casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли
Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли Печать E-mail

Лицензирование строительной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с 1991 года

Толкачев А.В.,  генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое»

Вопросы осуществления лицензирования в строительной отрасли необходимо рассматривать в контексте решения общих задач, стоящих перед строительным комплексом России и стратегии его развития. Достижение социально-экономических результатов в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" в части улучшения качественных характеристик жилищного фонда и коммунальных услуг, напрямую связано с усилением государственного контроля и надзора в строительной отрасли и совершенствованием лицензирования, в том числе лицензионного контроля.

Лицензирование в строительной отрасли наряду с другими видами государственного регулирования является весьма действенным инструментом создания благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности всего населения страны. Обеспечение безопасности — главный критерий определения лицензируемого вида деятельности и в зарубежном, и в отечественном законодательстве.

Лицензирование строительной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с 1991 года. Росстрой в настоящее время осуществляет лицензирование трех видов деятельности — проектирования и строительства зданий и сооружений, а также инженерных изысканий для строительства. Деятельность Росстроя как лицензирующего органа, его Лицензионной комиссии осуществляется при непосредственном участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контрольных и надзорных органов субъектов Российской Федерации через систему экспертных комиссий, созданных в каждом субъекте Российской Федерации.

Важнейшим аспектом работы лицензирующего органа, органов власти субъектов Российской Федерации и местных самоуправлений является недопущение на строительный рынок организаций без лицензий и усиление контроля на всех этапах инвестиционно-строительного процесса.

В соответствии со статьями 170 и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство.

Сегодня в России создана эффективная система лицензирования видов деятельности в строительной отрасли, сформирована нормативная правовая и нормативно-методическая база лицензирования.

Уникальная база реестра лицензий Росстроя включает полную информацию обо всех лицензированных участниках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В проектно-изыскательской и строительной сфере сегодня работает 194,3 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей. Около 240 тысяч лицензий, занесенных в реестр Росстроя, дают право лицензиатам осуществлять лицензируемые Росстроем виды деятельности на всей территории Российской Федерации, из них примерно 80% на выполнение деятельности по строительству зданий и сооружений.

Сложившаяся система лицензирования ни в коей мере не является непреодолимым административным барьером для добросовестных предпринимателей, работающих на строительном рынке, и не ограничивает свободу их деятельности. На строительном рынке страны работает свыше 110 тыс. малых предприятий и более 10 тыс. индивидуальных предпринимателей. Именно строительная отрасль сегодня зачастую обеспечивает основную занятость населения в городах и сельских поселениях страны.

В последние годы сохраняется тенденция стабилизации количества выданных лицензий на все виды деятельности в строительной отрасли на уровне 70-80 тыс. лицензий в год. В 2005 году Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству было выдано 74 тыс. лицензий.

Сегодня около 90% строительных организаций имеют негосударственные формы собственности и являются коммерческими предпринимательскими структурами, работающими на рынке строительных услуг в целях получения прибыли. Строительство — серьезный бизнес, в котором зачастую качество продукции и эксплуатационная надежность объектов уступают сиюминутной выгоде.

В связи с этим при лицензировании системе лицензионного контроля уделяется самое пристальное внимание. В 2005 году было проведено 43 тысячи проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий. По результатам проверок меры воздействия были применены примерно к 13 тыс. лицензиатам, в том числе было приостановлено и аннулировано действие 4100 лицензий.

Оценка профессионализма работников строительной отрасли сегодня чрезвычайно актуальна, учитывая происшедшее в последнее десятилетие разрушение сложившейся системы проектно-изыскательских и строительных организаций и огромный контингент дешевой иногородней и иностранной рабочей силы, привлекаемой на строительный рынок, в том числе и крупнейшими строительными фирмами.

Причем по оценкам Федеральной миграционной службы примерно 40% иностранцев занято в строительной отрасли.

Сегодня только в законодательстве о лицензировании и нормативных правовых документах Правительства Российской Федерации, принятых в его развитие, содержатся жесткие требования к квалификационному составу субъектов предпринимательства. Именно соответствие квалификации работников отрасли современным стандартам позволяет обеспечивать необходимый уровень качества и безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений и проведении инженерных изысканий, что особенно важно в условиях резкого увеличения объемов жилищного строительства, строительства технологически сложных объектов, в том числе высотных зданий и объектов с массовым пребыванием людей.

Важным направлением деятельности в сфере лицензирования является информационное взаимодействие с правоохранительными и налоговыми органами по вопросам передачи сведений о выданных, приостановленных, возобновленных и аннулированных лицензиях в целях предупреждения правонарушений в строительной отрасли, а также при расследовании экономических преступлений и выяснении причин различных аварий на строительных объектах. Четкость и оперативность взаимного обмена информацией с контрольными, правоохранительными и налоговыми органами — важнейшее условие предупреждения правонарушений в строительной отрасли.

