года. Предполагается создать частно-государственное партнерство в интересах всех его участников. Таким образом, предлагается использовать инвестиционные инструменты Минэкономразвития России. Кроме того, после внесения поправок в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» правительством Мурманской области будет предложен проект портовой особой экономической зоны, который кроме площадки «Лавна» предполагает включить часть территории Мурманского торгового порта и Мурманского рыбного порта для строительства контейнерного терминала, решения проблем рыбоперерабатывающих предприятий и внедрения новейших технологий по перевалке грузов в порту Мурманск, а также захода всех типов судов водоизмещением до 200 тыс. тонн, включая бербоут-чартерные, и транзита грузов по имеющимся транспортным маршрутам. Портовая особая экономическая зона в порту Мурманск призвана стимулировать развитие портового хозяйства и портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными портами Баренцева региона.Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения Мурманского порта и потенциал его развития, создание портовой особой экономической зоны создаст предпосылки развития Северного морского пути, а также позволит перераспределить потоки грузов и капиталов в интересах Российской Федерации. Свободный порт Мурманск должен стать ключевым звеном отечественной транспортной системы, создать достойную конкуренцию портам Норвегии и Финляндии при вступлении России в ВТО, показать пример эффективной совместной работы государства и бизнеса по развитию инфраструктурных проектов и формированию высокотехнологичного облика российской экономики. Однако, несмотря на крупные инвестиционные проекты, правительство Мурманской области и в дальнейшем будет уделять внимание развитию малого бизнеса, который в последнее время занял уверенные позиции в экономике и бюджете региона. Тем более что это основная база экономики, где создаются рабочие места. В соответствии с РЦП «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» предполагается, что с 2007 года предприятия малого и среднего бизнеса, субъекты инновационной деятельности (институты, центры, лаборатории) не имеющие возможности оформить полностью пакет документов, входящих в инвестиционный проект, будут подавать заявку на конкурс на разработку проекта за счет средств областного бюджета. Критериями отбора предложений на конкурс являются соответствие представленных документов Стратегии и Программе социально-экономического развития Мурманской области, а также создание новых рабочих мест и уровень заработной платы. Предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиционные проекты в социально-ориентированных сферах бизнеса (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство жилья) могут рассчитывать на предоставление субсидий, на сокращение кредитных ставок и гарантии областного бюджета. На заседании присутствовала Ольга Шматова Журнал "СЕВЕР промышленный" № 4 2006 г. Читайте дополнительно по теме "инвестиционная деятельность":Источники привлечения инвестиций Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона Координационный совет по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности Совет по инвестиционной и инновационной деятельности Поддержка инвестиционной деятельности в Мурманской области Поддержка инвестиционной и инновационной деятельности в Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 10403 |