Глава 11 |
В публикациях физиолога академика Н. Бехтеревой есть много интересных выводов на основе исследований основ человеческой психики, что может произойти с мозгом мыслящего человека в экстремальных для него условиях.Физиологи изучают возможности мозга, болезни разных зон, явления, связанные с эмоциями. Придается огромное значение исследованию сверхмедленных физиологических процессов. Эти процессы играют важную роль в жизни здорового и больного мозга. Уровень их отражает состояние зон мозга. Из факторов, влияющих на уровень сверхмедленных физиологических процессов, важнейшая роль принадлежит эмоциям. Именно они и их нейрохимический механизм могут оживить усталый мозг, способны обеспечить легкость восприятия внешней среды, вызвать легкость и скорость мышления, творческий порыв и, наоборот, снизить уровень функционирования мозга, создать предпосылки для развития нарушений его функционирования - и, прежде всего, в обеспечении психики. Что же удалось физиологам наблюдать в мозгу при развитии эмоций? Регистрация СМФП позволила, образно говоря, судить о том, на сколько милливольт и минут обрадовался или опечалился человек и в каких зонах мозга и как отразилась эта радость или печаль. Если у капитана Ткаченко на «П. Васеве» были отрицательные эмоции длительное время, а они вполне могли быть - заход из океана в Средиземное море через Гибралтар, плавание в проливах Дарданеллы, Босфор и в самом Черном море при интенсивном судоходстве - сплошные отрицательные эмоции, даже без «воодушевляющих на производственные подвиги» радиограмм от руководства и семейных драм, - вот и объяснение «заскока» у капитана, когда он уперся лбом в локатор и не реагировал на речь вахтенного штурмана. Исследования показали, что биологически невыгодным чрезмерным эмоциям в мозгу противодействует собственная защита мозга, его автоматический тормозной контроль. Тормозная защита может быть недостаточной при определенном напряжении. Это - путь к неврозам. Даже у корректных в обычной жизни капитанов во время выполнения сложных операций - швартовки, маневрирования в стесненных условиях - бывают случаи «взрывов», ругани с применением нецензурных слов, особенно, когда слишком медленно исполняются команды, что усложняет ситуацию. Нередко такие случаи использовались недоброжелателями, особенно глупыми помполитами! В период «застоя» по такому поводу в парткомах шли «серьезные процессы» с далеко идущими последствиями для капитанов. Реальные условия возникновения таких взрывов «партийных богов» не интересовали, их интересовало нарушение «здорового» морально-политического климата. В будущем при демократизации нашей жизни такие процессы могут возрастать. Хотелось бы пожелать суду общественности: прежде чем вынести приговор, следует учитывать, каков капитан в обычной жизни и какая ситуация была во время «оскорбления личности». А капитанам не надо зацикливаться на срыве. Лучше всего сразу после выполненной работы извиниться перед «потерпевшими», объяснив, что и почему! С другой стороны, тормозная защита может быть избыточной по интенсивности или, наоборот, инертной и тем самым приведет к «эмоциональной тупости», что также опасно для судоводителя, так как растет риск ошибки в принятии решения. Следовательно, капитан и судоводители обязаны бережно, насколько позволяют обстоятельства, относиться к своему организму, укреплять нервную систему аутотренингом, разгружать положительными эмоциями мозг, следить за своим состоянием. Чувствуя перенапряжение, если есть запас времени до выполнения сложной операции, принять успокаивающие средства (ни в коем случае непосредственно перед выполнением операции, так притупляется реакция) или даже, при возможности, отодвинуть эту работу. Главное, помнить - жизнь людей может зависеть от вашего решения. И никогда об этом не забывать! Но отрицательные эмоции мы получаем не только на производстве, но и в повседневной жизни. Их можно разделить по принципу воздействия на человека: глобальные и бытовые, долговременные и краткосрочные, экстремальные и умеренные. К отрицательным эмоциям постоянного длительного воздействия можно отнести угрозу войны и экологической катастрофы. Можно назвать пиковые моменты этих явлений - ввод наших войск в Афганистан и авария на Чернобыльской АЭС. Какое было влияние чрезмерного длительного эмоционального фактора на родителей молодых парней, находившихся в Афганистане, и как повлияло это на их здоровье, может сказать любой, кто с ними встречался. Как повлияла война в Афганистане на самих парней, мы тоже знаем, сегодня это наша боль. Как влияла безгласность на людей, тоже знаем, - привозили цинковые гробы и тишина. А земля слухами полнится... Влияние Чернобыля на людей сказалось надолго, а для живущих в ближайшей зоне - вообще фактор чрезмерный. Неуверенно чувствуют себя люди, живущие рядом с другими АЭС. Эмоциональные взрывы в прессе по вопросам экологии вполне объяснимы. К бытовым отрицательным эмоциональным факторам относятся наши острые социальные проблемы: жилищные дела, уровень зарплаты, рост цен на продукты питания и предметы первой необходимости, охрана детства и материнства, медицинское обслуживание - большинство граждан нашей Родины по вопросам бытия получают такую дозу отрицательных эмоций ежедневно, что применение успокаивающих средств стало нормой жизни. Постоянное влияние отрицательных эмоций - все это может выражаться не только на снижении работоспособности, но и в равнодушии к жизни, к окружающим, к снижению потребностей культурного плана, к развитию алкоголизма и наркомании. Несомненно, так называемые волевые сильные личности легко справляются с кратковременными эмоциогенными факторами. Но чаще всего человек, справившись с субъективным миром невроза, попадает в больницу с инфарктом... С точки зрения гуманизации общественной жизни, заботы о здоровье людей, о будущих поколениях, о сохранении генетического и интеллектуального фонда нации, нельзя не учитывать влияние на Человека эмоциогенных факторов. В их сглаживании велика роль средств массовой информации. Но чаще средства массовой информации дают только констатацию фактов, Ну а экипаж судна - осколок, модель общества, это мы всегда знали. Неврозы, ссоры в экипаже грозят возможной аварией. Задумавшись над этим, не придем ли мы к выводу о неизбежности нарастания аварийности в нашей стране при такой взвинченности общества. А что впереди будет? Целесообразно еще глубже и шире посмотреть на проблему: человек сегодня и завтра. Гуманное общество должно бы строиться именно по этой схеме: важнейшая ценность - Человек, в верховных органах власти, в региональных, на предприятиях - звенья комиссии «Человек», службы «Человек». Ведь в любом экономическом, политическом процессе участвует Человек. В любом решении должна закладываться прямая и обратная связь: как участвует в процессе Человек, что достигнуто, как это повлияло на бытие Человека, его физиологию, психологию, культуру, здоровье. Все законы и постановления Государства желательно принимать только после согласования с Комиссией «Человек», все новейшие знания о Человеке должны использоваться.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2637 |