Вопрос предстоящей отмены лицензирования видов деятельности в строительстве с 1 января 2007 года, определенный Федеральным законом от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ, сегодня, пожалуй, главный вопрос, вызывающий обеспокоенность всего профессионального сообщества.

Деятельность по строительству в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и предполагающей очевидные риски нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, особенно при наличии серьезной угрозы техногенных катастроф. Эта сфера деятельности требует особых методов контроля на всех стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.

Отмена в ближайшие 8 месяцев лицензирования в строительной отрасли — наиболее действенного метода государственного регулирования, — в условиях отсутствия на сегодняшний день других реальных методов контроля и нормативных документов в соответствии с требованиями законодательства о градостроительстве и техническом регулировании, по мнению профессионалов, недопустима.

Для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется принятие множества документов нормативно-правового и нормативно-технического характера в сфере контроля и экспертизы на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Как отмечалось в докладах участников Конгресса, нет также определенности со структурой, содержанием и сроками введения технических регламентов в строительной отрасли, принятие которых необходимо в соответствии с нормами Федерального закона "О техническом регулировании".

Предлагаемая рядом экспертов модель замены государственного регулирования обязательным членством в саморегулируемых организациях и обязательным страхованием не может быть реализована в отсутствие законодательной основы взаимоотношений государства и бизнеса в целом и в строительной отрасли в частности.

Отказ от лицензирования в строительной отрасли при отсутствии иных действенных механизмов регулирования вызывает серьезную озабоченность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, строительных и проектно-изыскательских организаций, профессионально-творческих организаций. Свыше 95% респондентов опроса по проблеме упразднения лицензирования в строительстве, проведенного Минэкономразвития России в прошлом году, высказали мнение, что отмена лицензирования в строительстве приведет к увеличению числа аварий на объектах строительства и снижению качества предоставляемых услуг на строительном рынке. Причем в сохранении как лицензирования в строительной отрасли, так и государственной системы контроля деятельности строительных организаций в равной мере заинтересованы и производители, и потребители строительной продукции.

Сегодня в условиях демонтажа государственных функций в сфере строительства, ограничения полномочий государственного строительного надзора, государственной экспертизы, отсутствия современной нормативной базы в строительстве только лицензирование обладает эффективным механизмом принятия своевременных мер к строительным и проектно-изыскательским организациям, допустившим нарушения, путем приостановления действия лицензий или их аннулирования и своевременной информации правоохранительных органов.

Отмена лицензирования не только не обеспечит улучшение инвестиционного климата в стране, но и снизит конкурентоспособность предпринимателей на российском строительном рынке. Более того, имеются все основания считать, что такое решение может подорвать и без того низкое доверие общества к качеству проектных, строительных и изыскательских работ и приведет к социальной напряженности, что отрицательно скажется на экономической безопасности государства.

Отказ от лицензирования в строительной отрасли до введения соответствующих механизмов контроля и технического регулирования приведет к потере управления отраслью, утрате ее информационной составляющей, резкому снижению уровня квалификации кадров и контроля. В случае отмены лицензирования строительной отрасли ежемесячно на рынке бесконтрольно будут появляться тысячи сомнительных фирм и индивидуальных предпринимателей, и возводиться тысячи столь же сомнительных объектов с точки зрения качества строительства и безопасности эксплуатации. Брак в строительстве может проявиться через месяцы, годы после введения дома в эксплуатацию и неизвестно, будет ли к тому времени существовать строительная фирма, которая возводила этот дом.

Основное внимание сегодня должно быть направлено на совершенствование законодательства и разработку нормативных документов в развитие градостроительного законодательства и законодательства о техническом регулировании, а не на революционное изменение методов регулирования строительной деятельности.

Сегодня необходим поиск оптимального взаимодействия государства и бизнеса и недопущение потери контроля, в том числе и лицензионного, над одним из важнейших секторов экономики страны — до введения четких и ясных процедур регулирования в сфере безопасности и качества строительства и соблюдения имущественных интересов граждан. Проведение радикальных экономических и административных реформ не должно быть направлено на уход государства от социальных обязательств перед обществом и снижение ответственности в сферах, затрагивающих общенациональные интересы (строительство доступного жилья, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов культурно-бытового назначения). В этой связи, по нашему мнению, до введения механизмов контроля в строительной отрасли и технического регулирования, законодательства и нормативной базы в области саморегулирования, страхования и сертификации необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос о продлении лицензирования минимум до 2010 года.

Думаю, участники конгресса выступят в поддержку сохранения лицензирования, и мнение участников конгресса будет услышано законодателями.

Журнал "СЕВЕР строительный" № 5 май 2006 г.

Еще статьи на тему "строительной":

Лучшим производителям строительной отрасли вручены Золотые медали

Техническое регулирование строительной отрасли

Краткий обзор строительной деятельности за январь-июнь 2007 года

Строительный бизнес без финансовых проблем - это возможно

Флагман строительной науки Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.116.20.55

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������