Главная Инвестиционный потенциал
Инвестиционный потенциал Печать E-mail

5.5. Инвестиционный потенциал

Инвестиционный потенциал региона является одной из главных составляющих инвестиционной привлекательности территории.

Он характеризует «инвестиционную емкость территории», которая включает совокупность факторов, определяющих ее объективные возможности - насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, инфраструктурой), а также зависит от уровня социально-экономического развития (производственных, финансовых и других возможностей).

Другой составляющей инвестиционной привлекательности, наряду с инвестиционным потенциалом, является инвестиционный риск, который определяет условия деятельности инвестора, вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Для анализа сильных и слабых сторон Мурманской области с позиций привлечения отечественных и иностранных инвестиций воспользуемся вначале результатами оценки инвестиционной привлекательности российских регионов, регулярно публикуемыми в журнале «Эксперт». Динамика обобщающих оценок рейтинга по инвестиционному потенциалу и его составляющим за период 2001-2007 гг. представлена в табл. 23, а по инвестиционному риску - в табл. 24.

По инвестиционному потенциалу Мурманская область занимает достаточно стабильное положение в диапазоне 30-33-е место среди других субъектов Российской Федерации, однако при этом отмечается тенденция его понижения. Если рассматривать составляющие инвестиционного потенциала, то можно отметить, что такая тенденция была обусловлена понижением ранга трудового, производственного, финансового и потребительского составляющих инвестиционного потенциала. Наиболее высокое и стабильное положение области по природно-ресурсному потенциалу (неизменно 13-е место), а наибольший рост, причем только в 2007 г., отмечен по инновационному потенциалу (с 32-го до 18-го места).

Несмотря на такое повышение рейтинга, очевидно, что в вопросе реализации инновационного потенциала существует немало проблем, а их решение и дальнейшая работа по его развитию должна быть важнейшим приоритетом экономической политики региона.

Одним из факторов, повлиявших на понижение ранга инвестиционного потенциала Мурманской области в рассматриваемых рейтингах за последние годы, явилось то, что, начиная с 2005 г., в состав учитываемых его составляющих был введен туристический потенциал. Оценка туристического потенциала Мурманской области составителями рейтинга оказалась наиболее низкой (71-е  место в 2006 г.), хотя в 2007 г. его ранг повысился на 6 пунктов.

Т а б л и ц а 23

Ранг инвестиционного потенциала Мурманской области и его составляющие (место среди субъектов РФ)

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Ранг инвестиционного
потенциала
30 30 32 32 32 33 33
В том числе:              
природно-ресурсный 13 13 13 13 13 13 13
трудовой 41 41 42 43 56 53 52
инфраструктурный 51 51 52 31 31 33 36
производственный 36 37 38 38 38 41 41
финансовый 24 27 30 36 37 38 38
потребительский 27 28 36 40 43 51 49
институциональный 59 52 50 37 40 37 39
инновационный 32 33 39 30 28 33 18
туристический - - - - 70 71 65

 









Источник: Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» // Эксперт. 2001-2007.

Очевидно, что оценке подлежал реализуемый потенциал, поскольку в части нереализованного потенциала развития туризма как отрасли экономики перспективы у области большие, а создание условий для привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций должно стать одной из важнейших стратегических целей инвестиционной политики региона.

Ранги инвестиционного риска Мурманской области в рассматриваемых рейтингах традиционно уступали рангам инвестиционного потенциала, т.е. по степени инвестиционного риска область оценивалась как менее привлекательная, чем по инвестиционному потенциалу.

 

По ежегодным оценкам инвестиционного риска за период 2001-2006 гг. ранг области колебался в диапазоне 34-41-е места среди субъектов РФ. Однако по рейтингу 2007 г. он резко понизился - до 65-го места.

Т а б л и ц а 24

Ранг инвестиционного риска Мурманской области и его составляющие

 

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Ранг инвестиционного
риска
39 37 37 34 41 37 65
В том числе:              
законодательный 50 30 59 51 52 49 66
политический 9 7 7 22 23 20 -
социальный 34 20 27 19 31 40 50
экономический 14 33 33 39 44 31 43
финансовый 27 28 42 48 48 47 51
криминальный 5 33 12 42 37 23 44
экологический 82 82 80 79 79 80 77
управленческий - - - - - 75 55

 

 









Источник: Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА»// Эксперт. 2001-2007.

