Понимать и сердцем, и умом часть 7 |
- Валерий Федорович, так что тогда произошло у вас с самолетами? - Задаю я вопрос, кивая на коллаж за стеклом. Я понимаю, что тема не из приятных. Но и это мой собеседник воспринимает по-деловому, и не собирается делать из «неприятной темы» тайну. - История длинная и поучительная. Но - с хорошим концом, как рождественская сказка, - улыбается даже В. Ф. Марарица. - А было все так. Общаясь с патриархом отечественной социологии В. А. Ядовым, я подружился с его сыном, Николаем Ядовым. Человек он яркий, увлекающийся. Среди его увлечений - самолеты. А надо сказать, что среди тех, кто любит авиационную технику, есть и те, кто выбрал себе такую «узкую специализацию» в хобби, как реставрация военных самолетов. Однажды Николай Ядов приехал в Мурманск по моему приглашению, специально, чтобы посмотреть музей авиации, который в пос. Сафонове Он буквально влюбился и в музей, и в людей, которые занимались у нас самолетами, музеем.Как говорится, «Рыбак рыбака видит издалека». Куда бы Николай Ядов ни выезжал, он везде находил тех, кто увлечен авиацией. Однажды он, будучи за границей, познакомился с неординарной личностью - представителем фирмы Сикорского Джитом Махалом. Этот канадский миллионер, шеф-пилот «Боинга», может себе позволить не только любить, но и коллекционировать самолеты. Причем, не просто самолеты, а даже летающие экземпляры - военные раритеты. Вот так и завязался этот узелок знакомств: Николай познакомил меня с увлеченным самолетами миллионером. Этот период совпал с приходом на Кольский полуостров перестройки. «Закрытость» нашего края была как бы отменена. И в то время, когда я был в составе областного Совета, Джит Махал заинтересовался нашими местами именно потому, что здесь можно было достать для коллекции экземпляры самолетов времен Второй мировой... Рассказывает Валерий Федорович сдержанно, не вдаваясь в детали, поэтому непосвященному слушателю трудно сразу все осознать и понять - настолько далека тема от нашей будничной жизни. Поэтому и мне не раз приходится его переспрашивать, что-то уточнять. И тогда рассказ уходит в сторону от основной, стержневой, линии повествования, обрастает такими интересными дополнительными историями! И вот тут мне придется сделать еще одно отступление, чтобы и читателю стала более понятна острота затронутой темы. Правда, углубляться особенно в нее мы не станем - кому интересно, можно предложить, например, публикацию Елены Денисенко в журнале «Политика. Экономика. Финансы» (апрель, 1999), которую придется здесь цитировать. Отступление третье. Особенностям нашего патриотизма посвящается... Коллекционеры - это почти безумцы. Ради какой-нибудь почтовой марки они могут пойти на огромнейшие затраты, на любую авантюру, что не раз давало пищу писателям для написания увлекательных детективов. Но марки - это уже тривиальность. Есть такие экзотические увлечения, что просто дух захватывает.Коллекционировать раритетные образцы авиационной техники - это, что называется, «для людей с размахом»! Это хобби - очень дорогостоящее. Да кроме того, надо ведь еще где-то и хранить все собранные в коллекцию образцы. А ведь в ящик стола или кляссер самолет не спрячешь. То есть, и этот фактор - огромная статья расходов. В нашей стране физических лиц - коллекционеров военных самолетов в годы советской власти и не было никогда. Отдельные экземпляры отечественной техники, которые называют поэтически «птицами войны», собрать в более-менее значительные коллекции могут себе позволить только крупнейшие музеи мира. В СССР к таким музеям относился, например, музей в подмосковном Монино. Мурманчане поэтому по праву гордились, что в пос. Сафоново имеется свой музей авиатехники, который в советское время поддерживался государством, Министерством Обороны. Сейчас на это нет денег, и заострять внимание на этом нет нужды - и так понятно. Да что о наших бедных музеях говорить! И заграничные не все могут позволить себе собрать коллекции отреставрированных самолетов, тем более, если говорить о раритетах, доведенных до степени «летания». В лучшем случае, реставраторы по заказу коллекционеров придают самолетам вид внешнего сходства. И только немногие музеи, такие как Смитсониевский в Вашингтоне или великобританская «Флайтер коллекшен», являются обладателями крупнейших коллекций отреставрированных до летающего состояния военных самолетов. Больше возможностей у частных коллекционеров. Но и у тех, и у других интерес был до недавнего времени, в основном, к самолетам нероссийского производства: «Мессершмидтам», «Харрикейнам» и т. д. За десятилетия, прошедшие со времен Второй мировой войны, территорию Западной Европы коллекционеры уже «расчистили», и найти сегодня обломки военных самолетов там почти невозможно. А вот Россия - другое дело. Как говорят заинтересованные лица, здесь покоятся остовы 20 тысяч «Мессершмидтов». А Кольский полуостров с этой точки зрения - это настоящее Эльдорадо! Здесь наилучшим образом сохраняются останки самолетов, сбитых советскими войсками: дно озер и болота - сплошь илистые, торфяные, поэтому они в условиях низких температур лучше сохраняют конструкции, нежели в природных условиях юга. Как говорят, здесь покоится более двух тысяч сбитых самолетов. Кроме отечественных и немецких, у нас можно найти любую модификацию самолетов, которые шли в СССР по ленд-лизу: «Харрикейны», «Аэрокобры», «Китти-хауки». Не удивительно поэтому, что с открытием «железного занавеса» взоры частных коллекционеров Запада устремились к России и Кольскому полуострову. А в связи с этим в нашей стране стали стихийно возникать предприятия, занимающиеся подъемом и реализацией военной авиатехники. Все началось с поисковых отрядов Новгородской, Московской, Псковской, Мурманской областей и Карелии. В 70-80-х годах патриотическое движение поисковиков занималось захоронением останков солдат, пользовалось поддержкой партийных, комсомольских и государственных органов. Эти отряды объединяли тогда далеких от коммерции энтузиастов. Именно они во время своих походов находили и остатки самолетов. Их сведения дополняла информация охотников, рыболовов, грибников-ягодников и других любителей отдыха на природе. Но с наступлением рыночных отношений некоторые бескорыстные энтузиасты поняли, что их информацию можно продать за деньги, и найдутся люди, которые за это заплатят. И они стали поднимать самолеты по заказу или непосредственных покупателей, или - посредников. В России возникла целая сеть фирм, занимающихся официально реализацией раритетной авиатехники: санкт-петербургские «Раритет» и «Локус», московские «Международная техническая ассоциация» и «Авиатех», другие. Но это -не полный список. Потому что он не включает, как всегда, тех, кто занимается торговлей на «черном рынке». Сложностей у предпринимателей, которые занялись этим экзотическим видом бизнеса, хватало повсеместно. Главная из них - отсутствие правовых норм, регламентирующих этот вид деятельности. Цивилизованно торгующие предприятия еще как-то пытались найти легальный выход из положения, но уж зато «теневики» правовые нормы, как понятно и без слов, вообще не хотели соблюдать. И не соблюдали. Отсюда и появились многие проблемы. Ну, а когда возникают проблемы, то появляются и заинтересованные лица, которые начинают извлекать из них корыстные интересы. Но при этом громко кричат «Держи вора!», исходя из принципа, что на орущего такие праведные слова никто ничего худого и не подумает. Для этого стали использоваться, как всегда, средства массовой информации. В газетах и журналах вдруг стали появляться статьи, которые можно не кривя душой, назвать «истошными воплями» патриотически настроенных граждан: мол, спасите, мол, помогите, у нас на глазах мошенники распродают наше славное прошлое. Вот так, ни много - ни мало, а «торгуют памятью»! При этом как-то стыдливо умалчивали, что до того, как западные коллекционеры вспомнили о ржавых обломках, гниющих в российских болотах (иногда вместе с останками пилотов), никто из этих «супер-патриотов» почему-то ни разу за все послевоенные годы не то что палец о палец не ударил для спасения «памяти», но и знать-то о них не стремился. А тут - спасибо иностранным миллионерам! - узнали! А как узнали, что кто-то еще и покупает эти обломки, то стало совсем обидно: мол, мы-то почему не получаем за обломки ни копейки?!.. Именно таково оно и есть, это псевдо-патриотическое кликушество. Потому что на деле-то (ни до того всплеска, ни после того, да и в наши дни уже), например, почему-то никого и в Мурманской области особо не волнует, что в том же музее пос. Сафоново в ангарах, в ужасных, непригодных для них условиях, гниют раритетные образцы авиатехники, собранные, отреставрированные и пока сохраненные силами энтузиастов (в том числе и В. Марарицей); что расхитители проникают под крышу хранилищ и снимают с отреставрированных самолетов все, что им приглянется. И даже то, что созданная В. Марарицей общественная организация «Авиационно-технический центр им. Бориса Сафонова» не раз пыталась перевести музейные образцы авиатехники, допустим, в пос. Мурмаши, на аэродром РОСТО, где условия неизмеримо лучше, как-то не нашло действенной поддержки в рядах всевозможных патриотов, и все попытки Валерия Федоровича и указанной выше ассоциации разбиваются о... Да хотя бы о такой, например, один-единственный «камень преткновения» как некто Зайцев - алкоголик, но - из числа руководства, но - зато ветеран РОСТО, с самодурством которого никто не может «справиться»! Вот вам и приоритеты! Так где же истинные патриоты? Ах, как это по-нашему! Сколько таких примеров можно найти в истории, когда «И сам ни «ам», и другому не дам!» Пусть все сгниет в нашей земле - это патриотично. А вот если это «ненужное» кто-то за свои деньги достанет, отреставрирует, доведет «до кондиции», чтобы это «мертвое железо» с помощью энтузиастов «обрело вторую жизнь» и на выставках уже не просто себя демонстрировало, а поднималось в небо и летало, поражая воображение зрителей, напоминая им о подвиге советского народа в страшнейшей войне XX века и восхищая тысячи людей, - это уже не патриотично?! Найдется ли «честный патриот», который возьмет на себя смелость ответить: почему так ставится вопрос? Уверена, что не отыщется. Ведь чтобы откровенно ответить на вопрос о причинах своего бездействия, «патриоту» надо признать: чтобы вытащить самолетные обломки, реставрировать их и довести до летного состояния, нужно затратить не только массу времени, физических сил, поискового упорства, но и очень много денег, которых нет. Деньги нужно искать у заинтересованных лиц, суметь привлечь их на каких-либо условиях. Надо уметь организовать сложный производственный процесс реставрации, чтобы проект из мечты превратился в реальность. Надо уметь рисковать, в конце концов! Но у тех, кто имеет такие суммы, не всегда появляется желание тратить деньги на железяки. Чтобы довести «металлолом» до летающего состояния, нужно затратить кучу тысяч долларов. Отреставрированный самолет, конечно, продавать выгоднее! Цена летающего «Спитфайера», а их наберется в мире едва ли около полусотни, достигает 450 тысяч фунтов стерлингов. А затраты во сколько обходятся?! Это - кому как повезет, хотя в Западной Европе цены уже сложились, и они достаточно высоки. Потому что требуется высокая точность применяемых технологий, большие затраты труда. Например, на реставрацию «Харрикейна» уходит около 45 тысяч человеко-часов, или 1875 суток, или более 5 календарных лет! Еще об одном важном обстоятельстве. Только в последнее десятилетие у западных коллекционеров пробудился интерес к самолетам советской армии. Именно благодаря энергии и заинтересованности Артака Мейрояна, Бориса Осятинского, Джита Махала, дело обернулось так, что в начале 90-х годов Смитсониевский музей заказал для своей коллекции знаменитого штурмовика «Ил-2». Вскоре бизнесмен убедился, что ни одна реставрационная фирма в Европе не берется восстановить «горбатый». И Джит Махал должен был пойти на рискованный шаг - разместить заказ в России, на одном из авиационных заводах, где производство практически остановилось из-за нехватки заказов. Конечно же, на заводе необычному заказу были рады! Работа по восстановлению шла более четырех лет, и мастера достигли цели - сумели сделать так, что «Ил-2» «воскрес». А ведь не было ни чертежей, ни материалов, которые использовались при постройке самолета. Для восстановления штурмовика на завод были доставлены остатки восьми аналогичных самолетов, поднятых на Кольском полуострове и в Карелии. Готовая машина состояла на 80 % из «родных» деталей, а новыми заменялись только те, что не смогли сохраниться. Кстати, когда дело дошло до покраски, то оказалось, что музей заказал «Ил-2» по недоразумению, перепутав его с «Ил-104», который был хорошо знаком американским военным по войне в Корее. Однако было уже поздно, и Джит Махал настоял на том, чтобы выкрасить модель в цвета корейской армии. Так что, совсем это не легкое дело и вовсе не простой бизнес - реставрация военной техники! Сами «патриоты» часто не в состоянии продать не в убыток себе и бриллианты, поэтому выбирают для компенсации своих комплексов путь более простой... Ну, да, верно, ответ лежит на поверхности: если не мне - то и никому! А для этого что надо сделать? - Ну, естественно, затеять борьбу за «чистоту идеи» - со скандалом и поношением тех, кто сумел обойтись без «патриотов»... Начинают такие скандалы, как правило, с организации «общественного мнения» - в первую очередь, используя СМИ. Так, в 1992 г. , например, в журнале «Огонек» появилась статья некоего журналиста Корчагина «Спитфайеры», на взлет!» Она нанесла поисковикам и особенно институту только еще нарождающихся «самолетных» посреднических фирм настоящий удар. Смысл статьи сводился к тому, что автор обвинял «мошенников» (мы уже знаем, кого он имел ввиду) в том, что они присваивают себе «всенародную собственность» и наживают миллионы долларов. Обвинения упали на благодатную почву, размах разоблачительства набрал силу уже повсеместно. Обратите внимание: читателей, воспылавших праведным гневом после прочтения статьи, почему-то даже не покоробил несколько странный патриотизм журналиста: г-н Корчагин, обличая мошенников, тут же предложил читателям сообщать ему всю информацию о гниющих где-либо самолетах. Причем, собираясь создать собственный банк данных, разворотливый журналист обещал каждому информатору награду - цветной телевизор или видеомагнитофон. Вопрос: а откуда могли взяться у г-на Корчагина, честного (а потому - по определению - бедного журналиста) деньги на покупку такой дорогой информации? Ведь он даже не «новый русский», купающийся в невесть откуда взявшихся золотых потоках?! Вам эта «музыка» ничего «не навеяла»!? Заказ был выполнен по мере творческих сил г-на Корчагина, и автор добился определенных успехов: люди, ранее бескорыстно информирующие о находках в тундре, стали скрывать информацию, чтобы ее продать, при этом и цены «заламывали» не реальные. В результате, это приводило к тому, что самолетные обломки оставались в тундре, а потом их кто-то третий просто «умыкал» без спросу. Более того: остатки самолетов часто исчезали просто в неизвестном направлении. Но за всем эти стояли «неопознанные теневые личности». То есть, началось самое настоящее пиратство. В результате, как и следовало ожидать, в выигрыше от патриотической истерии остались только «теневики», ведь налоги то они никогда никому не платили. Может быть, читая эти строки, кто-то вспомнит картинку с натуры: 16 декабря 1991 г. над Мурманском появился вертолет, несущий останки самолета, который затем исчез в стороне Мурмашинского аэропорта. А вот куда конкретно исчезла эта «композиция» - знает только Господь Бог да непосредственные участники «аттракциона», имена которых, кстати, тоже не известны. Так что, не зря мы оговорились, что коллекционеры часто находятся на «грани фола», и могут дойти и до преступления в своей одержимости. Кровавой драмы в связи с найденными самолетами на Кольском полуострове не разыгрывалось, но что-то детективное все-таки в этом есть! Ну а уж сколько «крови» пришлось потратить в связи с самолетной эпопеей В. Марарице!.. На этом остановимся и предоставим слово Валерию Федоровичу для дальнейшего рассказа о конкретных событиях, касающихся самолетной темы и связанных «кровно» с ним и с его «Разумом». Валерий Марарица понимать и сердцем, и умом
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4232 |