III. Социоядерный антропный принцип как синтетическая социокультурная платформа рефлексии и действий в ядерной сфере |
Человек есть мера всех вещей… (Протагор) 1. Императив и основы интегрального подхода: гуманизация и гуманитаризация - Human Dimension (HD) Пространство смыслов – вот основная арена, где готовится будущее, происходят в современном мире главные и фундирующие последующие материальные изменения события. “Несмотря на все достигнутые практические успехи, проблемы смысла остаются для человека главными” (В. Ирхин, М. Кацнельсон). Смыслы – вот та окружающая среда, без которой социоядерное сознание, в том числе научно-техническое и политическое, не может комфортно функционировать или функционировать вообще. Как не может функционировать сознание отдельного человека в отрыве от ощущений, формируемых внешней и конкретной средой обитания человека – физической и социальной. 2. Сравнение HD с другими методологиями Еще раз вернемся к необходимости поиска философско-литературных, философско-религиозных или иных гуманитарно-культурологических оснований комплексной рефлексии, образного восприятия, нравственной оценки и управляющих действий применительно к социально-ядерной проблематике как части цивилизационных забот вообще. Подчеркнем важную особенность предлагаемого подхода путем сравнения с другими методологиями. Гуманизация и гуманитаризация или Human Dimension социоядерной сферы. Эти концепты продуктивно сопрягаются с одним из базовых и непротиворечивых для естественнонаучного, философского и религиозного мировоззрений фактом и идеологемой – антропным принципом. Этот широко известный принцип отражает удивительную “подобранность”, гармоничность фундаментальных констант мироздания, в том числе – ядерных, для принципиальной возможности возникновения жизни. Даже небольшие их отклонения от существующих численных значений привели бы к возникновению иной вселенной, непригодной для живых существ в привычной нам биологической форме. По формулировке американского физика Дж. Уилера, “не только человек приспособлен к вселенной, но и вселенная приспособлена к человеку” (цитирую по В. Ирхину и М. Кацнельсон). Кроме того, антропный принцип (слабый и сильный) может сделать видимым то, что поставлено “на карту”: ценности и ответственность человека. 4. Социоядерный антропный принцип и социокультурная парадигма Социоядерный антропный принцип созвучен по методологии нарождающейся культурологической (по Н. Кожевникову) мировоззренческой парадигме. На мой взгляд, ее лучше называть социокультурной. Н. Кожевников предельные основания – атрибуты культуры (наиболее инвариантные из разнообразия сводящихся к Богу, естественнонаучной и философской картинам мира, фундаментальным канонам литературы и искусства, культурным кодам) видит в качестве структурообразующих элементов новой, гарантирующей необходимые широту и гибкость, мировоззренческой парадигмы, под знаком которой пройдет XXI век, а возможно и несколько последующих веков. Рассмотренные здесь и далее взгляды этого и других авторов на предпосылки и особенности процесса появления нового мировоззрения могут быть полезны при детализации отдельных граней нашего подхода. 5. Потенция прагматики социоядерного духовно-гуманитарного подхода Еще несколько примеров. На этот раз - более прагматичных и непосредственно по ядерной тематике. МЫ – ДЕТИ СОЛНЦА, А ЗНАЧИТ – ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ?
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3789 |