Главная К вершине земного шара
К вершине земного шара Печать E-mail

История освоения Арктики богата волнующими страницами.

Вписали свои строки в них и мурманские авиаторы. Это они на протяжении последних лет обеспечивают бесперебойную и безопасную проводку судов по Северному морскому пути, простирающемуся от Карских Ворот до Берингова пролива.

Вспомним, как шло освоение этого пространства с воздуха.

Первым пилотом, поднявшимся в небо над Северным Ледовитым океаном, был летчик русского военно-морского флота Я. И. Нагурский. Произошло это в 1914 году. Его замечательные полеты на самолете «Фарман» у северо-западных берегов Новой Земли на целых десять лет вперед определили простирание воздушных трасс в Арктике.

В 1921 году для освоения Сибири было создано акционерное общество «Комсеверпуть», в распоряжении которого имелась авиалиния. И вот уже в 1924 году Борис Чухновский на гидросамолете «Дарнье-Валь» совершил первые разведывательные полеты над Карским морем.

В 1932 году ледокол «Сибиряков» открыл движение по Северному морскому пути. Он прошел его с запада на восток за одну навигацию. Еще через три года движение судов стало регулярным.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 июля 1934 года «О мероприятиях по развитию Северного морского пути и Северного хозяйства» главному управлению Северного морского пути поручалось в двухнедельный срок определить тип воздушных машин для полетов в северных широтах, рассмотреть и утвердить титульный список авиалиний, основных авиационных баз, а также наметить меры по комплектованию полярной авиации летным и техническим составом.

Тогда же на Север Чукотки была направлена группа летно-технического состава с шестью самолетами П-5 и двумя У-2. Возглавлял ее опытный летчик Павленко.

С апреля 1935 года по всей береговой линии Ванкарем - Уэлен - Анадырь начались регулярные полеты.

В том же году летные подразделения «Дальстроя» и Чукотской авиагруппы полярной авиации начали производить ледовую разведку Северного морского пути.

Использование авиации для нужд ледовой разведки, проводки судов во льдах Арктики особенно широким стало после Великой Отечественной войны, когда в эксплуатацию вступили новые, современные машины - Ил-12 и Ил-14. А с приходом вертолетов Ми-1 и Ми-4 начался новый этап в освоении Северного морского пути. Винтокрылые машины базировались на борту ледокольных судов, совершая ежедневные полеты, необходимые для проводки кораблей во льдах Ледовитого океана. Уже в навигацию 1965 года на борту ледоколов, в том числе и на атомоходе «Ленин», работало пять вертолетов.

До этого ледовую разведку по Северному морскому пути проводили пилоты полярной авиации. С января 1965 года часть работ, в основном в Охотском, Беринговом и Японском морях, была передана Магаданской отдельной авиагруппе.

В связи с тем, что управление полярной авиации (впоследствии переименованное в управление Центральных районов и Арктики) находилось в Москве, а все работы - от подготовки, сбора экипажей и до постановки вертолетной техники на борт ледокола - надо было производить в аэропортах Севера, указанием Министерства гражданской авиации от 11 ноября 1971 года обеспечение Мурманского морского пароходства авиацией для работы на Северном морском пути было возложено на Мурманское авиационное предприятие.

Освоение Арктики ставило перед авиапредприятием ряд сложных проблем. Одна из них - отсутствие летно-технического состава, подготовленного к работе на новом типе вертолетов- Ми-2. К тому же сроки подготовки к первому выходу в море были крайне сжатыми. Лучшие авиаторы, до этого летавшие на вертолетах Ми-1 и Ка-26, - заместитель командира подразделения Г. Чуваров, пилоты В. Холодняк, А. Старцев и техники, обслуживающие эти машины, П. Подгузов, Р. Держинскас, Н. Родин, Ш. Сабиров, инженер А. Стройгородский в минимальные сроки выдержали испытания для работы на новой технике.

Согласно разработанному комплексному плану по подготовке к обслуживанию ледокольного флота, от управления Центральных районов и Арктики авиапредприятию передавались четыре вертолета Ми-2.

20 апреля 1972 года Мурманское морское пароходство и Мурманское авиапредприятие подписали договор об использовании вертолетной техники при проводке кораблей по Северному морскому пути. Для этих целей выделялось три вертолета Ми-2. Предусматривались сроки работ на ледоколах: на «Киеве» - с 10 мая по 31 октября 1972 года, на «Ленине» и «Мурманске»- с 1 июля по 25 декабря 1972 года.

Вскоре начался производственный налет. Каждый экипаж должен был пробыть в воздухе не менее 200 часов, и только после этого ему давалось разрешение на полеты с борта корабля.

Однако к выходу в море ледокола «Киев» у мурманских экипажей такого летного стажа еще не было, поэтому первые рейсы выполнили московские авиаторы.

Но уже 14 июля 1972 года, когда вышел в рейс атомоход «Ленин», на его борту был первый мурманский экипаж вертолета Ми-2 (пилот В. Холодняк, авиатехник Н. Родин, техник спецслужбы Е. Рачников). Экипажу предстояло налетать 320 часов.

Через три дня вышел в море и «Мурманск», имея на борту экипаж вертолета Ми-2 в составе пилота А. Старцева, авиатехника П. Подгузова, техника спецслужбы Е. Степанова.

...Белое безмолвие. На тысячу километров лед и лед без конца и края. Где льдам тесно, невмоготу - они трещат, ломаются, огромные льдины лезут друг на друга, сокрушая все на своем пути.

Но, уверенно преодолевая сопротивление льда, идут вперед корабли: первым атомоход «Ленин», в кильватер за ним - остальная армада. Вся надежда на него, на «вожака» с могучей стальной грудью, с безотказным атомным сердцем, на его богатырскую силищу.

С утра и до позднего вечера Виталий Холодняк на своем Ми-2 летает вдоль будущего фарватера, бороздит небо Арктики, подсказывая, как обойти торосы, как лучше держать путь. От него и от сидящего рядом с ним гидролога во многом зависит успех проводки каравана.

Благодаря слаженной и четкой работе моряков и летчиков в эту навигацию удалось значительно больше, чем в прошлые сезоны, доставить в Дудинку грузов для Норильского горнометаллургического комбината и норильской руды на Кольский полуостров для объединения «Никель». Возросли перевозки леса из Игарки.

Навигация 1972 года была самой продолжительной в истории освоения Арктики. Впервые за трехсотлетнюю историю Дудинки морское судно «Индигирка», оказавшееся в порту под Новый год, не осталось там на зимовку, а отправилось в обратный путь - в Мурманск.

27 января 1973 года к причалам Мурманска пришвартовались ледоколы «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов», «Мурманск», «Киев», «Ленин». Поздно ночью возвратилась в порт «Индигирка», которая последней покинула ледовые просторы.

«История освоения Арктики еще не знала случая, чтобы арктическая навигация завершалась в конце января!» - писала в те дни газета «Полярная правда».

762 часа в общей сложности налетали пилоты Мурманского авиапредприятия на проводке судов в Арктике.

Для арктической навигации 1973 года Мурманское авиапредприятие выделило два вертолета Ми-2 с базированием на ледоколах «Мурманск» и «Ленин», один вертолет Ка-26 с базированием на ледоколе «Киев». На разведке ледовой обстановки и на проводке судов экипажам в общей сложности требовалось налетать 1000 часов.

Навигация этого года предполагалась, более продолжительной, чем предыдущая, и потому было решено произвести подмену летного состава. Опыт вполне удался и получил со стороны пилотов одобрение.

Общий налет на работах, связанных с проводкой кораблей по Северному морскому пути, за навигацию 1973 года составил 883 часа. Значительных успехов добились пилоты Ка-26 А. Кирилец, В. Лисеев и пилот Ми-2 В. Холодняк.

Экипажам вертолетов приходилось выполнять не только свою основную работу, но и доставлять срочные грузы и почту на полярные станции. А когда с одним из зимовщиков случилась беда и потребовалась срочная медицинская помощь, Виталий Холодняк немедленно доставил тяжелобольного на атомоход «Ленин», где тому была сделана операция. Андрей Кирилец принимал участие в поисках и спасении заблудившихся в тундре охотников. Лишь на четвертые сутки полетов пилоту удалось разыскать среди белого безмолвия оставленный вездеход, а затем и людей.

10 ноября пилот В. Лисеев, поднявшись с атомохода «Ленин», выполнял очередную ледовую разведку. На высоте 200 метров у вертолета отказали оба двигателя. Только мастерство пилота, его мужество и самообладание позволили Лисееву благополучно посадить машину на режиме авторотации на льдину среди торосов Арктики. Вертолет был подобран на ледокол «Ленин».

