Механизм рационализации рынка оптовой торговли Мурманской области Печать

Важнейшим способом обеспечения стабильного функционирования сферы товарообращения является создание оптового звена 

А.В.Шпак, Т.М.Мамонтова, Институт экономических проблем КНЦ РАН

Данная статья написана по материалам монографии «Управление товародвижением в регионе: механизм рационализации оптовой торговли». В статье отражены изменения, происходящие в отечественной практике товародвижения, повлекшие за собой деформацию сферы оптовой торговли. Основная идея заключаются в решении научно-практической проблемы, связанной с разработкой эффективного механизма становления хозяйственных связей между субъектами процесса товародвижения путем создания крупной оптовой структуры в виде регионального оптового продовольственного рынка, обеспечивающего оптимизацию товаропотоков на региональном рынке товаров.

Шпак

 

Происходящие в настоящее время в мировой и отечественной практике изменения в системе товародвижения, связанные с усиливающейся конкуренцией и ростом издержек в производственно - сбытовых процессах, направлены на концентрацию усилий товаропроизводителей, оптовых продавцов и оптовых покупателей в сфере управления товарными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками.

Важнейшим способом обеспечения стабильного функционирования сферы товарообращения является создание соответствующей инфраструктуры торговли, в частности оптового звена, так как за годы реформирования структура и функции сферы оптовой торговли претерпели существенные структурные изменения, которые потребовали смены концепции управления оптовой торговлей в целом.

Оптовая торговля - особая сфера экономики, представляющая собой форму торгово-экономических отношений между предприятиями с целью выполнения посреднических функций по закупке и продаже товаров и доведению их от производственных предприятий, до предприятий розничной торговли в соответствии

             А.В.Шпак          

конъюнктурными особенностями рынка [1]. Кроме того, сфера оптовой торговли - это специфическая маркетинговая среда, которая имеет ряд особенностей, принципиально отличающих ее от других отраслей экономики. Одной из таких особенностей является присутствие в сфере оптовой торговли особого субъекта - оптового потребителя.

Оптовый потребитель принципиально отличается от конечного тем, что приобретает товар с целью перепродажи. Его поведение выражается в поиске, оценке и использовании услуг оптового продавца по предоставлению основного товара, сопутствующих товаров и услуг, сервиса, консультаций по продаже и использованию, и в конечном итоге он получает не столько товар, сколько бизнес, открывающий возможность извлечения прибыли. Если полезность товара для конечного потребителя - это его способность удовлетворять какую-либо потребность в соответствии с назначением товара, то полезность товара для оптового потребителя - приносить доход в процессе перепродажи, поэтому для него гораздо важнее рентабельность операций с товаром.

Инфраструктурно-оптовая торговля представляет собой совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупнымиМамонтова партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям и (или) организациям-потребителям и занимает особое место в системе товародвижения, выступая соединяющим звеном, определяющим отношения между производителями и потребителями продукции. В целом оптовая торговля - сложный коммерческий процесс, результат которого выражается в виде суммы оптового товарооборота, находящегося в прямой зависимости от суммы вложенного в товар капитала. При этом она является одной из базовых отраслей народнохозяйственного комплекса, обеспечивающих экономическую и социальную стабильность и продовольственную безопасность региона.

Переход к рыночной системе хозяйствования в РФ усилил процесс регионализации экономики, тем самым, изменив место и роль регионов в экономической жизни общества. Особую роль в территориальном развитии играет сфера товарообеспечения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей на основе предложения и спроса на различные товары и услуги, которые и составляют рыночный процесс.

 
                                                                                                                                                                                  Т.М.Мамонтова

Следует отметить, что современное экономическое пространство России, разнородное как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями, которые в теории региональной экономики принято называть проблемными регионами. Понятие «проблемный регион» заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы, реализовать свой потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Именно к такому типу и относятся регионы Севера, в частности Мурманская область.

Мурманская область почти целиком расположена за чертой Северного полярного круга, поэтому природная среда играет важную роль в хозяйственной деятельности человека. Следует отметить как положительные, так и отрицательные факторы. К положительным отнесем наличие значительных (а в ряде случаев уникальных) минерально-сырьевых и топливных ресурсов с благоприятными горно-геологическими условиями залегания, а также огромные территориальные ресурсы, крупные запасы водных и лесных ресурсов. К отрицательным факторам, с точки зрения человека, относятся низкие температуры, сильные ветры, влажность, продолжительность зимнего периода и т.д. Близость Арктики накладывает отпечаток на весь уклад жизни людей, в том числе на физическое самочувствие. Территория области 144,9 тыс.км2. В нее входят Кольский полуостров, часть материка, а также прибрежная полоса Белого и Баренцева морей, включающая многочисленные острова. На севере и юго-западе область граничит с Норвегией и Финляндией. Область является ведущим социально-экономическим комплексов Северного экономического района и ее можно считать наиболее хозяйственно-развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Население области 865,1 тысячи человек (данные на 01.01.2006 г).

Развитие областного народно-хозяйственного комплекса базируется на значительных и разнообразных природных ресурсах и выгодном географическом положении. Сырьевая направленность экономики области определила очаговый характер размещения производительных сил, привязав их к наиболее крупным центрам добычи и переработки природных ресурсов или транспортных коммуникаций и, сформировав, в основном, городской тип населения. Народно - хозяйственный комплекс России и в настоящее время не может функционировать без значительных и разнообразных природных ресурсов, расположенных на Севере. Это предопределило территориальное разделение труда, когда в производстве и вывозе из региона Севера преобладают в основном сырьевые грузы и готовые металлы, а ввозится продукция обрабатывающей промышленности, различного топлива и продукты питания. Потребительский рынок - наиболее динамичная сфера экономики, и его конъюнктура наиболее подвержена колебаниям экономической среды. Специфичность северных регионов заключается в ограниченных возможностях производства товаров потребительского назначения и соответственно повышенной зависимости хозяйственного комплекса и населения от ввоза различной продукции. Разрыв хозяйственных связей, рост тарифов и ряд других причин обусловили обострение проблем не только воспроизводства, но и поставили под угрозу обеспечение населения жизненно необходимой продукцией.

Существующая система поставок продукции (товаров) в регионы Севера, так называемый «северный завоз», на сегодняшний день не может адекватно решить эту проблему. Существующие методики определения потребностей в финансовых ресурсах не учитывают целый спектр объективных факторов. Поэтому ситуация в районах с ограниченной транспортной доступностью еще более усугубляется. И хотя в Мурманской области ситуация с «северным завозом» относительно оптимистична, так как данный регион в большей степени обладает транспортной доступностью, тем не менее, следует подчеркнуть, что у названной проблемы (системы товарообеспечения Севера) должен существовать и другой аспект - интересы государства - которые заключаются в создании условий для нормального функционирования северной экономики и проживания населения. Именно поэтому так остро ставится вопрос о совершенствовании механизма досрочного завоза товаров народного потребления на Север.

В связи с этим региональная политика и региональная стратегия должна учитывать дифференциацию экономического пространства страны, а именно: конкретные возможности и особенности каждого региона.

Среди комплекса проблем повышения эффективности региональной экономики одно из основных мест занимают вопросы формирования оптимального механизма товародвижения. Одним из ключевых моментов экономической политики региона является создание региональных рынков. По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений. Региональные рынки могут существовать как при лимитно-распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. С переходом к рыночным экономическим отношениям меняется роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе, который формируется через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги и т.д. Сегодня региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением и др.

Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций в экономике региона:

- обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;

- устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;

- выполняет роль «сигнальной» системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;

- определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;

- осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;

- обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.

Вместе с тем, региональный потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и региональных органов.

В каждом регионе страны формируются свои специфические товарно-материальные потоки, связанные со специализацией сельскохозяйственного и промышленного производства, условиями импорта и экспорта или с транзитом товарных потоков через территорию региона. При этом большое влияние на функционирование оптовых структур оказывают региональные транспортные факторы.

Несмотря на то, что данные официальной статистики довольно высоко оценивают рейтинг Мурманской области (она входит в «первую десятку» регионов Севера), одной из основных проблем в регионе является отсутствие эффективно действующего оптового звена в сфере распределения продовольственной продукции, поэтому снабжение городов и населенных пунктов региона товарами данной группы, осуществляется предприятиями розничной торговли без учета специфики региона. При этом они выполняют не свойственные им функции по закупке и хранению больших запасов товаров, что в свою очередь способствует их удорожанию. В то же время многие оптовые организации представляют собой посреднические фирмы и выполняют при этом только сбытовые функции, что также приводит к удорожанию продукции за счет ценовых надбавок и ухудшению уровня обслуживания конечных потребителей. Особо следует отметить, что практически все розничные предприятия области регистрируются муниципалитетами как оптово-розничные, представляемые ими в органы официальной статистики данные не являются репрезентативными, что затрудняет выделение доли оптовой деятельности в региональном торговом бизнесе. Кроме того, среди предприятий оптовой торговли нет четкого разграничения по сферам деятельности, то есть предприятия, занимающиеся товарами производственного назначения и потребительскими товарами фиксируются совместно.

На настоящий момент сложилось неадекватное понимание функций оптовой торговли, противоречащее теории маркетинга и затрудняющее восприятие ее деятельности. Несовершенство ее институциональной оформленности, а также некорректное понимание роли оптовой торговли как особого торгового посредника способствовало тому, что процесс формирования торговой инфраструктуры и товарообеспечения на региональном уровне происходит достаточно хаотично, не учитывая специфических особенностей региона и стратегического назначения отрасли. Это наглядно продемонстрировал системный кризис 1998 года. Получившие юридическую самостоятельность, но «слабые» в финансовом отношении торговые фирмы на сегодняшний день не в состоянии самостоятельно реализовать крупномасштабные инвестиционные проекты, направленные на развитие систем товародвижения. Вместе с тем, оптовая торговля - это не только особая сфера распределения, это и социальная составляющая регионального развития, состоящая в обеспечении экономической, а в контексте данной работы, продовольственной безопасности региона. Кроме того, во время проведения реформ, она сыграла роль своеобразного «буфера», обеспечившего рабочие места тем, кто не нашел применения в сфере материального производства из-за общесистемного кризиса экономики региона, сняв тем самым социальную напряженность в области. С 1995 по 2005 г. численность населения, занятого в торговле, не сокращалась, а, напротив, неуклонно возрастала и составила 17,1% от общего числа занятого в экономике трудоспособного населения.

Зарубежная практика подтверждает преимущества и эффективность работы крупных оптовых структур. Мощные независимые оптовые структуры разных типов потенциально способны существенно улучшить экономическое положение сотрудничающих с ними розничных и мелкооптовых предприятий за счет: разумной ценовой политики, концентрации значительной части товарных запасов, организации регулярной доставки продукции покупателям рациональными партиями, освобождая мелкооптовые и розничные структуры от необходимости содержания больших складских площадей и платы за аренду, обеспечивая тем самым минимизацию инвестиций в основной капитал, снижение налогов на имущество, а также за счет применения эффективных схем товародвижения на основе использования современных логистических решений. Анализ зарубежного опыта показал, что отрасль оптового распределения надежно функционирует как раз благодаря своей роли посредника в реализации продукции, используя в своей деятельности новые методы и технологии, что позволяет оптимизировать все операции и способствует снижению цен и улучшению уровня обслуживания. Одной из наиболее рациональных форм предприятий-организаторов оптового оборота как раз и являются так называемые организованные оптовые рынки. При этом за рубежом до настоящего момента протекают процессы концентрации оптовых предприятий, так как деятельность в этой области требует значительных капиталовложений, что под силу только крупным структурам. Именно они выступают сейчас основной движущей силой всего товарного потока продукции от производства до потребления в развитых странах. Отмечающийся при этом высокий уровень монополизации оптовой торговли не считается «тормозом» для ее развития.

Значительные изменения, которые претерпел потребительский рынок региона, показали, что в настоящий момент назрела необходимость внедрения новых методов управления, рационально сочетающих рыночную свободу с государственным регулированием, а непонимание стратегического назначения отрасли, ее относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность препятствуют снижению уровня трансакционных издержек и повышению эффективности функционирования товарного рынка. Эффективная деятельность предприятий оптовой торговли сегодня может быть обеспечена только за счет создания современной материально-технической базы, позволяющей сформировать основные элементы рыночной инфраструктуры - собственную складскую сеть, транспорт, связь, коммуникации для качественного и своевременного выполнения договорных обязательств по поставкам и сервисному обслуживанию. Необходимы самостоятельные, крупные, хозяйственно независимые организации - гибкие, оперативные, оснащенные новейшими средствами вычислительной техники, средствами связи, передачи информации и оргтехники. Такой организацией может быть оптовый продовольственный рынок, выступающий как региональный координационный центр организации товародвижения.

Оптовый продовольственный рынок - юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном месте по установленным правилам. Организуемый как акционерное общество с превалирующей долей государственного капитала или как унитарное предприятие, он позволит наладить устойчивые связи между производителями (поставщиками) и крупными оптовыми потребителями, эффективно использовать существующую рыночную инфраструктуру и способствовать созданию ее новых элементов. Оптовый продовольственный рынок в силу своих особенностей требует эффективного функционирования развитой инфраструктуры: систем компьютерно - маркетинговой информации, тароупаковочной индустрии, биржевой торговли, сервисных служб и т.п. Однако многие ее элементы находятся еще в стадии становления не только на региональном уровне, но и в стране в целом.

Многие предприятия-производители товаров сталкиваются со всевозможными барьерами при вхождении на региональный рынок ввиду невозможности получения достоверной информации о его состоянии. Поэтому одним из стратегических направлений комплексного развития оптового продовольственного рынка должно быть формирование информационной структуры, предусматривающей создание общедоступной системы обеспечения производителей, торговых посредников и потребителей оперативной информацией, с последующим созданием сети региональных информационно-маркетинговых центров.

Создание регионального координационного центра организации товародвижения, как юридического лица, регулирующего движение товаропотоков в масштабах региона и сориентированного на внутрирегиональные потребности, обеспечит возможность восстановления прежних и налаживания новых хозяйственных связей между различными хозяйствующими субъектами - участниками процесса товародвижения, а наличие мощной информационной базы и использование принципов логистики позволит широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников, вступая в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, минимизировать издержки и организовать оптимальную систему товарообеспечения региона.

Региональный координационный центр организации товародвижения (региональный оптовый продовольственный рынок) - это организационная структура, способная интегрировать в едином процессе товародвижения производителей, оптовиков, потребителей, а также службы по оказанию услуг: транспортно-экспедиторская, складская, банковско-кредитная, санитарная и т.д. Создание регионального координационного центра организации товародвижения даст возможность в максимальной степени скоординировать интересы местных органов исполнительной власти, производителей (поставщиков), потребителей (оптовых покупателей и оптовых продавцов), инвесторов, а также конечных потребителей. Данная гармонизация, наличие мощной информационной базы и использование принципов логистического менеджмента позволит широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников, вступая в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, минимизировать издержки и организовать оптимальную систему товарообеспечения региона.

Региональный оптовый продовольственный рынок, являясь рациональным звеном в цепи «производитель - посредник -потребитель» положительно влияет на уровень цен путем исключения из цепи лишних звеньев, а также предоставления большого ассортимента качественных товаров. В создании оптового продовольственного рынка целесообразно использовать уже имеющиеся или строящиеся холодильники, складские и плодоовощные базы. Кроме того, необходимо разработать и утвердить законодательные и нормативно - правовые акты с учетом особенностей региона, направленные на функционирование оптового продовольственного рынка.

Цель регионального оптового продовольственного рынка - создание эффективного рыночного механизма хозяйственных связей между производителями (поставщиками) и оптовыми потребителями (оптовыми покупателями), а также решения такой стратегической задачи как формирование системы страховых (гарантийных) запасов, способствующих обеспечению продовольственной безопасности региона. Особенно велика роль запасов для северных регионов страны, где велика зависимость населения от ввозимой продукции. Наличие государственных резервов продовольствия имеет большое значение для Мурманской области с ее сложными географическими и климатическими условиями. Эти запасы необходимо систематически обновлять. Они используются для товарных инвестиций в целях регулирования цен на важнейшие продукты питания и могут перераспределяться в регионы, где в данный момент испытывается наиболее острый недостаток. Toварные запасы, которыми располагает региональный оптовый продовольственный рынок, регулируются в зависимости от потребности в продуктах на определенный период, а также социально-экономической обстановкой в регионе.

ЦЕЛЬ: создание эффективного рыночного механизма хозяйственных связей между производителями (поставщиками) и потребителями (оптовыми покупателями); формирование системы страховых (гарантийных) запасов, обеспечивающих продовольственную безопасность региона.

задачи функции
1. Обеспечение круглогодичного снабжения населения региона качественными товарами. 1. Создание организационных условий для ведения оптовых торгов.
2. Предоставление возможности всем производителям (поставщикам) выхода на региональный рынок. 2. Обеспечение контроля качества реализуемой продукции.
3. Обеспечение единого конкретного места для осуществления сделок купли-продажи. 3. Контроль за соблюдением правил торговли.
4.Упрощение и ускорение процесса доставки товара. 4. Сбор, обобщение и информирование участников ОПР о состоянии спроса и предложения и складывающемся уровне цен.
5. Упрощение и ускорение взаиморасчетов и платежей. 5. Обеспечение участников услугами транспорта, необходимым оборудованием, услугами социально-бытового назначения.
6. Сокращение товарных потерь. 6. Выполнение по заказам участников ОПР комплекса складских работ.
7. Обеспечение концентрации конкретных товаров в конкретном месте. 7. Организация системы регистрации участников ОПР.
8. Формирование оптовой рыночной цены. 8. Организация работы системы средств внутренней и внешней связи.
9. Предоставление объективной информации о рыночной кнъюнктуре региона производителям (поставщикам) и оптовым потребителям. 9. Организация эксплуатационных работ.
10. Создание новых рабочих мест.  


В странах с развитой рыночной экономикой цель создания оптовых продовольственных рынков заключается в том, чтобы розничная торговля и система общественного питания получали широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции и продовольствия в одном центре [4].

Использование современных технологий управления, одним из которых является инструментарий логистического менеджмента, основанный на совершенствовании хозяйственной деятельности путем рационализации управления товаропотоками, позволит обеспечить бесперебойное снабжение региона продовольственными товарами, а также решить такую стратегическую задачу как формирование системы страховых (резервных) запасов, способствующих обеспечению продовольственной безопасности региона. Внедрение логистических методов управления товародвижением дает возможность получить экономический эффект при реализации продукции, оказании услуг, а экономическая эффективность функционирования оптового продовольственного рынка может рассматриваться с позиций повышения доходности всех участников логистического соглашения, а экономический эффект может определяться по результатам реализации продукции конечному потребителю.

Преимущества логистического подхода выражаются в том, что логистика позволяет осуществлять скоординированное управление товарно-материальными и информационными потоками, обеспечивая их синхронность и высокие конечные результаты деятельности всех участников товародвижения.

Функции логистических методов заключаются в повышении эффективности функционирования логистической системы и в четком учете издержек на протяжении всего логистического цикла. Транспортные издержки составляют значительную часть (до 50%) расходов в общем составе логистических издержек. В то же время без транспортировки невозможно само существование материального потока. Оптовое предприятие, чаще всего, не имеет собственного транспорта, а сотрудничество в составе оптового продовольственного рынка даст возможность оптовому предприятию пользоваться услугами транспорта, аккредитованного на рынке и тем самым сократить свои транспортные расходы. Методы реализации принципов логистики при управлении товарно-материальными потоками, проходящими через оптовый продовольственный рынок, предполагают развитие единой транспортно - экспедиционной фирмы, которая будет формировать крупные доставочные партии грузов и обеспечивать их доставку по графику. Транспортно-экспедиционная фирма в составе оптового продовольственного рынка будет выполнять функции фирмы-оператора, которая по заявке продавца или покупателя разрабатывает рациональную схему формирования грузовых мест, способов транспортировки с учетом маршрутизации и использования различных видов транспорта, типов и моделей транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, технологических способов промежуточного хранения, грузопереработки и транспортировки продовольственной продукции.

Логистические составляющие экономического эффекта

Деятельность оптового продовольственного рынка как логистической системы Результат функционирования оптового продовольственного рынка как логистической системы

1. Координация и оптимизация движения материальных потоков с целью максимального использования эффекта экономии на издержках,связанных с процессом товародвижения.

2. Учет логистических издержек на всех этапах товародвижения.

3. Организация информационных систем управления материальными потоками.

Снижение потерь и расходов в системе распределения товаров продовольственной группы.

1. Сокращение числа посредников.

2. Сокращение затрат на хранение.

3. Консолидация поставок нескольких поставщиков в процессе одной транспортировки с целью минимизации транспортных расходов.

Сокращение разницы между отпускной ценой производителя и розничной ценой.

1. Создание сложных, разветвленных дистрибьютивных сетей с большим количеством торговых предприятий.

2. Создание высокого уровня обслуживания.

Упорядочение общей системы снабжения и распределения продовольствия в регионе.

1. Поддержание оптимального ассортимента продукции при ограниченных оборотных средствах.

2. Использование классификации товарных запасов (анализ ABC и XYZ).

3. Сертификация продукции.

Расширение ассортимента продовольственных товаров и повышение их качества.

1 .Концентрация множества продавцов в едином хозяйственном комплексе.

2. Определение места проведения торгов и заключения сделок.

3.Возможность непосредственной связи товаропроизводителя(поставщика) с продавцом.

Альтернативность выбора потребителей и возможность увеличения доходов производителей (поставщиков) продукции.

Огромную роль в системе управления функционированием оптового продовольственного рынка играет складское хозяйство [2,3]. Склады длительного хранения на первом этапе развития рынков будут располагаться территориально совместно с оптовыми рынками, так как предполагается их сооружение на базе ранее построенных складских комплексов, но должны быть организационно обособлены от рынков. Склады временного хранения, предназначенные для хранения не проданных в течение первого дня продовольственных товаров, являются неотъемлемой частью оптового продовольственного рынка. Наличие складского хозяйства в системе оптового продовольственного рынка даст возможность рынку, оказывая услуги оптовым предприятиям, аккредитованным на рынке, в сфере хранения запасов снизить их затраты по хранению продукции, что в свою очередь скажется на цене товара в сторону ее снижения.

Таким образом, для эффективного использования логистических методов управления важна возможность оценки результатов принимаемых решений, что оказывается весьма проблематичным по ряду таких причин как отсутствие высококачественной учетно-информационной системы, возможности выделения доли прибыли и дохода.

Литература:
1.Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс.-С-Пб.; Нева-Ладога-Онега, 1993.
2.Дыбская В.А. Складское хозяйство.//Риск,№№2,-3,4,-5,-6,1998.
З.Дыбская В.А. Логистический взгляд на оптовый склад.//Логистика,№2,2000.
4. Рейфе М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке. - СПб.: СПбУЭФ, 1996.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 1-2 2007 г. 

Еще статьи на тему "Рынка":

О состоянии потребительского рынка пищевой продукции Мурманской области

Анализ рынка недвижимости города Мурманска и Мурманской области

Рост потребительского рынка услуг в Мурманской области

Портрет на фоне "дикого рынка"

Темпы прироста стоимостного объема российского рынка лесоматериалов

Образование подстроить под интересы рынка

Состояние современного рынка страховых услуг для бизнеса

Вопросы развития рынка сервисных нефтегазовых услуг в России