casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная В России самая понятная система лицензирования чем ее заменят?
В России самая понятная система лицензирования чем ее заменят? Печать E-mail

Австрийские строители считают, что в России самая оптимальная система лицензирования

Согласно принятому 2 июля 2005 года федеральному закону, с 1 января 2007 года лицензирование в сфере строительства подлежит отмене. К тому времени должны быть разработаны технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности в строительной сфере в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Несмотря на это, отношение к отмене лицензирования неоднозначно - еще в процессе подготовки решения мнения строителей, законодателей и исполнителей разделились на три основные группы.

В сентябрьском выпуске журнала «Вестник строительного комплекса Северо-Запада» была опубликована статья кандидата технических наук П. О. Захарова, руководителя Секретариата Экспертного Совета по определению надежности предприятий строительного комплекса (ЭСОН). Предлагаем вашему вниманию ее сокращенный вариант.

В настоящее время российское законодательство не позволяет строить здания и сооружения (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения) без специального на то разрешения (лицензии). Лицензированию подлежит весь комплекс строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных, а также выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика. Соответствующие лицензии должны иметь также проектировщики строящегося объекта и изыскатели земельного участка для строительства.

Следует отметить, что Федеральный лицензионный центр при Госстрое РФ и его региональные филиалы служат не только формальными приемщиками необходимых документов, но и оказывают консультационную помощь в выполнении соискателем соответствующих требований и условий. Кроме того, их соблюдение лицензиатами систематически контролируется на основании предписания председателя Госстроя России.

В связи с отменой с 1 января 2007 года лицензирования, в прессе не утихает полемика по поводу контроля качества строительных работ. Аргументы в пользу сторонников лицензирования лучше всех выразил глава Федерального лицензионного центра при Госстрое Александр Толкачев: «Государство должно гарантировать своим гражданам их конституционное право на безопасную среду жизнедеятельности... От профессионализма строителей и проектировщиков, инженеров-изыскателей зависит не только качество жизни, но и нередко сама жизнь людей. Все участники строительного процесса должны понимать, что несоблюдение лицензионных требований и условий снижает безопасность возводимого жилья.

Лицензирование — это важный и необходимый элемент государственного контроля за деятельностью организаций и отдельных предпринимателей...

Главная задача — не допустить в отрасль непрофессионалов. Требования, которые выдвигаются к участникам строительного рынка, позволяют избегать многих трагедий и гибели людей.

Сейчас в стране действует более 200 тысяч лицензий, выданных строительным организациям, индивидуальным предпринимателям.

В развитых странах строительная деятельность тоже регулируется, а формы контроля и условия выдачи лицензий порой гораздо жестче, чем в России. Например, в США человек получает лицензию и каждый год подкрепляет ее тем, что выплачивает определенный взнос. А вот австрийские строители считают, что в России самая оптимальная система лицензирования. В некоторых странах, по их мнению, она запутана, а у нас понятная. Приедешь в Санкт-Петербург или Хабаровск, и везде одни и те же требования. Если что-то сверх того, что прописано в законе, можно обратиться в суд... Практически все субъекты Российской Федерации высказались за сохранение лицензирования, способствующего, по их мнению, повышению качества и безопасности строительства...»

Его поддержал Юрий Тыртышов, заместитель главы Федерального агентства по строительству и ЖКХ:
«Лицензирование — единственный механизм госконтроля. Даже при такой системе происходят нарушения. Вспомним историю с «Трансвааль-парком»: выяснилось, что и материалы применялись не те, и качество строительства было не на том уровне. А отмена лицензирования — вообще недопустимый шаг».