Одна из причин этого - изменение методики расчета интегрального риска на основе его составляющих, а именно: исключение из перечня учитываемых частных рисков политического риска в регионах, начиная с рейтинга 2007 г. В результате регионы, которые имели ранее благополучный ранг политического риска (в число которых входила и Мурманская область), при новом порядке расчета заметно откатились по показателю интегрального риска.

Ухудшение положения Мурманской области в рейтинге по интегральному инвестиционному риску 2007 г. обусловлено также перемещением на более низкие места по большинству частных рисков за исключением экологического и управленческого (см. табл. 24).

Наибольшая степень понижения ранга была по криминальному риску. Ранг криминального риска области резко колебался и в предшествующие годы, что обусловливает необходимость усиления мер по преодолению негативного влияния данного фактора на инвестиционную привлекательность региона.

Другим частным риском, ранг которого значительно понизился в рейтинге 2007 г. (с 49-го до 66-го места), был законодательный риск. Это является показателем того, что Мурманская область, по субъективным оценкам экспертов, стала отставать от большинства российских регионов в законодательном обеспечении инвестиционного процесса и использовании нормативно-правовых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности.

Утвержденная в сентябре 2006 г. Постановлением Правительства Мурманской области Региональная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 гг. предусматривает комплекс мер, включая совершенствование регионального инвестиционного законодательства, которые должны устранить указанное отставание.

Более высокие оценки отдельных показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность Мурманской области, дают другие рейтинговые агентства. Так, ранг области по уровню кредитоспособности, ежегодно определяемый рейтинговым агентством AK&M, повысился с 34-го места в 2004 г. до 20-го в 2006 г.

Рейтинговая компания Fitch Ratings Ltd присвоила Мурманской области рейтинг A+(rus) - более высокий, чем у Ленинградской области и у Республики Карелия1.

1См.: Деловая карта России / Региональное приложение к газете «Экономика и время». 2008. С. 40.

Приведенный выше анализ инвестиционного потенциала на основе рейтинговых оценок в сопоставлении с другими регионами России необходимо дополнить данными о фактических масштабах инвестиционной деятельности в Мурманской области и их динамике, т.е. о тенденциях фактического использования данного потенциала (табл. 25).

Т а б л и ц а 25

Инвестиционная деятельность в Мурманской области

 

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Инвестиции в основной
капитал,
млрд руб.*
10,7   10,0   13,2   14,8   20,1   24,5   25,9  
Реальный темп
роста, % к предыдущему
году  
130,3   83,1   119,1 104,6 120,8 112,6  92,3 
Доля инвестиций в
ВРП, %  
18,6   14,6  16,4   11,8   14,2 14,8**    14,0**
Справочно:
Сальдированный
финансовый результат
(прибыль
минус убыток) в
экономике, млрд
руб.  
3,5   3,03  2,01   17,1   14,6   26,2   40,7 

 

 


 









*В текущих ценах.
**По предварительным оценкам.

Как видно из представленных данных, динамика инвестиций в области не может характеризоваться положительно. Во-первых, в последние три года замедлился темп их роста, хотя потенциал внутренних источников для инвестиций в последние годы заметно увеличился (помимо прибыли предприятий, абсолютный размер которой в последние годы превышал объем фактически освоенных инвестиций, сумма амортизационных отчислений основных фондов составляла около 10 млрд руб. в год).

Во-вторых, доля инвестиций в ВРП также имела тенденцию к снижению по сравнению с 2001 г., причем абсолютный размер такой доли ниже и среднероссийского аналогичного показателя, и уровня, который в мировой практике считается критерием обеспечения нормального воспроизводства основных фондов в региональной экономике, т.е. не менее 20% ВРП.

Анализ причин сокращения объемов инвестиций в основной капитал в 2007 г. показал, что основным фактором спада явилось то, что в структуре источников финансирования инвестиций резко сократился объем финансирования за счет «средств вышестоящих организаций».

Данный факт - проявление влияния политики руководства холдингов и финансово-промышленных групп, в которые входят крупные предприятия региона, на положение в инвестиционной сфере области. Под влиянием указанного и других факторов, обусловливающих недостаточную инвестиционную активность в регионе, усугубляется проблема высокого износа основных фондов. Так, средняя степень износа основных фондов в экономике области возросла с 42,7% в 2005 г. до 47,7% в 2006 г., а коэффициент обновления основных фондов понизился соответственно с 5,2 до 4,3%.

Анализ причин низкой инвестиционной активности и как следствие - проблемы обновления основного капитала в области выявил противоречивую ситуацию. С одной стороны, результаты ежегодных выборочных обследований инвестиционной активности организаций, проводимых Мурманскстатом, показывают, что абсолютное число организаций в качестве главного фактора, ограничивающего инвестиционную деятельность, выявляют недостаток собственных финансовых ресурсов. С другой стороны, во-первых, общий объем собственных финансовых ресурсов предприятий области, как было показано выше, вполне достаточный; во-вторых, предпочтительным объектом вложения этих средств являются финансовые инструменты (депозиты банков, ценные бумаги и взаимное кредитование), т.е. то, что приносит более быстрый доход. Объяснить такую ситуацию можно крайне неравномерным распределением финансовых ресурсов, их концентрацией у относительно небольшого числа предприятий. Поэтому большинство предприятий, которые испытывают потребность и намерены инвестировать в обновление основных фондов, не имеют необходимых средств, а те относительно немногие, которые средствами располагают, предпочитают инвестировать в финансовые активы.

Недостаточно полно реализовывался до настоящего времени потенциал Мурманской области и в привлечении иностранных инвестиций. Хотя в последние три года наблюдается позитивная тенденция наращивания объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ), максимально достигнутый их годовой размер (42,2 млн долл. в 2007 г.; рис. 19) составляет менее 4% общего объема инвестиций в основной капитал предприятий области, что не оказывает существенного влияния на инвестиционный процесс.

На основе анализа можно определить в качестве основного приоритета совершенствования организации инвестиционного процесса формирование современной, эффективной региональной инвестиционной политики, что предполагает:

- использование системы взаимно увязанных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования;

- меры по повышению инвестиционной привлекательности региона для расширения притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные для региона сферы деятельности. В качестве приоритетных, заслуживающих государственной поддержки, целесообразно выделить сферы и виды деятельности, которые уменьшат зависимость области от добычи природного сырья и в которых существует наивысший потенциал конкурентных преимуществ области - транспортно-логистический комплекс; производства, направленные на глубокую, комплексную переработку природного сырья; туристский комплекс; инновационное предпринимательство на базе научно-исследовательских и образовательных организаций региона;

- меры, направленные на использование ресурсов федерального уровня, включая средства в рамках Федеральных целевых программ, Инвестиционного фонда РФ, Венчурного фонда и др.

Динамика иностранных инвестиций в Мурманской области, млн. долл. США

Рис. 19. Динамика иностранных инвестиций в Мурманской области

Важным условием повышения инвестиционной активности в указанных приоритетных направлениях является развитие институтов, обслуживающих инвестиционный процесс. Основными мерами в этом направлении должны стать:

1) привлечение и содействие развитию региональной сети институтов рыночной инфраструктуры - финансово-кредитных, страховых, лизинговых, консалтинговых фирм;

2) укрепление институтов, обеспечивающих соблюдение прав собственности и выполнение контрактных обязательств, - системы судебной власти и органов, гарантирующих соблюдение законов, контрактов, решений судов;

3) поддержка развития общественных организаций, способных выполнять функции «самоподдержки» и «самоконтроля» (общества взаимного кредитования и страхования, контроля профессионального уровня работников, контроля качества работ и услуг и др.).

Осуществление указанных и других мер в рамках региональной инвестиционной политики позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Еще статьи по теме "Инвестиционный":

VI Международный инвестиционный форум в Могилеве

Инвестиционный проект по созданию транспортно-пересадочного узла

Инвестиционный договор о реализации мероприятий

Источники привлечения инвестиций

Второй всероссийский конкурс «лучший инвестиционный проект»


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.222.35.77

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .