Понимать и сердцем, и умом часть 8 |
- Джит Махал, о котором мы столько говорили, обратился в наш областной Совет с письмом. Он предложил областным властям заключить с ним контракт на продажу ему остатков нескольких самолетов. Естественно, никто не знал, как это делается, ведь практики у нас вообще подобной не было. Стали совещаться: что делать, кому поручить организовать это дело, ведь условия контракта были заманчивы, валюта шла в казну как бы сама собой! В конце концов мне, как директору МСНИЦ «Разум», в уставе которого одним из видов деятельности записано «Решение нестандартных проблем», Президиум областного Совета выдал доверенность на претворение контракта в жизнь, - вспоминает В. Ф. Марарица. - Мне дали возможность реализовать остатки самолетов в качестве металлолома за границу через Кольскую ассоциацию делового сотрудничества во главе с Ф. М. Беляевым. Он и «благословил», что называется. Да, областной Совет вынес специальное решение, согласно которому были расписаны все «правила» исполнения контракта. Согласно этому документу, в частности, вся причитающаяся валюта делилась в соотношении один к трем. То есть, на одну часть от суммы, оговоренной контрактом, мог рассчитывать МСНИЦ «Разум», а три части должны были потратить на приобретение медоборудования для областной больницы. Кстати сказать, именно с подачи депутата Марарицы решением областного Совета в 1991 г. все остатки авиатехники, находившиеся с времен войны на территории области, были объявлены достоянием населения Мурманской области. Таким образом они и обрели некий статус, после чего с ними и стало возможно хоть каким-то образом работать в мире бизнеса. Ведь это на Западе все просто: право на обломки, лежащие на частных землях, принадлежат человеку, который обнаружит их и заявит о находке. Впоследствии владелец может распорядиться ими по своему усмотрению, выплатив, как положено, налоги государству. С объявлением самолетных остатков достоянием населения Мурманской области бесконтрольный вывоз их за пределы области теоретически становился невозможным, но на практике продолжался прежними темпами.Когда при подведении итогов работы на сессии областного Совета стало известно, что Марарица получил возможность осуществить контракт на приличную сумму, реакция была неоднозначная. Причем, последовала незамедлительно. И хотя в областном Совете все, вроде, было оговорено заранее и официальные документы давали право «Разуму» на активные действия, кое-кому это очень не понравилось. Тем более, что за лето 1991 г. канадской фирме «Классика в авиации» были проданы остатки двух самолетов - английского «Хэмптдена» и «Ил-2» (того, что впоследствии отправлен в Смитсониевский музей в Вашингтон). Сделка принесла 22 тысячи долларов, медицинское оборудование германского производства было закуплено для детского отделения урологии Мурманской областной больницы. На следующий год от нового источника доходов уже рассчитывали получить в 10 раз большую сумму. И кто-то в мире бизнеса позавидовал, что не ему достался этот вид деятельности: доллары приплыли, вроде как, «из Первым «поднял волну» возмущения «Рыбный Мурман».Как-то по просьбе редакции и И. Меньшикова Валерий Федорович дал развернутое интервью двум представителям «Рыбного Мурмана», а из этого сделали такой материал, что интервьюируемый едва узнал в нем себя и излагаемую тему. Подключилась «Полярная правда». И - началось! Изощрялись - кто как мог, в силу своего воображения и псевдо-осведомленности. Конечно, отреагировали на сигналы прессы и депутаты областного Совета, как будто тема была им в новинку. Была создана депутатская комиссия, которая составила справку на десяти страницах. Выводы были смехотворны. Справка как бы противоречила всему, что было зафиксировано в документах, ранее выданных при участии этих же депутатов. Надо сказать, что организованная в прессе травля руководителя группы «так называемых демократов» областного Совета, «депутатской гостиной» В. Марарицы продолжалась в течение года, более 20 публикаций в областных газетах были посвящены самолетной теме. Это они сейчас вправлены в раму, составляют коллаж, который размещен на стене офиса - как постоянное напоминание о том, как можно использовать свободные СМИ и как просто загубить самые замечательные и гуманные начинания. Вот и представьте, как чувствовал себя все время травли сам Валерий Федорович, его близкие? Каково было работать в этот период его коллегам по «Разуму»?! А ведь надо было ежедневно не только заниматься непосредственной работой, но и ходить в областной Совет - на труд, «как на праздник», общаться с прессой, отвечать на вопросы знакомых «по теме» или, якобы, и не «по теме». Одно заботило больше всего в это время - как бы не дошел скандал до родителей, ведь это было бы таким ударом для стариков! В. Марарица не собирался оставлять ситуацию без последствий. Он обратился в суд за защитой чести и достоинства. Судебные тяжбы с «Рыбным Мурманом» тянулись довольно долго: медленно проходя все инстанции, возвращаясь на исходные позиции и вновь набирая обороты и накал страстей. Депутаты и обыватели следили за происходящим со вполне понятным интересом. В конце концов, на очередном судебном заседании, когда ответчики услышали от истца - В. Марарицы - заверение, что он пройдет все ступени, но не успокоится, пока редакция не признает своей вины, а это значит, что газете придется выплатить В. Марарице огромнейшую сумму компенсации морального вреда, редактор взвесил все «за» и «против» и под давлением уже имеющихся доказательств, предоставленных в суде, решился пойти на попятный и закончить дело мировой. Конечно, судья оформил все документально, согласно закону. В результате, газета «Рыбный Мурман» на том же месте, где публиковался первый материал, так называемое интервью, поместила решение суда, принесла В. Марарице извинения. Кроме того, редактор расстался с недобросовестными журналистами В. Кузнецовым и М. Колосовым. Да, можно было бы на этом и поставить точку, если бы не... В. Кузнецов издал книжку, в которой вновь поднималась самолетная тема. В ней, давая материалы в хронологии, автор умудрился так «расфасовать» события, что вновь извратил картину произошедшего, чтобы все-таки выглядеть если не победителем, то уж - как минимум! - жертвой. Вот ведь какая стойкость у «свободных» журналистов: умираем - но не сдаемся... Но на то ли силы тратим? Оправдываются ли используемые средства «святостью цели»?! Вопросы, вопросы... Повисают без ответа... А среди них - один: неужели человек, работающий со словом, не слышал ничего о том, что слово обладает неведомой силой, почти мистической энергией? Не зря же сказал классик в раздумьях: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» Ой, ли?! Неужели, так-таки и не дано предугадать, как хотя бы некоторые слова наши нам же и отзовутся?! Неужто эта истина из ряда тех,которые не устают поражать своей парадоксальностью, вроде той, что вынесена в эпиграф этого очерка: мол, «умом...не понять...»?! Мне-то, честно говоря, понятнее другое изречение: «Посеявший ветер, пожнет бурю»... - Ну, а что же самолеты? - Спрашиваю я Валерия Федоровича, полистав книжонку В. Кузнецова. - Бог с ними, с дрязгами. Ведь, как поется в известной песне: «Первым делом, первым делом самолеты...» - После суда областной Совет выдал мне новую доверенность на проведение работ на территории области. Кстати сказать, согласно решению суда «Разуму» была возвращена оговоренная контрактом часть валютной выручки. В новом сезоне нам удалось еще кое-что сделать для областного бюджета. Но так как толки, пересуды за нашей спиной все-таки шли, то я именно в ответ на них инициировал создание общественной организации - ассоциации «Авиационно-технический центр имени Бориса Сафонова» - в пос. Сафонове, чтобы возможные сделки шли на развитие «Разума» и реставрационные работы по восстановлению самолетов, целевые программы, поддержку музея. Видите, на стене красуется «портрет» «Чайки»? Это экземпляр «И-153БС», который мы за свой счет восстановили и передали в музей пос. Сафонова. Это одна «Чайка» из трех, что имелись в мире на тот момент. В этом плане, как видите, нам, действительно, удается кое-чего добиваться. Кстати сказать, это хобби или этот бизнес приносит иногда удивительные сюрпризы! Например, когда мы по первому контракту с Джитом Махалом занимались подъемом самолета английского производства «Хэмптдена», то «нашли» и летчика, который по ленд-лизу гнал самолет в СССР. Через пол века выяснилось, что два сына этого летчика и сегодня живут в Лондоне, все это время отец их считался без вести пропавшим. Мы им сообщили о своей находке. Вот так неожиданно сыновья получили известие о месте гибели отца - от тех, кого и не знали и от кого не ожидали никаких вестей! Когда я был по делам в Англии, то встретился с ними - такая трогательная встреча оказалась! - Ну, а сейчас, вы можете спокойно заниматься этим делом? - Спокойно - нет. В конкурентной борьбе часто средств не выбирают. Московские, питерские и даже английские фирмы ежегодно дают в газетах объявления, призывающие за вознаграждение сообщать им данные о находках остатков самолетов в тундре. Но главное не это. Главное в том, что попытки через подставных лиц как-то «навести тень на плетень» и оказать давление на фирмы, официально занимающиеся самолетами. Вот недавно пришлось разбираться с гневным письмом в областную администрацию, которую написал известный в области поисковик, настоящий патриот, ветеран Лев Журин. Ловкачи знали, кого избирать на роль обличителя! И мне так было неловко видеть, каким виноватым в конце беседы почувствовал себя немолодой, уважаемый в городе человек, который считал, что борется за справедливость, а его просто подставили в грязной борьбе «теневики». Конечно, расстались мы с Л. Журиным по-хорошему, я на него зла не держу. Но то, что такая ситуация может повториться с участием каких-либо еще авторитетных стариков, обманутых спекулянтами «патриотической темы», - в этом можно не сомневаться. «Черный рынок» никогда не смирится с тем, что рядом легально работают нормальные люди. Вообще, этот бизнес полон необыкновенных историй! В том числе и светлых, позитивных Вот последняя из них, почти символическая. Когда Мурманск летом 2001 года готовился к подъему АПЛ «Курск», развернулась широкая компания. Задействованы были различные организации, в подготовке участвовали сотни специалистов. Казалось, была предусмотрена масса мелочей. А вот об одном все-таки забыли - забыли спросить население, как оно относится к предстоящему подъему «Курска», к постановке подлодки в док в п. Росляково - это же совсем близко от столицы Заполярья! То есть, состояние общественного мнения, социума не исследовалось - оно как бы и не интересовало никого. Но ведь нельзя же пренебрегать такими вещами! Когда я, как советник губернатора, обратился к Ю. А. Евдокимову, он только развел руками: дескать, у нас в бюджете не предусмотрены такие затраты... Но весьма кстати вспомнилось, что первый в Российской империи самолет был построен в начале XX века на деньги, которые царское правительство отпустило на строительство военного корабля. Тогда-то мы и предложили Федерации авиареставраторов России выделить деньги на проведение исследования общественного мнения мурманчан о подъеме АПЛ «Курск». Это исследование нами было проведено, результаты опубликованы многими СМИ. Это позволило влиять на состояние общественного мнения, уменьшить паническое настроение мурманчан. В память об этом, кроме всего прочего, Федерация передала администрации Мурманской области «портрет» самолета - летающего раритетного самолета, недавно восстановленного Федерацией при участии МСНИЦ «Разум», АТЦ им. Б. Сафонова, поисковиков нашей области. Этот самолет в 2001 году украшал выставку авиационной техники на «МАКС-2001» в Москве: на него приходили подивиться и сравнить с современными моделями тысячи зрителей! Вот так в начале века двадцать первого «откликнулось» когда-то совершенное военным морским ведомством благое дело в отношении отечественной авиации. Вот так во времени и пространстве осуществляются «обратные связи». В благодарственном письме губернатору Мурманской области Ю. Евдокимову, которое подписано президентом Общероссийского Союза Общественных Объединений «Федерация Авиареставраторов России» Б. Осятинским, в частности, говорится: «Результатом работы многих поисковиков, инвесторов, коллекционеров стало появление отечественных отреставрированных самолетов как в наших, так и в западных музеях. В последние годы начали реализовываться чисто российские проекты реставрации самолетов времен второй мировой войны до летающего состояния. Мы надеемся, что наше сотрудничество с Администрацией Мурманской области, поисковыми отрядами, всеми заинтересованными организациями будет продолжено. Принципиальная, взвешенная позиция Вашего советника В. Марарицы, его предложения помогают объединять всех участников этой деятельности, оперативно решать многие вопросы реализации реставрационных проектов». Думается, что в этих словах заключается и ответ тем, кто прикрывает патриотической фразеологией свое бездействие, равнодушие, алчность и зависть. Обращаюсь к возможным попыткам повторить описанные выше потуги: «Господа, сюжет уже исчерпан!» ВАЛЕРИЙ МАРАРИЦА ПОНИМАТЬ И СЕРДЦЕМ, И УМОМ
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3108 |