Солидарен с ними и президент Союза строителей Российской Федерации В. Н. Забелин: «Порочность и несвоевременность предложения о ликвидации лицензирования очевидна... В Австрии лицензирование действует уже более 150 лет. Там высоко отзываются о нашей системе»

Полностью противоположное мнение у многих наших федеральных законодателей. Среди них Валентин Завадников, председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике, член Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации: «По мнению Комитета СФ по промышленной политике, действующая в России система лицензирования не только не эффективна, но и вредна. Лицензирование создает искусственные барьеры на пути развития рынков, препятствуя появлению новых участников в соответствующих рыночных секторах, повышает себестоимость продукции, увеличивает базу коррупции. Все это ограничивает конкурентные отношения в экономике и ведет к удорожанию товаров и услуг для простых потребителей. В то же время государство через систему лицензирования не обеспечивает реализацию главной своей задачи — защиты жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц. Обусловлено это тем, что система лицензирования нацелена на предотвращение ущерба, а не на его компенсацию. В тех случаях, когда общество не готово полностью отказаться от лицензирования, эта система может быть заменена более эффективными механизмами саморегулирования и страхования гражданской ответственности за причинение вреда».

В то же время большинство и сторонников, и противников лицензирования согласны с мнением главы Госстроя Сергея Круглика: «...чтобы не тормозить строительство, административные барьеры, такие как лицензирование, надо устранять. Но нельзя упразднять лицензирование, нельзя упразднять экспертизу, нельзя упразднять ничего, пока не создано что-то новое». С ним, например, солидарен и один из наших самых либеральных законодателей — Виктор Плескачевский, глава думского Комитета по собственности: «Сегодня не лучшее время для таких радикальных мер. Механизмы управления качеством строительства отдавать на полный откуп рынку пока нельзя».

Такое разногласие мнений связано с тем, что лицензирование является весьма специфической мерой государственного регулирования деятельности граждан и предприятий. Согласно ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Отсюда можно выделить следующие условия, необходимые для введения лицензирования конкретного вида деятельности:

— возможность нанесения в результате осуществления данного вида деятельности ущерба, относящегося к одной из указанных категорий;

— обоснование возможности регулирования данного вида деятельности с помощью лицензирования;

— доказательство отсутствия иных методов регулирования для данного вида деятельности.

Соответственно, при подведении какого-либо вида деятельности под институт лицензирования должна быть аргументация по всем перечисленным пунктам. Однако на самом деле складывается впечатление, что при принятии ФЗ «О лицензировании...» и его редакций отдельные виды деятельности появляются или исчезают в перечне лицензируемых исключительно под влиянием лоббистских групп и ведомственных бюрократических интересов.

В практике развитых зарубежных стран используется следующее объяснение необходимости лицензирования (Business licenses and regulation reform, Australian Bureau of Industry Economics, June 1996): «Лицензирование используется в тех случаях, когда иными способами невозможно достичь следующих целей:

1) преодоление отрицательных экстерналий (externalities, внешние эффекты) предпринимательской деятельности (отрицательными экстерналиями называется вред, наносимый предприятием интересам других лиц, контроль или компенсация которого не предусмотрены никакими заключенными между ними договорами);

2) преодоление вреда, причиняемого изъянами информированности, к которым относят:

— асимметрию информации, когда одна из сторон отношений не обладает существенной для оценки ситуации информацией, имеющейся у другой стороны, недостаток информации, когда все стороны не обладают достаточной информацией для оценки ситуации, — искажения информации, когда одна или несколько сторон имеют не соответствующую действительности информацию;

3) намеренное ограничение конкуренции, осуществляемое в одном из следующих случаях:

— в государственно-протекционистских целях,

— в целях распределения ограниченных ресурсов, не находящихся в частной собственности,

— в связи со сложившимися представлениями о том или ином секторе как об естественно-монополистическом.

Системы лицензирования и технического регулирования накладывают на предприятия обязанность нести определенные трансакционные издержки и прямые денежные расходы на соблюдение требований, являющихся условием нахождения в бизнесе. Для предприятия к издержкам лицензирования относятся:

— издержки получения лицензии (сбора и предоставления лицензирующему органу необходимых документов, получения подтверждения соответствия, разработки и внедрения необходимых внутренних регламентов и т.п.);

— издержки соблюдения условий лицензирования (соблюдения лицензионных условий в процессе работы, подтверждения лицензии в случае существенного изменения методов и способов деятельности, возобновления истекающей лицензии);

— издержки коммуникации с регулирующим органом (составления регламентной отчетности, отвлечения ресурсов во время проведения проверок, исполнения предписаний и устранения нарушений, противостояния коррумпированным чиновникам, пытающимся выбить взятку под угрозой закрытия бизнеса).