За высокое мастерство и безупречную службу пилот был награжден орденом Трудовой славы III степени.

Навигация 1974 года оказалась исключительно тяжелой. Давно не бывало такой сложной метеорологической и ледовой обстановки - штормовые ветры, температура до минус 40-45 градусов. В связи с этим в западном секторе Арктики сосредоточилась целая ледокольная армада. Немало работы выпало на долю ледоколов. Несмотря на суровые природные условия, моряки морского пароходства выполнили государственное задание. Транспортный конвейер Мурманск - Дудинка - Мурманск действовал безотказно. К окончанию трудового года сверх плана было перевезено из Дудинки в Мурманск 48 тыс. тонн норильских медно-никелевых руд, а также доставлено оборудование для треста «Тюменьгеология».

Как и в прежние годы, моряки работали в тесном содружестве с пилотами гражданской авиации - В. Холодняком, В. Покумейко, В. Кузнецовым, В. Лисеевым и другими. Бесперебойность полетов обеспечивали инженеры и техники П. Подгузов, А. Стройгородский, А. Олейник, В. Кононов, В. Пежемский.

Продленная навигация 1974 года успешно закончилась 29 декабря. К концу года завершилось и строительство нового, самого мощного в мире атомохода «Арктика».

В следующей арктической навигации ледоколам «Арктика», «Ленин», «Киев», «Мурманск» в проводке судов помогали пилоты Ми-2 Е. Миронов, В. Покумейко, В. Кузнецов, В. Холодняк, авиатехники Н. Прокалейко, Ш. Сабиров, А. Олейник, А. Шапарев.

Арктика не любит слабых - в этом пилоты убеждались не раз. Совершенствуя профессиональное мастерство, они вместе с тем с каждым полетом над ледяными просторами закаляли и свои характеры. Старшие передавали свой опыт, свою выучку молодым, которых особенно манили высокие широты. И молодые авиаторы доказывали свое право участвовать в покорении северной стихии. А она не раз испытывала их своими капризами.

Среди тех, кто всегда горячо рвется в арктические полеты, нельзя не назвать В. Кузнецова, В. Петрова, В. Покумейко, Е. Миронова, В. Сигова - представителя третьего поколения мурманских авиаторов. Сигов-старший - один из ветеранов Кольского неба. Он пришел на Север после Великой Отечественной войны. В отдаленных селениях, в тундре и на побережье жители хорошо знают и уважают Николая Ивановича. Владимир родился и вырос на Кольской земле, здесь с отцом впервые пришел на аэродром, здесь сам поднялся в небо. Прошло несколько лет, и на вертолете Ми-2 он впервые отправился в полет над Ледовитым океаном.

Не зря говорят, что Арктика полна неожиданностей. Однажды среди ночи Владимир проснулся от сигнала тревоги. Подумал: произошло неладное с вертолетом. А было вот что: с борта корабля была обнаружена вмерзшая в льдину огромная тупорылая мина. Неосторожное столкновение с ней любого судна - и последствия могли быть трагическими. Прежде всего, надо было сделать главное: осторожно провести караван, чтобы не потревожить таившую опасность льдину.

Едва последний корабль миновал опасную зону, как пошел снег и погода резко изменилась. Только на вторые сутки начался поиск мины. Более шести часов бороздил над ледовыми просторами Влидимир Сигов на своем вертолете. На помощь с ледокола «Киев» был вызван второй вертолет под управлением Виталия Петрова. Наконец, разыскана льдина, к которой черным пауком присосалась холодная смерть.

Сигову пришлось доставить на кусок льда взрывников, а значит - посадить машину с предельной точностью рядом с миной. В любой момент от простого сжатия льдов мог взметнуться огненно-черный столб взрыва. В двух шагах от вертолета взрывники «колдовали» над страшным, почерневшим от времени чудовищем. Когда зашипел бикфордов шнур, они торопливо заняли места в вертолете, и машина тут же взлетела. А воздух содрогнулся от взрыва...

Сегодня В. Сигов - командир вертолетного звена, за успехи в освоении Арктики, высокое мастерство награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».

...Арктическая навигация 1977 года началась необычайно рано - в конце февраля. Из Мурманского морского порта вышли в плавание мощный атомный ледокол «Арктика» и ледокол «Мурманск». Они взяли курс на Ямал, куда повели караваны транспортных судов с грузами для газодобытчиков.

В ледовый рейс на борту «Арктики» вышел экипаж вертолета Ми-2 (пилот Е. Миронов, авиатехник Н. Прокалейко и техник спецслужбы А. Олейник).

Несмотря на сложнейшую ледовую обстановку, задание было выполнено. Ямальские газовики, строители, геологи получили 36 тыс. тонн различных грузов, в десять раз больше, чем в 1976 году. Было доказано, что сверхранняя навигация с помощью таких ледоколов, как «Арктика», в Карском море вполне возможна.

В начале мая на атомоходе «Ленин» в Арктику вышел экипаж Ми-2 - пилот В. Покумейко, авиатехник Р. Держинскас, техник спецслужбы В. Старопопов. В июне ушел во льды Ледовитого океана на ледоколе «Красин» еще один экипаж в составе пилота В. Сигова, авиатехника И. Рындина, техника спецслужбы Н. Юзыка.

А в августе мир был извещен о новой исторической победе советского человека, связанной с освоением Арктики.

В тот субботний день дежурный по авиапредприятию принял распоряжение начальника Ленинградского управления гражданской авиации о незамедлительной подготовке двух вертолетов с достаточным ресурсом двигателей для работы в Арктике по проводке судов. «А возможно, и обеспечения следования атомохода «Арктика» к Северному полюсу», - добавил в конце разговора ленинградский дежурный.

Волнению не было предела. Срочным порядком готовились вертолеты, подбирались экипажи. Первый был сформирован в составе пилота Е. Миронова, авиатехника С. Кузнецова, техника спецслужбы А. Олейника. Старшим экспедиции назначался заместитель командира подразделения В. Петров. На борт атомохода были поставлены два вертолета Ми-2.

9 августа «Арктика» вышла в свой исторический рейс к Северному полюсу.

17 августа 1977 года в 4 часа 00 минут по московскому времени атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Впервые за всю историю мореплавания корабль преодолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании поднялся к самой вершине земного шара. Исполнилась мечта многих поколений моряков и полярных исследователей.

Высокоширотный поход на Северный полюс самого мощного в мире ледокольного корабля под флагом СССР стал новой выдающейся победой советской науки и техники.

Моряки, ученые, летчики - участники плавания посвятили свою победу 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Руководители высокоширотного похода - министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко и капитан атомного ледокола «Арктика» Ю. С. Кучиев направили с борта корабля рапорт Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневу. В память об историческом событии на грунт в географической точке Северного полюса была опущена памятная металлическая доска.

17 августа на имя командира Мурманского авиапредприятия Юрия Ивановича Вяткина была принята радиограмма с борта атомохода «Арктика»: «Составе высокоширотной арктической экспедиции на а/де «Арктика» 17.08.77 в 04 утра достигли Северного географического полюса тчк Продолжаем работу по обслуживанию экспедиции тчк. Экипаж вертолета».

За заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса большая группа участников высокоширотной экспедиции была удостоена высоких наград Родины. И среди них авиаторы: начальник Ленинградского управления гражданской авиации В. Колосов, награжденный орденом Октябрьской Революции; заместитель командира подразделения авиапредприятия старший группы В. Петров и пилот вертолета Ми-2 Е. Миронов, получившие ордена Трудового Красного Знамени; авиационный техник С. Кузнецов и техник спецслужбы А. Олейник, получившие медали «За трудовую доблесть».

А в 1978 году за успешное выполнение зимних арктических рейсов, продление навигации на Северном морском пути, своевременную доставку народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера большой группе участников навигации вручены награды.

Среди награжденных - пилот вертолета Ми-2 В. Покумейко, удостоенный медали «За трудовую доблесть».


Виталий Евгеньевич Петров
Прибыл в авиапредприятие в 1972 году после окончания летного училища. Заместитель  командира летного коллектива. Учится в Академии гражданской авиации. За участие в походе к Северному полюсу награжден орденом Трудового Красного Знамени. Налетал более 2000 часов.

Евгений Николаевич Миронов
Прибыл в Заполярье в 1963 году. За участие в походе к Северному полюсу награжден орденом Трудового Красного Знамени. Налетал более 6000 часов.

Им покоряется небо


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.148.106.49

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .