casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Продление системы лицензирования неизбежно
Продление системы лицензирования неизбежно Печать E-mail

При плановой экономике в эпоху социализма надзор и контроль за строительной деятельностью вели специализированные организации

В России государственное лицензирование строительной деятельности впервые законодательно оформлено было еще в 1991 году. Законодательная база по лицензированию по настоящее время преследует самую важную цель — защиту прав потребителей строительной продукции.

Защита прав потребителей в названном аспекте понимается как безопасность функционирования среды обитания человека: его жилища, социальной и производственной сферы, инженерной инфраструктуры. Безопасность — главный критерий определения лицензируемого вида деятельности и в отечественном, и в зарубежном законодательстве.

Деятельность без лицензии в соответствии со ст. 171 УК РФ рассматривается как незаконное предпринимательство. Федеральный закон № 80-ФЗ, принятый летом 2005 года, предусматривал отмену лицензирования строительной деятельности с января 2007 года, но в конце декабря 2006 года законодателями было принято решение о продлении срока лицензирования еще на полгода.

Комментирует ситуацию Наталья Васильевна Кравчук, начальник Мурманского отделения филиала по Северо-Западному Федеральному округу ФГУ ФЛЦ:

— Каковы перспективы реформирования системы лицензирования?

Исторически на территории России существовало несколько методов регулирования строительного рынка. При плановой экономике в эпоху социализма надзор и контроль за строительной деятельностью вели специализированные организации, а также Центробанк (КРУ, ОБХСС). При переходе к рыночным отношениям была создана система лицензирования, которая без изменений существует на рынке в течение 6 лет. Она является понятной и привычной для строительного сообщества, поэтому большинству не хочется менять что-либо в корне. Не берусь оценивать ближайшие перспективы развития саморегулирования на отечественном строительном рынке, могу лишь сказать, что очередные нововведения приведут к удорожанию и усложнению всей системы. Однако в любом случае государство не должно ослаблять контроль строительного рынка.

Часто менять законы нельзя, это подрывает авторитет законодателей. Ничто не мешает нескольким мошенникам создать собственную саморегулируемую организацию, принять в нее самих же себя, спокойно собрать деньги с населения и раствориться в неизвестности, не построив ни одного квадратного метра. Каким образом потерпевший сможет разобраться, в какую инстанцию ему обращаться? К тому же, если нарушитель вообще не является членом саморегулируемой организации?

Пока вопросов больше, чем ответов. Очевидно одно: опыт, приобретенный Федеральным лицензионным центром, необходимо адаптировать к требованиям рынка и современного законодательства.

Как вы знаете, в последнее время произошли серьезные изменения в сфере управления системой контроля и надзора. Если раньше лицензирование, государственный строительный надзор и экспертиза были под одним ведомством, то сегодня это практически самостоятельные структуры. Отмена лицензирования сама по себе не обеспечит улучшение инвестиционного климата и качества строительства. Задача государства и профессионального сообщества — выработать оптимальную систему взаимодействия всех структур, представленных на рынке.

Бразды правления в сфере лицензирования передать пока некому. Не узаконены технические регламенты в сфере строительства. Кроме технических регламентов надо еще утвердить сотни стандартов и множество нормативных документов, которые бы отражали применение этих регламентов в различных сферах деятельности строительного комплекса и конкретных условиях строительства. Создается впечатление, что отмену лицензирования в строительстве сегодня лоббируют иностранные организации, заинтересованные в окончательном разрушении российского строительного комплекса. Это должно облегчить завоевание отечественного рынка строительными фирмами из-за рубежа. При том что их деятельность в России с принятием ее в ВТО и так станет намного более конкурентоспособной, чем деятельность наших компаний.

А главное — не принят закон о саморегулируемых организациях. Но, даже если он увидит свет, новый инструмент в мгновение ока не заработает. Регулирование в строительстве — чрезвычайно сложный процесс, он требует тщательной подготовки как с нормативно-правовой, так и с организационной точки зрения. Необходим некий переходный период, в течение которого саморегулируемые организации сформируются, пройдут государственную аккредитацию, разработают условия членства, стандарты и требования профессионального сообщества. А главное — определят размер материальной ответственности. Тот факт, что нельзя ломать одно, не построив другое, признают и в Госдуме, и в Минэконоразвития, и в Росстрое. Мудрая китайская пословица говорит: «Реформа — не вместо, а вместе», поэтому реформа системы лицензирования должна идти последовательно. Как говорится «Семь раз отмерь — один отрежь».

—Какова, на ваш взгляд, роль саморегулируемых организаций на строительном рынке?

— Сегодня мы пытаемся заимствовать западный опыт, подчас забывая, что саморегулируемая организация — это прежде всего добровольная структура. Безусловно, она успешно объединит крупные компании, минуя при этом средние и малые предприятия. Значительная часть рынка останется неохваченной. Каким образом ее контролировать? Ответа пока нет. Еще один «скользкий момент»: члены саморегулируемой организации обязуются покрывать ущерб, нанесенный заказчику одной из компаний, а кто будет оценивать ущерб? Каковы меры принуждения для членов СРО? В законодательстве эти вопросы четко не прописаны, и использование инструментов страхования строительных рисков может вызвать очередное повышение стоимости строительных работ.

Очевидно, что саморегулируемые организации — это монополия, клуб миллионеров, который может уничтожить развитие среднего и малого бизнеса.

—Сможет ли сертификация стать инструментом, сдерживающим появление на рынке недееспособных предприятий?

— Сертификация — инструмент добровольный, не являющийся обязательным. К тому же, это удовольствие не из дешевых. Не думаю, что средние и мелкие компании начнут добровольно сертифицироваться — причем в массовом порядке.

— Является ли сертификация по стандартам ISO 9000 гарантией надежности предприятия?

— Сама по себе сертификация по стандартам ISO никаких гарантий дать не может. К тому же стоимость ее складывается из многих составляющих (сертификация объектов, рабочих мест, состава специалистов и т.д.), что может вылиться в круглую сумму до сотен тысяч рублей.

Естественно, что позволить себе такие расходы может только крупное, стабильно работающее предприятие. Как правило, в компаниях такого уровня система контроля качества достаточно хорошо развита. Другой вопрос, что наличие сертификата ISO расширяет перспективы выхода предприятия на международный уровень. Еще раз повторюсь: к сожалению, в этой системе практически не задействованными оказываются представители среднего и малого бизнеса, а это недопустимо.

— Как Вы оцениваете перспективы работы на ближайшее будущее?

Лицензия — это документ, выданный государственным органом (лакмусовая бумага для строительных фирм). Лицензии — инструмент регулирования и фильтрации организаций на входе в строительство. Закон о саморегулируемых организациях Госдумой пока даже не рассматривался. Не готов ни один технический регламент — нормативы, которые придут на смену СНиПам и ГОСТам. «Продление системы лицензирования неизбежно. Но нужно хорошо подумать над этим», — выразил свое мнение глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик.

Колоссальная заслуга нынешнего Росстроя — создание уникальной базы реестра лицензий с полной информацией обо всех лицензированных участках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований. Возникла весьма благоприятная ситуация, когда сама система лицензирования позволяет контролировать появление на строительном рынке организаций и индивидуальных предпринимателей на этапе возникновения у них намерения заниматься инженерными изысканиями, проектированием и строительством. Электронная версия реестра лицензий открыта для свободного доступа физических и юридических лиц в сети Интернет. Утрата такой базы в связи с отменой лицензирования будет шагом навстречу хаосу.

Профессионалы-эксплуатационники знают, что брак в строительстве может проявиться через месяцы и даже годы после завершения объекта. И неизвестно, будет ли к тому времени существовать на указанном месте строительная фирма, возводившая этот объект. Но с помощью базы реестра лицензий мы имеем возможность найти «авторов» брака.

Здесь как раз и необходимо существенное усиление госконтроля и надзора в строительной отрасли, в том числе лицензионного контроля в качестве механизма государственного регулирования по всем звеньям строительной отрасли.

— Кто же сегодня поддерживает Росстрой в его намерениях сохранить и далее эффективную и работоспособную систему лицензирования строительной отрасли?

— Это, прежде всего, российская общественность в широком значении слова, союзы крупных строительных фирм, работающих устойчиво и дорожащих своей репутацией, территориальные администрации, сумевшие наладить в своих регионах ритм строительных потоков.

За 2006 год в адрес Правительства и Государственной Думы от администрации Мурманской области, различных строительных и общественных организаций и граждан, обеспокоенных отменой лицензирования строительной деятельности как инструмента государственного регулирования строительной отрасли, было направлено 31 обращение для продления сроков лицензирования.

Областной Думой Мурманской области принято постановление № 3052 от 30 января 2007 года «Об обращении Мурманской областной думы к председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову, председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову о лицензировании строительной деятельности» — о необходимости продления сроков лицензирования проектирования зданий и сооружений, строительства зданий и сооружений, инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в данных отраслях хозяйственной деятельности.

Беседовала Виктория Егорова

Содержание журнала "СЕВЕР строительный" 1 квартал 2007 г.

Еще статьи на тему "строительной":

Техническое регулирование строительной отрасли

Флагман строительной науки Мурманской области

Лучшим производителям строительной отрасли вручены Золотые медали

Участие в XII строительной выставке «ЭКСПО ДОМ - 2013»

Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.15.226.120

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������