К альтернативным издержкам можно отнести:

— издержки работы без лицензии;

— издержки использования коррупционных механизмов, позволяющих существенно смягчить лицензионный режим и снизить издержки лицензирования.

В целом в настоящее время в России издержки работы без лицензии являются, видимо, максимальными. Основные издержки при этом — не денежные расходы, а риск преследования правоохранительными органами и насильственного прекращения бизнеса.

На первый взгляд, требования к лицензированию в строительстве сродни, например, необходимости иметь водительские права. Однако, в сочетании с обязательным автострахованием, допуск для езды на автомобиле в форме лицензии является единственно возможным способом контролировать действия водителя. А при проведении строительства, например, по мнению директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Андрея Шарова, действуют, как минимум, восемь других методов государственного регулирования, среди которых наиболее значимые:

1. Государственная экспертиза проектов строительства.

2. Требования к безопасности строительных материалов.

3. Архитектурно-строительный надзор на каждом из значимых этапов строительства.

4. Приемка готового здания государственной комиссией.

Таким образом, лицензирование является весьма дорогостоящим методом государственного регулирования бизнеса как для отдельных предприятий и для общества в целом, так и для самого государства. В то же время оно не способно ввести оптимальный (с точки зрения выбора между альтернативными системами издержек) набор накладываемых на предприятия конкретных ограничений и обязательных требований. Это связано с т что государственные чиновники не всеведущи как правило, не способны вникнуть в детали и специфику регулируемого ими бизнеса.

Поэтому, по мнению Виктора Плескачевского во многих развитых странах миссию допуска рынок исполняет не государство, а профессиональное сообщество: в каких-то случаях это национальная торговая палата, а в каких-то — саморегулируемые организации. В результате часть функций управления рисками снимается с государстве происходит замещение государственных механизмов на негосударственные. Снижение административных барьеров в конце концов приводило к резкому снижению издержек на этот контроль, что способствует развитию конкуренции на рынке.

Смягчение государственного регулирования ведет к установлению механизма большей самостоятельности хозяйствующих субъектов, с одной стороны, но и к большей ответственности. Что же касается государства, то от него требуется установить пределы необходимости и достаточности контроля. Для этого в числе приоритетных направлений проводимой у нас административной реформы Указом Президента от 23 июля 2003 года № 824 предусмотрены прекращение избыточного государственного регулирования и развитие системы саморегулируемых организаций.

Следует отметить, что лицензирование как система регулирования строительной деятельности постепенно отмирает. Большая часть зарубежных специалистов видят в лицензировании рудимент и дань традиции. А вот мнение Андрея Шаро «Когда нам говорят, что теперь строить будут грамотные специалисты, теперь дома будут падать и так далее, мы говорим: во-первых, есть другие методы контроля, во-вторых, лицензирование в том виде, в каком оно есть, породило с юридической точки зрения 200 000 законопослушных компаний которые могут строить. На самом деле это не так. Польше по аналогичному закону подлежат лицензированию всего шесть видов деятельности. И нам есть к чему стремиться».

Представляется, что нам следует стремиться к замене лицензирования в сфере строительства саморегулирование с обязательной или добровольной сертификацией (в соответствии с прошедшим первое чтение в Госдуме Федеральным законом саморегулируемых организациях») на основе технических регламентов (в рамках Федерального закона «О техническом регулировании») с обязательным страхованием гражданской ответственности профессиональной деятельности (по аналоги с «автогражданкой»).

Подготовила Виктория Егорова

Журнал "СЕВЕР строительный" № 6 2005

Еще статьи на тему "лицензирования":

Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли

Продление системы лицензирования неизбежно

Новое в законодательстве о лицензировании

Отмена лицензирования в строительстве

Российско-украинский семинар по вопросам лицензирования


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.229.180

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������