Глава двенадцатая |
Неузнаваемо преобразился за годы второй пятилетки Кольский полуостров. Далеко за Полярным кругом, в пустынном прежде крае полным ходом шло строительство предприятий горно-химической индустрии, цветной металлургии, вступили в строй самые северные в мире гидроэлектростанции Нива-II и Туломская. Значительных успехов добились рыбаки Мурмана. Шло успешное освоение Северного морского пути. В тундре рождались новые оленеводческие колхозы и совхозы. Выросли новые города и рабочие поселки. Не стоял на месте и Гражданский воздушный флот. Для обеспечения воздушным транспортом возросших нужд народного хозяйства Мурманского края 11 ноября 1936 года приказом начальника Главного управления ГВФ на Кольском полуострове был создан 235-й авиационный отряд. Местом его базирования стал рыбацкий поселок Тик-Губа, что в двух километрах от станции Апатиты (там располагалось авиазвено Овчинникова). В апреле 1937 года отряд возглавил один из наиболее грамотных летчиков того времени Сергей Иванович Сироткин. В 1930 году после стажировки в научно-исследовательском институте Сергей Иванович получил звание «летчик-инструктор по аэронавигации». Несколько лет он трудился в эксплуатационно-технической службе Московского управления Гражданского воздушного флота, вел большую научную работу. В тот период им было написано учебное пособие для пилотов «Наставление по аэронавигационной службе ГВФ». Он руководил на общественных началах первой московской планерной школой. С января 1936 года он - заместитель начальника курсов высшей летной подготовки в Батайске, вскоре - заместитель начальника Ленинградского управления ГВФ. И вот теперь - принял 235-й и стал командиром первого в Заполярье авиаотряда. Начальником штаба был утвержден Владимир Степанович Загорский, участник Великой Октябрьской социалистической революции, член партии с 1919 года. С введением должности заместителя командира по политической части в авиационных отрядах на эту работу в 235-й был назначен Иван Николаевич Платошин. В распоряжение вновь созданного авиаотряда были выделены самолеты Ш-2; а вскоре прибыли еще самолеты МП-1-бис.С образованием авиаотряда закончилась одна пора в жизни Павла Овчинникова и начиналась другая. Был он прежде единственным пилотом единственного в крае самолета, потом, когда самолетов стало два, имел в подчинении Михаила Карабанова. В отряде Павел был назначен старшим пилотом - тогда не было заместителей командиров по летной части - и стал правой рукой командира в деле выучки и воспитания летного состава.С большим волнением и нетерпением ожидал Павел прибытия первой партии летно-технического состава. Карабанов подтрунивал над ним: - Зря так ожидаешь, детский сад едет. Со мною плохо спишь, а с ними и вовсе сон потеряешь. - Ничего, Миня. Подучим, будут классные пилоты. Зато мы с тобою немного отдохнем. Видишь, работы стало невпроворот. Морозов, давно вынашивавший мысль освоить тяжелую технику, просил Павла отпустить его. - Жалко, Сашко, расставаться с тобой. С колышка ведь вместе начинали. Но раз так хочешь - отпущу непременно. Учись, пока молодой. - Спасибо, командир. Может, и доведется еще поработать вместе. - Хорошо бы. Привык к тебе, Сашко. С наступлением весны стал прибывать личный состав авиаотряда. В основном это, как и предсказывал Карабанов, была молодежь, прямо из летных училищ, из техникумов. Среди них, впрочем, были и опытные пилоты - Сергей Скоренко, Николай Лопатко, Борис Арензон, Николай Мосин, Степан Березин, Виктор Державцев. Это были замечательные парни, готовые преодолеть любые трудности. А такого, как Степа Березин, который прибыл с Кавказа, где приобрел порядочный опыт работы в производственных условиях, можно было после провоза по трассам сразу допустить к полетам и в Заполярье. С молодежью же предстояла большая работа. Для обслуживания авиационной техники прибыла группа молодых специалистов, посланцев комсомола, - Геннадий Дроздецкий, Михаил Бодров, Тимофей Максимов, Дмитрий Цыпышев, Иван Шелыгин, Николай Арнаутов. Павел часто встречался с подчиненными, подолгу беседовал с каждым, стараясь понять, кто чем дышит. О летных делах пока обстоятельного разговора не заводил. Считал: надо, прежде всего, как следует устроить людей, получше узнать их. Командир отряда и начальник штаба тоже целыми днями занимались размещением прибывших. Очень трудно было с жильем. А пополнение все прибывало. Пришли в отряд по комсомольским путевкам и осоавиахимовцы с комбината «Апатит», успешно окончившие планерные курсы, - Алексей Соколов, Анна Милютина, Мария Тихомирова. Соколова Овчинников взял к себе в экипаж. На седьмом небе был Алексей. Еще бы, он - авиамоторист у самого Овчинникова! Прибыла из медицинского училища комсомолка Елизавета Веркина, ставшая первым стартовым фельдшером. Весной 1937 года, как только вскрылась Имандра, командир отряда Сироткин пригласил к себе Овчинникова. - Вот что, Павел Карпович, люди у нас разместились - хорошо ли, плохо ли, но имеют, как говорится, крышу над головой. Теперь надо летать. Сколько уйдет времени на тренировки? Звонили из горкома, просили поторопиться, спрос на самолеты большой. Павел что-то прикинул в уме и твердо заявил: - Думаю, на каждого часа по два хватит. С теми, кому нужна будет дополнительная тренировка, займусь отдельно. - Есть прикидка, с кого начать? - Есть, товарищ командир. - И с кого же? - Можно со Скоренко или Лопатко, хорошие ребята. Да и Арензон, видать, дельный парень. - Это тебе решать, а начинать пора, - заключил Сергей Иванович. - Горячку не пори, но и слишком тянуть не стоит. - Все ясно, товарищ командир. Собрались все вместе на пирсе. Имандра плескалась у самых ног. - Тут как на даче, - улыбнулся Березин. - Я думал, в сравнении с Кавказом - ссылка, а здесь цветы вон цветут, пчелы летают, красота... Бойкий, острый на слово Степан с первых дней стал в коллективе своим. Где ни появится, шуткам нет конца. Стоявшие рядом Сергей Скоренко, Николай Лопатко, Борис Арензон помалкивали, слушая, как балагурит с Овчинниковым Березин. Они имели о Севере весьма смутное представление и, видно, немного робели. Павел перешел к делу. - Вот что, товарищи пилоты, будем считать - первое знакомство состоялось, и с сегодняшнего дня вы все зачисляетесь на полярный паек. - Это что за штука, товарищ командир, с чем ее едят? - не вытерпел Степан. - Это, товарищ Березин, значит, что, когда сядешь на вынужденную в тундре, можешь смело, ни у кого не спрашивая разрешения, переходить на подножный корм - морошку, чернику, бруснику - в общем, на все, что найдешь съедобного. - М-да. Вроде оленя? Вот это паечек, - протянул Степан, почесав затылок. - Лучше уж не садиться. - Это точно, - улыбнулся Павел. - А теперь несколько наших северных заповедей. Их надо помнить днем и ночью. Первая - не зная броду, не лезь в воду. А понимать ее надо так: летать можно лишь по тем маршрутам, по которым есть вывозные. И это до тех пор, пока не станете с небом на «ты». Вторая - на бога надейся, да сам не плошай. А значит это вот что: смотрите за погодой во все глаза. Всевышний может подложить такую свинью, что и костей не соберешь. Здесь погода меняется в течение часа по нескольку раз. Кажется, сейчас ясно, солнце светит вовсю, а, смотришь, через несколько минут все небо уж заслонили тяжелые облака или ни с того ни с сего туман накрыл пол-Кольского и ни зги не видать. Зимой еще хуже - снежные заряды, метели, ураганы. Метеостанций тут нет. Ваш глаз, ваш разум - вот хранители от всех бед. Прошу всех твердо уяснить себе: пренебрежение погодой смерти подобно. На собственной шкуре испытал, чудом остался жив. И последнее: не вздумайте лихачить. Все летные шалости должны окончиться вместе с вашей курсантской жизнью. Здесь производство. Павел замолчал, посмотрел на окруживших его пилотов. - Михаил Васильевич, у вас есть что добавить? - обратился к Карабанову. - Нет. По-моему, главное сказано. Теперь, как говорится, за дело. Что будет не ясно - в процессе ввода подскажем. - Завтра начнем тренировочные полеты. Кто первый? - Павел оглядел притихших пилотов. - Я, товарищ командир, - поднял руку Скоренко. - Ну, раз вы - значит, вы. Начнем с утра. Потом составим график для остальных. Скоренко прибыл на тренировку задолго до назначенного времени. Нервно ходил по пирсу, видно было - волновался. Пришел Овчинников. Сдержанный, деловитый. - Ну как, готов? - спросил, залезая в «шаврушку». - Готов, товарищ командир. - Садись, запускай машину. Сергей запустил мотор, осторожно срулил со спуска. Обернулся к Павлу и увидел: тот вынул из карманов комбинезона две бутылки крем-соды, поставил их сзади в лодку. Крикнул на ухо Скоренко: - Смотри, как летать надо! - И дал по газам. Самолет взревел и понесся на взлет. Сделали круг, произвели посадку. Обе бутылки стояли как вкопанные.Павел весело засмеялся и опять повел «шаврушку» на взлет. И так три захода. - Понял? - показал на бутылки. - Понял... - протянул Скоренко восхищенно. - А сейчас давай сам! Как ни старался Сергей в точности выполнить наставления Павла, на взлете бутылки сразу же полетели в хвост. Овчинников недовольно буркнул: - Ты что это - куда ветер, туда и ты? Сергей покраснел до ушей, молча стиснул зубы. - Давай снова! - прокричал Павел. Опять полет по кругу и посадка. Посмотрел на бутылки - стоят. Облегченно вздохнул. - Давай еще! - скрывая довольную улыбку, отдал команду Овчинников. Еще круг, посадка - бутылки в разные стороны. - Ворона! - снова вскипел Павел. - Давай еще!.. На этот раз бутылки не сдвинулись с места. Еще. И опять все отлично. - Стоп! - зашумел Павел. - Прибери газ!Он достал бутылки, открыл одну, хлебнул из нее, разделся - и бултых в ледяную воду. - А теперь валяй один! Я посмотрю снизу, как ты усвоил! - прокричал он из воды. - Садиться будешь неподалеку от меня. Взлетел и сел Скоренко неплохо. Когда приглушил мотор, услышал: - Хорошо!.. Получается!.. - Овчинников по-настоящему радовался успеху ученика. - Еще один проверочный вместе, и на этом хватит! Сразу видно - летать умеешь! Он вылез из воды, оделся. Сделали еще круг. - Отлично!.. Молодец!.. - кричал Павел сквозь рев мотора. На всю жизнь остались в памяти Сергея Савельевича «вывозные» командира. А Николаю Лопатко на тренировочных полетах не раз доставалось за лихачество. - Ты что такие виражи гнешь? Или жизнь надоела?! - разносил Овчинников не в меру расхрабрившегося паренька. - Самолет не телега!.. Да и потом, когда Лопатко уже летал самостоятельно, Павлу приходилось делать ему замечания за слишком вольное обращение с самолетом. Самыми уравновешенными, самыми упорными были Борис Арензон, Николай Мосин и Виктор Державцев. Степан Березин летал осторожно. Привыкал к Северу постепенно, но крепко. Особенно полюбился Овчинникову Арензон. Что-то общее сроднило его с этим пареньком. Крепкая дружба, завязавшаяся между ними с первых дней совместной работы, прошла через всю их короткую, но такую необычную жизнь. * * * Чуть позднее новые трассы пролегли и в более отдаленные поселки и становища полуострова. Самолеты стали выполнять почтово-пассажирские рейсы к оленеводам Ловозера, Краснощелья, Каневки, Поноя, к рыбакам и лесорубам Терского берега. То, что Овчинников внимательно следил за своими питомцами. И хотя все они за короткий срок освоили многие премудрости летного мастерства, но на Севере - условия особые, и Павел обычно в первые сложные рейсы летал с ними сам. Подсказывал, на что надо обращать особое внимание, как поступать в тех или иных обстоятельствах. Когда впервые полетел с Арензоном по северному побережью полуострова, пришлось в Териберке садиться во время отлива. Самолет стало быстро сносить в море. Для Павла это было не в новинку, а вот Борис попал в такой переплет впервые, и очень кстати оказались наставления Овчинникова: - Видишь, как прет отлив - все несет в море. Режь в таких случаях волну под девяносто. Не подставляй самолет боком - может не только захлестнуть машину, но и ударить о крыло. Не забывай об отмелях и подводных камнях, которых здесь хватает. Смотри в оба. Арензон внимательно слушал Павла, как говорится, мотал на ус. И все-таки, когда вскоре попал один в аналогичную ситуацию, наломал дров. Случилось это в Кольском заливе, в порту. Он, доставив больного из отдаленного поселка, производил посадку поздно вечером. Подрулил к пристани тралового флота, когда началось сильное отливное течение. Не сразу вспомнил советы Павла, упустил момент, самолет круто развернуло и ударило правой плоскостью о пирс. Было помято крыло, поломаны крайние нервюры. Павел недовольно отчитывал друга: - Ведь помнишь Териберку. Когда нас стало таскать по заливу, что я тебе говорил? Эх ты, раскрыл варежку, вот Борскому теперь работенку подбросил - ремонтируй тебе самолет. - Да я и сообразить ничего не успел, так быстро все произошло... - Быстрее соображать надо. На то и голова на плечах, - сердился Павел. - Да и зачем тебя понесло в рыбный порт? Я ведь предупреждал: если придется выполнять срочное санзадание, садиться в торговом порту - там и глубина хорошая, и причалы оборудованы. А ты куда сел? - Я ведь хотел побыстрее больного доставить. А здесь ближе, - пытался оправдаться Арензон. - Вот что я тебе скажу: забыл ты нашу первую заповедь - не лезь в воду, не зная броду. Легче бы было больному, если б ты его угробил, а заодно и сам угробился? Арензон молчал, виновато переминаясь с ноги на ногу. А Овчинников продолжал уже спокойнее: - В общем, так: при первой возможности сам полечу с тобой в Мурманск в период интенсивного отлива или прилива. Буду учить тебя уму-разуму. Надо тебе с морем поближе сойтись. - Это зачем? - насторожился Арензон. - Рыбаки попросили помочь. Нужно с воздуха разведать косяки рыбы в прибрежных водах. Командир дал согласие. Днями начнем выполнять первые полеты. Я рекомендовал на этот вид работ тебя и Карабанова. - А справлюсь? - засомневался Борис. - А почему ж не справишься? - в свою очередь спросил Овчинников. - Да вон видишь, как получилось? - Вижу. В следующий раз умнее будешь... Полеты над прибрежными водами Баренцева моря вскоре стали привычным делом для пилотов 235-го авиаотряда. А когда на вооружение отряда поступили новые гидросамолеты МП-1-бис (МБР-2), словно специально предназначенные для разведки рыбных косяков, эта работа велась постоянно. Выполняли ее кроме Павла Овчинникова и Михаила Карабанова Борис Арензон, Сергей Скоренко, Николай Лопатко, Степан Березин, Виктор Державцев. ...18 августа в авиаотряде случилось чрезвычайное происшествие. Предыстория; его такова. Когда в Тик-Губе обосновался авиаотряд, как-то сам собой в нем установился обычай - в день Воздушного Флота СССР проводить массовые катания на самолетах лучших производственников, стахановцев с соседних предприятий. В праздничные дни на берег Имандры стекался народ со всей округи. Особенно много людей приезжало из Кировска. Были тут и горняки, и обогатители, и строители, и железнодорожники. Катание всегда было яркой и красочной демонстрацией успехов авиаторов Заполярья. Желающие могли осмотреть самолеты, посидеть в кабинах, послушать рассказы пилотов, техников о достижениях советской авиации. Ну, а передовики производства - подняться в воздух, посмотреть с высоты на свой город, полюбоваться Имандрой, окрестностями. И в тот праздничный день все шло своим чередом. Самолеты, приняв на борт очередную «порцию» гостей, взлетали и кружили в воздухе. Вдруг один из них в двадцати пяти - тридцати метрах от земли заложил такой глубокий вираж, что у всех наблюдавших за полетом с берега вырвался крик ужаса. Казалось, самолет неминуемо врежется в землю. К счастью, все обошлось благополучно. Только, разумеется, не для пилота (им был Николай Мосин). Воздушное лихачество водилось за ним и раньше. Он уже имел взыскания за нарушение летной дисциплины. И вот - снова отличился. Теперь Мосина отстранили от полетов. Товарищи его, да и весь личный состав, переживали за случившееся, - Николая в отряде любили. А Овчинников разносил пилота на чем свет стоит: - Ну, что ты циркачишь?! Разве этому учили тебя?! У тебя же люди, ты понимаешь - люди на борту были! Что же ты их жизнями рисковал, дурная твоя голова?! Ничего, вот походишь по земле. Может, ветерок остудит твои горячие мозги. - Куда же меня теперь? - сокрушался Мосин виновато. - К Булину пойдешь, к начальнику порта. Бочки с мазутом поворочаешь - тогда узнаешь, как виражи закладывать. - Понял, товарищ командир. Расстались холодно, хоть Павлу и жаль было Николая, неплохим пилотом считал его. «Не может быть, чтобы не понял и в этот раз», - думал Овчинников, шагая к «шаврушке». Пилоты поначалу роптали: казалось им, что слишком строго наказали Мосина. Но вскоре произошло еще одно событие, показавшее, что не такие уж они «асы» - молодые пилоты, что строгость командиров на пользу делу. После патрульного облета лесных массивов Умбского леспромхоза Степан Березин взял в Умбе на борт двух пассажиров и вылетел в Апатиты. Наличие горючего проверил «на глазок» - вроде достаточно. Но в пути мотор заглох - бензин оказался на нуле, и Березину ничего не оставалось, как идти на вынужденную. К счастью, это произошло над озером. А если бы над лесом или горами? И опять Павлу пришлось читать подчиненному мораль. - Кому-кому, а тебе непростительно. В Средней Азии летал, на Кавказе летал и не уяснил простую истину, что самолет без бензина летать не может. Степан понимал, что виноват, и опасался, как бы и его не отстранили от полетов. Потупившись, заговорил «с подходом»: - Товарищ командир, а нельзя ли со мной полегче? - Что полегче? - не понял Овчинников. - Наказать полегче, не как Мосина? - А, - Павел строго посмотрел на него, потом добавил: - Не знаю, не я один решаю. - Это мне урок на всю жизнь, - заверил его Степан. Овчинников верил своим подопечным. Знал, что все это у них, так сказать, возрастное. Но ему хотелось как можно крепче вбить им в голову простую истину - в авиации мелочей не бывает. Поэтому строго взыскивал с каждого за легкомысленное пренебрежение этими кажущимися мелочами. Березин получил тогда строгий выговор с предупреждением. Выводы сделал для себя правильные. Старался делом доказать это. Летал так, что даже придирчивому Овчинникову не в чем было его упрекнуть. В общем, работал на совесть. Проявил он себя и в общественной жизни. Как-то работал Степан у оленеводов в Краснощелье. И вот однажды там собралось сразу несколько экипажей. Березин вместе с Виктором Державцевым устроили в колхозном клубе концерт художественной самодеятельности. Степан пел, аккомпанируя себе на гитаре; Виктор читал стихи, короткие юморески. Концерт имел большой успех. Когда об этом узнал Овчинников, был очень доволен. Предложил продолжать инициативу и в будущем. Он шутливо похлопал по плечу Березина: - А тебя, Степа, назначаю по совместительству главным артистом. - Есть главным артистом, товарищ командир! - взял под козырек Степан. - Может, мне и прописаться в Краснощелье? - Это зачем еще? - Да он там, товарищ командир, присмотрел одну местную красавицу, - не выдержал Державцев. - И она, видать, присохла к нему - ночью на оленях у наших окон дежурила. Чуть не увезла парня. - Правда, что ли, Степа? - спросил Павел серьезно. - Да ну их, шутят всё... - Какие же шутки, если я сам видел? - не унимался Державцев. - Кто под окнами ходил, когда рогатая луна взошла? - Верно, кто-то в малице маячил, а я-то при чем? - Во! А говоришь - шутка. Это и была она, твоя зазноба. Все весело смеялись розыгрышу, не подозревая, как недалеки от истины. Впоследствии спутницей жизни Березина стала одна из краснощельских девчат - Полина, дочь местного оленевода. Николай Лопатко, Борис Арензон, Сергей Скоренко, Виктор Державцев много и плодотворно помогали изыскателям. Геологические экспедиции, которые в эти годы усиленно штурмовали Кольские просторы, были довольны работой авиаторов. ...Летом 1937 года в отряд пришла Шура Подвальная. Улыбчивая девушка, появившаяся в аэропорту ранним утром, сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. На ней был синий форменный комбинезон, из-под которого виднелась белая накрахмаленная блузка. Она направлялась к самолетам. Вездесущий Овчинников, увидев ее, неуместно съязвил, подморгнув стоявшим рядом пилотам: - Вот еще, летчик в юбке объявился. Услышав реплику в свой адрес, девушка взглянула на произнесшего ее ладного рыжеватого паренька, смотревшего на нее маслеными с прищуром глазами, резко остановилась, широко улыбнулась и смело повернулась к пилотам: - Привет, развеселая братия! Шура Подвальная, - и стала поочередно подавать каждому свою маленькую крепкую руку. К Овчинникову подошла в последнюю очередь: - До летчика мне, дружище, дак черепахе до неба. - И озорно добавила: - А вот Техник из меня, говорят, получился недурной. Если в чем слаб - помогу. Пилоты заулыбались. Павел продолжал дразнить девушку: - Ты, видать, из резвых? - Да уж палец в рот не клади - вмиг отхвачу,- залилась звонким колокольчиком Шура. - А по поводу знаний не шучу. Диплом с отличием получила. Вот, если ты толковый пилот, скажи, почему у Ша-два редан не на всю длину лодки? - А зачем мне это знать? - пробовал отшутиться он. А девушка наседала: - Вот! Не знаешь! Тоже мне пилот. Шура смотрела теперь на Павла серьезными глазами и не улыбалась. Ее будто подменили. Овчинникову стало неловко. Не отвечать же как школьник на экзамене. И шутками не отделаться. А Подвальная не унималась: - Может, скажешь тогда, почему самолет взлетает против ветра, а не по ветру? - Ворона и та против ветра взлетает, - встрял Степан Березин. Пилоты грохнули. Улыбнулась и Шура и, обращаясь теперь к Степану, продолжала настаивать: - Тогда давай ты,- раз сам с усам. - Это мы враз! - Степан, став в позу прилежного ученика, бойко начал нести какую-то околесицу. Ребята ржали на весь пирс. - Ну ладно, пошутили - и будет, - подвел черту Павел. - А ты, товарищ Шура, не обижайся на нас. Толковый ты, видно, парень, и мы с превеликим удовольствием принимаем тебя в нашу мужскую компанию. - Принимаем, принимаем! - дружно поддержали его пилоты. - Будешь у нас за сестричку. А насчет редана; и вообще материальной части самолета мы готовы брать у тебя уроки. Подвальная быстро и уверенно вошла в небольшой дружный коллектив авиаторов, а вскоре стала и стахановкой. Шура действительно была неплохим техником. Если она готовила самолет к полетам, можно было не сомневаться: все будет сделано надежно, на совесть. В отряде доверяли ей полностью.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2231 |