Главная 1. Императив и основы интегрального подхода: гуманизация и гуманитаризация - human dimension (HD)
1. Императив и основы интегрального подхода: гуманизация и гуманитаризация - human dimension (HD) Печать E-mail

Осмысление феномена ядерной энергии и управление ядерной сферой как социальное явление - непростые задачи

Пространство смыслов - вот основная арена, где готовится будущее, происходят в современном мире главные и фундирующие последующие материальные изменения события. "Несмотря на все достигнутые практические успехи, проблемы смысла остаются для человека главными" (В. Ирхин, М. Кацнельсон).

Смыслы - вот та окружающая среда, без которой социоядерное сознание, в том числе научно-техническое и политическое, не может комфортно функционировать или функционировать вообще. Как не может функционировать сознание отдельного человека в отрыве от ощущений, формируемых внешней и конкретной средой обитания человека - физической и социальной.

Ранее мною были отдельно рассмотрены примеры философской, религиозной, cветской социогуманитарной (политология, экономика, экология, информационная сфера, социология, ментальность) составляющих этого процесса в строгом академическом и более свободном творческом дискурсах применительно к ядерному сущему. Это позволило подойти к мысли о необходимости интегрального и междисциплинарного взгляда. И сформировать его основы.

Осмысление важного для человечества феномена ядерной энергии и управление ядерной сферой как социальным явлением - непростые задачи. Существенным в предстоящих интеллектуальных усилиях должен являться подход к соосмыслению человечества и ядерной энергии с гуманистических позиций и на основе методологии социально-гуманитарных наук, а также откровений и нравственных устоев духовной и светской вненаучной деятельности, то есть также и вне гуманитарных, естественных и инженерных наук. Гуманитарная и гуманизирующая рефлексия мотивирована далекой, почти безграничной перспективой феномена ядерной энергии.

Такой интеллектуальный подход, несомненно, должен иметь и прагматическую ориентацию, то есть предусматривать необходимость и возможность воплощаться в последующем в конкретных социально значимых решениях и делах. "Если, по Э. Кассиреру ("Логика наук о культуре, очерк четвертый"), своим мышлением мы хотим навести прочный мировой порядок". Важно не исключать из поля зрения конкретику и прагматику ядерных проблем современности в силу их важности и опасности для человека.

Гуманизация и гуманитаризация ядерной техносферы и социальной компоненты ядерного феномена в целом, которые как дело рук человеческих и область мыслей человеческих только и могут подпадать под них, должны "плясать от печки", начинаясь с максимально полного прояснения общецивилизационной, глобальной, "стратегически-судьбоносной" роли ядерной энергии в жизни людей. Эти тенденции должны приоритетно рассматриваться и как цель, и, отчасти, как средство, которое через адекватный выбор оснований и ценностей интеллектуально-прагматических действий позволит адекватно ощущать и конструировать ядерный мир.

История ядерных программ Германии, Японии, США, СССР, Великобритании, Франции и Китая, особенно их начальных стадий, особенно этапов в условиях мировой войны ("горячей" или "холодной"), свидетельствует во многом о второстепенности гуманистических в высшем смысле критериев этого глобального социального процесса. О второстепенности морально-нравственных, а также экологических сомнений и опасений в сравнении с мощнейшими побудительными мотивами внешних прагматических, жизненно важных обстоятельств и внутреннего стремления ученых к как бы исключительно научному поиску. Исторически сложилось так, как сложилось. Но могло быть иначе и хуже. Тем более, что объективно общечеловеческая, морально-нравственная рефлексия ситуации и "оформление" соответствующего правового пространства отставали. Но сейчас мириться с второстепенностью и отставанием гуманистически-гуманитарного базиса познания и освоения ядерной энергии нельзя, так как это по-прежнему чревато глобальными катастрофическими последствиями. И было время подумать.

Проблема формирования такого базиса в общечеловеческих координатах, при его одинаковом понимании подавляющим большинством здравомыслящих людей и близком к общему принятии, сложна чрезвычайно. Она затрагивает тяжелые принципиальные решения в сфере этики и ставит вопрос о степени приемлемости утилитаристских аргументов. Не нами и давно сказано, что благими намерениями, или декларированными якобы благими, вымощена дорога в ад. Решение о применении ядерного оружия против Японии было мотивировано, в частности, гуманными целями скорейшего окончания мировой войны и спасения сотен тысяч жизней. С учетом тех исторических условий гуманность акции сложно было и будет оспорить. Вместе с тем, сейчас даже в США число одобряющих ее уже не составляет подавляющего большинства населения, как было в свое время.

Блестящие открытия в физике атома, атомного ядра и смежных областях науки, первая практическая реализация их произошли в кратчайшие сроки. Но эти исторические мгновения обозначили переход человечества в новую эру, к новому мироощущению и миропониманию, к новым схемам принятия социальных ядерных решений и их реализации. Каковыми должны быть новые ментальность и миропорядок в сочетании с долгосрочностью ядерной реальности и ее глобальным значением для земной цивилизации? Как человечество должно мыслить и действовать, чтобы не уподобляться человеку, подпиливающему сук, на котором он сидит, или слону в посудной лавке?

Вот здесь и нужно "человеческое измерение" ядерной энергии. Под этим понимается социогуманитарное осмысление явления на основе постулата о связи, взаимодействии и взаимозависимости человечества и ядерной энергии, на базе знаний о человеке и обществе, с позиций культуры, истории и религии, в ракурсе гуманности. Используя различные формы - рациональные и иррациональные - восприятия действительности. В рамках современного информационно-коммуникационного пространства. С учетом национальных и интернациональных традиций. Такой подход, широко распространенный в мире при анализе многих проблем, позволит, в частности, более четко понять внутренне присущую феномену ядерной энергии социальную компоненту.

Этические ядерные оценки, например, многогранны и не сводятся к примитивной схеме "исключительно плохо или исключительно хорошо". Сложны анализ воздействия ядерной сферы на судьбу человечества и вычленение морально-правовых аспектов применения ядерных технологий, формирование адекватного понимания общественностью роли этих технологий в истории и в обозримом будущем, а также усовершенствование коммуникационных систем "ядерная сфера - общество". Эти действия будут неэффективными, если не удастся сопоставлять социальные проблемы ядерной сферы и её значение с разнообразными взглядами гуманитариев на человека и общество, в частности компетентных и уважаемых философских школ и религиозных конфессий. Если степень вовлечённости гуманитарного сообщества в процесс принятия политических решений, например, на уровне экспертизы технических проектов, будет низка. Если мы будем игнорировать при осмыслении достижения литературы и искусства, культурные традиции в их полноте. И если не будут задействованы разрабатываемые философами и теологами механизмы включения ценностных ориентаций в научно-техническое знание.

"Человеческое измерение" предусматривает активность и по отношению к нам. В разных странах многими людьми неоднократно высказывалась мысль о том, что человечество в нынешнем виде вряд ли имеет право владеть ядерной энергией. Человечество должно в контексте наличия ядерного феномена осмыслить также и себя. Не впасть в погоне за земным солнцем в тягчайший по канонам многих религий грех - гордыню. А затем и самоусовершенствоваться. Может быть, именно в связи с ядерной эрой настает то время, когда люди поймут, что индивидуальный и социальный эгоизм, который во многом определял развитие человечества, с определенного этапа является силой, движущей в пропасть. И от него нужно отказаться. Как нужно не впасть в мотивируемое этой же силой на протяжении уже длительного времени искушение взрастить сверхчеловека или избранную нацию для возвышения над остальным человечеством.

Емкий и удачный, на мой взгляд, термин "Human Dimension" в зарубежных публикациях разного профиля встречается достаточно часто. Мне долго не удавалось самостоятельно найти соответствующий русскоязычный аналог, имея в виду ориентацию на комплекс понятий "гуманизация" и "гуманитаризация". Пока я не остановилась на "человеческом измерении" в приведенной выше интерпретации. К тому же до 2007 г. аналогии в иных сферах социального знания не встречены и у других русскоязычных исследователей. В отношении рефлексии ядерной энергии термин, насколько мне известно, вообще не употребляется вне моих публикаций.

Т. Партон и Ю. Черный при изучении немецкой социальной, научно-эмпирической мысли, прежде всего, - о трансформации рационального и иррационального познания, и идей А. Вебера применили термин "человеческое измерение". В российских публикациях его, пожалуй, вижу впервые. И они позиционируют соответствующую концепцию как авторскую находку пути рефлексии глобализующегося человечества. Человеческое измерение глобализации, соответственно трактовке этих авторов, - путь, связанный с духовной реформацией, выработкой новой системы ценностей, "насыщением" науки и техники гуманистическим измерением. При этом в практической плоскости Т. Партон и Ю. Черный сопоставляют концепцию с достаточно развитым направлением зарубежной философии прикладной ориентации. Институционализация в западных странах, по их и других исследователей мнению, такого направления, как оценка техники дает основания для важного предположения. А именно, что новый тип рациональности, неотделимый от принципа моральной ответственности, будет оказывать все большее влияние на принятие не только технических, но и политических решений и способствовать сохранению и развитию глобальной цивилизации. Следует отметить, что в наших подходах много общего. Кроме того, несколько позже термин "человеческое измерение" со ссылкой на Л. Микешину был воспроизведен С. Ивановой в контексте научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, человечество, задумываясь о ядерной энергии, примеряясь к ней и вовлекая ее в сферу своей деятельности вновь и вновь должно ставить перед собой минимум два судьбоносных вопроса. Оправдано ли освоение ядерной энергии вообще со всем ее сопутствующим социальным позитивом и негативом? Позволительно ли такому человеку, каков он есть, владеть ядерной энергией? И хотя бы постоянно мучиться ими, пытаться отвечать на них. Много перед человечеством трудных вопросов. И часто важен уже сам процесс поиска ответов. Это необходимое условие надежды на успех. Если поиск ответов на эти вопросы заставит людей искать лучшие решения и более эффективно управлять ядерной сферой - это уже хорошо.

Каковы могут быть широко обсуждаемые сейчас перспективы и последствия реализации ядерных проектов, если вопросам о человечности ядерной энергии, об адекватности человечества условиям применения столь мощной и грозной силы, усилиям по "синхронизации параметров" ядерного феномена и современного человека и дальше будет уделено мало внимания?

Поле деятельности философов, теологов, представителей различных областей гуманитарного знания и творческой деятельности, политиков при осмыслении социальной компоненты феномена ядерной энергии и выработке рекомендаций по сосуществованию человечества и ядерной энергии обширно, но слабо возделано. Труд на этом поприще полезен, плодотворен и необходим. Не случайно решение-2005 Нобелевского комитета относительно МАГАТЭ! Символично совпадение этого события с третьим религиозно-светским форумом "Диалог цивилизаций" на о. Родос. И с решением о саммите-2006 религиозных лидеров в Москве. Возможно, "человеческо - религиозно - гуманитарно - ядерные" особенности прошлого, настоящего и будущего не останутся без внимания. Иначе мы рискуем глобально и катастрофически не совладать с нашими материальными запросами и амбициями. Прежде всего, в части собственных возможностей их удовлетворения.

Факт есть факт. Потребность верить в Бога, надежда на потустороннее, "ген религиозности" (по Б. Раушенбаху) присущи многим людям, как бы это ни оценивать. Б. Раушенбах писал: "Все чаще людям в голову приходит мысль: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной? Хотя я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрения. Я бы взял шире - логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство - разные грани мировоззрения". По Б. Раушенбаху, логическое скорее тяготеет к анализу. Внелогическое - к синтезу. Хотя даже в отдельном человеке и уже физиологически природой созданы предпосылки (правое и левое полушария мозга) для разделения этих двух типов восприятия действительности, Б. Раушенбах предпочитал стремление к их объединению: "На самом же деле человек - это некое единство, и ему свойственно целостное понимание мира. И обе части одинаково важны, и обе части одинаково дополняют друг друга, если можно так выразиться". Всегда ценились люди многосторонние, талантливые и в точных науках, и в художественном творчестве. Великими примерами таких людей являются Л. да Винчи, И. Гете, М. Ломоносов.

Гуманизация и гуманитаризация социально-ядерной сферы подразумевает усиление участия представителей гуманитарных наук, религии, искусства и других видов духовного творчества и стиля жизни в развитии и наращивании потенциала позитивных составных частей социальной компоненты ядерного феномена, не оставляя без внимания потенциально опасные её составляющие и способы их нейтрализации или демпфирования. Усиление их роли в развитии методологии осмысления ядерного общества. В адаптации для общественного сознания результатов осмысления многогранных связей ядерной энергии с нашей жизнью, в формировании научно-технической стратегии ядерной сферы на основе общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы активно работали оба "полушария" интегрального "мозга" общечеловеческой цивилизации. Одной из целей этого процесса является, по аналогии с клятвой Гиппократа в медицине, выработка мировоззренческих оснований для навыка людей жить в ядерном мире по принципу неиспользования своих знаний во вред человеку, а в идеале - и всему живому.

Гуманизация и гуманитаризация или Human Dimension социоядерной сферы создадут интеллектуально-прагматические предпосылки гармонизации отношений между людьми, государствами, обществом и природой, гармонизации процесса познания природы и общества, многих политических, экономических и других социальных процессов соответственно важному значению ядерной энергии в структуре мироздания и судьбе человечества. Такой подход позволит обеспечить условия для постепенного смещения центра тяжести спектра возможных мнений и решений применительно к ядерной энергии (возможно, как и сейчас, достаточно широкого и при наличии в нем, в том числе, и радикальных - резко негативных и опасных - позиций) в более благоприятную и комфортную для человечества область.

Здесь обозначены некоторые ракурсы возможных исследований и действий в контексте создания гуманистически-гуманитарного базиса познания и освоения ядерной энергии, которые необходимо будет далее множить, уточнять, детализировать. Оконтурены отдельные наброски вариантов и методологии подхода. Специально акцентирую еще раз внимание, что они не содержат окончательных и даже близких к ним рецептов, выводов, догм. Тем более, в долговременной перспективе. Здесь больше вопросов, чем готовых ответов. Здесь место для форума, для диалога и сторонников ядерной энергии, и её противников. К каким-то рецептам, выводам и, тем более, догмам в сложнейшей сфере цивилизации - взаимоотношениях общества с ядерной энергией - еще предстоит всем вместе прийти в результате трудного и долгого пути. Возможно, усилиями не одного поколения людей. Но этот путь должен быть пройден, и начало этому пути должно быть положено как можно скорей.

Гуманизация и гуманитаризация ядерного сущего, конечно же, обозначают лишь часть того спектра интеллектуальных и практических мер, которые мотивируются проявлением ядерной энергии в поле мыслей и бытийных интересов людей. А также попыткой идентификации ядерного феномена в социальном пространстве и его облагораживания-очеловечивания по воздействиям на жизнь.

Весь спектр усилий предполагает также политические, экономические и иные аспекты познания и действий. Все аспекты я, как правило, не рассматриваю. Но гуманизация и гуманитаризация отношений в ядерной сфере - сами по себе важные социальные усилия. Нужные и слабо представленные ранее. Серьезная цель которых - максимально полно выявить социальную компоненту и обосновать необходимость её, ядерного феномена в целом и человеческой цивилизации духовно-гуманитарного соосмысления и праведного развития, наметить подходы к этому. Если в феномене ядерной энергии есть социальная компонента и многое зависит от человека, то гуманизация и гуманитаризация здесь необходимы.

Социоядерный антропный принцип как синтетическая социокультурная платформа рефлексии и действий в ядерной сфере

Еще статьи на тему "ядерной":

Сосуществование человечества и ядерной энергии: социоядерный антропный принцип

Мы - дети солнца, а значит - ядерной энергии?

Феномен ядерной энергии и пространство символических форм

Проверка ядерной и радиационной безопасности на Кольской АЭС

Финансирование проектов в сфере ядерной и радиационной безопасности


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.139.72.78

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .